Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Бурякова Елена Анатольевна

Урок открытия новых знаний. В конспекте есть ссылки на использование электронных образовательных ресурсов на данном уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_4_klass__na_konce_sushch_posle_shipyashchih.zip668.46 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в 4 классе по  УМК «Школа 2100» (  урок  65 )
мягкий знак после шипящих на конце  существительных.

Урок открытия новых знаний.

                             Бурякова Елена Анатольевна

                                                  учитель начальных классов лицея № 344                                                                                                        

Цели:

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ; находить в словах орфограмму – букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
  2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий

регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму

      личностные: развивать умение  аргументировать свою точку зрения

познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов

      коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической  

      и диалогической формами речи

Оборудование :  учебник, карточки с заданием, «Рабочая тетрадь» к учебнику, тетрадь,

универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 4 класс» к учебнику Р.Н Бунеева,  Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной ( лицензия : Серия ВАФ № 77-15 от 21 сентября 2007 года), лист самооценки

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание.

ьль       ьиь     мьм    оьо

Ш. Словарная работа.

- Работа со словами для запоминания поможет настроиться на урок. Учащиеся 1 варианта записывают склоняемые имена существительные, учащиеся 2 варианта записывают несклоняемые.

Бассейн, пальто, шоссе, корреспондент, свитер, пианино, рояль, фонари, радио, метро.

- Взаимопроверка. Отметку за работу поставьте на лист самооценки.

IV. Языковая разминка.

- Возьмите карточки с заданием.

1 вариант : Кот разлил на скатерть тушь.

2 вариант: К конкурсу Михаил разучивает туш.

- Подчеркните грамматическую основу предложения, выпишите словосочетания.

- Графически обозначьте все знакомые орфограммы.

- Работая в паре, сгруппируйте орфограммы, назовите их:

А) орфограммы в корне

Б) орфограммы в приставке

В) орфограммы пробелы

- Оцените свою работу. Если нет ошибок, поставьте в первую графу листа самооценки «5», если есть одна ошибка – «4», если две ошибки – «3».

- Лексическое значение слов тушь и туш.

http://www.ozhegov.org/words/36683.shtml-( электронный образовательный ресурс толковый словарь Ожегова.)

- Работая в паре, подберите синонимы к каждому слову.

- Выполните фонетический разбор слов по вариантам:

- 1 вариант: тушь

-2 вариант : туш

   

V. Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте столбики слов. Какова роль мягкого знака в словах?

щупальца

контрольная

вечность

платье

польёт

ладья

беречь

стеречь

испечь

– Какова роль ь в словах третьего столбика? ( Указывает на неопределённую форму глагола ).

 

VI. Постановка проблемы.

– Сравните написание слов тушь и туш.

- Дайте характеристику звуку [ш].

- Какова же роль ь в написании слова тушь ? ( Свободные высказывания учащихся ).

- Прочитайте название параграфа № 8.( стр. 4 )

- Назовите ключевые слова ( ь, шипящие, существительные, конец слова ).

- Назовите шипящие согласные звуки .([ч,],  [щ,],  [ш],  [ж] ).

Графическое обозначение названия параграфа:

        Сущ.

       Ч     

       Щ      Ь – конец слова

       Ш

       Ж

- Работа по учебнику в парах.

- Что общего во всех словах ?( Это имена существительные с шипящими на конце ).

- В чём различие ?( В одних словах есть буква ь, в других – нет буквы ь ).

- Какой вопрос возникает ? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Вопрос записывается на доску.

V. Определение цели урока.

- Определите цель урока. ( Ответить на вопрос : в каких случаях пишется ь после шипящих  на конце имён существительных, а в каких -  не пишется).

VII. Поиск решения. Открытие нового.

- Упр 173 выполняется в парах по заданиям учителя:

- Группируйте слова по общему признаку.( Слова с ь на конце и слова без ь на конце ).

- Выдвижение гипотез.(Свободные высказывания учащихся).

