Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Урок обучения грамоте (чтение)

в 1 классе по системе развивающего обучения   Л.В.Занкова

учитель начальных классов  Кичигина Тамара Федоровна

Тема:    «Из истории языка.  Многозначность слова»

Цель: знакомство  с некоторыми моментами из истории языка.

Автор учебника:«Азбука». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец

Планируемые УУД

Личностные:

- интерес к различным видам деятельности, включая элементы предметно- исследовательской деятельности;

-общие представления о рациональной организации мыслительной деятельности;

   -понимание причин успеха в учёбе;

-самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

понимать смысл  инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике «Азбука». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец;  выполнять действия с опорой  на заданный  ориентир;

-принимать  установленные правила в планировании и контроле способа выполнения заданий;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в общие и собственные действия.

Познавательные

-проводить сравнение, сопоставление, понимать выводы, сделанные на основе сравнения

-строить рассуждения о языковых явлениях

-проводить аналогию

-в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов

- устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогий, сравнения, обобщения

Коммуникативные

-принимать активное участие во фронтальной  работе,  используя речевые коммуникативные средства

-использовать средства для решения коммуникативных задач

-использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

-проявлять инициативу в учебно- познавательной деятельности

Предметные результаты:

-анализировать речевые единицы, находить в тексте ключевые слова, видеть красоту русской речи, находить различные литературные средства ее выразительности;

-использовать термины: гласные и согласные звуки, буква, слог, слово, предложение;

-решать простые грамматические задачи на нахождение нужной буквы  в деформированном тексте (древнего способа записи слов);

-находить многозначные слова в речевых единицах;

-сравнивать печатные буквы Е,е, Ё,ё и соответствующие им письменные;

-решать графические задачи по фонетическому анализу и синтезу изученных букв и звуков.

-воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове;

-соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами;

-пояснять работу (функцию) гласной буквы ё как показателя мягкости предшествующего согласного в одних случаях и как двузвучности в других случаях;

-воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

-приводить примеры многозначных слов, стараться определять  их смысл в контексте речевых единиц;

-анализировать поэлементный состав буквЕ,е, Ё,ё, сравнивать начертания заглавных и строчных букв с помощью анимированного алфавита и «прописывания в воздухе»;

-анализировать заданную звуковую схему слова и подбирать к ней слова

Этап урока

( учебнаяситуация)

Результат этапа

Цель  этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

учитель   ученик

Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

Система ценностных отношений.

Сформированные УУД.
Система предметных знаний, действия с предметным содержанием (опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей)

Формирование и развитие системы ценностных отношений к ЛР, МПР и ПР и их достижению.

Организует ситуацию решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Формальная готовность к уроку. Взаимоконтроль.

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности

( на уроке)

Добрый день, дорогие ребята ! Поприветствуем наших гостей. Проверьте, всё ли   готово к уроку.

Давайте выберем тот девиз, который поможет нам  успешно провести этот урок. Проговорим его для того, чтобы соблюдать это правило весь урок: «Языкомнеторописьаделомнеленись»

 

Выполняют оценку, самооценку готовности по критериям:

правильность выбора учебных принадлежностей,

правильность и аккуратность их расположения на парте,

самостоятельность подготовки,

настрой на урок

2.Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведённые знания и способы действия. Осознание необходимости полученных новых знаний.

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания.

-Работа с Азбукой

 ОБОРУДОВАНИЕ:

Азбука, с.80

-Обратите внимание на портреты мальчиков на странице. На что указывает разница в портретах?

-Прочтите крылатое выражение на ленте: ДОБРОЕСЛОВОИКОШКЕПРИЯТНО

Сравнивают одежду мальчиков на портретах, определяют направление темы урока – историческое.

Читают деформированное выражение, высказываются, сравнивают получившийся результат.  Формулируют своё затруднение

( слитно написаны слова)

3.Постановка учебной задачи

Сформулированная   и зафиксированная с помощью с помощью поговорок, написанных  древним способом, учебная задача.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

Формирование и развитие ЦО  к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения  (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем).

-Назовите тему урока.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Тема на магнитной доске: «Из истории языка»

Проговариваем задачи

  - обратите внимание на необычность написания текста

-скажите, какие буквы выделены на странице и почему

- найдите в тексте о буквах Ёи Еслова в кавычках, нам предстоит сравнить их форму и смысл;

-последняя задача урока от   Карандаша

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

Тема : Из истории языка.

Задачи:

  1. выяснить, как писали в древности на Руси
  2. узнать о буквах Е, Ё
  3. сравнить слова: МЕЛ, МЁЛ (написание и смысл)
  4. фонетический разбор слов: ёж, мел с помощью схемы.

4.Решение учебной задачи.

Новые сведения о русском языке.

Умения работать с речевыми единицами: границы предложения, средства выразительной речи, ключевое слово.

