Нетрадиционная форма: урок – экспедиция. Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков. Тема: Корень слова. Однокоренные слова. .
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Уварова Марина Михайловна

Урок русского языка во 2 классе.Нетрадиционная  форма "Урок-экспедиция"Тип урока:Закрепление и развитие знаний. умений и навыков.Тема: Корень слова. Однокоренные слова.Цель урока:обобщить знания учащихся по теме:" Однокоренные слова."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_puteshestvie.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционная форма: урок – экспедиция.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Однокоренные слова».

Задачи урока:

Образовательные:  повторение, закрепление и углубление знаний об однокоренных словах; познакомить с некоторыми  морскими обитателями; формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; расширение кругозора.

Развивающие: совершенствовать умение учащихся находить корень слова в однокоренных словах; развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать наблюдательность; развивать чувство уверенности в своих возможностях;  развитие эстетических представлений и художественного вкуса.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитание любознательности; воспитывать у учащихся дружелюбие, взаимопомощь.  

Оборудование: орфографические словари; иллюстрации  обитателей морских животных, карточки с заданиями, таблицы.

                                         

 Ход урока

1.Орг. момент.

Жужжащее чтение (5 минут)

                  Любите ли вы приключения?
Хотите отправиться в морское путешествие?  

                  Сегодня на уроке вас ожидают встречи с обитателями морского дна, которые приготовили вам интересные задания.
Готовы ли вы проявить свои знания и умения? Попробуем убедиться в этом.

          2.   Минутка чистописания.
Кк  ко
Что записано? Какое соединение в слоге   -  ко?

3. Словарная работа.
Итак, экипаж к путешествию готов.
А на чём мы отправимся в путь? Угадайте.

На море, в реках и озерах
Я плаваю проворный,
Скорый и огромный.

                 Как вы догадались, что это корабль?
Что обозначает слово “корабль”?
Это греческое слово. Обозначает то же, что и судно. В парусном флоте корабль – трехмачтовое судно с полным парусным снаряжением. Кораблями называют военные суда. Воздушными кораблями – крупные самолеты. Космический корабль - пилотируемый космический аппарат.

                Выполните звуковую запись слова корабль.
     [карабл']
(Один человек выполняет запись на доске, остальные в тетрадях.)
Откройте орфографические словари и посмотрите, как пишется слово «корабль».

 Запишите слово в тетрадях.
(Дети записывают слово в тетрадях, учитель закрепляет на доске табличку со словом «корабль»)

Проверьте, правильно ли написали. Что можете сказать про слово?

В слове 2 слога, 2 гласных звука, 4 согласных, 6 звуков, 7 букв, существительное мужского рода,  единственного числа, неодушевленное

 4.Закрепление пройденного материала

 Ребята, посмотрите, кто это подплыл к кораблю?  (Рисунок  медузы).

   Это медуза.
У медузы тело в виде колокола или зонтика, студенистое, диаметром от нескольких мм до 2,3 м. По краям зонтика щупальца (длина до 30 м) со стрекательными клетками, способными вызвать ожоги.

                 4.1.  Что она достала со дна морского?
Д. Она достала для нас раковину, в которой задание.
(Дети вынимают карточку с заданием из раковины и закрепляют ее на доске рядом со словом корабль)

              кораблик   корабельный
Что можно сказать про эти слова?
Д. Эти слова однокоренные, потому что у них есть общая часть (корень), в которой хранится общее лексическое значение.
Запишите слова, выделите корень в каждом родственном слове, обозначьте орфограммы. (Дети записывают слова в тетрадях самостоятельно)

 Проверьте, правильно ли выполнили задание.  (Самопроверка)
Какая тайна нашего языка помогла вам правильно записать слова?
Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

4.2. Работа над предложением.
А сейчас мы с вами надеваем акваланги и спускаемся в подводный морской мир.
Кто плывет нам навстречу?  

На доске – рисунок осьминога.

Осьминоги относятся к отряду морских моллюсков класса головоногих. На голове 8 длинных щупалец (рук). Длина тела от 1 до 60 см,. с щупальцами – до 5 м. Есть ядовитые виды, опасные для человека.
Что держит осьминог?
(Учитель разворачивает свиток, на котором записано задание, и закрепляет его на доске.)

 КОРАБЛЬ, НАШ,  ОТ,  ПРИСТАНЬ, ОТПЛЫЛ.

              У. Я думаю, что это предложение.
Д. Нет, это не предложение, потому что слова не связаны друг с другом.
А можно ли из этих слов составить предложение?

Составьте и запишите предложение.
Дети записывают, комментируя, и выполняют грамматический разбор предложения:

 «Наш  корабль отплыл от пристани».

