Программа и КТП. Русский язык.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

4 класс, УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа   разработана на основе:

— Федерального компонента государственного стандарта общего

образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от

09.03.2004 г.;

— Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего

образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от

05.03.2004 r.;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)

Министерством образования к использованию в образовательном процессе

в образовательных учреждениях, реализующих образовательные

программы общего образования на 2010-2011 учебный год, утвержденным

Приказом МО РФ № ___ от ___.___.20___ г.;

— Письма Минобрнауки России от 01.04.05 г. № 03-417 «О перечне

учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных

учреждений»;

- Образовательной программы МОУ  Жердевской  СОШ № 2 ,утверждённая директором школы приказ№___ от _________г.

Программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

На основе примерной программы по предмету «Русский язык», утверждённой Министерством образования РФ, программы Т.Г. Рамзаевой и рассчитана на 540 часов.

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается  распределение учебных часов по крупным разделам курса.  Программа  содержит распределение  учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В  программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный - подготовительный; букварный - основной, послебукварный - завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения   направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников,

  1. способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике,

  1. грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  2. овладение   умениями   правильно   писать   и   читать,   участвовать   в   диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  3. воспитание   позитивного   эмоционально-ценностного   отношения   к   родному языку,    чувства    сопричастности    к    сохранению    его    уникальности    и    чистоты;    пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Формы организации учебного процесса:

  1.  индивидуальные;
  2.  групповые;
  3.  индивидуально-групповые;
  4.  фронтальные;
  5.  классные;
  6. внеклассные.

Технологии обучения:

  1.  технология развивающего обучения;

  1. технология проблемного обучения;

  1. игровая технология;

  1.  здоровьесберегающие  технологии;

  1.  проектная технология;

  1.  технология  разноуровнего обучения;

  1. технология опорных конспектов;

  1.  информационные технологии.

Ключевые компетенции обучающихся:

  1. Речевое, интеллектуальное, эстетическое и духовно-нравственное развитие младших школьников.

  1. Формирование основных видов речевой деятельности (овладение письменной, устной речью, культурой письменного общения).

  1. Формирование практических умений в использовании теоретических знаний.

  1. Осознанное, правильное, выразительное чтение художественных и научно-популярных текстов в соответствии с нормами литературного произношения.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  1. ролевые игры;
  2. дискуссии;
  3. групповая работа;
  4. индивидуальная работа;
  5. игротека.

Формы контроля:

  1. самостоятельная работа;
  2. контрольная работа;
  3. тестирование;
  4. работа по карточке.

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения русского языка обучающиеся должны

             знать:

•    значимые части слова;

•    признаки изученных частей речи;

•    типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

             уметь:

•    анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

•    различать произношение и написание слов;

•    находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

•   без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

•   создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

•   соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

        • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

        • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс; подбирать однокоренные слова разных частей речи; распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

  1. изменять имена существительные по числам;

   •        склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

  1. изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
  2. изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
  3. распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  4. устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  5. распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  6. производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  7. интонационно правильно произносить предложения;

   •        писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;

  1. определять тему и основную мысль текста;
  2. делить текст на части, соблюдать красную строку;
  3. устанавливать связь между частями текста;
  4. устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  5. озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  6. распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;

   • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

        • составлять устный ответ - рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   •   адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

   •   работы со словарем (алфавит);

   •   соблюдения орфоэпических норм;

   •   создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

    •   овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

                        ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

                                            (675 час)

Виды речевой деятельности

(135-130 час)

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме . Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии с

условиями общения  в учебной и бытовой сферах, текстов  образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика и графика

(135-130 час)

Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематичкого слуха, орфографической зоркости.

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.'

Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кии-га, по-крышка и т.д.).

Состав слова

(105-110 час)

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Морфология

(160-170 час)

Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существи-тельных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на-им, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц).

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами.

Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Лексика

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и пере-носное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Синтаксис и пунктуация (70-65 час)

     

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (по-вествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) - предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).

Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении..

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

(Программа разработана на 4 года).

Рабочая программа

 по русскому языку

4 класс

                         на 2011 – 2012 учебный год.

                                     

                           

                               

 Учителя начальных классов

Морщакова Е.В.

Маколкина М.В.                           

                                  Пояснительная записка.

                            Статус документа

Рабочая программа по русскому языку 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

                 Общая характеристика учебного предмета.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

             Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка.        Преобладание работы над письменной речью (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.

                              Основные содержательные линии.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.

В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.

Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение».               Кроме основных разделов программы отводятся 17 часов на развитие речи обучающихся.

Цели обучения

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение           следующих целей:

  1. развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  2. освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  5. формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

            Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из расчета  5 часов в неделю, 165 часов в год.  Каждый раздел темы имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, отводятся 17 часов на развитие речи.

         Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное»,  «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.

                   Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи- карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-позновательной деятельности обучающихся но уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.

  В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты,  взаимодиктант, тесты, зачеты, сочинения, изложения). 

         Данная программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет  углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

         Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  1. признаки простого и сложного предложения;
  2. признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
  3. признаки однородных членов предложения;
  4. лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
  5. признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
  6. признаки 1 и 2 спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  1. простое и сложное предложение;
  2. главные и второстепенные члены предложения;
  3. лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
  4. типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.

            Обучающиеся должны уметь:

  1. производить синтаксический разбор предложения;
  2. расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
  3. устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  4. разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
  5. безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
  6. правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.               



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС

№ п./п

Тема урока

Кол.

часов

Тип урока

Вид

контроля

Планируемый

результат

Элементы

содержания

Дата проведения

план

факт

Повторение  изученного за курс 3 класса  (21ч)

1

Вводный урок. Слово и его значение.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: определение понятия «предложение»

Повторить понятия о предложении, типы предложений по цели высказывания, по интонации

02.09

2.09

2

Слово, предложение, текст

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: определять виды предложений по цели высказывания и интонации

Повторить знания о типах предложений по цели высказывания, по интонации

05.09

05.09

3

Знаки препинания в предложении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный.

Тест

Уметь: ставить знаки препинания в конце предложения

 Виды предложений по цели высказывания, по интонации

06.09

06.09

4

Главные и второстепенные члены предложения

Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Проверочная работа (с.43)

Знать: определения членов предложения. Уметь: находить главные и второстепенные члены предложения

Главные и второстепенные члены предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений.

07.09

07.09

5

Установление связи слов в предложении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Выборочное списывание

Уметь: ставить вопросы к словам, выделять словосочетания из предложения

Различение слова, словосочетания и предложения, связи слов в предложении. Главное и зависимое слово в словосочетании

08.09

08.09

6

Текст. Особенности текста-повествования и текста-описания.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Уметь: распознавать виды текстов

Повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение.

09.09

09.09

7

Звуки и буквы. Слог, ударение в словах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: правописание словарных слов. Уметь: распознавать ударный слог в словах.

Звукобуквенный состав слова. Ударный слог в словах. Правописание словарных слов.

12.09

12.09

8

Состав слова. Роль каждой части слова в языке. Тест3. 

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий

Тест 3.

Знать: морфемный состав слова, части речи

Морфемный состав слова.. Части речи.

13.09

13.09

9

Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Проверочная работа

Уметь разбирать слова по составу.  Подбирать однокоренные слова

Морфемный состав слова. Роль каждой значимой части слова. Анализ слова.

14.09

14.09

10

Правописание гласных и согласных в корне  слова.

Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Словарный диктант

Уметь: проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согл. в корне

Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне.

15.09

15.09

11

Упражнения в написании корней слов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне

Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне.

16.09

16.09

12

Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Тест

Уметь: проверять и писать слова с непроизносимыми и двойными согласными

Написание и проверка слов

с непроизносимыми и двойными согласными.

19.09

19.09

13

Р/ р  Изложение текста по коллективно составленному плану.

1

Урок практического применения знаний

Фронтальный

Уметь: связанно передавать текст с учётом особенностей употребления слов автором

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста  стр. 25, у.44

20.09

20.09

14

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Приставки и предлоги.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Проверочный диктант

Уметь:  различать предлоги и приставки, правильно писать и употреблять их в речи

Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. Употребление их в речи.

21.09

21.09

15

Разделительные ъ  и ь

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать правописание Ь и Ъ знаков. Уметь: различать ь-показатель мягкости согл., разделит. ь.

Употребление в словах разделительных Ъ и Ь знаков. Их отличие.

22.09

22.09

16

Части речи. Имя существительное.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать признаки существ. Уметь распознавать части речи, правильно их писать.

Общие сведения о сущ, прилаг, глаголах. Распознавание частей речи.

23.09

23.09

17

Входная контрольная работа №1 по теме «Повторение за 3 класс»

1

Урок контроля

знаний,

умений

Контрольный

Диктант  с грамматическим заданием

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации .

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

26.09

26.09

18

Анализ диктанта и работа над ошибками. Склонение имён существительных.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать падежи. Уметь склонять имена существительные

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Склонение имен сущ.

27.09

27.09

19

Имя прилагательное.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать :признаки прилагательного. Уметь: изменять прил. по родам.

Признаки прилаг. Изменение прилагательных по родам.

28.09

28.09

20

Глагол. Словарный  диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный Словарный  диктант.

Знать признаки глагола. Уметь: определять время глагола, писать окончания глаголов в прош. времени.

