Написание корней в однокоренных словах
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Мальковская Светлана Викторовна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по традиционной системе обучения. Тема урока "Написание корней в однокоренных словах" . Урок - обощения и закрепления по данной теме. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napisanie_korney.rar21.09 КБ

Предварительный просмотр:

     Урок русского языка во 2 классе.
Программа:  Традиционная.
Тема:                «Написание корней в   однокоренных словах»
Цели: 
познакомить с написанием  корней в однокоренных словах; формировать навыки написания  однокоренных слов;  развивать орфографическую зоркость; развивать связную устную и письменную речь учащихся; развивать умение аргументировать свой ответ; развитие навыка работать самостоятельно; развитие аналитических умений  (умение обобщать, делать выводы); способствовать развитию мышления, памяти, внимания учащихся; способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся; воспитывать любовь и интерес к  русскому языку; воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: 
презентация, компьютерная технология, карточки с текстом.

Учитель:         Мальковская С. В.

I. Организационный момент.         (слайд №1)
Учитель:
- Прозвенел звонок, урок начинается.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Минутка чистописания.
- И так приступаем к работе.
Буква, написание которой мы сегодня повторим на уроке, есть в каждом слове, написанном на доске, она обозначает звонкий, непарный согласный звук.
(слайд № 2)

Весёлый, земляничный, лес, липовый.

- Кто догадался, какую букву будем писать?
- Правильно, мы повторим написание букв Л (заглавной) и л (строчной) в соединении.                
(слайд №2)
- Откройте тетради, напишите буквы по образцу.
- На что надо обратить внимание во время письма?
          (наклон, высота, соединение)
- Прочитайте ещё раз слова, написанные на доске, и найдите среди них «лишнее» слово.                                (Лес)
- Почему вы так считаете?
- На следующей строке напишите слово   лес.              
(слайд №2)
- Сделайте устно фонетический разбор слова лес:

лес  - [ л‘ э с ] – 1сл., 1гл., 2 согл., 3б., 3зв.
л - [ л ] –  согл., зв., мягк., непарн.,
е - [ э ] –  гл., уд.,
с - [ с ] –  согл., глух., тв., парн.

- Молодцы!
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.
- Какие орфограммы встретились в словах?

III. Работа по теме.
1)  Актуализация  опорных знаний.
– Ребята, вспомните,  с какими словами мы вчера с вами познакомились?
-  Какие слова называются однокоренными?
-  Что такое корень слова?  
2)  - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какова тема урока?                    
(слайд №3)
Тема:   Написание корней в однокоренных словах.
Учитель:
Давайте попробуем сформулировать задачи урока.

- Узнаем,  как пишутся корни в однокоренных словах.
- Научимся подбирать однокоренные слова к слову.
- Научимся выделять корни в однокоренных словах.

3)  - Прочитайте текст, записанный на доске:         (слайд №4)

 Мы ездили в лес. На лесной полянке видели домик лесника. Там растёт молодой лесок.

- Найдите однокоренные слова, выпишите их в столбик.
лес
лесной
лесник
лесок

- Какие слова записали?
- Докажите, что эти слова однокоренные.
- Поставьте в словах ударение и выделите корень.
- Давайте ещё раз произнесём слова.
- Послушайте,  одинаково ли произносится корень в однокоренных словах?
- Посмотрите, а как пишется корень в однокоренных словах?
- Ребята, а какое слово является проверочным?

4) Формулировка правила написания корня в однокоренных словах.
- Узнайте,  какое  растение привлекло внимание детей в лесу.    (слайд №5)
Дерево зеленеет зимой и летом. На ветках у него длинная хвоя и круглые небольшие шишки.
- Да, это сосна.
- Подберите к этому слову однокоренные слова.

сосна
сосенка
сосновый

- Произнесите слова.
- Как произносится корень в этих словах?
- А как пишется?
- Какое слово будет проверочным?
- Ребята, какой вывод о произношении и написании корней в однокоренных словах  мы с вами можем сделать на основе наших наблюдений?

Корни в однокоренных словах могут произноситься  по-разному,  но пишутся всегда одинаково.
 
5)   Знакомство с правилом.
- Откройте учебники, и прочитайте правило на странице 162.
- Скажите, наш вывод похож на правило?
- Так как же пишутся корни в однокоренных словах?

