Технологическая карта урока русского языка в первом классе по теме "Многозначные слова" (УМК "Начальная школа XXI века")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Корехова Ирина Михайловна

Коспект урока "Многозначные слова" 1 класс

презентация к нему скачать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_1_klasse_mnogoznachnye_slova.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока

Кореховой Ирины Михайловны, учителя начальных классов

Место работы МБОУ СОШ №5 г. Курчатова

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока:   Многозначные слова.

Класс: 1 класс

Предмет: Русский язык.

Учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.

Русский язык: 1 класс / под редакцией Л.Е.Журовой и С.В.Иванова. М.: Вентана – Граф, 2011.

Рабочая тетрадь №2 «Русский язык» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, М.: Вентана – Граф, 2011.

Урок №44 в теме «Речь».

Тема урока: Интонация при общении. Слова, близкие по значению. Многозначные слова.

Педагогические задачи: создать условия для соблюдения правильной интонации при общении, чтении текста, ознакомления со словами, сходными по значению и их использованием в речи; научить находить слова, имеющие несколько значений, устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова; способствовать усвоению приёмов и последовательности выборочного списывания .

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся сравнивать слова, звуки и буквы, кратко характеризовать звуки, решать учебные и практические задачи- осознавать цели и ситуации устного общения; научатся приёмам выборочного списывания, проводить звуковой анализ и делать вывод о том, что написание и произношение не всегда совпадают; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – овладение умением менять интонацию при чтении текста для выражения различных чувств; осмысление толкования многозначного слова в контексте; наблюдение за словами сходными по значению, и их употребление в речи;

Логические: осуществление звуко - буквенного  анализа; использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность согласно заявленной задаче; сопоставлять выполненную работу с образцом, вносить необходимые коррективы в действия с учётом характера допущенных ошибок.

Коммуникативные: правильно использовать речевые средства (логическое ударение, паузы, тембр голоса, мимику, жесты) при устном общении; выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заявленному заданию самостоятельно, осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учёбе; выражают желание осваивать новые приёмы и действия, улучшать результаты труда.

Средства обучения: С. В. Иванов. Русский язык 1 класс: учебник. М. Вентана-Граф, 2011.

 С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. Русский язык 1 класс: рабочая тетрадь №2. М. Вентана-Граф 2011.

Мультимедийный проектор. Подборка материала для иллюстрирования значения слов «звезда» и «билет», рисунок клоуна, магнитные карточки со словами, афиша – приглашение на урок, «Толковый словарь».

п/п

        Ход урока

              Формирование УУД

коммуника

тивные

познаватель

ные

регулятивные

личностные

Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя и учащихся

I

Мотивация к учебной деятельности

Введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка

Слайд 1 (афиша)

Ребёнок в костюме клоуна читает афишу:

Спешите! Спешите!

Только сегодня и только у нас познавательный и увлекательный урок русского языка!

Сегодня в программе: новые знания и интересные задания!

- Добрый день, дорогие зрители!

Да, да, я не ошиблась. Сегодня, ребята, вы не только ученики, но ещё и зрители, потому что мы отправляемся в цирк!

Вызвать интерес к языку и готовность к учебной деятельности

II

Введение  темы урока

Постановка учебной задачи

Но для начала скажите, что называют словом «цирк»?

Проблемная ситуация: а что общего у слов «цирк» и «циркуль»?

Слайд 2 (здание цирка)

Ученик-эксперт рассказывает об этимологии слова «цирк».

Что новое вы узнали о слове «цирк»?

- Ребята, каждое слово имеет своё значение. Иногда у одного и того же слова могут быть 2 или3, или больше значений.

Рубрика «Это интересно?»

У слова «идти» 26 значений, а у слова «стоять» - 17.

 Все значения слова записаны в толковом словаре.

Слайд 3 (статья из толкового словаря)

- Сколько значений у слова «цирк»?

( 1. Вид театрального искусства.

2. Здание.

3. О смешном случае.)

- Вы догадались, что мы будем изучать во время нашего похода в цирк? (значения слов)

Учатся слушать мнение сверстников, участвовать в коллективной деятельности.

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Осваивают практические навыки работы с толковым словарём с целью уточнения знания значения слова.

