урок русского языка (члены предложения)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Мороз Наталья Владимировна

Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_russkogo.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Главные члены предложения в стране «Грамматейка»

 Цели:

1. Формировать умение выделять основу предложения; закрепить знания о роли слов в предложении и оформлении предложения на письме; отрабатывать умение делить слова на слоги и выделять ударный слог; закрепить знания о правописании сочетаний: ча-ща, чу-щу, жи-ши, об одушевленных и неодушевленных предметах.

2. Способствовать развитию внимания, памяти; создать условия для единого темпа письма, мелкой мускулатуры рук; способствовать развитию речи учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к птицам, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 2  класс под редакцией Т.А.Рамзаевой ; алфавит и  трафареты букв; карточки для тестирования; светофоры; ребусы; картина «Птицы зимой».

Ход урока:

1. Организационный момент (установление дисциплины, приветствие, настрой на работу).

2. Разминка «А что это у человека?», объявление темы  урока

- Продолжите мои предложения:

У птицы крыло – у человека…рука.

У зверя лапа – у человека …нога.

У конфеты фантик – у человека …одежда.

У льва пасть – у человека …рот.

У машины мотор – у человека …сердце.

У берёзы сок – у человека …кровь.

- Что вы сейчас называли? (слова)

- На какие вопросы отвечают  все эти слова?

 - Итак, сегодня на уроке мы будем  продолжать закреплять навыки работы с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым.

- Открыли тетради, записали: Первое декабря. Классная работа.

3. Чистописание:

– Сегодня мы будем отрабатывать умение писать заглавную букву «М».

- произнесите твердый звук «м», а мягкий «м»……

(показ учителем написания буквы в воздухе;  восприятие учениками  написания буквы; письмо в тетради буквы «М»)

– Прочитайте предложение:  Вьюги да метели под февраль полетели. 

– Что это? (поговорка).

– Как вы понимаете смысл этой поговорки?

– Запишите самостоятельно и подчеркните грамматическую основу – подлежащее и сказуемое.

4. Словарная работа.

- Что записано у меня на доске? (предложение)

- Почему? (заглавная буква, точка в конце, выражена законченная мысль)

- Какое это предложение по цели высказывания ? (повествовательное)

5. Работа над стихотворением. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

- А сейчас послушайте стих-е Н.Ламм о заячьей любви.

Заячья любовь.

Заяц гордо шёл по лесу.  Вёл зайчиху, как принцессу. 

До верхушек длинных ушек  заяц был в неё влюблён,

Но собраться и признаться  всё не мог решиться он.

Правда, заяц понимал, что в пути молчать неловко,

Просто он слова искал, а  когда нашёл, сказал:

«Ты такая…Ты такая… Ты такая… Как   морковка!»

- Почему заяц сравнил зайчиху с морковкой?

- Давайте найдём в этом стих-и имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.  Вспомним правило. (правило)

- Назовите имена сущ. неодушевлённые, устно.  (учитель подчёркивает эти слова прямо в тексте на доске, вывешивается словарное слово морковка )

6. Основной этап.

На доску вывешиваются герои урока  Подлежащее и Сказуемое. (На платьях написаны вопросы, на головах шапки магистров с соответствующими надписями).

Подлежащее: Мы из страны Грамматики. Сорока на хвосте принесла нам новость, что сегодня вы работаете по теме « главные члены предложения». Так вот  Я – подлежащее! Повторите, кто я? (дети повторяют)

Сказуемое: А я – сказуемое! Повторите, кто я? (дети повторяют). Между собой мы очень дружны.

Подлежащее: Я обозначаю о ком или о чем говориться в предложении……. А на какой  я отвечаю на вопрос ? (кто,что)

Сказуемое: Я обозначаю, что говориться о подлежащем  и отвечаю на вопросы. А на какие вопросы я отвечаю, ребята? ( что делает ?, что делают?, что делал? что делали?. что сделает?, что сделают?)

Подлежащее: Меня в предложении подчеркивают одной чертой.

Сказуемое: А меня, сказуемое - двумя чертами. Ребята с  нами вы будете встречаться в каждом предложении.

