Урок русского языка в 3 классе по программе "Планета знаний. Русский язык в 3 классе Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Йович Елена Викторовна

Тема урока: "Устойчивые сочетания слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konsp._uroka_rus._yaz.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

ФИО

Йович Елена Викторовна

Место работы

МБОУ Ангеловская СОШ

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

3 Б

Тема и номер урока в теме

Устойчивые сочетания слов  (12 урок в теме «Проводники наших мыслей и чувств»)

Методический  образовательный  комплект

  1. Программа ОУ «Планета знаний» 3 класс Новый стандарт начального образования  Изд. «АСТ Астрель» М.2013 (Стр. 39-40)
  2. Учебник Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой «Русский язык в 3 классе» Изд. «АСТ Астрель» М. 2013 (Стр. 60-61)
  3. Рабочая тетрадь «Русский язык в 3 классе» Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой  Изд. «АСТ Астрель» М. 2013 (Стр. 29-30)
  4. «Русский язык  Дидактические карточки-задания 3 класс» Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой  Изд. «АСТ Астрель» М. 2013 (Стр. 41)

Цели деятельности учителя

   Углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний – устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов.

   Упражнять в установлении значений фразеологизмов ( с использованием фразеологических словарей). В синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи.

Цели деятельности учащихся

  Узнать о наличии в русском языке особого рода словосочетаний — устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов.

  Упражняться  в установлении значений устойчивых сочетаний с использованием фразеологического словаря,  в нахождении рифмы, в употреблении устойчивых словосочетаний в речи.

  Наблюдать над выразительностью русского языка.

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся должны научиться осознавать словосочетание как одно из главных  средств  языка, осознавать свойства значений слов,  применять знания при толковании устойчивых сочетаний, дополняя тексты фразеологизмами.

Метапредметные

Учащиеся должны научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу (Р), намечать действия при работе в паре, осуществлять само- и взаимопроверку, вносить необходимые дополнения (Р), осуществлять поиск необходимой информации (П. Инф.), соблюдать правила устного общения (К.)

Личностные

Формирование положительной мотивации к изучению русского языка, как  средства, важного для жизни человека.

Понимание  разнообразия и богатства языковых средств для передачи мыслей и чувств.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Модель организации УПД

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

Необходимое оборудование

Мультимедийный проектор,  ПК, ИД, презентация «Устойчивые сочетания слов», тест.

Понятия урока

Фразеологизмы

Структура урока

Этапы урока

Цели урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Указание  ЭОР

(электронных образовательных ресурсов)

ЭОР, гипер-ссылка

Время в мин.

1

Адаптационный этап

1.1Организацион-

ный момент

Адаптировать учащихся к предстоящей деятельности

Настраиваются на предстоящую работу

- Наш успех на этом уроке зависит от хорошего настроения. Хорошее настроение нам всегда поднимает улыбка. Подарите, пожалуйста, улыбку друг другу, гостям  и мне.

- Теперь я вижу, что в классе стало будто светлее и всё потому что здесь собрались добрые люди.

1.2

Постановка учебной задачи.

Установление связи между названием темы и содержанием урока.

Мотивировать учащихся на  изучение темы, на свершение открытия.

Открывают учебник

Читают название темы

Чтение названия темы вслух

- Мне непонятно словосочетание «Устойчивые сочетания слов».

- Я должен узнать, что называется устойчивыми сочетаниями.

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 60.

- Прочитайте название темы урока про себя.

- Кто согласен прочитать название темы вслух?

- Какое словосочетание кажется непонятным?

-Какое открытие вам предстоит сделать на уроке?

Основной этап

2.1 Презентация по теме урока

Первичное знакомство с темой.

Пробудить интерес  и желание к изучению данной темы.

Выяснить цель изучения данной темы.

Познакомить с понятием «фразеологизмы».

1. Я сообщаю, что у меня проблемы.

Но меня не слышат.

2.  А если  скажу:

  «Видел такое,  отчего

глаза на лоб полезли?»

Картинка (окр.мир. с. 9)

Вы сразу услышите меня.

3.  Я применил средство,

которое называется

 устойчивым

сочетанием слов. 

