Урок русского языка во 2 классе на тему "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Русяева Ирина Александровна

Урок русского языка во 2 классе на тему "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов". Сюжет урока простоен по произведению В.Катаева "Цветик семитцветик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc52 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka.ppt670 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Урок русского языка во 2 классе.

УМК « Перспективная начальная школа».

Тема: «Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов».

Цели: формировать у учащихся представление о написании слов-названий предметов  с основой на ц во множественном числе, способствовать орфографической зоркости, обогащению словарного запаса учащихся.

Задачи:

Обучающие: учить применять основное правило написания букв и или ы после ц в корне слов и в окончаниях слов – названий предметов; учить работать с обратным словарем;

Развивающие: развивать связную речь школьников, языковое чутьё; логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

 

Воспитательные:  воспитывать внимательное отношение к слову,   организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач. 

Планируемые результаты (предметные): Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов.

Познавательные УУД:

Обучение работе с разными видами информации

а) формирование умения поиска информации в учебных словарях.

б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

     Универсальные логические действия.

      а) Подведение под понятие.

      б) Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

Коммуникативные УУД:

Коммуникация как кооперация. Распределение работы с соседом по парте.

Коммуникация как взаимодействие. Учёт позиции собеседника.

Личностные УУД:

Смыслообразование. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся  выполнять задания с целью решить интеллектуальные задачи.

Контроль процесса и результатов деятельности.

Формы работы: фронтальная (устные ответы), групповая, работа в парах, индивидуальная.

 

                                                 Ход урока.

                                                       

I. Самоопределение к деятельности.

Здравствуйте! Посмотрите  друг  на  друга.  Улыбнитесь  и  пожелайте  соседу  по  парте  удачного  дня. Садитесь.

 Проверьте, пожалуйста,  готовность  к уроку. С каким настроением пришли на урок?

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелайте  всем удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

II. Чистописание. (1 лепесток)

- Вспомните, из какого произведения эти строчки:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

 Быть  по-моему вели…              («Цветик - семицветик»  В. Катаев)

- Какой первый звук в слове цветик?

Сегодня мы будем красиво и правильно писать заглавную и строчную буквы Ц ц.

Вот какая буква ц:

С коготочком на конце.

Коготок - царапка,

Как кошачья лапка.

Дайте  характеристику звуку [ц].  

(Звук [ц] – согласный, глухой, всегда твёрдый).

Прочитайте слоги и напишите в тетрадь:

ца    цу    ци   цы   цо

Подчеркните слоги, в которых нельзя на слух определить, какая пишется буква.

III.  Актуализация  знаний. Постановка темы урока.

Назовите тему нашего урока.

«Написание буквы ы после ц в окончаниях слов-названий предметов».


- Какую букву пишут после ц в корне слова и в словах на - ция? (И)

Назовите слова - исключения.                

 Цыган на цыпочках сказал цыплёнку: «Цыц!»

- Какую букву пишут в окончаниях слов – названий предметов после ц? (Ы)

IV. Работа по теме урока. (2-й лепесток)

1.Работа по учебнику. Работа в парах.(Стр.20, упражнение 17)  

Откройте Обратный словарь на букву Ц (стр. 146). Прочитайте список слов-названий предметов.

Поставьте слово «пловец» в форму множественного числа. Какой звук произносите на конце слова? Какую букву напишите?

Напиши пять слов в  форме множественного числа. А твой сосед пусть запишет следующие пять слов в той же форме.

Проверь себя по слайду.

Пловцы, молодцы, стрельцы, кузнецы, концы.

Тунцы, юнцы, храбрецы, дворцы, скворцы.

- Ребята, какое слово вам незнакомо?               (Тунцы)

Тунец – морская промысловая рыба семейства скумбриевых.

2. Отгадайте загадки  и запишите отгадки. (3-й лепесток)

Есть такой циркач лихой:

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился - и ни шагу.             (циркуль)

Два кольца, два конца,

А посередине – гвоздик             (ножницы)

Весь я золотистый,

 Мягкий и пушистый.

 Я у курицы -  ребёнок,

 А зовут меня …                          (цыплёнок)

- Какую букву нужно писать после ц в этих словах?

3.Самостоятельная работа. (4-й лепесток)

  Прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

   

   Цыплёнок нёс по улице

   Цветы для мамы – курицы,

   Цепочку тёте Хрюшке

   И циркуль для подружки.