Подлежащее: А чтобы легко нас найти, мы раздадим вам о себе информацию на визитках.

7 . Самостоятельная работа с карточками у доски:

- Ребята, а как хорошо Вы знаете  эту тему мы проверим прямо сейчас (раздаю карточки с заданиями, проверяем выполненную работу).

1) Вставь буквы: щ…вель,  ч…деса,  чиж…,  мыш…,  щ…пальцы,  галч…та, стриж…,  ч…йка, ч…йник.

2) Подчеркнуть гласные и разделить на слоги: дрозды, ласточка, орел, жаворонок, дятел, молоток.

3) Подчеркнуть одушевленные предметы:   кот, береза, Женя,  собака, Юля, роза, юла, кокос, роса.

8. Этап закрепления и обобщения полученных знаний.

Выполнение  упр. №                 стр.      в учебнике.

Если время осталось, работа по РТ.

9. Подведение итогов, оценки, рефлексия.

- Итак, вы узнали сегодня, как называются главные члены предложения…

- Назовите главные члены? (Подлежащее и сказуемое)?

-  На какие вопросы отвечает П.?; С.?

КАРТОЧКА №1

Вставь буквы:

 Щ…вель,  ч…деса,  чиж…,  мыш…,  щ…пальцы,  галч…та, стриж…,  ч…йка, ч…йник.

КАРТОЧКА №2

Подчеркнуть гласные и разделить на слоги:

Дрозды, ласточка, орел, жаворонок, дятел, молоток.

КАРТОЧКА №3

Подчеркнуть одушевленные предметы:  

Кот, береза, Женя,  собака, Юля, роза, юла, кокос, оса.



Предварительный просмотр:

Тема: Главные члены предложения в стране «Грамматейка»

 Цели:

1. Формировать умение выделять основу предложения; закрепить знания о роли слов в предложении и оформлении предложения на письме; отрабатывать умение делить слова на слоги и выделять ударный слог; закрепить знания о правописании сочетаний: ча-ща, чу-щу, жи-ши, об одушевленных и неодушевленных предметах.

2. Способствовать развитию внимания, памяти; создать условия для единого темпа письма, мелкой мускулатуры рук; способствовать развитию речи учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к птицам, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 2  класс под редакцией Т.А.Рамзаевой ; алфавит и  трафареты букв; карточки для тестирования; светофоры; ребусы; картина «Птицы зимой».

Ход урока:

1. Организационный момент (установление дисциплины, приветствие, настрой на работу).

2. Разминка «А что это у человека?», объявление темы  урока

- Продолжите мои предложения:

У птицы крыло – у человека…рука.

У зверя лапа – у человека …нога.

У конфеты фантик – у человека …одежда.

У льва пасть – у человека …рот.

У машины мотор – у человека …сердце.

У берёзы сок – у человека …кровь.

- Что вы сейчас называли? (слова)

- На какие вопросы отвечают  все эти слова?

 - Итак, сегодня на уроке мы будем  продолжать закреплять навыки работы с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым.

- Открыли тетради, записали: Первое декабря. Классная работа.

3. Чистописание:

– Сегодня мы будем отрабатывать умение писать заглавную букву «М».

- произнесите твердый звук «м», а мягкий «м»……

(показ учителем написания буквы в воздухе;  восприятие учениками  написания буквы; письмо в тетради буквы «М»)

– Прочитайте предложение:  Вьюги да метели под февраль полетели. 

– Что это? (поговорка).

– Как вы понимаете смысл этой поговорки?

– Запишите самостоятельно и подчеркните грамматическую основу – подлежащее и сказуемое.

4. Словарная работа.

- Что записано у меня на доске? (предложение)

- Почему? (заглавная буква, точка в конце, выражена законченная мысль)

- Какое это предложение по цели высказывания ? (повествовательное)

5. Работа над стихотворением. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

- А сейчас послушайте стих-е Н.Ламм о заячьей любви.

Заячья любовь.

Заяц гордо шёл по лесу.  Вёл зайчиху, как принцессу. 

До верхушек длинных ушек  заяц был в неё влюблён,

Но собраться и признаться  всё не мог решиться он.

