Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Горохова Елена Михайловна

Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).

Урок разработан в соответствии с дидактическими принципами РО Эльконина-Давыдова. На данном уроке использован проблемно-поисковый метод, способствующий развитию учебной деятельности учащихся, создается опорная модель-схема, что пробуждает интерес к изучаемому вопросу, развивает мышление учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"

Горохова Елена Михайловна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка, Преподавание в начальной школе

Оборудование:

карточки с заданиями для исследовательской работы;

карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;

карточки с образцами написания букв;

опорные карточки с определением работы ь знака в различных словах;

опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.

Компьютерное сопровождение урока (используется для выведения алгоритма на экране и для проверки некоторых заданий).

Цели:

познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;

проверить оформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;

выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

развивать память, мышление, внимание;

воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;

воспитывать уважение к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.

II. Чистописание.

Слово учителя.

Урок русского языка должен проводиться четко. Мы с вами сегодня будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Прослушайте первый инструктаж. Слушаем очень внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить.

Тетрадь наклонно положу.

 Ручку правильно держу.

 За посадкою слежу.

 С чистотою я дружу,

 На “отлично” напишу.

Актуализация знаний.

Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?”.

Ученики: Шипящие согласные звуки.

Учитель: Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.

Ученики: [ч‘] [щ‘] [ш] [ж] (карточки вывешиваются на доску).

Учитель: Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).

Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте еще вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше, шь в написании 2 л. ед. ч. глаголов ).

На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.

Ученики записывают слоги и сочетания с данными буквами. (Можно негромко включить музыку).

Записать пословицу, красиво, каллиграфически. Объяснить орфограммы, вставить пропущенные буквы. Разъяснить смысл пословицы. Можно ли отнести эту пословицу к учебе? (Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в тетради).

Что п_сееш_, то и п_жнеш_.

III. Обобщение знаний о мягком знаке.

Учитель: Прочитайте две другие пословицы.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье – луч света, а неученье – тьма.

Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).

А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?

Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы повторим для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.

Задание 1.

Записать транскрипцию слов, объяснить работу ь знака в этих словах:

Тьма [т’ма] ученье [уч’эн’иэ] пожнешь [пажн’ош’]

Выделяем части слов, указать грамматические значения.

Рис.1

Ученики объясняют написание слов, работу ь знака. Оценивают свою работу. Рядом с каждым словом прикрепляется карточка, на которой указана работа ь знака.

тьма – ь- показатель мягкости согласного.

ученье – ь – разделительный.

пожнешь – ь – показатель грамматической формы слова.

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 3 работы:

указывать на мягкость предыдущего согласного;

предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;

выполнять грамматическую работу (указывает на 2 л. ед. ч. глаголов).

Задание 2.

Записать слова, распределив их в 3 группы в зависимости от работы ь знака.

К_ньки, в_р_б_и, учит_л_, с_л_в_и, п_л_то, м_розиш_.

IV. Постановка проблемы.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Учитель: В какую группу вы запишите слово речь? Почему? Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.

На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный). Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.

Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет). Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже. Может, в 3-ю группу? Но в 3 группе у нас слова – действия (глаголы), а слово речь – существительное. В слове пожнешь – ь знак указывает на 2 л. ед. ч., а у существительных разве есть значение лица? (Нет).

Значит, это какая-то новая работа ь знака. Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.

Тьма – ночь

Спокойствие – тишь

Ребята – молодежь

Поддержка – помощь

С данными словами проводится аналогичная работа.

Вывод: ь знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.

V. Возникновение проблемной ситуации.

Постановка проблемы учащимися и ее фиксация с помощью знака вопроса.

Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется ь знак).

На доске:

?

Речь

Помощь

Тишь

Молодежь

?

Учитель: Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч?)

Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).

VI. Открытие детьми нового знания.

Работа в группах.

Учитель: Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя еще одну инструкцию, обсудив проблему, выполните задание).

Алгоритм исследования:

Прочитайте слово.

Определите часть речи.

Какие звуки слышатся на конце слова?

Определите грамматические значения слов.

Определите, на какие группы можно распределить слова.

Запишите слова, распределив их в группы.

Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.

Сделайте вывод.

Слова на карточках:

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, роскошь.

Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).

Есть ь знак после шипящего – ж. р., нет ь знака – м. р.

Как это показать схемой?

Обсуждение. Выбираются варианты. Например:

                       Рис.2

VII. Физкультминутка.

VIII. Работа с учебником (правило).

Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями.

Запись на доске:

Верный товарищ?, любимая доч?, полный неуч, мелкая дрож?, разная чуш?.

(Записать словосочетания, объяснить орфограмму. Дети объясняют, применяя алгоритм).

Учитель: Какие слова нам оказывают помощь в определении рода существительных? (Прилагательные).

Тест (самостоятельная работа)

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова.

3. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

4. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется ь знак;

б) пишется ь знак.

5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

в) на падеж.

IX. Самооценка.

Проверка (взаимопроверка). На экране правильные ответы, дети проверяют. Оценивают (взаимооценка). Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-а.

X. Практическая работа на карточках.

Индивидуальная работа.

Борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, луш…, дич…, лож…, глуш…, уж…

Самопроверка + самооценка. (Можно дать разноуровневые задания для самостоятельной работы, а в конце урока собрать для проверки).

Разгадывание кроссворда (у каждого карточка).

Загадки.

Если хорошо заточен,

 Все легко он режет очень. (Нож).

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

По небу лебедь черный

 Рассыпал чудо-зерна. (Ночь. Звезды).

XI. Домашнее задание.

Индивидуальное (на карточках).

XII. Итог урока.

Что нового вы сегодня узнали о ь знаке?

Что было легко? Что было трудно?

Что понравилось?

Кого из учеников могли бы отметить за помощь?

Рефлексия.

Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России"  с применением ТРКМЧП....

урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».Цели урока:- познакомить с новой орфограммой;-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя ж...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода...