Речевое развитие младшего школьника
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Скажутина Елена Константиновна

В данной работе представлен материал теоретический и практический. это работа - исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnaya_chast_.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой портрет младшего школьника высокого уровня развития

(на материале речи ученика 3-го класса)

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                    

ВВЕДЕНИЕ   …………………………………………………………..3

ГЛАВА I  Общие положения теории языковой личности …………5

  1. Понятие языковой личности и её компоненты ………………5
  2. Характер и его свойства ……………………………………….9
  3. Темперамент ……………………………………………………13
  4. Способности и задатки ………………………………………...18

ГЛАВА II  Психолого-педагогическая характеристика

ученика 3 «А» класса муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы № 17

г. Таганрога Бычкова Егора…………………………………….20

2.1.  Характеристика личности с позиции педагога…………………20

2.2.  Характеристика личности с позиции психолога………………..21

ГЛАВА III  Речевая характеристика ученика………………………..23

3.1. Особенности лексики……………………………………………...25

3.2. Особенности синтаксиса………………………………………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….45

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………..47

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Магнитофонные записи речи Егора Бычкова и видеозапись...1
  2. Письменные работы Егора Бычкова……………………………9

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время работа государственной общеобразовательной школы направлена на развитие творческой  и гармонической личности, на формирование у неё нестандартного мышления, свободы выбора, на подготовку её к профессиональной деятельности.

Это приводит к необходимости определить особенности личности каждого ученика, в том числе выяснить характер и уровень его речевого развития.

В последнее десятилетие в языкознании исследуется феномен языковой личности: это человек сквозь призму языка, речи, его языковых способностей. В русле этих исследований и состояние речевого развития ребенка, овладение языком, речевыми механизмами, языковой культурой.

Объектом изучения в данной работе является речь ученика 3 «А» класса средней школы № 17 Бычков Егор.

Предмет исследования – общее состояние речевого развития данного ребенка.

Цель работы – составить речевой портрет этого ребенка с учетом его психических и физических особенностей и интересов, а затем дать рекомендации, позволяющие эффективно проводить работу по дальнейшему развитию речи данного ребенка.

Необходимо выделить основные задачи исследования:

  1. изучить литературу по теории личности и дать её краткий обзор;
  2. собрать сведения о ребенке, составить его психолого-педагогическую характеристику;
  3. собрать необходимый фактический материал для анализа: образцы письменных и устных работ ребенка;
  4. проанализировать устную и письменную речь ребенка;
  5. найти взаимосвязи между психолого-педагогическими особенностями ребенка и его речью;
  6. составить речевой портрет ребенка, анализируя лексический и синтаксический строй его речи;
  7. дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию речи ребенка.

Во время проведения исследования рассматривались письменные и устные работы ребенка. Устные выступления были зафиксированы на магнитофонную ленту, а затем перенесены на бумагу.

Для характеристики младшего школьника к работе прилагается видеоматериал.

ГЛАВА I  Общие положения теории языковой личности

1.1.  Понятие языковой личности и её компоненты

В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и другими науками. Хотя в настоящее время нет единого общепринятого определения личности, в большинстве  определений личность рассматривается как процесс развития на протяжении жизни, как сущность, объясняющая стабильные формы поведения, а также как общая идея индивидуальных различий.

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, то есть любой человек – это индивид. Но, являясь на свет как индивид, он остается личностью [Рогов, с. 8-9]. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.

Тот факт, что понятие «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяет представить строение личности  в виде набора свойств и качеств человека. Если личность всегда выступает как субъект своих отношений с окружающими людьми, в ее структуру должны войти и связи, складывающиеся в деятельности человека шире структуры его индивидуальности, поэтому данные, полученные в результате исследования индивидуальности, не могут быть перенесены на характеристики личности.

Развитие индивида имеет сложный, системный характер и отличается высокой динамичностью. Оно обязательно включает как биологические, так и социальные детерминанты. Попытки представить личность как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов – очень грубое упрощение, искажающее суть дела. Сформулировать универсальный принцип, справедливый для всех случаев связи биологического и социального, вряд ли целесообразно. Эти связи многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психологическому как его предпосылка, при других – как его механизм. При некоторых условиях биологические признаки личности играют роль фактора, влияющего на ее психологическое развитие, или служат причиной отдельных актов поведения, при некоторых – роль содержания психического отражения.

Еще более многоплановы и многообразны связи между психическим и социальным. Это очень затрудняет изучение тройственной структуры «биологическое – психологическое - социальное». Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно и многоуровнево. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на различных ступенях этого процесса.

Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те  отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представление о мире  и о себе, переживание различных  событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет  внутренний (субъективный) мир личности.  

Социальное пространство, в которое включена  личность, представлено в ее внутреннем мире. В активности, деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.

В.М. Бехтерев  говорит, что кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека [Бехтерев, с. 15].

Таким образом, кроме внутреннего объединения и координации личность, как понятие, содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий.

В этом определении наряду с субъективной стороной выдвигается, как легко видеть, и объективная сторона личности.

По Ribot  «реальная личность – это организм, и его высший представитель – мозг, заключающий в себе  остатки всего, чем мы были, и задатки всего, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своими гениями, талантами и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижностью и деятельностью» [Бехтерев, с. 16].

Другими словами, «личность с объективной точки зрения есть психологический индивид  со всеми его самобытными особенностями – индивид, представляющий самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям » [Бехтерев, с. 85].

Анализируя и сравнивая между собой бесконечно разнообразные по содержанию и по степени сложности проявления, из которых строится наше представление о человеческой личности, мы можем разбить их на две большие группы.

Сторону личности, которая обнаруживается в проявлениях, свидетельствующих о большем или меньшим развитии у данного человека тех или иных психологических (resp. психофизических) элементов личности, а также способов взаимного соединения этих элементов, и которая обычно обозначается терминами «темперамент», «характер» и «умственная одаренность»,  мы будем называть эндопсихикой.

Сюда войдет вся совокупность таких основных психических функций или способностей, как восприимчивость, память, внимание, комбинирующая деятельность (мышление и воображение), аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений и т.п.

Иными словами, эндопсихику  мы вполне отождествляем с нервно-психической организацией человека, рассматривая эту последнюю, как сложный, организованный непрерывно действующий процесс, причем отдельные психические функции составляют части или стороны этого процесса, тесно между собой связанные, но в тоже время пользующиеся в своей деятельности относительной независимостью.         Эндопсихика составляет, несомненно, ядро человеческой личности, главную ее основу, отражаясь в значительной степени также и на экзопсихических ее проявлениях [Лазурский, с. 18].