- Сделайте вывод: от чего зависит написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных ?  ( На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква ь, в мужском роде не пишется ).

- Это ваша гипотеза, верна ли она ? Ответить помогут страницы учебника.

VIII. Первичное закрепление.

- Прочитайте правило, сравните с выводом, который вы сделали сами.

-  Можно ли написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных считать орфограммой ? Докажите.

- Определите место этой орфограммы в слове. ( Шипящий звук на конце слова ).

- Назовите главное в выборе написания ь. ( Род имени существительного ).

- Объединитесь в группы ( две соседние парты ).

- При ответе на вопросы учебника стр 5 – 6 совместно составьте алгоритм.

- Отчёт групп ( одновременная запись четырёх алгоритмов на доску ).

- Обсуждение, совместный выбор алгоритма.

Это имя существительное ?

Да

Нет

Этой орфограммы нет в слове.

Есть ли шипящий на конце слова ?

Да

Нет

Это женский род ?

Да

Нет

Стоит в начальной форме ?

Да

Нет

Пишу ь.

Не пишу ь.

- Самооценка группы.  Отметку поставьте на лист самооценки во вторую графу.

- Работая в группе, проверьте по этому алгоритму, есть ли изученная орфограмма в словах :

- 1 группа : меч, горечь,

- 2 группа : ночь, туч

- 3 группа : дочь, картечь

- 4 группа : борщ, задач

- Самооценка группы. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 3.

IX.  Минутка двигательной активности.

X.    Развитие орфографических умений.

1. Упр. 174

- Прочитайте задание.

- Определите цель работы. ( Группировать слова в зависимости от орфограммы ). 

 Учащиеся выполняют самостоятельно,  три ученика работают у доски. Проверка коллективная.

Самооценка.

2 . Упр 4. Тема № 6 в «Рабочей тетради».

- Выполняется по заданию.

- Докажите, что в слове помочь нет изучаемой орфограммы. ( Это другая часть речи – глагол )

- Какова роль ь в этом слове?

3. Блиц-турнир. Для проведения блиц-турнира используется универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 4 класс»

( лицензия: Серия ВАФ № 77-15 от 21 сентября 2007 )

Тема: Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Подраздел : учёба.

- Объединитесь в группы по колонкам.

- Обсудите выполнение задания в группе. ( Все группы обсуждают каждый кадр. Отвечают два человека от группы. Самооценка группы )

- Отвечает 1 группа. ( Если работа выполнена верно, на экране загорается

«Молодец» ).

- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 4.

- Отвечает 2 группа.

- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 5.

- Отвечает 3 группа.

- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 6.

XI.   Итог урока.

- Подведём итог урока.

- Какую цель ставили ? Достигнута ли цель ?

- На основе правила и составленного алгоритма внесите дополнение в графическое обозначение параграфа.

        Сущ.

       Ч     

       Щ     Ь – конец слова - род 

       Ш

       Ж

- Определите количество баллов по листу самооценки.

- Если у вас 25-24б – поставьте «5».

 -Если 23-20 б – поставьте «4».

- Если меньше 20 б – «3».

- Лист самооценки сдайте, отметку я вам поставлю на следующем уроке после заполнения тестов. Отметка будет складываться из вашей самооценки и результатов тестов.

XII.   Рефлексия.

- При помощи символа – смайлика в дневнике в графе «Самооценка» оцените свою работу на уроке.

XIII.  Домашнее задание.

Страница 13 упражнение № 5, уметь передавать содержание правила схемой.

Или уметь передавать содержание правила схемой, подобрать по 10 существительных ж.р. и м.р. с шипящими на конце слова, графически обозначить орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"

Урок русского языка по русскому языку в 3 классе  УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

презентация к уроку русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"

Презентация поспособствует обогащению урока яркими красками и лучшему усвоению материала....

урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».Цели урока:- познакомить с новой орфограммой;-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя ж...

Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода....

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...