Главные вкладки

    Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_obucheniya_gramote.docx32.96 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                    Урок обучения грамоте (чтение)

    в 1 классе по системе развивающего обучения   Л.В.Занкова

    учитель начальных классов  Кичигина Тамара Федоровна

    Тема:    «Из истории языка.  Многозначность слова»

    Цель: знакомство  с некоторыми моментами из истории языка.

    Автор учебника:«Азбука». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец

    Планируемые УУД

    Личностные:

    - интерес к различным видам деятельности, включая элементы предметно- исследовательской деятельности;

    -общие представления о рациональной организации мыслительной деятельности;

       -понимание причин успеха в учёбе;

    -самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

    Регулятивные:

    - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

    понимать смысл  инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике «Азбука». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец;  выполнять действия с опорой  на заданный  ориентир;

    -принимать  установленные правила в планировании и контроле способа выполнения заданий;

    - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в общие и собственные действия.

    Познавательные

    -проводить сравнение, сопоставление, понимать выводы, сделанные на основе сравнения

    -строить рассуждения о языковых явлениях

    -проводить аналогию

    -в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов

    - устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогий, сравнения, обобщения

    Коммуникативные

    -принимать активное участие во фронтальной  работе,  используя речевые коммуникативные средства

    -использовать средства для решения коммуникативных задач

    -использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

    -проявлять инициативу в учебно- познавательной деятельности

    Предметные результаты:

    -анализировать речевые единицы, находить в тексте ключевые слова, видеть красоту русской речи, находить различные литературные средства ее выразительности;

    -использовать термины: гласные и согласные звуки, буква, слог, слово, предложение;

    -решать простые грамматические задачи на нахождение нужной буквы  в деформированном тексте (древнего способа записи слов);

    -находить многозначные слова в речевых единицах;

    -сравнивать печатные буквы Е,е, Ё,ё и соответствующие им письменные;

    -решать графические задачи по фонетическому анализу и синтезу изученных букв и звуков.

    -воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове;

    -соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами;

    -пояснять работу (функцию) гласной буквы ё как показателя мягкости предшествующего согласного в одних случаях и как двузвучности в других случаях;

    -воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

    -приводить примеры многозначных слов, стараться определять  их смысл в контексте речевых единиц;

    -анализировать поэлементный состав буквЕ,е, Ё,ё, сравнивать начертания заглавных и строчных букв с помощью анимированного алфавита и «прописывания в воздухе»;

    -анализировать заданную звуковую схему слова и подбирать к ней слова

    Этап урока

    ( учебнаяситуация)

    Результат этапа

    Цель  этапа

    Взаимодействие в образовательном процессе

    учитель   ученик

    Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

    Система ценностных отношений.

    Сформированные УУД.
    Система предметных знаний, действия с предметным содержанием (опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей)

    Формирование и развитие системы ценностных отношений к ЛР, МПР и ПР и их достижению.

    Организует ситуацию решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов

    Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

    1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

    Формальная готовность к уроку. Взаимоконтроль.

    Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности

    ( на уроке)

    Добрый день, дорогие ребята ! Поприветствуем наших гостей. Проверьте, всё ли   готово к уроку.

    Давайте выберем тот девиз, который поможет нам  успешно провести этот урок. Проговорим его для того, чтобы соблюдать это правило весь урок: «Языкомнеторописьаделомнеленись»

     

    Выполняют оценку, самооценку готовности по критериям:

    правильность выбора учебных принадлежностей,

    правильность и аккуратность их расположения на парте,

    самостоятельность подготовки,

    настрой на урок

    2.Актуализация знаний, мотивация

    Воспроизведённые знания и способы действия. Осознание необходимости полученных новых знаний.

    Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания.

    -Работа с Азбукой

     ОБОРУДОВАНИЕ:

    Азбука, с.80

    -Обратите внимание на портреты мальчиков на странице. На что указывает разница в портретах?

    -Прочтите крылатое выражение на ленте: ДОБРОЕСЛОВОИКОШКЕПРИЯТНО

    Сравнивают одежду мальчиков на портретах, определяют направление темы урока – историческое.

    Читают деформированное выражение, высказываются, сравнивают получившийся результат.  Формулируют своё затруднение

    ( слитно написаны слова)

    3.Постановка учебной задачи

    Сформулированная   и зафиксированная с помощью с помощью поговорок, написанных  древним способом, учебная задача.

    Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

    Формирование и развитие ЦО  к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения  (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем).

    -Назовите тему урока.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Тема на магнитной доске: «Из истории языка»

    Проговариваем задачи

      - обратите внимание на необычность написания текста

    -скажите, какие буквы выделены на странице и почему

    - найдите в тексте о буквах Ёи Еслова в кавычках, нам предстоит сравнить их форму и смысл;

    -последняя задача урока от   Карандаша

    Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

    Тема : Из истории языка.

    Задачи:

    1. выяснить, как писали в древности на Руси
    2. узнать о буквах Е, Ё
    3. сравнить слова: МЕЛ, МЁЛ (написание и смысл)
    4. фонетический разбор слов: ёж, мел с помощью схемы.

    4.Решение учебной задачи.