Вторую, также очень существенную сторону личности, составляют другого рода проявления, которые можно назвать, в отличие от первых, экзопсихическими. Содержание их определяется  отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие среды или объектов берется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться: сюда входит и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага – наука, искусство, религия, и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности.

Очевидно, что индивидуальность человека определяется не только своеобразием его черт, вроде особенностей памяти, воображения и т.п., но и не в  меньшей мере его отношением к окружающим явлениям, тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен, т.е. согласно нашей терминологии, его экзопсихическими проявлениями.

Личность сложна и многогранна. Прежде всего, ее характеризуют стремления и отношения, выражающие потребности и интересы, чувства и убеждения. Эти стремления и отношения определяют то, как человек оценивает действительность, к чему стремится, какую жизненную позицию занимает.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт,  особенностей, образующих ее индивидуальность. Эта сторона личности проявляется в тех или иных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, в мотивах и стиле деятельности.

1.2.  Характер и его свойства

Говоря о характере (что в переводе с греческого означает «чеканка», «печать»), обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все её проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и, прежде всего, к другим людям.

Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, определенным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которым определяется весь образ его деятельности. Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключается как несовместимые с ними или противоречащие – другие.

Характер отражает общественное воздействие, жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы [Рогов, с. 169 – 170].

Каждая черта характера со стороны своего жизненного содержания представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Но далеко не всякое отношение является и становится чертой характера.

Чертой характера является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям [Гиппенрейтер, с. 372].

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила – слабость; твердость – мягкость; цельность – противоречивость; широта – узость.

У каждого человека обязательно должны быть центральные, глубинные черты. Они связаны с наиболее важными, стержневыми отношениями личности. К таким чертам относится добросовестное отношение к труду, уважение к людям, взаимопомощь, взаимовыручка, дисциплинированность.

Если ведущие и второстепенные свойства гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер – цельный. Если же ведущие и второстепенные черты резко контрастируют, такой характер – противоречивый.

Характер представляет собой не только единство многообразия личности, но  вместе с тем и определенную самобытность личности, ее оригинальность, индивидуальность.

В характере заключены внутренняя логика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность.

Поскольку в характере сосредоточены стержневые признаки личности, все индивидуальные отличия в характере приобретают особую значимость и выраженность. Вопрос о характере – это, прежде всего вопрос об общем строении личности. У каждого человека свой характер  и свой темперамент, но тот или иной характер и тот или иной темперамент есть у каждого человека. Характер – это единство личности, определяющее всё её поведение.

Характер имеет связи с волей, чувствами, интеллектом человека. Воля связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека, а, в свою очередь, чувства делаются устойчивыми особенностями личности, составляя характер. К.Д. Ушинский писал: «Ничто, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность, самостоятельность мышления – все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет в значительной степени зависеть от его характера.

Каждая историческая эпоха ставит перед человеком определенные задачи и в силу объективной логики вещей требует от него как самого существенного определенности в отношении именно этих задач. На них формируется и на них же испытывается и проверяется характер людей. Заключаясь в определенности отношения человека к значимым для него целям, характер человека проявляется в его поведении, в его делах и поступках. Проявляясь в них, он в них же и формируется.

Взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обусловлены ими.

Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере.

Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Логика развития характера та же, что и логика всякого развития. Все, что развивается, развивается по необходимости. «В какой же необходимости заложены движущие силы развития характера?», - ставит вопрос Л.С. Выготский. Он же дает на него ответ: «в той, которая является основной и определяющей необходимостью всей человеческой жизни, - в необходимости жить в исторической социальной среде и перестраивать все органические функции в согласии с требованиями, предъявляемыми этой средой» [Рогов, с. 118].

При формировании характера следует постоянно обращать внимание на форму его проявления. На ранних этапах развития характера типологические особенности имеют тенденции определять стиль поведения – аффективность и порывистость одних, медлительность других, импульсивность третьих и стеснительность четвертых. Следует корригировать отрицательные проявления, формировать умение произвольно управлять своим поведением в соответствии со знанием культуры поведения. Необходимо формировать привычки, манеры, стиль, для чего надо ставить ребенка в соответствующие условия, стимулируя и практикуя нужное поведение. Характер – это своеобразное интегральное проявление многих свойств личности, а поэтому формирование характера связанно с общим развитием личности [Ковалев, с. 229].

1.3. Темперамент и его свойства

Характер тесно связан с темпераментом. С.Л. Рубинштейн считал, что темперамент образует «основу свойств характера» [Рубинштейн,       с. 39].

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду в первую очередь динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности.

Для темперамента показательна сила психических процессов. При этом существенна не только  абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамической устойчивости [Рубинштейн, с. 40].

Далее существенным выражением темперамента является скорость протекания психологических процессов.  Для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам или наоборот – от более быстрых к более медленным: у одних он совершается более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других как бы рывками, неравномерно и толчкообразно. Эти различия могут перекрещиваться. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

Центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не определено взятых психических процессов, а конкретной  деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психологического содержания. Для темперамента особенно существенно впечатлительность человека и его импульсивность.

Впечатлительность – это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой  и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Импульсивность – та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

В основу своей классификации типов первой системы И.П. Павлов положил три основных критерия, а именно: силу, уравновешенность и лабильность коры.

Исходя из основных признаков, И.П. Павлов в результате своих исследований над животными методом условных рефлексов пришел к выделению четырех основных типов нервной системы, а именно:

  1. сильный, уравновешенный и подвижный – живой тип – сангвиник
  2. сильный, уравновешенный и инертный – спокойный, медлительный тип – флегматик
  3. сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип – холерик
  4. слабый тип – меланхолик  [Рогов, с. 123 – 124].

Учение И.П. Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент – это понятие психофизиологическое, и выражается он не только в моторике, в характере реакции, их силе, скорости и т.д., но также и во впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.д.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека.

Коротко охарактеризуем каждый из типов темперамента.

Для сангвиника характерны подвижность, легкая приспособленность к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с окружающими, общителен. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, сангвиник легко и смело принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Он способен быстро сосредотачиваться, дисциплинирован. Его высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроении, интересов и стремлений. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, обладает богатой мимикой и выразительными движениями. Легкость, с какой у него образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа  характеризуют гибкость ума, склонность к остроумию, способность быстро схватывать новое, легко переключать внимание.