6)  Закрепление полученных знаний. 
- Прочитайте задание к упражнению 305.
- Что же вам нужно сделать в упражнении?
- Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно написать однокоренные слова?
- Выполните задание.
- Давайте проверим, прочитайте однокоренные слова, назовите корень и укажите ударный слог.                        
(слайд №6)
- Составьте устно предложение с любым словом из упражнения.
Физминутка.                      (слайд №7)
Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес!  
(Посмотрели вправо, влево)  
Руки подняли и покачали  -    
Это деревья в лесу.  
Руки согнули, кисти встряхнули -  
Ветер сбивает росу.  
В стороны руки, плавно помашем -  
Это к нам птицы летят.  
Как они тихо садятся,  покажем -  
Крылья сложили назад.  
Наклонились и присели,  
Заниматься тихо сели!  

7.)  Работа с текстом.                      (слайд №8)
- У вас на столах лежат карточки. Возьмите их.  
- Прочитайте текст, который записан.

 
Как красив лес весной! Чист и прозрачен весенний воздух. На деревьях появились зелёные листочки. Распустились на лужайках первые цветы.
 
- Как можно озаглавить текст?  
- Найдите однокоренные слова, запишите их в тетрадь, выделите корень.  
- Какие однокоренные слова вы записали?

весной
весенний


- Докажите, что это однокоренные слова.  
-  Какой корень выделили в словах?  
- Как написали корни в словах?  
- Почему? Докажите.
- Запишите 3 и 4 предложения в тетради.  
- Давайте найдём главные члены предложения.
- Хорошо!  Молодцы!  
- Скажите, а кого  мы можем встретить в лесу?
- Отгадайте загадку и вы узнаете, кого встретили дети в лесу.  
(слайд №9)

 
Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. 

- Правильно, это лиса.
- Подберите однокоренные слова к слову лиса.  Запишите их в тетрадь.

лиса
лисица
лисичка
лисонька
лисий

- Поставьте знак ударения, выделите корень.  
- Произнесите слова.
- Одинаково ли произносится корень в словах?
- А как вы написали корень в однокоренных словах?  
- Какое слово является проверочным?  
- Можно ли слова леса и лиса назвать однокоренными?  Почему?

8)  Работа с зашифрованным предложением.  Повторение алфавита.
(слайд №10)
- Расшифруйте предложение  и запишите его в тетрадь.
13, 6, 19 – 15, 1, 26, 6          2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16. 

Лес – наше богатство. 
- Объясните, как вы понимаете смысл этого предложения.      
( Лес даёт кислород,  которым мы дышим.  Лес – это дом для зверей и птиц. В лесу много ягод, грибов, лекарственных растений. Лес даёт строительный материал.  Лес  – прекрасное место для отдыха.)   
- Вы правы, ребята.  Лес – это наше богатство и беречь его – задача, долг каждого человека.  
- А, что вы можете сделать для спасения природы?  Как и чем вы можете помочь?  
- Не ломать ветки деревьев.
- Не жечь костры в лесу, не мусорить.
- Не разорять птичьих гнёзд.
- Не бросать мусор в водоёмы.

- Человек многое может. От него, т. е. от нас с вами, зависит состояние природы. Давайте беречь и охранять то, что нас окружает.
 
9)  Стихотворение.         (слайд №11)
 
Читает учитель, звучит музыка, появляются изображения природы.

 Есть просто храм,  
Есть храм науки,  
А есть ещё природы храм,  
С лесами, тянущими руки -  
Навстречу солнцу и ветрам.  
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
 
- Мы должны беречь и охранять нашу планету Земля, она одна такая прекрасная во всей Вселенной. Другой такой  на свете нет.     (слайд № 12)
- Подберите однокоренные слова к слову земля:

земля
земелька
земляной
земелюшка.  
- Какой  корень в словах?  
- Как пишется корень в словах?

IV. Итог урока.
- Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок!
- О чём же мы говорили на уроке?  
- Какую «тайну» однокоренных слов мы с вами раскрыли сегодня на уроке?  
- Кто из вас испытывал трудности, чувствовал не совсем уверенно?  
- Какой вид работы понравился?
 
V. Рефлексия.                 (слайд № 13)

С помощью сигналов красного, зелёного и синего цвета дети оценивают свою работу на уроке.

Красный - хотелось работать, работал с желанием, всё на уроке понравилось.

Зелёный - хотелось работать, но не всё на уроке получалось.

Синий - не хотелось работать, работал без желания, ничего не получилось.

- Мне понравилось, как вы сегодня  работали. Молодцы! Спасибо за урок!

VI.  Домашнее задание.   Страница 164 упражнение 309, правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Урок русского языка 2 кл "Единообразное написание корня в однокоренных словах"

Урок - путешествие по русскому языку во 2 классе. Тема "Единообразное написание корня в однокоренных словах". Дети путешествовали по маршруту, обозначенному на карте. На пути им встречались гора Старт...

Единообразное написание корня в однокоренных словах

Презентация "Единообразное написание корня в однокоренных словах"...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.

На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....