    Новые сведения о русском языке.

    Умения работать с речевыми единицами: границы предложения, средства выразительной речи, ключевое слово.

    Работа с Толковым словарем В.Даля.

    Формирование и развитие ЦО  к  совместной познавательной деятельности по открытию новых сведений о языке.

     -прочтите еще раз поговорку и назовите первую особенность древнего языка на Руси;

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    1 вывод  на магнитной доске: «Слова писали слитно»

    Физминутка(сидя на стульчиках, «подрасти», не отрываясь от сидения; напрячься, расслабиться; закрыть глаза )

    -прочтите начало русской народной сказки «Лиса и Заяц» и назовите еще одну особенность;

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    1)Иллюстрация к сказке «Лиса и заяц» (показ книги)

    2)Работа со словарем Даля: слово «лубяная»

    Чтение значения через документкамеру

    3) 2 вывод  на магнитной доске:«Писали слова только   буквами согласных»

    - познакомьтесь со старинной русской азбукой, выскажите свое впечатление;

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Показ старинной Азбуки

    - прочтите 1 часть текста о буквах Ё и Е  в Азбуке, с.80 и назовите еще одну особенность древнерусского языка;

    3 вывод  на магнитной доске: «Буква Ё пришла  в русский алфавит последней».

    Физминутка «Барбарики» (мультимедийное)

    -читают поговорку и называют особенность древнерусского языка:

    1) Слова писали слитно.

    -читают начало сказки «Лиса и Заяц» и называют другую особенность:

    2) Писали слова только   буквами согласных. В ходе работы с текстом выясняют по словарю Даля понятие слова «лубяная»

    -рассматривают старинную азбуку, читают текст о буквах Е и Ё, называют особенность:

    3) буква Ё пришла в русский алфавит последней.

     -Моделируют особенности. Сравнивают с формулировкой  в учебнике.

    5.Первичное закрепление

    ( применение алгоритма на практике)

    Умение действовать по правилу.

    Формирование и развитие ЦО к  умению выполнять задания по алгоритму.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    1. карточки с заданием написать Ё, Е

    2)  Мультимедийная доска «Анимированный алфавит»

    -сравните печатные и письменные буквы Ёё и Ее (пропишите «в воздухе»)

    -напишите письменные Ёё и Ее

    в 1 части карточки.

    Выполняют  типовое задание на новый способ действия с прописыванием  «в воздухе» и с просмотром написания букв в Анимированном алфавите.

    6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

    Умение применять правило в самостоятельной деятельности, умение исследовать смысловую сторону речи.

    Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий. Повторение ранее усвоенных УУД.

    -прочтите 2 часть текста и скажите:

    что необычного есть в использовании Ё в письменной речи;

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Газетная статья через документкамеру

    ОБОРУДОВАНИЕ:

      Плакат «Осень»

    -выполните дыхательную гимнастику «ветер метет листву»

    -читают 2 часть текста и выясняют: 1) в газетах и журналах над ё не ставят точки (рассматривают пример газетной речи);

     

    7.Обобщение изученного и включение его в систему ранее усвоенных  УУД

    Использование нового знания в условиях решения лексических и фонетических задач.

    Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее изученных УУД.

    -назовите многозначные слова и объясните их смысл в зависимости от местонахождения слова в контексте;

    -прочтите 3 часть текста и назовите секрет буквы Ё

    Задание во 2 части карточки: выполните задание от Карандаша: определите количество букв и звуков в словах ёж и мел

    Физминутка «коррекция зрения» (мультимедийное)

    -называют случаи многозначности слов;

    -определяют зависимость смысла многозначного слова от позиции слова в речевой единице;

    -читают 3 часть текста и делают вывод: над буквой ё всегда стоит ударение.

    -рисуют схемы к словам ёж и мел; совершают взаимопроверку

    8.Оценка

    Умения:  назвать изученные особенности древнерусского языка, высказывать мнение о необходимости изучения истории языка;

     объяснять на примерах  понятие многозначность слова;

    Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способа действий

    Работа в парах: ответьте друг другу на вопросы по теме урока:

    1) особенности древнерусского языка;

    2) что необычного в букве Ё.;

    3) приведите примеры многозначных слов.

    -отвечают на вопросы в парах (при затруднениях обращаются к учителю)

    9.Итог занятий. Рефлексия деятельности.

    Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

    Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения

    Диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы и соотнести цели и полученный вклад в коллективную работу.

    1. Назовите, чем вы занимались на уроке?

    1. Какие трудности ты испытывал на уроке?
    2. Определите

    Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке, была более значимой.  

    Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают

     ( фиксируют цветом)  свои достижения.

    Стиками показывают своё отношение к видам деятельности.

    628330, Ханты-Мансийский автономный округ, Нефтеюганский район,

    п. Сентябрьский, квартал 4 , д. 65, тел.8 (3463) 299-267, email: sen.67@mail.ru

    Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сентябрьская средняяобщеобразовательная школа»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

    Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

    Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

    Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

    Рабочая программа по математике для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы

    Рабочая программа по литературному чтению для 3  общеобразовательного класса составлена на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравст...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

    Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.        Фундаментального ядра федерального госуд...