Понимают и принимают учебную задачу.

Появляется интерес к способу получения новой информации.

III

Актуализация опорных знаний.

Создать условия для осознания важности интонации при общении.

- Кто выступает в цирке?

- Кто из артистов цирка самый весёлый?

Рассмотрите рисунок клоуна на доске.

- Опишите костюм клоуна.

- Прочитайте текст рубрики «Подумаем вместе».

- В каких предложениях передаётся восторг мальчика? Как вы догадались?

- Прочитайте их выразительно, постарайтесь передать голосом восторг мальчика. Как это показано на письме?

- А теперь прочитайте этот текст так, как будто мальчику не понравился костюм клоуна.

Предложения и знаки препинания остались те же, но все поняли, что костюм плохой. Почему?

(читал с другой интонацией)

 Упр. 2

- Найдите предложение – описание колпака. Почему в конце стоит восклицательный знак?

- Запишите это предложение в тетрадь.

Учатся правильно использовать речевые средства для выразительного чтения

 Овладевают умением менять интонацию при чтении текста

Оценивают важность выразительности речи при общении, осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Учатся находить в тексте конкретное предложение.

Осознают необходимость работы над совершенствованием собственной речи.

Осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

IV

Открытие новых знаний.

Актуализировать знания о словах, имеющих разное значение..

- Чем же так понравился мальчику клоунский колпак?

- Объясните значение слова       «звезда».

Упр. 1.

- О какой звезде говорит Катя?

- А о какой – Ксюша?

- Почему девочки не поняли друг друга?

- Какие ещё значения этого слова вам известны?

Слайд 4.

Подбор иллюстраций на разные значения слова звезда:

1. Небесное тело.

2. Геометрическая фигура.

3. Морское животное.

4. Медаль «Герой России».

5. Пятно на лбу лошади.

6. Известный человек. (Ю. Никулин).

- Кто узнал этого человека?

- Какое отношение он имел к цирку?

- Придумайте предложение со словом «звезда». Постарайтесь употребить слово в разном значении.

Работа в парах. Упр 4.

- Какие слова называют по разному один и тот же предмет?

(прыгалка, скакалка, верёвочка)

Чтение рубрики «Обрати внимание»

- Приведите свои примеры близких по значению слов.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Высказывают собственное мнение и аргументируют его.

.

Осмысленное толкование многозначного слова в контексте.

.

Самостоятельное решение проблем поискового характера.

Ищут пути решения проблемы

Сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека.

V

Пальчиковая гимнастика.

 

Подготовить руку к письму

Вращения кистями рук

Сжимание пальцев в кулак, разжимание.

Ладонь, ребро, кулак, ладонь.

Здоровьесберегающие

VI

Минутка каллиграфии

Отработка каллиграфических навыков.

- Отгадайте загадку:

Вот выходит кто-то рыжий

И детый кое-как:

Башмаки длинны, как лыжи,

А на голове колпак.

Он пускается в проказы,

Затевает сто затей,

Рассмешить умеет сразу

Всех – и взрослых, и детей.

- Как вы догадались, что это клоун?

Упр. 1 в тетради с печатной основой. Дорисуйте портрет клоуна.

Упр. 2 в тетради с печатной основой.

Попробуйте написать, не отрывая ручки от бумаги.

зе

зв

ло

зо

- Напишите буквосочетание на первой (второй, третьей) строке за одно движение.

( Учитель показывает).

Каждое буквосочетание напишите 4 раза.

- На оставшемся месте запишите слово, которое начинается с этого сочетания букв.

Анализируют буквосочетания и используют их при составлении новых слов.

Планируют свои действия в соответствии с учебной задачей, осуществляют самоконтроль и самооценку.

Используют усвоенные приемы работы.

VII

Физминутка

Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Психоэмоциональная разрядка

Цирк приехал! Цирк приехал!

(руки в стороны)

Все ребята говорят.

А под куполом арены

(руки вверх)

Акробаты вверх летят.

(взмахи руками)

Медвежата вальс танцуют,

(кружатся)

Кони гордо маршируют.

(маршируют)

Добрый слон ушами машет

(показывают)

И под дудку шустро пляшет.

(руки на пояс, вприсядку)

.

Сбережение здоровья

VIII

Актуализация ранее изученного материала.