Признаки глагола как части речи. Время  глагола. Окончание глаголов в прошедшем времени.

29.09

29.09

21

Р/р Изложение по коллективно составленному плану. «Купание медвежат»

1

Урок практического применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста.

Упр.82, стр. 43

30.09

30.09

22

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Однородные члены предложения.

1

Урок изучения нового мат-ла.

Текущий.

Фронтальный

Знать признаки однородных членов предложения.Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с однород. член.

Особенности однородных членов предложения.

03.10

03.10

23

Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Знаки препинания в предлож. с однородными членами.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Письмо по памяти.

Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов.

Однородные члены предложения

04.10

04.10

24

Однородные члены предложения с союзами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать понятия «союзы», «однородные сказуемые». Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

05.10

05.10

25

Однородные члены предложения с союзами.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих, сказуемых. Уметь расставлять знаки.

Предложения с однород. член предложения. Разбор предложения по членам предложения.

06.10

06.10

26

Упражнение  в правильном построении предложений с однородными членами.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: правильно употреблять в речи предложения с однородными членами.

Построение предложений с однородными членами предложений. Употребление в речи предложений с однородными членами .

07.10

07.10

27

Контрольная работа№2 по теме «Однородные члены предложения».

1

Урок контроля знаний

Контрольное списывание (с.62)

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе.

Письмо в соответствии с изученными правилами.

10.10

10.10

28

Анализ диктанта и работа над ошибками. Закрепление.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Тест (с.24)

Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками.

11.10

11.10

29

Текст. Выделение в тексте темы, основной мысли. Словарный диктант

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный. Словарный  диктант.

Знать признаки темы и основной мысли текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль.

Сопоставление темы и основной мысли текста.

12.10

12.10

30

Р/р    План текста. Изложение по самостоятельно составленному плану.

1

Урок практического применения знаний

Обучающее изложение.

Уметь: создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. Изложение содержания прочитанного текста. Упр.107, стр. 58

13.10

13.10

31

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Склонение имен существительных.

1

Урок изучения нового.

Текущий.

Фронтальный

Знать: признаки существительных. Уметь: определять падеж существительных, выполнять работу над ошибками

Изменение существительных по числам и падежам.

14.10

14.10

32

Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена сущ.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: особенности несклоняемых имен сущ-х. Уметь определять падеж имен существительных

Несклоняемые имена существительные.

17.10

17.10

33

Именительный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: признаки именительного падежа имен сущ-х. Уметь его определять.

Особенности имен сущ-х в именительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

18.10

18.10

34

Родительный падеж имен сущ-.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный.

Выборочный диктант.

Знать: признаки родительного  падежа. Уметь его определять.

Основное значение Р.п., предлоги и вопросы. Приёмы распознавания падежей.

19.10

19.10

35

Дательный падеж имен сущ.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: признаки дательного падежа. Уметь его определять.

Особенности имен сущ-х в дательном падеже. Приёмы распознавания падежей.

20.10

20.10

36

Винительный падеж имен сущ.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: отличия винит. и именит. падежей.

Особенности имен сущ. в винит.падеже. .

21.10

21.10

37

Творительный падеж имен сущ.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: признаки творительного падежа. Уметь его определять.

Особенности имен сущ. в творительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

24.10

24.10

38

Предложный падеж имен сущ.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: признаки предложного падежа. Уметь: его определять.

Особенности имен сущ. в предложном  падеже. Приёмы распознавания падежей.

25.10

25.10

39

Именительный и винительный падежи имен сущ.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: определять именительный и винительный падежи имен существительных

Изменение существительных по числам и падежам

26.10

26.10

40

Винительный и предложный падежи имен сущ. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Словарный диктант.

Знать: отличительные признаки винительного и предложного падежей. Уметь безошибочно их определять.        

Различие падежей по совокупности их признаков.

27.10

27.10

41

Контрольная работа №3  по теме «Склонение  имён существительных»

1

Урок контроля знаний

Тематический

Уметь: применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

28.10

28.10

42

Анализ диктанта и работа над ошибками. Падежи  имён сущ.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: применять полученные знания на практике.

Падежи. Склонение имен сущ.

07.11

07.11

43

Р/р    План текста. Изложение по коллективно составленному плану. 

1

Урок практического применения знаний

Обучающее изложение

Уметь: создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Деление текста на части. Озаглавливание частей. Выделение и главной мысли. Упр.163, стр.86

08.11

08.11

44

Работа над ошибками в изложении. Три склонения имен существительных.

1

Комбинированный урок

Текущий.

Фронтальный

Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения существительных. Уметь определять склонение сущ.

Различение  первого, второго, третьего склонения имен существительных

09.11

09.11

45

Упражнение в определении склонений имён существительных.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: признаки 1-, 2-, 3-го склонения сущ. Уметь определять склонение сущ.

Распознавание склонений сущ-х по роду и окончанию в именительном падеже.

10.11

10.11

46

Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: о склонении имен сущ. Уметь определять склонение сущ.

Склонение имени сущ, если оно стоит не в именительном падеже.

11.11

11.11

47

Ударные и безударные окончания имён существительных.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный.

Выборочный диктант.

Знать: о  1 склонении имен сущ. Уметь распознавать тип склонения  имен существительных

Правописание безударных и ударных падежных окончаний  существительных 1 скл.

14.11

14.11

48

Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать : признаки существительного. Уметь находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями сущ.

Правописание безударных падежных окончаний сущ. 3-х склонений (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия)

15.11

15.11

49

Правописание окончаний существительных в родительном падеже. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Словарный диктант

Знать: падежные окончания сущ. в родительном падеже. Уметь: находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями сущ. в родительном падеже.

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже. Изменение сущ. по падежам и числам

16.11

16.11

50

Р/р  Изложение текста-повествования. 

1

Урок практического применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать:  признаки существительного. Уметь: соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации .

Выделение в тексте существенного и точная передача содержания. Упр.191, стр. 99-100

17.11

17.11

51

Работа над ошибками в изложении. Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать:  падежные окончания сущ. в дательном падеже. Уметь: находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями сущ. в дат. падеже.

Правописание безударных падежных окончаний сущ. 1-, 2- 3-го склонения в  дат. падеже.

18.11

18.11

52

Правописание окончаний существительных в род. и дательном падежах.

1

Урок изучения нового мат-ла.

Текущий.

Фронтальный

Знать падежные окончания сущ. в род., дат. падежах. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен сущ. в родительном, дат. падежах

Правописание безударных падежных окончаний сущ. 1-, 2- 3-го склонения. Изменение сущ. по падежам и числам.

21.11

21.11

53

Правописание окончаний сущ. 1-го и 3-его склонения в  родительном и дательном падежах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный.

Письмо по памяти

Родительный и дат. падеж сущ. 1-го и 3-го скл. Правописание окончаний сущ. в родительном и дательном падежах.

22.11

22.11

54

Контрольная работа № 4 по теме: «Правописание окончаний имён существительных».

1

Урок контроля

знаний,

умений

Тематический

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

23.11

23.11

55

Анализ диктанта и работа над ошибками. Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь :применять полученные знания на практике.

Анализ допущенных ошибок в диктанте. Различие родительного и винительного падежей по окончаниям и предлогам.

24.11

24.11

56

Правописание безударных окончаний существительных в творительном  падеже.

1

Урок изучения нового

Текущий.

Фронтальный

Зрительный диктант.

Уметь: писать окончания имен существительных в творительном падеже.

Правописание сущ. в творительном падеже.

25.11

25.11

57

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже.

1

Урок изучения нового

Текущий.

Фронтальный

Знать падежные окончания сущ. в предложном падеже. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями сущ. в предложном падеже.

Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, правописание окончаний.

28.11

28.11

58

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Выборочное списывание (с.72)

Правописание окончаний сущ. в предложном падеже.

29.11

29.11

59

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном предложном падежах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать:  грамматические признаки сущ. Уметь: находить способы проверки написания слов.

Изменение сущ. по падежам и числам. Правописание безударных падежных окончаний  сущ. 1-, 2-, 3-го склонения

30.11

30.11

60

Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Словарный диктант

1

Комбинированный урок

Текущий.

Фронтальный

Словарный диктант.  

Знать: изученные падежные окончания имен сущ. Уметь: правильно их писать.

Различие падежей по совокупности признаков. Правописание падежных окончаний имён сущ.

01.12

01.12

61

Правописание окончаний существительных в род., дат. и предл. падежах. 

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: падежные окончания имен сущ. Уметь правильно их писать.

Изменение сущ. по падежам и числам.

02.12

02.12

62

Множественное число. Именительный падеж мн. числа.

1

Урок изучения нового мат-ла.

Текущий.

Фронтальный

Знать: признаки сущ; склонение сущ. во мн.числе. Уметь: соблюдать правила написания безударных окончаний сущ.

Склонение имен сущ. во мн.ч. Особенности окончаний сущ. в им. падеже мн.ч.

05.12

05.12

63

Именительный и винительный падежи им. сущ. во множественном числе.

1

Урок изучения нового мат-ла.

Текущий.

Фронтальный

Знать: различия именительного и винительного падежей сущ.. Уметь: правильно употреблять их в речи

Употребление сущ. во мн.ч., распознавание именительного и винительного падежей.

06.12

06.12

64

Родительный падеж сущ. множественного числа.

1

Урок изучения нового мат-ла.

Текущий.

Фронтальный

Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч.