 Что интересного увидели в предложении?
В слове «отплыл» от - приставка, в сочетании «от берега» от – предлог

            ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Поднимемся на корабль и займемся уборкой.
Грамзапись «Бескозырка белая…».

 Дети под музыку выполняют движения, имитирующие уборку палубы корабля: берут ведро, опускают его за борт, набирают воду, выливают на палубу, с помощью швабры драят палубу, вытирают  её. Потом показывают движениями, что устали, смахивают пот со лба.  Один из учеников играет                роль капитана. Дети, увидев его, встают
«смирно» и отдает честь.

4.3. Работа по формированию умения подбирать родственные слова.

Опускаемся снова на дно морское. А вот и новая встреча. Кто это?

Это морская звезда.
Морская звезда относится к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело (диаметр от 1 см до 1 м) ярко окрашено, в форме звезды (до 50 лучей) или пятиугольника. Широко распространена на дне океанов и морей. Прочитайте, о чём она нас спрашивает.
(Дети читают задание, записанное на обратной стороне морской звезды.)

Как найти корень в слове МОРЕ?

Д. Надо подобрать родственные слова и выделить в них общую часть. Самостоятельно подберите родственные слова, запишите их и выделите корень.

(Дети  работают  самостоятельно,  записывая  слова)

 МОРЕ,  МОРЯК,  МОРСКОЙ,  ПРИМОРСКИЙ, ВЗМОРЬЕ.
Проверьте работу друг друга. (Работа в парах.)

 


Продолжаем путешествие.

 Навстречу нам движется морской еж.


Морские ежи относятся к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело (диаметр от 2-3 мм до 30 см) шаровидное, дисковидное или сердцевидное покрыто пластинками с подвижными иглами. Обитают на дне морей.
Морской ёж принес нам задание.

 Класс делится на группы по пять человек. Каждой группе выдаётся карточка с заданием:

 РЕБЯТА, ОТГАДАЙТЕ, У КОГО В МОРЕ САМЫЕ ЗОРКИЕ ГЛАЗА?
варианты ответов:
• У АКУЛЫ;
• У ОСЬМИНОГА;
• У КРАБА.

Дети отгадывают. Затем учитель предлагает сравнить свой ответ с текстом.
У каждого ученика карточка с текстом:


«Самые зоркие гл_за у осьминогов. Их размер   соответствует зоркости. Только гл__за с_вы, к_шачь и гл_за человека могут с ними соперничать.
Выпишите слова с пропущенными буквами, подберите к ним родственные слова, выделите корень, вставьте пропущенные буквы.

 Глаза, глазки, глазной.
Сова, совы, совиные.
Кошачьи, кошка, кошечка.

Молодцы, ребята вы прекрасно справились с заданием. Какие знания помогли вам это сделать?
Д. Мы умеем подбирать родственные слова,  выделять  корень и помним о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Морские обитатели просят нас найти среди нескольких групп слов группу родственных слов и записать её.

лето,  летний,  летучий, летник;
шторм,  штормить, штурмовать, штормовой;
вода, водица,  водяной, водопой, водный;
голубой, голубизна, голубеть, голубь

Дети работают самостоятельно.

Текст задания записан на доске.

Проверка задания проводится фронтально.

(Дети  доказывают,  почему  выбрали третью группу слов.)
Д. Третья группа слов – родственные слова, потому что у них есть общая часть (корень), в которой хранится общее лексическое значение.

5. Подведение итогов.
Подходит к концу наше путешествие. Какие впечатления у вас от него?

Что нового узнали? Что вас удивило?  

6. Домашнее задание.

Творческая работа.

Составить небольшой рассказ об одном из морских обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок по программе "Школа 2100". На уроке дети не только систематизируют знания об однокоренных словах, но и обобщают знания о профессиях. Прилагаемые слайды показывались с флешки по телевизору....

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок закрепления изученного материала по русскому языку в 3 классе на тему "Корень слова. Однокоренные слова".  На уроке дети учатся находить в словах общую часть (корень слова), подбирать одноко...

Закрепление по теме: "Корень слова. Однокоренные слова."

На данном уроке использовались разнообразные методы и приёмы, повышающие эмоциональный уровеньребёнка, способствующие формированию позитивного отношения к учёбе....

Закрепление по теме: "Корень слова. Однокоренные слова."

На уроке использовались  разнообразные  методы и приёмы, которые повышают  эмоциональный уровень обучающихся, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»

Это первый урок в теме «Состав слова».Во 3 классе отводится на эту тему 16 часов.Начинается  урок с эмоционального настроя, дети настраиваются на исследовательскую работу, уточняют по...