Флегматичный темперамент относится к сильному уравновешенному инертному типу. И.П. Павлов характеризует данный тип темперамента так: «Флегматик – спокойный, всегда ровный и упорный труженик жизни» [Ковалев, с. 188]. Флегматик остается спокойным даже при трудных обстоятельствах жизни. Его чувства отличаются слабой внешней выраженностью.

Если флегматика привести в состояние деятельности, то он работает довольно настойчиво в одном направлении. Он, рассчитав свои силы, доводит дело до конца. Флегматик ненаходчив, медленно перестраивает навыки и привычки, ровен в отношениях, в меру общителен. Отличается терпимостью и самообладанием. Обычно у флегматиков бедная мимика, движения невыразительны и замедленны так же, как и речь.

Недостатком данного типа темперамента является его инертность, малоподвижность. Ему обычно нужно время для сосредоточения внимания, для его переключения на другой объект. Однако это качество – инертность – имеет в то же время и положительное значение. Оно обеспечивает неторопливость, основательность и, в целом, постоянство, определенность характера личности.

Холерик, как и сангвиник, отличается малой чувствительностью и высокой реактивностью и активностью. Но он необуздан, несдержан, нетерпелив, явно боевой тип, легко и скоро раздражающийся. Холерик менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Поэтому, для него характерны большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны  затруднения в переключении внимания. Чувства ярко выражаются в мимике, жестах, речи. Холерик отличается быстрыми движениями, общей подвижностью, энергичностью. Если он берется за дело, то доводит его до конца.

Воля холерика порывиста. Он вспыльчив, резок в отношениях, прямолинеен, способен доводить деятельность до большого напряжения.

Меланхолик отличается медленной, но сильной эмоциональной возбудимостью. Он застенчив, нерешителен, робок. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что  всякий  незначительный повод может вызвать у него слезы.

Меланхолик несколько замкнут, необщителен. Его пугает новая обстановка, новые люди. Смущается и теряется при установлении с ними контакта, а отсюда склонен уходить в себя, замыкаться в одиночестве.

Мимика невыразительна, движения бедны. Меланхолик неэнергичен, легко утомляется, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. «Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни, - пишет И.П. Павлов, - становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное» [Ковалев, с. 188].

Считается, что темперамент обусловлен биологически. Но обстоятельства жизни, деятельности и воспитания не всегда сочетаются с природными свойствами нервной системы, поэтому природные особенности изменяются в направлении соответствующем условиям жизни, деятельности и задачи, которые ставит перед собой личность [Рогов, с. 114].

Роль темперамента можно было бы сравнить с ролью почвы в развитии растения. В зависимости от почвы одни и те же семена дают растения различного сорта, различной урожайности, различного внешнего вида. И вместе с тем от почвы не зависит, какой сорт растения на ней произрастает. Точно так же и свойства темперамента образуют ту психологическую почву, на которой падают воздействия внешней среды и воспитания. В зависимости от темперамента при одних и тех же объективных условиях формируются свойства личности с одинаковым содержанием, но с разными динамическими особенностями. Однако от темперамента не зависит, какие свойства личности и с каким содержанием будут формироваться при определенных условиях [Мерлин, с. 276].

Особенности темперамента придают своеобразную окраску поступкам и поведению, они отражаются в учебной и трудовой деятельности человека.

Помимо описания специфических черт, присущих людям разных типов темперамента, необходимо остановиться на характеристике экстравертивных и интровертивных личностей.

Так, экстраверты, то есть люди, обращенные вовне, любят разнообразие во всем, любят работать в окружении людей, часто действуют быстро, не задумываясь. Они интересуются тем, как работают  другие. Экстраверты приветливы по отношению к людям и, общаясь с ними, любят скорее разговаривать, чем слушать.

Интровертами, напротив, являются те, кто обращены вовнутрь. Они любят спокойную концентрацию, могут работать над одним и тем же проектом длительное время, не отвлекаясь. Люди данного типа думают прежде, чем действуют, иногда вообще не действуют. Они с удовольствием работают в одиночестве. Интроверты предпочитают письменные способы общения, а также любят узнавать новое скорее через чтение, чем разговоры или практические действия [Гиппенрейтер, с. 772].

1.4. Способности и задатки

На формирование личности сказываются также врожденные задатки способностей.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития  в виде  задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Эти различия заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях человеческого нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях.

Между задатками и способностями очень большая дистанция – весь путь развития личности. Задатки очень многообразны: они могут развиваться  в различных направлениях. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются.

Развитие человека, в отличие от накопления «опыта», овладения знаниями, умениями и навыками, - это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека – это и есть его общее развитие.

Связать проблему способностей с вопросом о развитии  - значит признать, с одной стороны, что способности не могут быть просто принесены извне и, с другой стороны, что они не предопределены, не даны в готовом виде.

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Исходной предпосылкой для этого развития служат врожденные задатки. В  непосредственном контакте ребенка с окружающим миром, в процессе освоения достижений человечества, совершающегося в ходе обучения, задатки превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

Потребности, интересы, идеалы, установки и тенденции личности определяют, что хочет человек, его способности – что он может.

 В ходе образования перед педагогом встает важная задача: учитывая способности во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, формировать их в надлежащем направлении. Развитие способностей ребенка не должно  и не может совершаться стихийно, самотеком. Оно должно направляться сознательным воздействием педагога.

Личность  - многогранная категория. В настоящее время и в прошлом она была, есть и будет объектом исследований, теорий, дискуссий.

ГЛАВА II            Психолого-педагогическая характеристика ученика 3 «А» класса Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной  школы № 17 г. Таганрога Бычкова Егора

2.1. Характеристика личности с позиции педагога

Мальчик воспитывается  в полной семье. Состав семьи: мама, папа, младший брат Даниил. С ними также живут бабушка и дедушка.

Егор – коренной таганрожец. Образование родителей – высшее. Папа  по специальности врач, работает на скорой помощи. Мама мальчика по специальности медсестра, но в настоящее время находиться в отпуске по уходу за ребенком. Семья живет в собственном доме. У Егора есть своя комната, определенное и постоянное место для занятий.

Общее физическое здоровье мальчика имеет значительные, серьезные отклонения. После первого года обучения у мальчика резко снизилось зрение, поэтому ребенка стали одолевать сильные головные боли. После посещения врача было установлено, что у Егора   вегетососудистая дистания с сосудистыми кризами по гипотоническому типу, тяжелый психоневротический синдром.