Особенности окончаний сущ-х в родит.падеже мн.ч.

07.12

07.12

65

Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Проверочная работа  (с.67,69 з. 4-8 )

Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч. Уметь распознавать род. и винит. падежи.

Распознавание родительного и винительного падежей.

08.12

08.12

66

Дательный, творительный, предложный падежи мн. числа имён сущ-х.

1

Урок изучения нового мат-ла.

Текущий.

Фронтальный

Знать окончания имен существительных в дат., творит., предложном падежах мн.ч.

Особенности дательного, творительного и предложного падежей имен сущ. мн.ч.

09.12

09.12

67

Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.

1

Урок

обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Тест №6 (с.26)

Знать окончания сущ-х ж.р. в ед.ч., окончания сущ-х в родительном падеже мн.ч. Уметь отличать сущ. мн.ч. в род. падеже от винительного.

Правописание окончаний имен сущ-х мн.ч., их правильного употребления.

12.12

12.12

68

Контрольная работа №5  по теме «Множественное число имён существительных»

1

Урок контроля

знаний,

умений

Тематический

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

13.12

13.12

69

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

Урок

обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать признаки имен существительных. Уметь писать и правильно употреблять существительные в речи.

Анализ допущенных ошибок в диктанте.

14.12

14.12

70

Имя прилагательное как часть речи. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Словарный диктант.

Знать: признаки имен прилагательных. Уметь: употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

Имя прилагательное, значение и употребление в речи

15.12

15.12

71

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

Урок повторения и обобщения изученного

Текущий.

Фронтальный

Проверочная работа (с.73,75)

Знать: признаки имен прилагательных. Уметь: определять род и число имен прилагательных

Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи. Распознавание рода имени прилагательного.

16.12

16.12

72

Склонение имен прилагательных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: склонение имен прилаг. Уметь: определять склонение имен прилагательных

Приёмы распознавания падежа прилаг. Склонение имен прилагательных в ед.ч.

19.12

19.12

73

Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Проверочная работа (с. 74,76 з.4)

Знать: падежные окончания прилаг. мужского и среднего рода единственного числа. Уметь: находить способы проверки написания слов

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного

 с основой на ц)

20.12

20.12

74

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Списывание с творческим зад. (с.72)

Уметь: находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Прилагательные именительного и винительного падежей, оканчивающиеся на –ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ.

21.12

21.12

75

Р/р    Изложение  текста по самостоятельно составленному плану.

1

Урок практического применения знаний

Изложение

Уметь: создавать несложные монологические тексты

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

22.12

22.12

76

Работа над ошибками. Повторение пройденного.

1

Комбинированный урок

Текущий.

Фронтальный

Уметь: находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Анализ ошибок.Родовые окончания имен прилагательных. Падеж прилагательных.

23.12

23.12

77

Родительный падеж имен прилагательных  мужского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: склонение и правописание окончаний имен прилаг .Уметь: определять склонение имен прилагательных

Падеж имен прилагательных. Правописание родовых окончаний прилагательных в родительном падеже.

26.12

26.12

78

Родительный падеж прилагательных муж. и сред. рода.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Проверочный диктант

27.12

27.12

79

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: склонение и правописание окончаний прилаг. Уметь: определять склонение прилаг.

Правописание падежных окончаний прилагательных в дательном падеже.

28.12

28.12

80

Контрольная работа №6  по теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода»

1

Урок контроля знаний

Тематический

Диктант с грамматическим заданием

 

Уметь: применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе.

Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

29.12

29.12

81

Анализ диктанта и изложения. Работа над ошибками.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Тест

Индивидуальный

Уметь: писать падежные окончания имён сущ-х и имён прилаг-х

Анализ ошибок диктанта.

30.12

30.12

82-83

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода Словарный диктант.

2

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Словарный диктант.

Знать: склонение и правописание окончаний имен прилагательных в данных падежах..

Правописание падежных окончаний прилагательных в данных падежах.

12.01

12.01

84

Р/р    Изложение текста - описания.

1

Урок практического применения знаний

Обучающее изложение

Уметь :использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста.

Составление плана. Роль описания в рассказе.

13.01

13.01

85

Работа над ошибками.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь писать падежные окончания имён сущ-х и имён прилаг-х

Анализ ошибок изложения.

16.01

16.01

86

Р/р    Письмо.

1

Урок изучения нового

Творческая работа

Уметь:  составлять письма, несложные монологические тексты.

Структура и стилистические особенности письма.

17.01

17.01

87

Склонение имен прилагательных женского рода

1

Урок изучения нового

Текущий.