Правда, заяц понимал, что в пути молчать неловко,

Просто он слова искал, а  когда нашёл, сказал:

«Ты такая…Ты такая… Ты такая… Как   морковка!»

- Почему заяц сравнил зайчиху с морковкой?

- Давайте найдём в этом стих-и имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.  Вспомним правило. (правило)

- Назовите имена сущ. неодушевлённые, устно.  (учитель подчёркивает эти слова прямо в тексте на доске, вывешивается словарное слово морковка )

6. Основной этап.

На доску вывешиваются герои урока  Подлежащее и Сказуемое. (На платьях написаны вопросы, на головах шапки магистров с соответствующими надписями).

Подлежащее: Мы из страны Грамматики. Сорока на хвосте принесла нам новость, что сегодня вы работаете по теме « главные члены предложения». Так вот  Я – подлежащее! Повторите, кто я? (дети повторяют)

Сказуемое: А я – сказуемое! Повторите, кто я? (дети повторяют). Между собой мы очень дружны.

Подлежащее: Я обозначаю о ком или о чем говориться в предложении……. А на какой  я отвечаю на вопрос ? (кто,что)

Сказуемое: Я обозначаю, что говориться о подлежащем  и отвечаю на вопросы. А на какие вопросы я отвечаю, ребята? ( что делает ?, что делают?, что делал? что делали?. что сделает?, что сделают?)

Подлежащее: Меня в предложении подчеркивают одной чертой.

Сказуемое: А меня, сказуемое - двумя чертами. Ребята с  нами вы будете встречаться в каждом предложении.

Подлежащее: А чтобы легко нас найти, мы раздадим вам о себе информацию на визитках.

7 . Самостоятельная работа с карточками у доски:

- Ребята, а как хорошо Вы знаете  эту тему мы проверим прямо сейчас (раздаю карточки с заданиями, проверяем выполненную работу).

1) Вставь буквы: щ…вель,  ч…деса,  чиж…,  мыш…,  щ…пальцы,  галч…та, стриж…,  ч…йка, ч…йник.

2) Подчеркнуть гласные и разделить на слоги: дрозды, ласточка, орел, жаворонок, дятел, молоток.

3) Подчеркнуть одушевленные предметы:   кот, береза, Женя,  собака, Юля, роза, юла, кокос, роса.

8. Этап закрепления и обобщения полученных знаний.

Выполнение  упр. №                 стр.      в учебнике.

Если время осталось, работа по РТ.

9. Подведение итогов, оценки, рефлексия.

- Итак, вы узнали сегодня, как называются главные члены предложения…

- Назовите главные члены? (Подлежащее и сказуемое)?

-  На какие вопросы отвечает П.?; С.?

КАРТОЧКА №1

Вставь буквы:

 Щ…вель,  ч…деса,  чиж…,  мыш…,  щ…пальцы,  галч…та, стриж…,  ч…йка, ч…йник.

КАРТОЧКА №2

Подчеркнуть гласные и разделить на слоги:

Дрозды, ласточка, орел, жаворонок, дятел, молоток.

КАРТОЧКА №3

Подчеркнуть одушевленные предметы:  

Кот, береза, Женя,  собака, Юля, роза, юла, кокос, оса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица по русскому языку "Члены предложения" (авторская разработка)

Яркая таблица по русскому языку "Члены предложения" для начальной школы и 5-6 классов....

Урок русского языка «Составление предложений со словосочетаниями, отвечающими на вопросы: « Какой? (какая? какие?) + что?»

Технологическая карта урока русского языка «Составление предложений  со словосочетаниями, отвечающими на вопросы: « Какой? (какая? какие?) + что?». Третий урок по теме. На уроке учащиеся научатся...

Конспект урока русского языка Тема: «Предложения с однородными членами»

Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них; учить определять, каким членом предложения являются; ра...

Самостоятельная работа по русскому языку "Члены предложения" 3 класс

Данный материал может быть использован для закрепления знаний по теме «Члены предложения»...

Технологическая карта урока русского языка "Члены предложения" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Члены предложения .Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое члены предложения и какие слова являются...