4.  В устойчивом сочетании

глаза на лоб полезли

как бы «спрятано»  его смысловое

значение.

5. Нет! Мои глаза остались на месте.

Просто я увидел такое, что меня

сразило наповал!

Нет!  Я не упал.

Я просто очень удивился.

6. У меня  глаза горели.

Но когда учительница нам  поставила

двойки по поведению,  они  погасли.

7. У папы

 разбежались глаза.

Он не знал, какой ремень выбрать, да и выбрать ли вообще.

А из маминых   полетели молнии. 

Мои же были на мокром месте…

8. В русском языке есть секреты.

Они мне помогли привлечь ваше внимание.  

Глаза на лоб полезли и

сразило наповал – это

устойчивые сочетания.

9. Они  тоже являются  

проводниками

наших мыслей и чувств. 

И  называются

 фра-зе-о-ло-гиз-ма-ми.

Повторите, пожалуйста,

вслух со мной ещё раз.

10. Пользуйтесь  замечательными  

средствами  русского языка –

фразеологизмами.

И вас все услышат.

- Появление в речи устойчивого сочетания внимание привлекает внимание собеседника. Вызывает интерес слушателя.

- Коля провёл поиск информации об устойчивых сочетаниях слов. Сейчас он первым поделится своим открытием.

Вопрос для Коли

- Для чего  нужно использовать  «устойчивые сочетания» при разговоре?

- Если вы хотите выучить устойчивые сочетания, то предлагаю  совершить путешествие в страну Устойчивых сочетаний, которая находится на планете Знаний.  Проверим готовность к путешествию.

 - Откройте, пожалуйста, тетрадь на 30.

И  в путь. Желаю успехов.

2.2 Знакомство с новым устойчивым сочетанием.

Работа в паре.

Поиск информации.

Выделить устойчи- вое  сочетания из стихотворения.

Определить его смысловое значение.  

Научить пользоваться справочным разделом учебника с целью получения информации.

Учить согласовывать порядок действий при работе в паре.

Учащийся читает стихотворение.

Русскую народную сказку

«Лиса и Журавль»

- В упр. 68 есть стихотворение.

Прочитайте его про себя.

- Кто его прочитает вслух?

- Какую сказку напомнило четверостишье?

- Значение какого словосочетания нужно уточнить?

- Какое смысловое значение имеет  устойчивое сочетание  

остался с носом?

Если смысловое значение словосочетания не раскрыто, нужно обратить внимание детей на справку в учебнике с. 60.

-Раскрыть тайну устойчивого сочетания нам поможет ключик. Вместе с ним вы откроете волшебную дверь к Знаниям.

- Открывайте дверцу вместе

 с соседом по парте.

Один из учащихся читает справку  вслух. Вы посовещайтесь и подайте мне сигнал, когда будете готовы объяснить смысловое значение устойчивого сочетания остаться с носом.

2.3 Проверка работы в паре и её оценка.

Проверить, как учащиеся уточнили смысл устойчивого сочетания.

- Журавль стался голодным

или

Журавль потерпел неудачу.

- Молодцы. Вы хорошо потрудились. И нашли верное объяснение.

2.4 Дополнение стихотворения устойчивыми  сочетаниями.

Работа в паре.

Поиск информации.

Подобрать устойчивые сочетания к стихотворению, используя знания о рифме.

Извлечь знания о рифме из долговременной памяти.

Учиться добывать информацию из словаря фразеологизмов . Объяснить смысловое значение устойчивого сочетания, используя добытую информацию.

- Надо вспомнить, что такое рифма.

- Слова, которые заканчиваются одинаково, называются рифмующимися.

Подбирают рифмующиеся устойчивые сочетания в стихотворения.

Читают стихотворение друг другу.

- Продолжаем наше путешествие по стране Устойчивых сочетаний. Сейчас мы попадаем в город Рифма.

Какие препятствия нас могут ожидать здесь?

И как  к ним следует подготовиться?

-Какие слова называются рифмующимися?

 

- Прочитайте соседу по парте стихотворения  в учебнике из упр. 70.

Подберите к ним, соблюдая рифму устойчивые сочетания. и тихонько  прочитайте друг другу.