Фронтальный

Знать: склонение прилаг. жен. рода ед. числа. Уметь: определять склонение прилаг. жен. рода ед. числа

Склонение имён  прилагательных

18.01

18.01

88

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского  рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: определять склонение имен прилагательных женского рода ед. числа.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

19.01

19.01

89

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Зрительный диктант

Знать: алгоритм определения падежа у прилагательных. Уметь: определять падежи имен прилагательных

Окончания прилагательных женского рода и среднего рода

20.01

20.01

90

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Индивидуальный

Уметь: определять склонение имен прилаг. в ед. числе, определять падежи имен прилаг.

Окончания прилагательных женского рода и среднего рода

23.01

23.01

91

Различие безударных окончаний прилаг. муж. и  ср. рода.

1

Комбинированный урок

Текущий.

Фронтальный

Объяснительный диктант

Уметь: определять склонение имен прилаг. в ед. числе, определять падежи прилаг.

Различие сходных по произношению окончаний.

24.01

24.01

92

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода Словарный диктант

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный Словарный диктант.

Знать правописание безударных падежных окончаний прилаг. ед. числа. Уметь : определять окончания прилаг. жен. рода.

Различие сходных по произношению окончаний и их правописание.

25.01

25.01

93

Р/р    Сжатое изложение текста  по готовому плану.

1

Урок практического применения знаний

Обучающее изложение

Уметь :правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать прилагательные.

Основные приемы сжатой передачи содержания рассказа

26.01

26.01

94

Контрольная  работа  №7  по теме:  «Падежные окончания имён прилагательных в ед.числе».

1

Урок контроля знаний

Тематический

Диктант с грамматическим задание

Уметь: безошибочно писать тексты с изученными орфограммами

Падежные окончания имён прилагательных в ед. числе

27.01

27.01

95

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Урок повторения и обобщения изученного

Индивидуальные задания

Знать: признаки имен прилагательных.

Уметь: определять склонение и падеж прилагательных.

Анализ ошибок, допущенных в изложении и диктанте.

30.01

30.01

96

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий

Проверочная работа

(с. 74,76 з.5-8)

Знать: правописание окончаний прилаг. мн. числа. Уметь: находить способы проверки написания слов, определять склонение прилаг. во  мн. числе

Склонение

Имя прилагательное

Множественное число

31.01

31.01

97

Именительный и винительный падежи множественного числа прилагательных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: склонять и употреблять имена прилагательные во мн.ч.

Распознавание именительного и винительного падежей мн.ч. прилаг.

01.02

02.02

98

Родительный и предложный падежи мн. числа имен прилагательных 

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Распознавание родительного и предложного падежей мн.ч. прилагательных.

02.02

06.02

99

Дательный и творительный падежи мн.числа имен прилагательных. 

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: склонять и употреблять имена прилагательные во мн.ч.

Распознавание дательного и творительного падежей мн.ч. прилагательных.

03.02

08.02

100-101

Повторение изученного об имени сущ.  и имени прилаг. Тест№7

2

Урок комплексного применения знаний

Фронтальный

Восстановление деформирован-ного текста

Тест (с.30-31)

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных и сущ.

Сходства и различия между данными частями речи.

06.02

09.02

102

Контрольная работа №8 по теме: «Имя прилагательное»

1

Урок практического применения знаний

Контрольное изложение

Знать правописание имен сущ-х и прилагательных.

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

07.02

10.02

103

Анализ изложения. Работа над ошибками.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии

и пунктуации

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

 

08.02

14.02

104

Понятие о местоимении

1

Урок изучения нового

Текущий.

Фронтальный

Уметь: отличать местоимения от других частей речи; устанавливать зависи-мость, сходства, различия местоимений с другими частями речи;

Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление

09.02

15.02

105

Местоимения 1, 2, 3 лица.  Словарный диктант

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный Словарный диктант

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Личные местоимения, значение  и употребление  в речи

10.02

16.02

106

Правописание местоимений с предлогами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь анализировать предложение с личными местоимениями

Раздельное написание предлогов с личными  местоимениями. Предлоги, их роль в речи

13.02

17.02

107

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать :признаки  личных местоимений. Уметь: определять склонение и роль в предложении личных местоимений

Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, ед. и мн. числа

14.02

20.02

108

Правописание местоимений с предлогами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: писать личные местоимения с предлогами

Раздельное написание предлогов с личными  местоимениями. Предлоги, их роль в речи

15.02

21.02

  109

Р/р   Изложение по картине.

1

Урок комплексного применения знаний

Обучающее изложение

Знать :правописание местоимений 1,2,3-го лица.

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

16.02

24.02

110

Анализ изложения Работа над ошибками.

1

Урок повторения и обобщения изученного

Тематический

Знать: о местоимении. Уметь: писать местоимения с предлогами.

Анализ ошибок. Местоимение. Предлоги. Личные местоимения, употребление в речи

17.02

27.02

111

Обобщение знаний о местоимении. Тест№8

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Тест  (с.32-32)

Уметь: писать местоимения с предлогами.

Местоимение. Предлоги. Личные местоимения, значение  и употребление в речи

20.02

28.02

112

Глагол. Общее понятие.

 

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Выборочный диктант

Знать: признаки глагола.

Уметь: употреблять глаголы в речи

Глагол, значение и употребление в речи

21.02

29.02

113

Изменение глаголов по временам. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный Проверочная работа

(с.81,83.з.1-3)

Знать: признаки глагола. Уметь: анализировать слово как часть речи

Существенные признаки глагола. Временные формы глагола.

22.02

01.03

114

Изменение глаголов прошедшего времени Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный Словарный диктант.

Знать: признаки глагола. Уметь: употреблять глаголы в речи

Временные формы глагола. Определение рода и числа глаголов прошедшего времени

24.02

02.03

115

Неопределенная форма глагола

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: разбирать

по составу глаголы неопр.

формы, задавать вопросы к глаголам

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

27.02

05.03

116

Неопределенная форма глагола

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь определять начальную – неопр. форму глагола. Знать суффиксы глаголов.

28.02

06.03

117

Неопределенная форма глагола.

Проверочный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Проверочный диктант

29.02

07.03

118

Р/р  Изложение по самостоятельно составленному плану

1

Урок практического применения знаний

Обучающее изложение

Уметь: употреблять и записывать глаголы.

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

01.03

09.03

119

Работа над ошибками.

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

Редактирование текста

Уметь : редактировать текст.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

02.03

12.03

120

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)

1

Урок изучения нового

Текущий.

Фронтальный

Уметь: распознавать лицо глаголов, определять время  глагола.

Изменение глаголов по лицам  и числам в наст.  и буд. времени (спряжение).

05.03

13.03

121

2-е  лицо глаголов единственного числа

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: окончания глаголов наст. и буд. времени во 2-м лице ед.ч. Уметь: писать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч.

Спряжение глаголов, лицо и число глаголов, особенности окончаний глаголов во 2-м лице. Правописание глаголов во 2-м лице  ед. ч. (-шь)

06.03

14.03

122

2 лицо глаголов единственного числа 

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Лицо глаголов. Окончания глаголов 2-го лица ед.ч.

07.03

15.03

123

I и II спряжение глаголов.

 Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Словарный диктант.

Знать: признаки I и II спряжения глаголов. Уметь: определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем времени.

Изменение глаголов по лицам  и числам (спряжение)

09.03

16.03

124

I и II  спряжение глаголов. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Проверочная работа.

12.03

19.03

125

Будущее время глаголов

1

Урок изучения нового мат-ла

Текущий.

Фронтальный

Знать: об окончаниях глаголов I и II спряжения.

Особенности спряжения глаголов в будущем времени.

13.03

20.03

126

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: находить способ проверки написания слов

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения).

14.03

21.03

127

Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: определять спряжение глагола по неопределенной форме.

Спряжение глаголов. Безударные личные окончания глаголов.

15.03

02.04

128

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Проверочная работа

(с. 82 з.6)

Уметь: соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

16.03

03.04

129

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: находить способ проверки написания личных окончаний глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

19.03

04.04

130

Контрольная работа №9  по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

Урок контроля знаний

Диктант с грамматическим заданием

Индивидуальный

Уметь: находить способ проверки написания слов.

Безударные личные окончания глаголов. Спряжение, лицо, число, время глаголов.

20.03

05.04

131

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Индивидуальный

Уметь: находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками.

Безударные личные окончания глаголов.

21.03

06.04

132

Р/р Сочинение с элементами описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.»

1

Урок практического применения знаний

Обучающее сочинение

Индивидуальный

Уметь: использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста.

Безударные личные окончания глаголов.

02.04

09.04

133

Работа над ошибками.

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

Редактирование текста

Уметь: находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками.

Анализ допущенных ошибок в диктанте и сочинении. Правописание безударных личных окончаний глаголов

03.04

10.04

134

Глаголы-исключения. Словарный диктант.

        

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный Словарный диктант.

Знать: глаголы-исключения.

Уметь: находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Глаголы-исключения. Распознавание спряжения глаголов по неопр. ф., безударные личные окончания глаголов.

04.04

11.04

135

Глаголы-исключения. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Проверочная работа (с.82,84 з. 4- 8)

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов по неопр.ф.

05.04

12.04

136

Р/р   Краткое изложение

1

Урок практического применения знаний

Обучающее изложение

Уметь: кратко передавать содержание рассказа.

Сжатая передача содержания рассказа.

06.04

13.04

137

Работа над ошибками в изложении.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь : редактировать текст

Анализ допущенных ошибок.  

