Урок русского языка "Приставка"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Исионова Любовь Леонидовна

Урок русского языка "Приставка". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavka.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

 МКОУ Краснозёрская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Ф.И. Анисичкина


Урок русского языка

2 класс

Тема «Приставка»

УМК «Начальная школа 21 века»

Автор:Исионова Л.Л.

Тема:         Приставка

                   2 класс. Русский язык.

Цели:        1. Познакомить с приставкой, как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.  Научить выделять приставку в слове.

        2. Развивать мышление, внимание, речь.

        Развивать познавательный интерес к родному языку. Формировать навыки контроля и самоконтроля.

        3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение слушать товарища.

Оборудование: Оформленная доска. Карточки с приставками. Учебники и рабочие тетради УМК «Начальная школа 21 века»: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова.  Русский язык для 2 класса в 2-х частях.( М.: Вентана-Граф);  рабочие тетради         «Учусь писать без ошибок» М.И. Кузнецова.

Ход урока

  1. Вводная часть

1) Организационный момент

- Я рада всех вас видеть. Надеюсь, мы хорошо поработаем на уроке. вы узнаете много нового и интересного.

2) Запись числа

(Дети вместе с учителем орфографически проговаривают, затем  записывают  дату)

3) Словарная работа

- Посмотрите на доску, прочитайте «лесенки»

 (воробей, лисица)

- Что это за слова?

(Это словарные слова по теме «Животные»)

- Запишите эти слова в тетради. Ведет класс …

(Комментированное письмо. Один ученик «ведет» класс – проговаривает слово, объясняет все орфограммы).

- Вспомните и запишите еще 3 словарных слова по этой теме.

(дети работают)

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа, если нужно – обратитесь к словарику.

(Взаимопроверка тетрадей).        

4).Логическая минутка

  1. Упражнение «Аналогия»

- А сейчас традиционная логическая минутка. Посмотрите на пары слов и подумайте, какое слово пропущено?

лес            =                библиотека

деревья                ……………

(Книги. Дети аргументируют свой ответ).

  1. Упражнение «Найди лишнее»

- Прочитайте слова, найдите лишнее.

вода

водный

водичка

водитель

подводник            (водитель)

-Докажите, что оно лишнее.

(дети аргументируют свой выбор, опираясь на знание признаков однокоренных слов)

2. Основная часть

1). Сообщение темы и цели урока

-  Откройте учебники на стр. 61. Найдите блок и тему урока.

(Блок урока «Как устроен наш язык» - это значит, на уроке мы будем узнавать тайны русского языка. Тема урока «Приставка». Мы будем знакомиться с приставками).

- Ребята, новое для вас слово приставка? Наша задача выяснить, что же такое приставка и для чего она нужна.

2)  Актуализация опорных знаний

- Какие части слова вы уже знаете?

- Как вы думаете, какая часть слова самая важная и почему?

(дети высказывают свое мнение).

- Может ли быть слово без корня?

(дети объясняют, что не может,. потому что в корне заключено лексическое значение слова).

- А может быть слово без суффикса?

(Да. Например:  школа,  лес)

- Что такое суффикс и для чего он нужен? Приведите  пример.

(Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием, служит для образования новых слов: школа – школьник).

3).Знакомство с приставкой 

1.Наблюдение и анализ слов

- Ребята, давайте попробуем выяснить, только ли суффикс служит для образования новых слов.

- Посмотрите на пары слов, записанные на доске:

море – приморский

дорога – придорожный

школа – пришкольный

берег – прибрежный

город – пригородный

- Какие слова записаны в парах?

(однокоренные)

    - Выделите корни и суффиксы в этих словах.

(Дети выходят к доске и выделяют)

- Прочитайте слова 1 столбика. На какой вопрос они отвечают и что обозначают?

(что? обозначают предмет, имена существительные)

- Прочитайте слова 2 столбика. На какой вопрос они отвечают и что обозначают?

(какой? признак предмета, имена прилагательные)

- Можно ли сказать, что слова 2 столбика имеют значение «находиться рядом, около»?

(дети отвечают, объясняют)

- Какая часть слова образовала это значение?

(часть при)

(Подчеркиваю при в словах)

- Чтобы убедиться, что выделенная часть имеет значение, сравним слова:

морской – приморский

школьный – пришкольный.

(Дети объясняют значение этих слов и делают вывод, что при образует новое значение)

-Значит, эта часть слова значимая, она придает словам новое значение.

2.Работа по учебнику

-Найдите упр. №1 на стр. 126, прочитайте задание

(самостоятельно читают)

- Что нужно сделать?

(дописать недостающую по смыслу часть слова)

- Обратите внимание на карточку – подсказку

(вывешиваю на доску карточку с приставками):

                за-

                вы-

                при-

                пере-

                от-

(упражнение выполняется письменно с комментированием, по цепочке.

