Конспект урока русского языка "Главные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Алексишина Людмила Алексеевна

Конспект урока для 3 класса по учебнику Соловейчик М.С. "К тайнам нашего языка" (УМК "Гармония", 3 класс). Урок ознакомления с новым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_kl.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

села Александровского Александровского района

Ставропольского края

Разработка урока русского языка,

проведенного в 3а классе по теме

«Главные члены предложения»

           

                   Подготовила           Алексишина  

                                            Людмила Алексеевна

2010 год

Тема урока. Главные члены предложения.

Цели урока:

познакомить с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым, учить ставить вопросы к главным членам предложения и определять их, используя алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого;

развивать логическое, творческое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, самостоятельность, любознательность;

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества, умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, таблицы «Главные члены предложения», «Как найти главные члены предложения».

ХОД УРОКА

Актуализация знаний

1. Работа в парах.

- Прочитайте текст. Определите количество слов в каждом предложении и количество членов предложения.

Мышонок Пик научился лазать по веткам. С ветки на ветку, с куста на куст перелезал он. Ему помогал длинный, гибкий и цепкий хвост. Пик не спускался на землю из-за змей.

- Почему нет совпадений при определении количества слов и количества членов предложения?

2. Повторение о членах предложения.

- Какие части речи могут быть членами предложения, а какие нет?

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Составить из рассыпанных слов предложение. Определить части речи. Указать количество слов и количество членов предложения.

Ёж.к, поляна, выбрался, на, в.сной, мал.нький. 

Карточка № 2

Составить из рассыпанных слов предложение. Определить части речи. Указать количество слов и количество членов предложения.

С.сна, рыжая, прыгнула, на, бел.ч(?)ка

Карточка № 3

Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации. Надпиши сверху. Реши орфографические задачи.

Л.тит над реч(?)кой белый голу.ь.

Сколько дней осталось до к.никул?

 Не бегай по школе на п.р.мене!

Проч.тай об(?)явление на стенде.

II.Постановка проблемы.

- Как вы думаете, всегда ли можно заданные слова сделать членами предложения?

1. Работа в группах.

- Сделайте приведённые слова членами предложений.

На карточках:

ле.ко, с.ехала, с горы, на, лыжах;

мальчи.ки, сне.ки, в.

- Почему не получилось составить предложения?

- Какими словами нужно дополнить каждую группу, чтобы получились предложения? На какие вопросы они должны отвечать?

- Самостоятельно запишите предложения, решая орфографические задачи.

Девочка легко съехала с горы на лыжах. Мальчишки играли в снежки.

- Определите количество членов предложения в каждом из предложений.

- Почему без вставленных слов не получились предложения? Хотите узнать секрет построения предложений?

III. Раскрытие секрета построения предложений. Работа с учебником.

Самостоятельное чтение сообщения (упр. 416).

Закрепление  по таблице «Главные члены предложения»

IV. Формулирование темы урока.

- Какова же тема нашего урока?

V. Первичное закрепление.

1. Продолжение работы с записанными ранее предложениями.

- Какие члены предложения пришлось добавить? Подчеркните их.

- Укажите над каждым часть речи, которой он выражен.

- Над подлежащим надпишите падеж слова, а над сказуемым – всё, что сможете определить.

VI. Физминутка.

VII. Включение в систему знаний.

1. Нахождение главных членов предложения (дифференцированное задание).

- Ребята, если вы поняли, как определять подлежащее и сказуемое, то можете попробовать самостоятельно выполнить задание по нахождению главных членов предложения. Укажите падеж у подлежащего, определите всё, что сможете у сказуемого.

На доске:                                                                             д/т                                                                           

Тучи з.крыли неб.. П.дул х.лодный вет.р. Н.ч.лся сн.г.па..

- Остальные ребята выполняют упражнение 417 с таким же заданием, но с комментированием у доски.

2. Чтение вопроса мальчика-иностранца. Высказывание своих мнений (упр. 417).

3. Проверка выполнения самостоятельной работы учащихся.

- А в каком предложении у вас возникло затруднение при определении подлежащего? Почему? (У существительных, отвечающих на вопрос что?, совпадают вопросы именительного и винительного падежей.)

- Чтобы убедиться в своей правоте, научиться быстро находить главные члены предложения, познакомьтесь с советом авторов учебника.

(На доску вывешивается таблица с алгоритмом действий «Как найти главные члены предложения»)

VIII.Рефлексия. Подведение итогов.

- Какова была тема урока, его цели? Достигли ли мы их?

- Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения.

Я узнал(а)…

Я сумел(а)…

Мне хотелось бы…

IX. Домашнее задание.

Стр. 29, правило. Упражнение 419(работать в задачнике).

* Составить 5 предложений с орфографическими задачами для определения главных членов предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка (члены предложения)

Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"...

Сценарный конспект урока русского языка "Сложное предложение"

В конспекте открытие нового знания  по теме "Сложное предложение".  На этапе актуализации дети сталкиваются с затруднением в расстановке запятых. Идёт исследование предложений в группах. Обу...

Конспект урока русского языка Тема: «Предложения с однородными членами»

Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них; учить определять, каким членом предложения являются; ра...

Конспект урока русского языка «Восстановление предложений» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся умения распознавать предлоги в предложениях и тексте, их функцию и роль в речи;формирование у обучающихся умения восстанавливать и записывать дефор...

Конспект урока русского языка «Восстановление предложений» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст и предложения из деформированных предложений; умение устанавливать последовательность предложений, выделять части и правильно записывать...

Конспект урока русского языка " Виды предложений по цели высказывания" (УМК " Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с видами предложений по цели высказывания и по интонации.Планируемые результаты Предметные: :  Проявляют позитивное отношение к правильной у...