Спишите стихотворение в тетрадь. (Взаимопроверка в парах)

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного.

1. Работа в парах на карточках . (5-й лепесток)

Один ученик записывает в тетрадь слова, в которых после ц пишется буква и, а другой записывает слова, в которых после ц пишется буква ы.

Цирк, цыганка, цыпки,  цифра, пальцы, цикада.

Придумайте предложение с любым словом.

Запись под диктовку.

На арене цирка выступают весёлые клоуны.

Подчеркните основу предложения.

2. Игра «Молчанка» (6-йлепесток)

 Дети на сигнальных карточках показывают буквы, которые надо писать в словах:    И или Ы.

 Учитель называет слова:

Цитрусы, цыганёнок, цыкнуть, лекция,  цилиндр, цыплячий, синицы, цыганский, цифра.

VII.  Рефлексия деятельности.

- Какую букву пишут после ц в корне слова и в словах на  -ция? (И)

-Назовите слова - исключения.                  Цыган на цыпочках сказал цыплёнку: «Цыц!»

- Какую букву пишут в окончаниях слов – названий предметов после ц? (Ы)

- Те, кто считает, что работал на уроке отлично, и у него всё получалось, покажите весёлого смайлика.

Те, кто считает, что работал на уроке хорошо, но могли бы быть активнее и внимательнее – серьёзного смайлика.

Дети показывают кружки.

Оценки учителя.

Домашнее задание.

  1. Учебник стр. 21 , упр. 19. Придумать 1 предложение.

или

  1. Тетрадь стр16, упр. 20

Урок закончен. Спасибо за работу.

Ц__рк, ц__ганка, ц__пки,  ц__фра, пальц__, ц__када.

Ц__рк, ц__ганка, ц__пки,  ц__фра, пальц__, ц__када.

Ц__рк, ц__ганка, ц__пки,  ц__фра, пальц__, ц__када.

Ц__рк, ц__ганка, ц__пки,  ц__фра, пальц__, ц__када.

Ц__рк, ц__ганка, ц__пки,  ц__фра, пальц__, ц__када.

Ц__рк, ц__ганка, ц__пки,  ц__фра, пальц__, ц__када.

Ц__рк, ц__ганка, ц__пки,  ц__фра, пальц__, ц__када.

Ц__рк, ц__ганка, ц__пки,  ц__фра, пальц__, ц__када.

Ц__рк, ц__ганка, ц__пки,  ц__фра, пальц__, ц__када.

Ц__рк, ц__ганка, ц__пки,  ц__фра, пальц__, ц__када.

Ц__рк, ц__ганка, ц__пки,  ц__фра, пальц__, ц__када.

Ц__рк, ц__ганка, ц__пки,  ц__фра, пальц__, ц__када.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 «А» классе Учитель: Русяева Ирина Александровна

Слайд 2

В словах после ц пишется 1 2 НА -ЦИЯ 1 2. В словах исключениях

Слайд 3

Проверь себя Пловц ы , молодц ы , стрельц ы , кузнец ы , конц ы . Тунц ы , юнц ы , храбрец ы , дворц ы , скворц ы

Слайд 4

Тунец – морская промысловая рыба семейства скумбриевых.

Слайд 5

Отгадайте загадки Есть такой циркач лихой: Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу ц ркуль и

Слайд 6

Два кольца, два конца, А посередине – гвоздик ножниц ы

Слайд 7

Весь я золотистый, Мягкий и пушистый. Я у курицы - ребёнок, А зовут меня … ц плёнок ы

Слайд 8

Прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Ц _ плёнок нёс по улице Цв _ ты для мамы – куриц __, Ц _ почку тёте Хрюшке И ц _ ркуль для подру__ ки.

Слайд 9

Проверьте себя: Цирк, цифра, цикада. Цыганка, цыкнуть, пальцы

Слайд 10

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...

Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" Правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Цель урока-отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных-развивать внимание,мышление,речь,орфографическую зоркость-воспитывать аккуратность,любознательность....

Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.УМК: «Планета знаний»Предмет: русский языкКласс: 4Тип: «Открытие новых знаний»Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и форм...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока русского языка 3 класс "Школа России" по теме «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание? Как найти кончание в слове?"  УМК "Школа России"...