Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов".
    план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

    Конспект урока по изучению правописания гласной после Ц в окончаниях слов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык

    2-й класс

    Тема: Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов.

    Цель:

    Обобщающая – познакомить с правописанием Ы после Ц в окончаниях

                                слов-названий предметов;

                                учить правильно обозначать орфограмму;

                            расширить лексический запас учащихся.

    Развивающая – развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

    Воспитывающая – вызвать интерес к урокам русского языка.

    Оборудование: текст стихотворения, рабочие тетради № 2.

    ХОД.

    1. Чистописание.

               на доске:  Цц цц

    Учитель: дайте характеристику звуку, обозначенному буквой ц.

    Учащиеся: согласный звук, непарный, глухой, всегда твердый.

    Учитель: продолжите закономерность

    Учащиеся пишут в тетради  Цц Цц Ццц ццц Цццц цццц

    Учитель: прочитайте и запишите предложение, подчеркните орфограммы и объясните

    Цыпленок цырнул на цыпленка «Цыц!»

    Учащиеся: это слова исключения, их надо запомнить.

    1. Работа над темой

    Создание проблемной ситуации.

    Учитель: продолжим изучение нашей темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим точно тему.

    На доске (закрыто)

    Учитель: читаем стихотворение:

                    Цыпленок прыгнул на циновку

                    И там на цыпочки привстал.

                    А мимо шел цыган на танцы

                    Цып-цып, - цыпленка он позвал

                    Он из цилиндра доставал

                    Морковь и огурцы.

                    И только одного не знал

                    Где пишут цы, где ци?

    Учитель: Цыпленок не знал, но, вы, конечно, должны знать.

    Открывается запись на доске

            Цирк                огурцы                цыганка

            Циркач        ножницы                цыганский

            Цирковой        кузнецы                цыпки

                                                    цыпленок

                                                    цыц

    Учитель: прочитайте слова. Объясните значение слова цып!

    Учащиеся: цып – это курица, цыпленок, поэтому и пишется, как цыпленок через ы.

    Учитель: объясните значение слова Цыпки.

    Учащиеся: слова цыпки  в значении трещинки на коже пишется через ы.

    Учитель: произносит еще раз слова.

     Какие звуки слышатся во всех словах:

    Учащиеся: слышатся во всех словах звуки цы.

    Учитель: А посмотрите как написано?

    Учащиеся: написано Цы и Ци.

    Учитель: Почему?

    Учащиеся: слова 1 столбика – родственные, у них есть общая часть, которая обозначает одно и тоже и пишется одинаково. Слова 2 столбика надо запомнить.

    Учитель: наша задача разобраться, когда после ц нужно писать ы в окончаниях слов-названий предметов. Какова тема урока? Сформулируйте её.

    Учащиеся: правописание ы после ц в окончаниях слов названий предметов.

    Учитель Найди и прочитайте эти слова.

    Учащиеся: огурцы, ножницы, кузнецы.

    Учитель: когда пишется ы после ц в окончаниях слов-названий предметов.

    Ученики: буква ы после ц пишется в окончаниях слов-названий предметов когда они стоят во множественном числе.

    Физкультминутка.

    1. Закрепление.

    Работа с учебником.

    Учитель: прочитайте задание упр. 17.

    Учащиеся: открой обратный словарь на букву ц. прочитайте список слов-названий предметов. Поставь слово «пловец» в форму множественного числа.

    Учитель:

    - Какой звук ты произносишь на конце слова?

    - Какую букву напишешь?

    - Запишите  пять слов, стоящих после слова «пловец» в форме множественного числа. А твой сосед следующие пять слов в этой форме. Окончание подчеркнуть.

    Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

    Учитель: проверим  по цепочке написанные слова.

    Стрельцы,  леденцы, жницы, певцы, храбрецы, огурцы,  молодцы, отцы., танцы, жильцы.

    Выборочная работа упр. 18.

    Учитель: выписать только те слова, когда после ц пишется ы в окончаниях слов-названий стоящих во множественном числе.

    Учащиеся:  выписывают самостоятельно.

    Учитель: Проверим, какие слова выписали?

    Учащиеся читают: ресницы, голубцы, китайцы, немцы, леденцы, бубенцы, перцы, ножницы.

    Учитель когда же после ц пишется ы?

    Учащиеся:  в окончаниях слов, когда ставятся во множественном числе.

    Учитель: Молодцы!

    Дифференцированная работа (выполняется в тетрадях для самостоятельных работ № 2)

    Учитель

    1 ряд

    2 ряд

    3ряд

    Упр. 16

    Прочитайте вни-мательно задание.

    Прочитайте стихо-творение. Какие слова, выделенные цветом стоит в форме мн. числа?

    Придумай и запиши слова словосочетания: слово-название признака + слово название предме-та. Подчеркните окончания.

    Упр. 17 стр. 14

    Образуй и запи-ши форму мн. числа каждого слова. Выдели ос-нову и окончания Составь и запиши со словом жнец предложение.

    Упр. 20 стр. 16

    Вставь пропущенные буквы.

    Выполняют самостоятельно.

    1. Итог

    Учитель: что нового и интересного вы узнали на уроке?

    Учащиеся:  буква ы пишется после ц в окончаниях слов названий предметов.

    Учитель: что нужно знать, чтобы правильно писать ы после ц?

    Учащиеся: нужно поставить во множественное число.

    Учитель: чтение стихотворения:

    Прозвучал для вас ребята

    Наш урок про цы и ци

    Кто не понял, те цыплята,

    Кто запомнил молодцы!

    Учитель: урок окончен. Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока: «Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов»

    Тип урока: урок предъявления новых знаний. Обучающие функции урока: формирование представлений о написании буквы Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов, способствовать орфографической зорко-ст...

    «Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов»

    Презентация может быть использована в качестве вспомогательного дидактического средства , направленного на активизацию деятельности детей. Урок русского языка,  2 класс (...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов".

    Презентация составлена к уроку русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс....

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: «Окончания глаголов I и II спряжения»

    Представлена разработка урока урока по русскому языку в 3 классе....

    Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

    Урок русского языка во 2 классе на тему "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов".

    Урок русского языка во 2 классе на тему "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов". Сюжет урока простоен по произведению В.Катаева "Цветик семитцветик"...