Научиться находить в тексте родственные слова.

. Упр. 3 в тетради с печатной основой.

Работа в парах.

- Прочитайте стихотворение.

- Найдите в стихотворении группы родственных слов. Подчеркните их.

- Выпишите группы родственных слов.

Цирк, циркачи;

Клоунский, клоун;

Взаимопроверка.

- Выделите общую часть родственных слов.

Слайд 6. Самопроверка по образцу на экране.

Рабочая тетрадь. Упр. 4.

- Определите, какой звук является общим в каждой группе слов.

- Какой вывод вы сделали?

(написание и произношение не всегда совпадают)

Учатся учитывать мнение сверстников и координировать свои действия в деловом сотрудничестве.

Учатся соотносить звуковой и буквенный состав слова.

Учатся осмысленно работать с текстом.

Контролируют собственные действия.

IX

Включение в систему знаний и повторения

Обогащение словарного запаса.

- Ребята, клоун очень хотел, чтобы у вас сегодня было хорошее настроение. Он принёс и развесил в классе шары. Что вы заметили?

(на шарах слова)

- Прочитайте эти слова: купол, манеж, арена, гимнаст, прожектор, билет, партер.

Карточки со словами учитель вывешивает на доске.

- Где можно всё это встретить?

Слайд 7. (Фото арены цирка с подписанными названиями)

Посмотрите на экран.

- Объясните значение каждого слова.

- Какого слова нет на экране? (билет)

- А нужен ли билет в цирке?

- Какие ещё билеты бывают?

Слайд 8. (иллюстрирование многозначности слова «билет»)

- Сколько значений у слова «билет».

- Давайте проверим ваши предположения по словарю.

Откройте конверт, который есть у каждого из вас.

- Прочитайте задание.

- самостоятельно впишите в предложения слова, значение которых вы узнали сегодня на уроке.

На  …  цирка появился фокусник.

Под … арены выступают воздушные  …  .

Весь вечер на  …  клоун Юрик!

- Прочитайте, какие предложения у вас получились.

- Какое предложение нужно прочитать как объявление.

- Почему вы так решили?

Учебник. Упр. 6.

- Подберите и вставьте в текст  близкие по значению слова.

Формулируют простые выводы, строят понятные для слушателей высказывания

Узнают значения новых слов самостоятельно с опорой на рисунок.

Анализируют объект,  выдвигают гипотезы и доказательства.

Учатся правильно использовать многозначные слова в тексте.

Учатся осмысленно подбирать слова в соответствии с контекстом.

Удерживают цель деятельности до получения результата.

Организуют самостоятельную деятельность.

Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач.

X

Итог урока и рефлексия

Организовать фиксацию нового материала, изученного на уроке.

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

- О чём вы узнали на уроке? (о многозначных словах)

- Заполните таблицу «Однозначные и многозначные слова» (дети выходят к доске и  расставляют карточки со словами  в таблицу)

Проблемная ситуация.

- Как вы думаете, а слово «клоун» имеет одно значение или нет?

- Как нужно поступить, если вы сомневаетесь в ответе?

(смотреть в толковом словаре)

- Давайте проверим ваши предположения.

Слайд 9. (рыба-клоун)

Ставят слово «клоун» в графу «многозначные слова».

- Продолжи предложения:

Я научился …

Я узнал на уроке…

Мне было трудно, когда…

Мне было интересно…

Мне нужно ещё раз повторить …

Формулируют простые выводы.

Учатся классифицировать слова по их многозначности или однозначности.

Обосновывают и оценивают собственную

деятельность,

отделяют знания от незнания, прогнозируют будущую деятельность.

Осмысливают свой уровень усвоения знаний. Учатся планировать свою будущую учебную деятельность.

Осознают необходимость самосовершенствования, выражают желание осваивать новые действия.

Список литературы: Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». -3-е изд; дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010.

Иванов С.В.,  Русский язык. 1 класс. М.: Вентана – Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).

Иванов С.В., Русский язык 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: Вентана –Граф. 2011.

Жиренко О.Е.. Учим русский с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1 – 4 классы. М.: 5 за знания. 2007.

Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Под. ред. Ладыженской Т.А. М.: Просвещение. 1992.

Подпись учителя: