технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Рощупкина Татьяна Александровна

 

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

  Данный урок смоделирован с учётом основных положений деятельностного подхода в системе исследовательской технологии. Предлагаемые задания побуждают учащихся к   самостоятельной деятельности, которая предполагает субъективную новизну исследования, значимую в данный момент для детей-исследователей.

   Создание проблемной ситуации с затруднением, в основе которой лежит одно единственное противоречие: между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, так как учащиеся не имеют сведений для выполнения нового задания. Используется мотивирующий прием “яркого пятна” – инсценировка помощи домовёнку Кузе. Ребятам предстоит  определить границы собственного знания и незнания (выписывают слова с пропущенными буквами), сформулировать выявленную проблему (не знают, как пишутся наречия, оканчивающиеся на шипящий), поставить перед собой цели, планировать собственную деятельность. На данном этапе урока используются проблемный и модельный методы, а также приём эвристической беседы. 

    Далее учащимся предстоит выдвигать гипотезы условий употребления мягкого знака в наречиях и опровергать их, фиксировать собственные выводы, для чего используются такие методы и приёмы, как наблюдение, сравнение, дедукция, метод сотрудничества, направленный на формирование навыков коллективной работы, метод всех возможных вариантов для рационализации процесса принятия решений, анализ и синтез осуществлять, так как необходимо анализировать предлагаемый и самостоятельно привлекаемый лингвистический материал, оформлять выводы в виде схем. 

   После знакомства с правилом по учебнику ребята выполняют письменные задания на закрепление материала и первичную проверку усвоения правила, затем осуществляют взаимопроверку работы по предложенному эталону.

    На заключительном этапе урока учителем организуется рефлексия с помощью специальных вопросов и методики незаконченного предложения. Домашнее задание дается с учетом возможностей ребенка по выбору. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заявка                                                                                                                                                                                                             на муниципальный конкурс «Калейдоскоп методических идей»

Автор материала

Рощупкина Татьяна Александровна

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Николаевка Ивантеевского района Саратовской области»

Должность

Учитель начальных классов

Номинация

Методическая разработка проекта современного урока.

Название материала

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий». 

Класс

4 класс

Учебный предмет

УМК «Начальная школа 21 века» русский язык авторы учебника С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова.                      

Вид ресурса

Текстовый документ, презентация

Техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода                                                                                                                                    

Цели,

Задачи материала

Цель:   создать условия для организации деятельности учащихся по знакомству правописания мягкого знака на конце наречий; систематизировать знания по теме: ь на конце слов разных частей речи.

Задачи:

Образовательные:

  • знания – изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  • умения – находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
  • выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  • повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;
  • Развивающие:
  • развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей;
  • воспитательные:
  • формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала,  формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Краткая аннотация конкурсной работы.

  Данный урок смоделирован с учётом основных положений деятельностного подхода в системе исследовательской технологии. Предлагаемые задания побуждают учащихся к   самостоятельной деятельности, которая предполагает субъективную новизну исследования, значимую в данный момент для детей-исследователей.

   Создание проблемной ситуации с затруднением, в основе которой лежит одно единственное противоречие: между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, так как учащиеся не имеют сведений для выполнения нового задания. Используется мотивирующий прием “яркого пятна” – инсценировка помощи домовёнку Кузе. Ребятам предстоит  определить границы собственного знания и незнания (выписывают слова с пропущенными буквами), сформулировать выявленную проблему (не знают, как пишутся наречия, оканчивающиеся на шипящий), поставить перед собой цели, планировать собственную деятельность. На данном этапе урока используются проблемный и модельный методы, а также приём эвристической беседы.  

    Далее учащимся предстоит выдвигать гипотезы условий употребления мягкого знака в наречиях и опровергать их, фиксировать собственные выводы, для чего используются такие методы и приёмы, как наблюдение, сравнение, дедукция, метод сотрудничества, направленный на формирование навыков коллективной работы, метод всех возможных вариантов для рационализации процесса принятия решений, анализ и синтез осуществлять, так как необходимо анализировать предлагаемый и самостоятельно привлекаемый лингвистический материал, оформлять выводы в виде схем.  

   После знакомства с правилом по учебнику ребята выполняют письменные задания на закрепление материала и первичную проверку усвоения правила, затем осуществляют взаимопроверку работы по предложенному эталону.

    На заключительном этапе урока учителем организуется рефлексия с помощью специальных вопросов и методики незаконченного предложения. Домашнее задание дается с учетом возможностей ребенка по выбору. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

Список использованной литературы:

  1. Пословицы русского народа: сборник В.И.Даля. М., 2006.

                            Интернет-источники:

http://img-fotki.yandex.ru/get/4707/47407354.29c/0_901d3_d19baba9_

orig.png - сова

http://radikal.ua/data/upload/69fda/4fa6c/4accde40e4.png  - ученик

http://radikal.ua/data/upload/69fda/49112/040f388531.png  - стопка книг

. http://topreferat.znate.ru/download/docs-29067/29067.doc

.http://narod.ru/disk/40230131001.7c99f237cca06b3b6ed581b73dcc0217/2492__.-_-___-7_.rar.html

.http://pedsovet.su/load/238-1-0-4569


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Имя существительное" УМК «Начальная школа XXI века»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века»...

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...

Технологическая карта урока русского языка "Самостоятельная работа по теме «Текст»" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок развивающего контроляЦель урока: создание условий для организации комплексной работы с текстом.Задачи урокаДидактические:Повторить, что такое “текст”.Продолжать учить работ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Качественные имена прилагательные" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с признаками имени прилагательного.Задачи урокиДидактические:1. познакомить с новым понятием «качественные имена прилагательные»...