 

- Если вы готовы прочитать стихотворения вслух – подайте мне сигнал.

- А сейчас нужно установить смысловое содержание этих устойчивых сочетаний.

А поможет нам в этом фразеологический словарь в конце учебника на стр. 125.

Когда будете готовы объяснить смысловое значение устойчивого сочетания, подайте мне сигнал.

2.5 Проверка работы в паре

Итог проверки.

Оценка деятельности учащихся.

Проверить,  как учащиеся уточнили значение устойчивых сочетаний по словарю.

Учащиеся объясняют смысловое значение данных устойчивых сочетаний.

- Молодцы. Вы хорошо потрудились. А сейчас предлагаю вам отдых  музыкальную паузу.

 2.6 Музыкальная пауза

3 Творческий этап

3.1 Выделение устойчивого сочетания из группы словосочетаний.

Самостоятельная

работа.

Проверить, смогут ли учащиеся выделить устойчивые сочетания из группы словосочетаний и определить их значения.

Познакомить учащихся с  фразеологическим словарём. Учить искать информацию в разных источниках.

Соединяют сочетания  

на рыбьем меху и нем как рыба с табличкой «фразеологизмы».

- На рыбьем меху – одежда которая не греет.

Нем как рыба – молчит.

- По фразеологическому.

- Продолжаем наш путь.  Для следующего маршрута нам понадобится тетрадь . С. 29.

- В упр.10 есть словосочетания. Найдите среди них фразеологизмы и соедините  линией с табличкой.

- Установите значение  устойчивых сочетаний.

Кто из вас может установить смысловое значение  устойчивого сочетания?

Если учащиеся не смогли установить смысловое значение устойчивого сочетания, то можно дать им возможность продолжить поиск информации дома.

- По какому словарю осуществляется поиск информации?

- Можно найти информацию в электронном словаре.

http://enc-dic.com/rusphrase/Na-rbem-mehu-10232.html

3.2 Дифференци-рованное задание

Поиск фразеологизмов в тексте

 

Совершенствовать умения в поиске фразеологизмов.

Совершенствовать умения самостоятельно решать орфографические задачи.

Учащиеся знакомятся с инструкцией по выполнению задания. Самостоятельно решают орфографические задачи.

Выделяют и подчёркивают фразеологизмы в тексте.

- Сейчас вам предстоит выполнить последнее задание. Упр. 11 в тетради.

(Распределить задания заранее для каждого учащегося).

- Прочитайте внимательно инструкцию к выполнению.

- Если у вас возникнут затруднения. Обратитесь за помощью – подняв руку.

3.3 Проверка самостоятельной работы

Рефлексия

Проверить уровень умений в нахождении устойчивых сочетаний , а так же уровень умений устанавливать смысловые значения     устойчивых сочетаний.

 жизнь держалась на волоске – опасное положение

бежать высунув язык – очень быстро

- Сочетания, в которых скрыто смысловое значение.

- Какие  словосочетания вы выделили  как фразеологизмы?

Показать фразы через  документ-камеру

-Наше путешествие по планете Знаний подошло к концу. Какие устойчивые сочетания вам показались самыми интересными?

Какие сочетания называют фразеологизмами?

3.4 Инструкция  к выполнению домашнего задания

Разъяснить, как следует выполнить домашнее задание.

- У каждого из вас своё домашнее задание на карточке.

Инструкция по его выполнению вам известна. Узнайте из информационных источников смысловое значение устойчивых сочетаний, которые не были осмыслены вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Правила правописания корней"

Урок-исследование с презентацией.  В урок включена работа с толковым словарем, парная и групповая форма работы, дифференцированная творческая работа. Правила в стихотворной форме о правописании к...

Конспект урока русского языка 1 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока русского языка по учебнику Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной «Русский язык» 1 класс.Тема: Речь устная и письменная.Цели:- обобщить и уточнить знания о видах речи; учить различать устную и п...

Открытый урок русского языка 1 класс УМК "Планета знаний" ФГОС с УУД

Тема окрытого урока: Сочетания чк, чн.Цель урока: формирование умения писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН....

Презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Планета знаний".

Презентация для закрепления пройденного материала....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...