Егор освобожден по состоянию здоровья от уроков физкультуры. Но самочувствие не мешает ему отлично учиться  и быть примером для многих ребят.

Мальчик относится в классе к числу явных лидеров. Проводимая нами «социометрия» показала, что Егор пользуется авторитетом у одноклассников. Причина этого – отличная успеваемость, и то, что он хороший друг. Стиль отношений со сверстниками спокойно- доброжелательный.

Егор охотно ходит в школу, с интересом относится ко всем учебным предметам. На уроках мальчик активен; у него развиты познавательные интересы; он очень радуется, когда узнает что-то новое.

Письменные работы мальчика отличаются аккуратностью.

Мальчик очень много читает, в основном, познавательную литературу. Из телепередач любит такие, как: «Диалоги о животных», «Вокруг света», «Дикая природа» и т.д. С Егором всегда интересно общаться, он может о многом рассказать.

В классных и школьных мероприятиях мальчик выступает как пассивный исполнитель.

Егор старается и умеет учиться. Он соблюдает режим дня, тщательно выполняет домашние задания, умеет себя проверить, проконтролировать.

2.2. Характеристика личности с позиции психолога

Динамические черты личности проявляются в умственной сфере, в области побуждений и интересов, а также в общении.

Темперамент Егора содержит особенности двух типов. Мальчик обладает повышенной активностью и, будучи очень работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредотачиваться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Это – особенности  сангвиника.

Наряду с этим, чувства мальчика отличаются слабой внешней выраженностью. Его трудно рассмешить и опечалить; когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. Егор уравновешен  и медлителен в своих действиях. В состоянии деятельности он действует настойчиво в одном направлении. У Егора бедная мимика, движения невыразительны и замедлены. Он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. С новыми людьми Егор сходиться трудно. Не обидчив, не расположен к веселью. Это особенности флегматика.

В характере Егора много положительных черт.

Рассмотрим систему следующих отношений, где проявляется характер человека.

В отношении к другим людям Егор мало общителен, но тактичен, правдив, добр, скромен, справедлив.

В отношении к делу деловит, ответственен, трудолюбив, принципиален.

В отношении к себе мальчик проявляет скромность, самокритичность, совестливость.

В отношении к вещам экономен, бережлив, аккуратен.

В отношении к дому проявляет сознательность, исполнительность, преданность.

В отношении к природе домосед, из увлечений предпочитает коллекционирование.

Психологические механизмы, позволяющие ребенку хорошо учиться, развиты на высоком уровне. Особенности внимания: сосредоточенность, устойчивость, способность переключаться с одного вида деятельности на другой. Восприятие учебного материала характеризуется осмысленностью, осознанностью. Егор умеет ясно говорить, рассуждать, доказывать те или иные утверждения, выделять главное и второстепенное. Таким образом, логическое мышление развито также хорошо. Егор умеет запоминать не механически, а, осмысливая нужную информацию, способен долгое время удерживать материал в памяти.

ГЛАВА III  Речевая характеристика ребенка

Вначале необходимо выяснить, что такое развитие речи. По-разному решают этот вопрос психологи, и методисты, и учителя-практики. Одни считают, что речь развивается спонтанно, сама собой, по мере обогащения сознания ребенка разнообразными представлениями, по мере расширения его жизненного опыта. Поэтому нет нужды в специально организованном обучении; нужно, пожалуй, давать лишь темы для устных и письменных выступлений учащихся.

По мнению других, развивать речь – это значит, что необходимо обучать детей связному выражению мыслей в устной и письменной форме, а следовательно, надо писать побольше изложений и сочинений, показывая приемы их составления.

Третьи идут еще дальше. Они предъявляют к школьному обучению требования развивать у детей умение свободно, гладко, по возможности выразительно говорить и писать о разных предметах и явлениях жизни; от школы требуется, чтобы она не связывала речь специальным изучением, а предоставляла полную свободу речевому творчеству детей [Рождественский, с. 5].

Развитие речи – процесс сложный, творческий.

Развитие таких психологических процессов, как восприятие, воображение, память, связано с развитием речи и проявляется в ней очень многообразно. Это касается, в частности, и функционирования простых и сложных предложений. Например, с памятью связано умение сохранить семантическую, а частично и структурную схему высказывания после вставки; с памятью, восприятием и вниманием связан объем и характер однородных членов; с воображением связано использование сравнительных оборотов.

Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаниями, предложениями. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразии [Львов, с. 3].

Особая роль в развитии речи принадлежит мышлению. Ребенок постоянно совершенствует свою речевую способность, тем самым развивает свою мыслительную деятельность. Развитие речи и усвоение языка можно рассматривать только в их неразрывном единстве с процессом мышления, которое носит творческий характер. Речь шлифует и совершенствует мысль. Нет речи без мысли.

С другой стороны, важнейшим показателем высокого уровня развитости устной и письменной речи является мышление, организация мыслительной деятельности детей, содержанием которой выступает то, что определяет эпистемическую и когнитивную функцию языка.

Понятие коммуникативно-целесообразной речи предполагает достаточно высокий уровень развития речевой культуры, который применителен к школьной практики обозначается термином хорошая речь.

В понятие хорошая речь включается как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность речи.

Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых в речи морфологических форм и синтаксических конструкций.

Если говорящий (пишущий) адекватно выражает описываемую ситуацию (то есть отбирает слова и конструкции с той мерой точности, которая нужна в данном случае, чтобы раскрыть содержание, смысл высказывания), говорят о точности речи.

Если говорящий (пишущий) учитывает и адекватно передает в своей речи ситуацию общения (то есть при отборе слов и конструкций заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у слушателя (читателя) определенную реакцию на сообщение – интеллектуальную, эмоциональную, волевую), говорят о выразительности речи.

Общеизвестно: добиться точности и выразительности речи можно лишь при  условии, если говорящий (пишущий) владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата.

В данном исследовании рассматриваются и анализируются устные и письменные работы ребенка, главным образом, сочинения.

3.1. Особенности лексики

С одной стороны, сочинения – это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шаг к новым умениям в передачи своих мыслей, чувств, намерений.

Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает юных авторов осмыслить и оценить пережитое, развивает наблюдательность, учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в свои силы, активизирует личность.

Письменная речь Бычкова Егора в целом правильна, характеризуется богатством, точностью словоупотребления и выразительностью. Работы отличаются значительным объемом активного словаря, разнообразием используемых форм.