Работа с Толковым словарем В.Даля.

Формирование и развитие ЦО  к  совместной познавательной деятельности по открытию новых сведений о языке.

 -прочтите еще раз поговорку и назовите первую особенность древнего языка на Руси;

ОБОРУДОВАНИЕ:

1 вывод  на магнитной доске: «Слова писали слитно»

Физминутка(сидя на стульчиках, «подрасти», не отрываясь от сидения; напрячься, расслабиться; закрыть глаза )

-прочтите начало русской народной сказки «Лиса и Заяц» и назовите еще одну особенность;

ОБОРУДОВАНИЕ:

1)Иллюстрация к сказке «Лиса и заяц» (показ книги)

2)Работа со словарем Даля: слово «лубяная»

Чтение значения через документкамеру

3) 2 вывод  на магнитной доске:«Писали слова только   буквами согласных»

- познакомьтесь со старинной русской азбукой, выскажите свое впечатление;

ОБОРУДОВАНИЕ:

Показ старинной Азбуки

- прочтите 1 часть текста о буквах Ё и Е  в Азбуке, с.80 и назовите еще одну особенность древнерусского языка;

3 вывод  на магнитной доске: «Буква Ё пришла  в русский алфавит последней».

Физминутка «Барбарики» (мультимедийное)

-читают поговорку и называют особенность древнерусского языка:

1) Слова писали слитно.

-читают начало сказки «Лиса и Заяц» и называют другую особенность:

2) Писали слова только   буквами согласных. В ходе работы с текстом выясняют по словарю Даля понятие слова «лубяная»

-рассматривают старинную азбуку, читают текст о буквах Е и Ё, называют особенность:

3) буква Ё пришла в русский алфавит последней.

 -Моделируют особенности. Сравнивают с формулировкой  в учебнике.

5.Первичное закрепление

( применение алгоритма на практике)

Умение действовать по правилу.

Формирование и развитие ЦО к  умению выполнять задания по алгоритму.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. карточки с заданием написать Ё, Е

2)  Мультимедийная доска «Анимированный алфавит»

-сравните печатные и письменные буквы Ёё и Ее (пропишите «в воздухе»)

-напишите письменные Ёё и Ее

в 1 части карточки.

Выполняют  типовое задание на новый способ действия с прописыванием  «в воздухе» и с просмотром написания букв в Анимированном алфавите.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Умение применять правило в самостоятельной деятельности, умение исследовать смысловую сторону речи.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий. Повторение ранее усвоенных УУД.

-прочтите 2 часть текста и скажите:

что необычного есть в использовании Ё в письменной речи;

ОБОРУДОВАНИЕ:

Газетная статья через документкамеру

ОБОРУДОВАНИЕ:

  Плакат «Осень»

-выполните дыхательную гимнастику «ветер метет листву»

-читают 2 часть текста и выясняют: 1) в газетах и журналах над ё не ставят точки (рассматривают пример газетной речи);

 

7.Обобщение изученного и включение его в систему ранее усвоенных  УУД

Использование нового знания в условиях решения лексических и фонетических задач.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее изученных УУД.

-назовите многозначные слова и объясните их смысл в зависимости от местонахождения слова в контексте;

-прочтите 3 часть текста и назовите секрет буквы Ё

Задание во 2 части карточки: выполните задание от Карандаша: определите количество букв и звуков в словах ёж и мел

Физминутка «коррекция зрения» (мультимедийное)

-называют случаи многозначности слов;

-определяют зависимость смысла многозначного слова от позиции слова в речевой единице;

-читают 3 часть текста и делают вывод: над буквой ё всегда стоит ударение.

-рисуют схемы к словам ёж и мел; совершают взаимопроверку

8.Оценка

Умения:  назвать изученные особенности древнерусского языка, высказывать мнение о необходимости изучения истории языка;

 объяснять на примерах  понятие многозначность слова;

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способа действий

Работа в парах: ответьте друг другу на вопросы по теме урока:

1) особенности древнерусского языка;

2) что необычного в букве Ё.;

3) приведите примеры многозначных слов.

-отвечают на вопросы в парах (при затруднениях обращаются к учителю)

9.Итог занятий. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения

Диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы и соотнести цели и полученный вклад в коллективную работу.

  1. Назовите, чем вы занимались на уроке?

  1. Какие трудности ты испытывал на уроке?
  2. Определите

Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке, была более значимой.  

Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают

 ( фиксируют цветом)  свои достижения.

Стиками показывают своё отношение к видам деятельности.

628330, Ханты-Мансийский автономный округ, Нефтеюганский район,

п. Сентябрьский, квартал 4 , д. 65, тел.8 (3463) 299-267, email: sen.67@mail.ru

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сентябрьская средняяобщеобразовательная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по математике для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 3  общеобразовательного класса составлена на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.        Фундаментального ядра федерального госуд...