Запись в тетради:

Забежал за угол, выбежал из дома, прибежал первым, перебежал через дорогу, отбежал от края)

- Глаголы из  упражнения я выписала на доску. Прочитайте и подумайте, можно ли сказать, что это формы одного и того же слова? Объясните свой ответ.

(Нет, у этих слов разное значение, они обозначают разное направление)

- Какие это слова?

(Однокоренные)

- Сравните их, и скажите, чем они отличаются?

(частью, которую мы добавили)

- Значит именно эта часть придает новое значение словам.

3. Знакомство с правилом.

- Найдите в учебнике рубрику «Тайны языка». Прочитайте правило.

(самостоятельно читают)

- Как же называется часть слова, которую мы дописывали и подчеркивали?

(Приставка)

- Как вы думаете, почему она так называется?

(дети объясняют )

- Обратите внимание, каким значком выделяется приставка. На что он похож?

(отвечают)

4. Закрепление.

Упражнение на нахождение приставки в слове.

Запись на доске:

вылить                выписать                выехать

отлить                            записать                заехать

перелить                выписать                уехать

пролить                написать                переехать

налить

- Прочитайте слова. На какой вопрос они отвечают?

(что сделать?, действие предмета, глагол)

- Можно ли сказать, что в каждом столбике формы одного и того же слова?

(Нет. Это однокоренные слова, у них разное значение)

- Что придает им разное значение?

(Приставки)

- Выделим приставки в этих словах. Три человека пойдут к доске работать, а с остальными поиграем. Я называю слово, вы добавляете приставки и записываете новые слова.

Слово ЛЕТЕЛ.

(Дети работают. Записывают получившиеся слова, называют приставку, затем проверяем работу на доске).

- Прочитайте слова еще раз и подумайте, какое значение придает каждому слову приставка.

(Идет обсуждение значений приставок)

4) Физминутка

5)  Упражнение в образовании новых слов

- Найдите упр. №3. Прочитайте задание (выполняется письменно, фронтально)

- Как сказать одним словом?

(Запись: заговорил, запел, побежал, поплыл)

- Какое значение придают слову приставки за- и по? (Начало действия)

 (Запись: отцвел, отгремел, прочитал, сшил)

-Какое значение придают словам приставки от-,  про-, с-?

(Конец действия)

-Какой же можно сделать вывод? Какую «работу» выполняет приставка?

(Дает новое значение слову, образует новое слово)

-Давайте проверим нашу догадку. Найдите рубрику «Обрати внимание»

(Читает учитель)

- Как же работает приставка?

(Образует новые слова, имеет значение)

- Как найти в слове приставку?

(подобрать однокоренные слова, выделить корень и выделить часть перед корнем)

6)  Самостоятельная работа

Тренинг в подборе приставок

Перед выполнением инструктаж:

-   Сейчас вы выполните упр.№5.

Прочитайте задание.

Работать будете в парах. Не забывайте про карточки -  подсказки на доске и в учебнике. Для тех, кто быстрее всех справится с упражнением, дополнительное задание записано на доске. (рабочая тетрадь «Учусь писать без ошибок» с. 46 №  70)

(Дети выполняют задание. Когда большая часть выполнила работу – проверяем)

  1. Итоги урока
  1. Подведение итогов урока

  – Что нового узнали на уроке?

        С чем познакомились?

       - Что такое приставка, как вы поняли?

2) Домашнее задание

– Дома вы еще раз прочитаете правило. На следующем уроке нужно уметь объяснить, что такое приставка и уметь находить ее в слове. Домашнее упражнение №4.

(Читаем задание. Инструктаж по дом упр., запись в дневник).

3)     Оценивание

(Словесное оценивание, похвала.)

        - Спасибо вам за урок. Вы очень хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

Презентация к уроку русского языка "Приставка"

Данная презентация является сопровождением урока русского языка по теме "Приставка" 3 класс...

Урок русского языка "Приставка" 2 класс, УМК "Школа 21 века"

Урок по русскому языку во 2 классе по программе УМК  "Школа 21 века". Урок разработан в соответствии с ФГОС. К уроку прилагается разработка презентации на основе интерактивной доски....

Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"

Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме:  "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....

Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"

Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме:  "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....

Презентация урока русского языка "Приставка"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Приставка" . Знакомство с новой темой. Урок составлен в ТРКМ. Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия. Использованы следующие приемы ТРКМ...

Урок русского языка "Приставки и предлоги". Образовательная система "Школа 2100"

Урок предназначен для того, чтобы оганизовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие знаний  о приставке и предлоге. Через проблемную ситуацию дети ставят перед собой цель и т...