Тонко чувствуя специфику функционального стиля, ученик производит отбор языковых средств художественной выразительности, использует слова и выражения, создающие образный строй речи, передающие авторскую оценку.

Остановимся подробнее на стилистических особенностях творческих работ Егора.

Сочинения мальчика выделяются оригинальностью замысла высказывания (что проявляется, в том числе, в формулировании заголовков, подборе эпиграфа и цитат) и композиционно-тематическим единством текста.

Работы отличаются жанровым разнообразием – рассказ, сказка, путевые заметки, пейзажная зарисовка, эпистола и другое. Специфике того или иного жанра соответствует речевое оформление авторских текстов. Так, например, сказка «Гром и Громик» имеет характерный «сказочный» зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…», а «Письмо маме» начинается распространенным обращением – преамбулой: «Здравствуй, милая моя мамочка!..»; в «Письмо маме» вкраплены характерные для писем взрослых людей речевые шаблоны: «Что я о себе да о себе…», «Как ты там?», «Пиши обо всем» и т.п.

Каждый раз, оценивая целесообразность выбора языкового средства, ученик ясно представляет себе ту коммуникативную задачу, которой подчинен языковой отбор. Учащийся понимает не только тему, но и основную мысль высказывания, знает, что он хочет сказать в своем сочинении или изложении.

Точность речи, понимаемая как оптимальное словоупотребление, немыслима без владения синонимикой.

Только при таком условии школьник сумеет выбрать из ряда близких по значению слов то, которое точнее других передает оттенки смысла, существенные именно для этого высказывания.

В письменных текстах, создаваемых Егором, широко используется явление синонимии. В качестве синонимов используются как слова одной части речи: «увлекательный», «интересный», «невероятный», «ранее не известный»; «необычайное», «загадочное», «необъяснимое» явление («Любимая передача»); «воздушный», «облачный», «мягкий»; «помогали» - «выручали»; «необыкновенное царство», «воздушное государство» («Гром и Громик»); «отдыхать» - «играть»; «улица» - «проспект»  («Впечатления от летних каникул»); «шустрый», «шкодливый», «непослушный» кот («Мой ласковый и нежный зверь»); «дождь», «гроза», «ливень» («О чем может рассказать дождь»), так и слова разных частей речи – текстовые синонимы, например: «добрые» - «работали дружно» - «не ссорились» («Гром и Громик»).

В связных текстах лексемы – синонимы иногда располагаются по принципу градации (в соответствии с развитием мысли): «капли»- «дождь»-  «гроза» - (лил) «ручьями».

К числу художественных приемов, используемых для придания тексту особой выразительности, следует отнести парафразу. Примеры употребления парафраз: каникулы – «пора отдыха и радостных впечатлений» («Впечатления от летних каникул»), котенок – «пушистый друг» («Мой ласковый и нежный зверь»);  дождь – «неземное чудо» («Гром и Громик»).

Особый интерес вызывает использование антонимов  в творческих работах Егора. В сказке «Гром и Громик» два главных персонажа характеризуются так:

Гром

«большой»

«старый»

«плохо видел»

«уставал»

Громик

«маленький»

«глаза – то зоркие», «все видел и подмечал»

«все время смотрел, следил»

При создании образов Грома и его младшего помощника используются как собственно антонимы (лексические): «большой» - «маленький», так слова и сочетания слов, выступающие в антонимические отношения только в контексте сочинения.

В этой же сказке встречается антонимическая пара «маленький дождик» - «огромный ливень», призванная, по-видимому, усилить эффект противоположности характеров главных героев.

Разнообразные душевные состояния передаются использованием лексем, содержащих эксплицитную сему оценки. Так, в сочинении «Мой первый школьный день» значение ‘предвкушение нового’, ‘ожидание’ передается словами: «радостный» (день), «нетерпение», «страх и радость», а также: «огромный» (букет), «красивый» ранец.

Эмоционально-оценочная лексика представлена в «Письме маме»: «мама», «мамочка», « мамуля», «милая моя»; «знакомый, родной голос» и т.д.

Свое воплощение стремление автора к образности языка находит в использовании приложений: вокзал – громадина, деревья  - великаны.

В пейзажных зарисовках образность достигается употреблением лексем, обретающих оценочные значения на основе переноса. Так, в сочинении «Волшебница осень», овладевая поэтическим приемом цветописи, ученик широко использует метафоры: золотая (одежда березы), краснеют (гроздья рябины), в ярком пламени (кусты шиповника), красные пятна – листья клена, золото деревьев, дождь (о падающих листьях). Осень получает в тексте метафорический эпитет – ласковая, тихая осень.

В предложении: «Выстилает осень (1) на земле ковер из листьев (2)» представлены олицетворение (1) и метафора (2).

В других текстах – описаниях встречаются интересные авторские метафоры: дождь – «великий свидетель» (имеется в виду истории людей), «почтальон»; Днепр – «седой Славутич» (в качестве метафоры используется постоянный эпитет их древнерусской литературы); [в сосновом бору] «царит полумрак»;  сравнения: «в лесу, как в сказке» и др.

В сочинениях представлены фразеологизмы, устойчивые обороты речи: «Сердце билось с такой силой, что, казалось, выскочит из груди», «На десятом небе от счастья», «утолить жажду», «Считать дни и часы » до какого-либо события, «Сперло дыхание» (возможно, - из известной басни И.А. Крылова).

В ткань текстов удачно вплетены неологизмы «поздноцветущие» травы и «громик», созданные по законам русского языка. Использование данных индивидуальных новообразований приводит к определенному стилическому эффекту, создает торжественную книжную или шутливую тональность.

Вообще же использование художественно-выразительного потенциала морфем, а именно уменьшительно-ласкательных суффиксов, весьма характерно для текстов учащегося: «маленький», «шерстка», «коготки», «крошечный» и др.

Из числа языковых средств, не относящихся к лексике, однако участвующих в создании выразительности, образности речи, отметим создающее звукозапись явления фонетики. Так, например, звуки громовых раскатов в одном из текстов переданы аллитерацией: «Гром ударяет в огромные медные тарелки». В предложениях: «Кругом тишина. В воздухе веет прохладой» обилие звуков передает ощущение дуновения ветерка, слабого, едва уловимого в тихом осеннем лесу колебания воздуха.

Был проведен эксперимент на выявление богатства активного словаря ребенка: предлагались упражнения на подбор синонимов, антонимов, на подбор слов к тематическим группам, на употребление многозначного слова в разных его значениях:

  1. Подумай и употреби слово  в предложениях в разных его значениях. Даны слова: земля, вода, масло, площадь, марка, молния, золотой, свежий, орел, ножка.

Земля.

За год Земля облетает вокруг солнца.

После двух месяцев плавания моряки увидели землю.

Мы обработали землю.

  Вода.

      Вода – источник жизни.

     Лить воду (говорить неправду).

     Маме подарили туалетную воду.

     По воде плыли корабли.

Масло.

     Маслом кашу не испортишь.

     Работа идет как по маслу.

Площадь.

     В Москве есть Красная площадь.

     Площадь квадрата равна произведению длин его сторон.

Марка.

     На почтовом конверте наклеена марка.

     Мне нравиться марка автомобиля ВАЗ 2109.

Молния.

     В небе сверкнула молния.

     В куртку вшили молнию.

Золотой.

      В поле колоситься золотая пшеница.

      У моей мамы золотые руки.

      Осень – золотая пора.

Свежий.

      Прогулки на свежем воздухе полезны для организма.

      В свет вышел свежий номер журнала «Вокруг света».

Орел.

      Орел свил гнездо на скалах.

      На гербе России изображен двуглавый орел.

Ножка.

      У моего брата маленькая ножка.

      У стула сломалась ножка.  

По данным «Словаря русского языка» С.И. Ожегова.

Слово «земля» имеет 7 значений. Ребенок это слово употребил в трех значениях:

  1. Третья планета от Солнца, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца.
  2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству.
  3. Почва, верхний слой нашей планеты.

Слово «вода» имеет 8 значений,  употреблено в четырех значениях:

  1. Прозрачная бесцветная жидкость.
  2. Напиток или настой.
  3. Речное пространство.
  4. Переносное значение – говорить неправду.

Слово «масло» имеет 3 значения, а употреблено в двух значениях:

  1. Жировое вещество, приготовленное из веществ животного, растительного или минерального происхождения.
  2. Вещество  как пищевой продукт.

Слово «площадь» имеет 3 значения, а употреблено в двух значениях:

  1. Незастроенное, большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.
  2. Величина чего-нибудь в длину и ширину, измеряется в квадратных единицах.

Слово «марка» имеет 5 значений, а употреблено в 2 значениях:

  1. Знак оплаты почтовых и некоторых других сборов в виде маленькой, обычно четырехугольной бумажке с изображением, обозначением цены.
  2. Торговый знак, клеймо на изделии, товаре.

Слово «молния» имеет 3 значений, а употреблено в 2 значениях:

  1. Мгновенный искровой разряд в воздухе скопившегося атмосферного электричества.
  2. Род металлической или пластмассовой быстро задергивающейся застежки.

Слово «золотой» имеет 6 значений, а употреблено в трех значениях:

  1. Цвета золота, блестяще-желтый.
  2. В переносном смысле – прекрасный, замечательный.
  3. В переносном смысле – счастливый, благоприятный.

Слово «свежий» имеет 7 значений, а употреблено в 2 значениях:

  1. О воздухе: прохладный, чистый, не спертый.
  2. Недавно возникший, новый или обновленный.

Слово «орел» имеет 2 значений и  употреблено в двух значениях:

  1. Крупная сильная птица; семейство ястребиных, с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях.
  2. В переносном смысле – изображение двуглавого орла.

Слово «ножка» имеет 4 значений, а употреблено в 2 значениях:

  1. Одна из двух нижних конечностей человека.
  2. Опора, стойка (мебели, утвари, какого-нибудь устройства).

  1. Подбери синонимы к следующим словам:

Красный – алый, пунцовый, багровый, кумачовый.

Сильный – крепкий, здоровый, выносливый.

Смешной – веселый, жизнерадостный.

Работать – заниматься, трудиться, делать, творить.

Дождь – ливень, град.

Спасти – помочь, выручить.

Юноша – парень, юнец, молодец.

Рыдать – плакать, ныть, реветь, капризничать.

  1. Подбери слова в каждую из тематических групп:

Школьные принадлежности – ручка, карандаш, пенал, дневник, тетради, учебники, портфель.

Фрукты – яблоко, слива, груша, вишня, черешня, мандарин, апельсин, банан.

Чувства – любовь, озлобленность, ненависть, жалость, разочарование, равнодушие, безразличие.

Профессии – врач, учитель, строитель, водитель, инженер, фармацевт, плотник.

Качества человека – доброта, аккуратность, честность, понимание, лживость, храбрость, талантливость, добродушность.

Цветы – астра, роза, ромашка, ландыш, тюльпан, георгин.

Временные промежутки – секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век.

Мебель – диван, стол, шкаф, кровать, трюмо, сервант.

Птицы – воробей, голубь, сорока, кукушка, грач, беркут, ласточка, синица, лебедь, жаворонок, филин, сова, иволга, журавль, соловей, скворец.

  1. Объясни значение слов в составе словосочетания:

Серебристый смех  - мелодично-звонкий смех, напоминающий звон колокольчика.

Гореть от стыда – чувствовать себя виноватым.

Зацепиться за мысль – начать думать, придерживаться правильной мысли.

5. К каждому из слов назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов напишите.

Вечер  - день

День – ночь

Корова – теленок

Лошадь – жеребёнок

Мужчина – мальчик

Кефир - молоко

Осень – лето

Бабочка – личинка    

Вата  - хлопок

6. Разместите слова и словосочетания в таблицу в соответствии с образцом.

Узкое понятие

Среднее понятие

Широкое понятие

Резиновые сапоги

Зимняя одежда

Меховая шапка

Книжная полка

Матрешка

Кофейная чашка

Учебник математики

Ромашка

Орешник

Сапоги

Шуба

Шапка

Полка

Кукла

Чашка

Учебник

Цветок

Кустарник

Обувь

Одежда

Головной убор

Мебель

Игрушка

Посуда

Книга

Растение

Растение

Таким образом, к словам было подобрано от 2 до 4 синонимов; по тематическим группам распределено от 6 до 18 слов.

Ребенок называет слова, обозначающие предмет или явление, которые предшествуют данным; хорошо различает узкое, широкое и среднее понятие. Объясняет значения слов.

Устная речь ребенка содержательна, интересна, интонационно разнообразна. К сожалению, произношение у Егора  не вполне четкое. Скорее всего, это из-за особенностей его характера и темперамента.

Устная речь ребенка  плавна и осознанна.

Ребенок как  в письменной речи, так и в устных сообщениях использует средства художественной выразительности.

Проведенный анализ языкового материала выявил некоторые нарушения коммуникативных качеств речи, свидетельствующих о «сбоях»  в работе речевого сознания пишущего на том или ином этапе работы над текстом:

  1. Неверный выбор слов из двух сходных по звучанию или корневых паронимов: «удаляет» жажду (вместо: «утоляет»), «[все было] обыкновенно» (вместо «как обычно»);
  2. Употребление лишних слов – семная тавтология, создающая избыточность смысла: «Г.К. Паустовский…очень сильно любил природу» (Правильнее было бы: «очень любил»), «С огромным нетерпением ждал, когда стану школьником» («С большим нетерпением»), «необыкновенное чудо природы» («чудо природы» или «необычное явление»). Подобное речевое излишество  - плеоназм – весьма характерно для детской речи, как устной, так и письменной.
  3. Неоправданное употребление просторечных слов («впоймал») и речевых штампов, которое носит однократный характер и не снижает общего впечатления от письменных работ.

Отмеченные недочеты творческих работ учащегося отражают, на наш взгляд, некоторые индивидуальные особенности личности: яркие чувства, сильные эмоции и  легкая их сменяемость, развитое воображение, образность, ассоциативность мышления иногда не находят адекватного вербального выражения.

Расширение активного словаря, развитие языковой интуиции возможно в дальнейшем лишь при условии планомерной деятельности учителя по формированию и совершенствованию устной и письменной речи ребенка. Словарная работа должна включать упражнения на осмысление специфики слова на разных уровнях языка и речи: от фонетического и графического оформления до функционирования слова – синтаксической единицы.

3.2.  Особенности синтаксиса

Рассмотрим особенности синтаксиса в письменных работах Егора.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц, их связи и отношения.

Основной синтаксической единицей (после словосочетаний) являются предложения. Классификация предложений в русском языке по их структуре многомерна, ступенчата. Основное противопоставление в структурной классификации – простое и сложное предложение. Простое предложение имеет одно предикативное ядро, сложное – два и более.

Для анализа письменных работ по типам предложений нами было взято 4 выборки, содержащие по 50 предложений. В данных выборках была подвергнута  анализу   встречаемость    простых  (осложненных      и  неосложненных) и сложных предложений. Частота употребления данных типов предложений представлена в следующей таблице:

№ выборки

Количество предложений

Простые

Сложные

с  осложнением

без осложнений

распространенные

не распространенные

I

II

III

IV

7

10

19

13

15

26

18

21

3

2

-

1

25

3

13

19

Средняя частота употребления простого осложненного предложения составила 86 предложений. Это свидетельствует о том, что основной синтаксической единицей самостоятельных работ Егора является простое предложение. Простое неосложненное предложение присутствует в различных видах письменных работ.

Например:

«Прошло жаркое лето», «Родная березка стоит в золотой одежде», «Перед дождем вся природа дышит тишиной»

Нами было выделено 86 предложений без осложнения, что равно 69% от количества простых и 44 % от количества всех предложений.

Простые неосложненные предложения в зависимости от наличия главных и второстепенных членов бывают распространённые и нераспространенные.

В работах Егора распространенные предложения составляют большую часть. Из 86 осложненных  предложений 80 оказались распространенными.

Второстепенные члены вводятся Егором  с целью уточнить место, время, способ действия, представить событие более ярко, образно, эмоционально.

Например:

«Принес я котенка домой», «А на земле в это время праздник», «Жители этого царства работали дружно».

Очень редко в письменных работах Егора  употребляются нераспространенные предложения.

Например:

«Мамуля!», «Наступила осень».

Теперь проследим характер употребления Егором простых осложненных предложений. Количество конструкций этого вида в выборках составила 49, что составляет 25% от общего числа предложений и 36% от числа простых предложений.

Простое предложение осложнено однородными членами предложения, вводными словами, обращением и деепричастными оборотами.

Частота употребления осложненных предложений представлена в приведенной выше таблице.

Типичными осложнениями структуры простого предложения являются однородные  сказуемые.

Малую часть составили однородные подлежащие – 18% от числа простых предложений.

Однородные дополнения, определения, обстоятельства также употребляются не часто – (24%, 24%, 14% соответственно).

Типичное количество членов предложения однородного ряда 2-3.

Например:

«Котенок стал лакать и перестал мяукать», «эта передача представляет собой увлекательные рассказы о жизни морей, океанов и обитателях морских глубин».

Нами был также проведен анализ употребления сложных предложений. Частота употребления составляет 60 предложений от общего количества.  

Частота употребления сложных бессоюзных предложений по выборкам колеблется от 5 до 6. Общая сумма составила 11 предложений.

Приведем примеры бессоюзных предложений из письменных работ Егора.

«Сверкнула молния, разразилась гроза»

Перейдем к характеристике сложносочиненного предложения.

Из 4 выборок, взятых нами из самостоятельных письменных работ Егора, число сложносочиненных предложений составило 16, что равно 81 % общего числа предложений и 26% от числа всех сложных предложений.

Между предикативными частями сложносочиненного предложения выявлены три типа смысловых отношений: соединительные, сопоставительные и противительные.

В работах Егора есть и сложноподчиненные предложения. Их большинство. Количество предложений 25, что составило 10% от всех предложений и  48% от общего числа сложных предложений. Проведенный анализ позволил установить, что наиболее частотными оказались два типа предложений: изъяснительные времени и причины.

Типы предложений

Количество

Простые предложения

Повествовательные

Вопросительные

Побудительные

Восклицательные

113

1

3

14

Простые осложненные

С однородными членами

С обобщающим словом при однородных членах

С обращением

С деепричастным оборотом

43

7

5

5

Сложные предложения

Бессоюзные

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

11

16

25

Типы предложений

Примеры

Простые предложения

Повествовательные

Вопросительные

Побудительные

Восклицательные

Барсик живет у нас уже год.

О чем может рассказать дождь?

Как быстро пролетело время!

Какую красоту подарила нам волшебница – осень!

Простые осложненные

С однородными членами

С обобщающим словом при однородных членах

С обращением

С деепричастным оборотом

По опушкам лесов еще растут подосиновики, скользкие грузди и душистые рыжики.

Этому неземному чуду радуются все: великаны – деревья; раскидистые кустарники, полевые цветы, плетущиеся травы и животные…

Здравствуй, милая моя мамочка!

Слушая его (дождь), невольно вспоминаешь все то, что было у тебя в жизни.

Сложные предложения

Бессоюзные

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сверкнула молния, гроза разразилась.

