Урок по русскому языку в 1 классе"Перенос слова"
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Перенос слова" с применением технологии проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_v_1_klasse.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Вид урока: открытие нового знания

Тема: «Перенос слова»

Цель: познакомить учащихся с правилами переноса слов.

 Задачи:

2) повторение знаний о звуках, буквах, слогах;

3) развитие умения  проводить исследование;

4) воспитание самостоятельности и  аккуратности, чувство взаимопомощи

Оборудование:   учебник, рабочая тетрадь,   карточки «Тест», компьютер, проектор, экран.      

Ход урока:

1.Организационный момент.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте мы поздороваемся с ними.

(здороваются кивком головы и садятся на места)

2.Эмоциональный настрой.

 Послушайте и отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска её боится.(Улыбка)

Посмотрите друг на друга, подарите  друг другу улыбки, мысленно пожелайте удачи  и с хорошим настроением начнём урок.

3. Чистописание.

– Откройте тетрадь на с.9. Рассмотрите рисунок.

- Кого вы видите?

-А что вы знаете об улитке?

(Показ улитки на компьютере) (Слайд 1)

-В сырую погоду, на огородах и в лесу можно найти множество улиток-слизней. Называются они так, потому что часто оставляют свои следы в виде тонкой плёнки – застывшей слизи. Глаза улитки могут отличать только свет от тьмы. Свою пищу, улитки находят по запаху. Запахи они могут улавливать за 1-2 метра. Носа у улиток нет, но у них есть рожки – щупальца, их даже две пары. Нижней парой они ощупывают поверхность во время движения. Верхняя пара рожек – зрение и обоняние. Это и есть главные органы чувств улиток.

- Нарисуем улитку на строчке. (Показ учителем на доске. Сначала е-образные рожки, затем туловище и “домик”).

-Куда спешит улитка? (к домику).

-Давайте  поможем улитке добраться до домика, выполнив  следующее задание.

(написание Ь, Ъ, Ы и соединение их с другими буквами)

- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединение с другими буквами.

4.Актуализация знаний.

А  сейчас повторим всё, что мы знаем о звуках, буквах, слогах.

1 ученик

Буквы можем мы читать

И в тетрадку записать.

2 ученик

В алфавите, посмотри

Букв всего лишь 33.

3 ученик

 Звуков целых 42!

Ах, как кружится голова.

4 ученик

 Какие звуки разные:

Гласные, согласные!

5 ученик

Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.

6 ученик

 А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, но не хочется им петь.

7 ученик

 Если слоги встанут рядом получаются слова, ма и ша, а вместе – Маша, со и ва – всего- сова.

8 ученик

 Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников.

Эти  правила помогут выполнить нам следующее задание.

Словарная работа.

. – Прочитайте слова про себя. Назовите слова, состоящие из одного слога, из двух слогов, из трёх слогов; слова, в которых звуков и букв поровну.

- Запишите слова, диктуя их по слогам. Подчеркните ь и ъ.

Мы справились с этим заданием и наша улитка добралась до своего домика. А нам пора отдохнуть. Мы с вами сейчас  выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая  гимнастика

«Рыбка»

«Кольца»

«Птичка»

«Замок»

На двери висит замок (сцепить пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог (стряхиваем сцепленными руками)

Постучали, постучали,
Покрутили, покрутили

Потянули, потянули

И открыли (расцепили пальцы, развести руками)

5.Открытие нового знания

Постановка проблемного вопроса.

- Посмотрите на доску и прочитайте предложения про себя.

Весна кругом живёт и дышит.

Весна шумит со всех сторон.

- О каком времени года говорится в предложениях?

-Какие изменения в природе происходят с приходом весны?

Запишите первое предложение. Подчеркните «опасные места».

- Посмотрите, может ли уместиться на одной строчке второе предложение?

-Попробуйте написать в воздухе.

-Как бы вы поступили, если начали писать предложение, а слово на строчке не поместилось? (перенесли)

-А что значит перенести слово?(Предположения детей)

- Как вы  думаете, переносить слова нужно по правилам или так, как захочется?

-Да, по правилам.

 -В русском языке есть правила переноса.

 -Вы догадались, о чём же мы будем сегодня говорить? Какова будет тема нашего урока?

Тема нашего урока «Перенос слов» (Слайд 2)

-И сейчас вы сами попробуете  открыть правила переноса.

Исследовательская работа по группам.

-У каждой группы лист, в котором спрятано одно правило.

-Итак, ваша задача исследовать слова и  сформулировать правила переноса слов.

ИНСТРУКЦИЯ (Слайд 3)

  1. Прочитайте слова на листе.
  2. Обратите внимание на выделенные буквы.
  3. Посмотрите, где стоит знак переноса.
  4. Догадайтесь, какое здесь правило переноса.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

ре-бя-та

вес-на

сол-ныш-ко

Вывод: слова переносятся по слогам.

май-ка

лай-ка

чай –ка

Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.

день-ки

буль-он

отъ-езд

Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.

кас-са

ван-на

мас-са

Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяютсязнаком переноса.

яма

ли – ния

яго-да

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

Хором читают слова (включение в работу всего класса).

Каждая группа  озвучивает  правила переноса слов

Давайте сравним ваши предположения с выводами авторов учебника.

С.21 Правила переноса (Слайд 4)

-Молодцы, все  ваши предположения совпали с выводами авторов.

 Физкультминутка

«Танцуйте сидя» (под музыку)

6.Применение нового знания

а) УПР.21 с.21(цепочкой у доски)

б) Работа с тестом. (Слайд 5)

Слова деньки, подъезд, зайка, осина, группа разделены знаком переноса разными способами.

Выберите и подчеркните в каждой строчке одно  слово с правильным переносом.

 1) деньк-и      день-ки       де-ньки

 2) подъе-зд    под-ъезд      подъ-езд

 3) зайк-а        за-йка           зай-ка

 4) о-си-на      оси-на          осин-а

 5) групп-а      груп-па        гру-ппа

Проверка на экране (Слайд 6)

- А вот как переносил слова один первоклассник в стихотворении « Как я перенёс слова».

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва я перенёс е-два

И получил за это «два»

«Укол» я перенёс у-кол

И получил за это «кол».

«Опять» я перенёс о-пять.

Теперь, наверно, будет «пять».

-Правильно  первоклассник переносил слова?

-Почему?

Как же правильно переносить слова. (Повторение правил)

Слова надо переносить по слогам.

Буквы Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку.

Нельзя переносить или оставлять на строке одну букву.

Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом.

7.Рефлексия (Слайд 7) 

Откройте дневники, оцените свою работу и нарисуйте смайлик.

- Кто может сказать, что я умею переносить  слова и могу научить других нарисуйте

-Кто ещё может ошибиться и задания вызывают затруднение нарисуйте

Покажите, как вы оценили.

8.Подведение итогов (Слайд 8)

Наш урок заканчивается, но мы ещё будем тренироваться и все хорошо научимся делить слова для переноса.

-Мне  понравилось, как вы работали. Все были активными. Молодцы! Благодарю всех за урок.

   

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №54

с углубленным изучением отдельных предметов»

Авиастроительного района г. Казани

Открытый урок по русскому языку

 в 1 классе по теме «Перенос слова»

учителя первой квалификационной категории

Коноваловой Надежды Александровны

на семинаре-стажировке заместителей директора

по УВР слушателей курсов ИРО РТ

по теме «Основные направления деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе»

г. Казань – 8 апреля 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 2 класс перенос слов с ь

урок по УМК "Перспектива" 2 класс по теме "Перенос слов с Ь"...

Урок по русскому языку на тему: "Перенос слов". Для 2 класса.

Урок по русскому языку  для 2 класса. На тему: "Перенос слов"....

Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"

Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....

Урок пр русскому языку по теме: «Перенос слов». 1 класс

Урок по системе "Школа 2100". В нём использованы ИКТ технологии....

конспект урока по русскому языку 1 класс "Перенос слов"

конспект урока по русскому языку: "Перенос слов"...

Урок русского языка 2 класс. Перенос слова.

Конспект содержит объяснение нового и закрепление изученного материала. Урок построен в игровой форме....