09.04

16.04

138

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь распознавать глаголы-исключения и правильно писать безударные личные окончания.

Особенности глаголов, употребляемых в прошедшем времени.

10.04

17.04

139

Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Выборочный диктант

Знать: написание глагольных суффиксов. Уметь: правильно писать суффиксы глаголов прошедшего врем.

Временные формы глаголов. Глагольные суффиксы.

11.04

18.04

140

Изменение глаголов по временам.

1

Комбинированный  урок

Текущий.

Фронтальный

Уметь: определять время  глагола

Изменение глаголов по временам

12.04

19.04

141

Обобщение знаний о глаголе. Тест №9

1

Урок повторения и обобщения изученного

Текущий.

Фронтальный

Тест

Знать: признаки глагола. Спряжения глаголов.

Безударные окончания глаголов. Спряжение гл. Временные формы глаголов.

13.04

20.04

142

Р/р Изложение повествовательного текста.

1

Урок практического применения знаний

Обучающее изложение

Уметь: делить текст на части, составлять план, выделять главное.

Осознанное использование изученных частей речи.У.502

16.04

23.04

143

Работа над ошибками

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Уметь: редактировать текст.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

17.04

24.04

144

Контрольная работа №10 по теме «Глагол»

1

Урок контроля знаний

Тематический

Контрольный диктант

Уметь: безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами: безударные личные окончания глаг.

18.04

25.04

145

Работа над ошибками. Повторение.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: признаки глаголов. Уметь: употреблять глаголы и правильно писать.

Обобщение знаний о глаголе.

19.04

26.04

146

Обобщение знаний о предложении. 

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Словарный диктант.

Знать: типы предложений  по цели высказывания  и по эмоциональной окраске; признаки однородных членов предложения. Уметь: расставлять знаки препинания

Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания  в конце предложения. Предложения с однородными членами без союзов с союзами и, а, но. Знаки препинания .

20.04

27.04

147

Обобщение знаний о предложении. Контрольный  словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

словарный диктант.

23.04

02.05

148

Состав слова.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать: определение понятий частей слова. Уметь: разбирать слова по составу.

Морфемный состав слова. Роль каждой значимой части слова. Анализ слова.

24.04

03.05

149

Упражнения в написании корней слов.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Письмо по памяти

Уметь: проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне        

Написание и проверка слов с безуд. гласными, звонкими и глухими согл. в корне.

25.04

04.05

150-155

Обобщение знаний о частях речи.

6

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Знать признаки су-ществ., прилаг.. глаг. Уметь распознавать части речи, правильно их писать.

Распознавание частей речи. Изменение сущ.по числам и падежам. Правописание окончаний .

26.04-04.05

10.05 – 14.05

156

Итоговый контрольный диктант №11

1

Урок контроля

знаний

Тематический

Контрольный диктант

Уметь: безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами, ана-лизировать слово, предложение.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

7.05

15.05

157

Работа над ошибками.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий

Фронтальный

Уметь: находить способ проверки написания слов.

Обобщение знаний по изученным темам.

08.05

16.05

158

Сочинение

1

Урок практического применения знаний

Обучающее сочинение

Индивидуальный

Уметь:   использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста.

Запись текста в соответствии с изученными правилами:

10.05

17.05

159

Изложение

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Индивидуальный

Обучающее изложение

Уметь: делить текст на части, составлять план, выделять главное.

Осознанное использование изученных частей речи

11.05

18.05

160

Работа над ошибками

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий

индивидуальный

Уметь находить орфографические и синтаксические речевые ошибки.

Анализ ошибок, допущенных в изложении и сочинении.

14.05

21.05

161

Повторение.

Проверочное списывание.

1

Урок контроля знаний

 Списывание

Уметь безошибочно списывать данный текст.

Виды текстов. Части речи. Правописание безударных гласных в корне слова.

15.05

22.05

162

Повторение.

 Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Проверочная работа

Знать признаки частей речи.

Уметь применять их на практике

правила правописания падежных окончаний сущ. и прилаг., личных окончаний глаголов; морфемный состав слов.

16.05

23.05

163

Повторение. Тест.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий

Фронтальный

Тест.

Уметь: обобщать знания о составе слова, о частях речи, о предложении, об однородных членах .

Обобщение знаний по изученным темам.

17.05

24.05

164

Повторение.

Свободный диктант.

1

Урок контроля знаний

Свободный диктант.

Уметь безошибочно писать тексты с изученными  орфограммами

Последовательное изложение текста. Безударные гласные в корне  слова.

18.05

25.05

165-170

Резервные уроки.

6

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий

Фронтальный

Уметь: производить синтаксический разбор предложений.

текст, однородные члены предложения, виды текста.

21.05-25.05

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"

Рабочая программа по курсу русский язык  "Мой могучий русский язык"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...