Дождь полил ручьями, и в это время я прислоняюсь к окну и как можно внимательней стараюсь услышать историю дождя.

Когда я прихожу из школы, он бежит мне на встречу, лащится о мои ноги.

Но для того, чтобы услышать рассказ, нужно слушать дождь.

Письменная речь строится на основе устной речи. Устная речь является базой для развития речи письменной. Поэтому мы провели сравнительный анализ тех же синтаксических единиц в устной речи, которые нашли отражение в письменной речи Бычкова Егора, и получили данные результаты.

Из сопоставительной таблицы по использованию всех видов синтаксических конструкций, можно сделать следующие выводы:

  1. Средняя частота употребления простых неосложненных предложений – 57 предложений, что составляет 56% от простых предложений и 37% от числа всех предложений. В основном в устной речи Егора присутствуют распространенные предложения. Из всех выборок 2 предложения нераспространенных. В устной речи простых неосложненных предложений на 7% меньше, чем в письменной речи.
  2. Простые осложненные предложения в устной речи составляют 43% от числа простых предложений  и 28%  - от числа всех предложений. В устной речи простых осложненных предложений на 9 % больше, чем в письменной речи. В устной речи простые предложения осложнены в основном однородными членами, и так же, как в письменной речи, большая их часть -      однородные  сказуемые.
  3.  На долю всех типов сложных предложений в устной речи ребенка приходится  35%, что на 5 % больше, чем в письменной речи. Однако сложных бессоюзных предложений в устной речи в 3 раза меньше, чем в письменной речи, а других типов сложных конструкций, такое же количество. Сложноподчиненных предложений оказалось больше в устной речи.

 Все это свидетельствует о том, что устная речь детей по своей организации более сложная, чем письменная.

Сравнительная таблица по использованию простых и сложных

предложений

Типы предложений

Устная речь ребенка

Письменная речь

Простое осложненное

28%

19%

Простое неосложненное

37%

44%

Сложное

35%

30%

Сравнительная таблица по использованию

простых осложненных предложений

Типы предложений

Устная речь ребенка

Письменная речь

с однородными членами

31

43

с обобщающим словом при однородных членах

4

7

с обращением

5

5

с деепричастным оборотом

3

5

Сравнительная таблица по использованию сложных предложений

Типы предложений

Устная речь ребенка

Письменная речь

Бессоюзные

4

11

Сложносочиненные

15

16

Сложноподчиненные

34

25

Хотя у ребенка отмечается высокий уровень развития речи, но некоторые недостатки имеются. В частности, самой типичной ошибкой  устной речи ребенка являются неоправданные повторы. При пересказе  Егор затрудняется вести речь от третьего лица, поэтому пересказ ведется в форме диалога.

Егор часто использует средства художественной выразительности, но «сухие», стандартные тексты также имеют место.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод о том, что устные и письменные работы Егора соответствуют основным требованиям к речи.

Повествования мальчика содержательны, интересны. Ребенок говорит  и пишет о том, что знает хорошо. С интересом он рассказывает о своих любимых передачах «Диалоги о животных», «Путешествие команды Кусто». И в то же время он знает, что сказать в письме волшебнику или маме, живо описывает осень.

Речь ребенка последовательна по своему построению. В каждой работе логично происходит переход от одной части к другой. Мальчик умеет не только хорошо начать, но и закончить, завершить высказывание.

Конечно, качества характера, социальное окружение, семья оказывают большое влияние на состояние речевого развития младшего школьника, на её логический и синтаксический строй. Егор – флегматик, он внешне не всегда живой и эмоциональный, а в работах много эпитетов, сравнений, олицетворений. Мальчик часто нервничает, волнуется при устном пересказе, но зато в письменных работах раскрывается душа ребенка.

В целом уровень речевого развития Егора Бычкова можно считать высоким, хотя отдельные недочеты в его речи, естественно, есть.

В связи с этим можно дать ряд рекомендаций, которые целесообразно учитывать в работе по дальнейшему развитию речи Егора.

Во-первых, так как в работах Егора имеет место речевая ошибка – неоправданный лексический повтор, необходимы занятия с мальчиком, на которых будут даваться упражнения, позволяющие устранить этот недочет.

Во-вторых, так как в устной речи ребенка встречаются «сухие» стандартные тексты, мальчика надо специально познакомить со средствами художественной выразительности. Следует учить Егора пересказу от третьего лица.

В-третьих, необходимо работать с логопедом и психологом, чтобы устранить нечеткое произношение звуков, слов и повысить уверенность ребенка при общении с взрослыми и сверстниками.

В-четвертых, необходимо дальнейшее расширение активного словаря Егора, пополнение его речи новыми словами и выражениями.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка// Начальная школа, 1999, № 12, с. 57 – 59
  2. Бунеев Р.Н., Бунеев Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 кл (ч. I – II)  - М., 1997.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Романова В.Я. Психология индивидуальных различий.  М., 2000.
  4. Гончарова Л.О. Нетрадиционные приемы развития связной речи// Начальная школа, 1998, № 7, с. 28 – 30.
  5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.
  6. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения // Язык и личность -  М.,  1989.
  7. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1965. – 228с.
  8. Король Л.Ф. Творческие работы на уроках русского языка // Начальная школа, 1998, № 4, с. 40 – 46.
  9. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. – М.: Просвещение, 1975. – 176с.
  10. Львов М.Р.  Рамзаева Т.Г. Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
  11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
  12. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М.: Просвещение, 1964. – 304с.
  13. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Яровлавль, 1998.
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18 изд., стереотип. – М., Рус.яз., 1986. – 797 с.
  15. Польская О.Я. Психологический практикум в школе. М.: Просвещение, 1979.
  16. Попов З.Д. Стернин И.А. Лексическая система языка. Воронеж, 1987, с. 13.
  17. Программы средней общеобразовательной школы. М., 1987.
  18. Пустовалов П.С. Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001. – М.: Просвещение, 1987. 288 с.
  19. Развитие речи учащихся в начальной школе. Хрестоматия. Сост. М.Р. Львов. М.: Просвещение, 1965. – 196 с.
  20. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит.   Изд.     Центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с.
  21. Русский язык в начальных классах. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.
  22. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников

Цель кусра: создание условий для становления личности младшего школьника, коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соот...

Речевое развитие младших школьников

Презентация и доклад для выступления...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...

Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....

Мультипликация как средство развития познавательного и речевого развития младших школьников

С введением ФГОС в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Мул...