Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Правописание мягкого знака после шипящих

на конце имен существительных женского рода. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_myagkogo_znaka.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 14

г.о. Орехово-Зуево

Конспект  открытого урока  в 3 классе «В»

по русскому языку

«Правописание мягкого знака после шипящих

на конце имен существительных женского рода»

                                                     Провела:  учитель начальных классов

                                                                     Кокунова Юлия Юрьевна

2014 г.

05.02.14

Базовый учебник: Русский язык В.П.Канакина  3 класс; Москва «Просвещение», 2013 год (программа «Школа России»

Цель урока: Углубить знания о роли мягкого знака в слове, познакомить учащихся с постановкой мягкого знака на конце существительных после шипящих

Задачи:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, формировать умения выполнять свои действия по образцу;

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

Коммуникативные:  проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; 

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу; воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, камера, пульты Interwrite Response

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

время

1

2

3

4

5

6

1

Оргмомент

 

(Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на восприятие учебного материала):

У.: Громко прозвенел звонок- Начинается урок

     Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты.

     Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.

Проверяет готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

 

1 мин

2

Чистописание

 

Демонстрация на доске

Выполняет показ на доске написания сочетаний.

ььь 

мь ть  мья щь   чь шь  

печь дочь мышь ночь глушь

Выполняют работу в рабочих тетрадях, соблюдая каллиграфию

3 мин

 

Словарная работа

Выписать из словаря 5 слов с ь. Подчеркните «ь»

Самостоятельная работа

3 мин

3

Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке).

 

Работа с пультами

Работа по карточкам, повторение  пройденного в  виде беседы.

С какой частью речь мы работаем в последнее время?

Сегодня ваши знания  проверит мой  тест. Приготовьте пульты. Что мы уже знаем об этой части речи?

Какие слова из словаря вы выписали? Какую роль выполняет «ь» в этих словах?

Дети выполняют самостоятельно

4мин

4

Постановка проблемы.

 

слайд

Прочитайте слова (запись на доске).

Дочь, печь, конь

Запишите их в тетрадь.

Что общего в этих словах?

Одинаковую ли работу выполняет «ь» в этих словах?

Предлагаю вам слово дочь

Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).

Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак).

А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).

Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть)

Подчеркнем его. Укажем над словом его род.

Аналогичная работы со словом рожь.

Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть.

Возникает проблемная ситуация.

Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”.

Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и  рожь  после шипящих пишется мягкий знак).

Фиксация проблемной ситуации на доске

дочь

рожь

Сформулируйте цель урока.

Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока.

(Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак).

 

5 мин

5

Открытие детьми нового материала

камера

     В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода.

Формулирование темы урока детьми.

Итак, как узнать, пишется ли на конце слово после шипящего звука «ь» или нет?

 Давайте потренируемся: (2 за доской)

Упр.53 (все в тетрадях, у  доски по цепочке с объяснением)

Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически

Дети делают вывод

Формулируют тему урока.

 Работают коллективно, записи делают  в рабочих тетрадях,

Комментируют и    проговаривают “шаги” алгоритма).

5 мин

6

Возвращение к проблеме

 Первичное закрепление.

Учебник,

камера

Почему же в словах дочь и рожь  на конце слов после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается).

Приведите свои примеры слов с шипящим на конце. Объясните их написание.

с.31, у. 51 (2 за доской)

 с.31 Ч2

3 мин

7

Работа с учебником (правило).

 

учебник

Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).

Читают вывод в учебнике, сравнивают с собственным выводом

5 мин

8

физминутка

 

Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.

 

Выполняют упражнение на внимание.

 

1 мин

11

закрепление

учебник

А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя упражнение 55

 

Выполняют самостоятельную работу в тетради

5мин

13

Рефлексия

 Работа с пультами

Давайте проверим, на сколько вы усвоили материал. Будьте внимательными. Выберите правильный ответ. Какое открытие вы сегодня сделали?

Что было трудным (интересным, легким)?

У вас на столах  3 полоски. Желтый цвет – урок ясен как солнышко, я все понял. Оранжевый цвет – урок был интересным, но я  не все понял. Красный цвет – я не понял ничего!

Поднимите карточку, которая соответствует именно вам

Отвечают на вопросы учителя, оцениваю себя

2 мин

12

д\з

 

по выбору с.33, упр.57, выучить правила

 

Записывают д/з в дневник

с.33,упр 57

1 мин

14

Дополнительное задание

Провести тестирование

Комментируют

3 мин

 

Презентация к уроку

Литература:

1.Урок составлен на основе книги М.В. Сергеевой

2.«Веселые подсказки. Русский язык. Этот странный Мягкий Знак». Издат.»Белый город»2010г

3.В.В.Волина «Учись, играя»,2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России"  с применением ТРКМЧП....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода...