Конспект урока по русскому языку "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов".
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Конспект урока по изучению правописания гласной после Ц в окончаниях слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

2-й класс

Тема: Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов.

Цель:

Обобщающая – познакомить с правописанием Ы после Ц в окончаниях

                            слов-названий предметов;

                            учить правильно обозначать орфограмму;

                        расширить лексический запас учащихся.

Развивающая – развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающая – вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: текст стихотворения, рабочие тетради № 2.

ХОД.

  1. Чистописание.

           на доске:  Цц цц

Учитель: дайте характеристику звуку, обозначенному буквой ц.

Учащиеся: согласный звук, непарный, глухой, всегда твердый.

Учитель: продолжите закономерность

Учащиеся пишут в тетради  Цц Цц Ццц ццц Цццц цццц

Учитель: прочитайте и запишите предложение, подчеркните орфограммы и объясните

Цыпленок цырнул на цыпленка «Цыц!»

Учащиеся: это слова исключения, их надо запомнить.

  1. Работа над темой

Создание проблемной ситуации.

Учитель: продолжим изучение нашей темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим точно тему.

На доске (закрыто)

Учитель: читаем стихотворение:

                Цыпленок прыгнул на циновку

                И там на цыпочки привстал.

                А мимо шел цыган на танцы

                Цып-цып, - цыпленка он позвал

                Он из цилиндра доставал

                Морковь и огурцы.

                И только одного не знал

                Где пишут цы, где ци?

Учитель: Цыпленок не знал, но, вы, конечно, должны знать.

Открывается запись на доске

        Цирк                огурцы                цыганка

        Циркач        ножницы                цыганский

        Цирковой        кузнецы                цыпки

                                                цыпленок

                                                цыц

Учитель: прочитайте слова. Объясните значение слова цып!

Учащиеся: цып – это курица, цыпленок, поэтому и пишется, как цыпленок через ы.

Учитель: объясните значение слова Цыпки.

Учащиеся: слова цыпки  в значении трещинки на коже пишется через ы.

Учитель: произносит еще раз слова.

 Какие звуки слышатся во всех словах:

Учащиеся: слышатся во всех словах звуки цы.

Учитель: А посмотрите как написано?

Учащиеся: написано Цы и Ци.

Учитель: Почему?

Учащиеся: слова 1 столбика – родственные, у них есть общая часть, которая обозначает одно и тоже и пишется одинаково. Слова 2 столбика надо запомнить.

Учитель: наша задача разобраться, когда после ц нужно писать ы в окончаниях слов-названий предметов. Какова тема урока? Сформулируйте её.

Учащиеся: правописание ы после ц в окончаниях слов названий предметов.

Учитель Найди и прочитайте эти слова.

Учащиеся: огурцы, ножницы, кузнецы.

Учитель: когда пишется ы после ц в окончаниях слов-названий предметов.

Ученики: буква ы после ц пишется в окончаниях слов-названий предметов когда они стоят во множественном числе.

Физкультминутка.

  1. Закрепление.

Работа с учебником.

Учитель: прочитайте задание упр. 17.

Учащиеся: открой обратный словарь на букву ц. прочитайте список слов-названий предметов. Поставь слово «пловец» в форму множественного числа.

Учитель:

- Какой звук ты произносишь на конце слова?

- Какую букву напишешь?

- Запишите  пять слов, стоящих после слова «пловец» в форме множественного числа. А твой сосед следующие пять слов в этой форме. Окончание подчеркнуть.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Учитель: проверим  по цепочке написанные слова.

Стрельцы,  леденцы, жницы, певцы, храбрецы, огурцы,  молодцы, отцы., танцы, жильцы.

Выборочная работа упр. 18.

Учитель: выписать только те слова, когда после ц пишется ы в окончаниях слов-названий стоящих во множественном числе.

Учащиеся:  выписывают самостоятельно.

Учитель: Проверим, какие слова выписали?

Учащиеся читают: ресницы, голубцы, китайцы, немцы, леденцы, бубенцы, перцы, ножницы.

Учитель когда же после ц пишется ы?

Учащиеся:  в окончаниях слов, когда ставятся во множественном числе.

Учитель: Молодцы!

Дифференцированная работа (выполняется в тетрадях для самостоятельных работ № 2)

Учитель

1 ряд

2 ряд

3ряд

Упр. 16

Прочитайте вни-мательно задание.

Прочитайте стихо-творение. Какие слова, выделенные цветом стоит в форме мн. числа?

Придумай и запиши слова словосочетания: слово-название признака + слово название предме-та. Подчеркните окончания.

Упр. 17 стр. 14

Образуй и запи-ши форму мн. числа каждого слова. Выдели ос-нову и окончания Составь и запиши со словом жнец предложение.

Упр. 20 стр. 16

Вставь пропущенные буквы.

Выполняют самостоятельно.

  1. Итог

Учитель: что нового и интересного вы узнали на уроке?

Учащиеся:  буква ы пишется после ц в окончаниях слов названий предметов.

Учитель: что нужно знать, чтобы правильно писать ы после ц?

Учащиеся: нужно поставить во множественное число.

Учитель: чтение стихотворения:

Прозвучал для вас ребята

Наш урок про цы и ци

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил молодцы!

Учитель: урок окончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов»

Тип урока: урок предъявления новых знаний. Обучающие функции урока: формирование представлений о написании буквы Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов, способствовать орфографической зорко-ст...

«Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов»

Презентация может быть использована в качестве вспомогательного дидактического средства , направленного на активизацию деятельности детей. Урок русского языка,  2 класс (...

Презентация к уроку русского языка по теме "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов".

Презентация составлена к уроку русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс....

Урок русского языка во 2 классе на тему "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов".

Урок русского языка во 2 классе на тему "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов". Сюжет урока простоен по произведению В.Катаева "Цветик семитцветик"...

Конспект урока по русскому языку «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание» 2 класс (УМК «Перспективная начальная школа»)

Цели деятельности учителя: введение понятия «нулевое окончание», формирование умения выделять в слове окончание и основу слова.Планируемые результатыПредметные: уметь выделя...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...