урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Бурова Наталья Геннадьевна

Данный урок был дан в рамках аттестации, на уровне районного методического объединения, получил высокую оценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект

урока русского языка в 3 классе.

Учитель: Бурова Н. Г.

Тема: «Имя прилагательное» (обобщение)

Задачи:

                1. Обобщить материал по изученной теме.

                2. Развивать познавательную деятельность учащихся.

                3. Воспитывать бережное отношение к природе

Цели:

Проверить знание основных  грамматических признаков имени прилагательного.

Проверить умение точно употреблять прилагательные в речи, безошибочно определять их род, число, правильно писать родовые окончания.

Дать представления об изменениях в жизни растений весной на материале раннецветущих растений.

Показать необходимость охраны растительного мира.

Показать разнообразие растений первоцветов.

Расширять знания об окружающеё действительности.

Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование:

учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» 3 класс;

учебник З. Клепининой «Природоведение» 3 класс;

иллюстрации первоцветов;

карточки  вопросов, игры «Иду в гости», текстов;

сигнальные карточки;

светофорики.

Ход урока:    

Организационный момент.

                 (дети встают в круг, взявшись за руки)

                                           Вот звонок нам дал сигнал:

                                           Поработать час настал.

                                           Так что время не теряем

                                            И работать начинаем.

Друг другу улыбнулись, покажем дружную, слаженную и продуктивную работу.

Тихо сели на места, записали дату.

Постановка учебной задачи.

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?

(солнечный, весенний, ясный, морозный, тихий, ветреный, светлый, прекрасный и т.д.)

- С помощью каких слов вы сделали описание? (прилагательных)

Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Имя прилагательное». Какую цель урока вы бы в связи с этим поставили? (повторить всё, что изучили, знаем и умеем, уточнить и обобщить наши знания по теме «Имя прилагательное»)

                                   Очень занимательное имя прилагательное.

                                   Трудно будет без него, если пропадёт оно.

                                   Но чтобы всё отлично стало, разных признаков немало

                                   Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять,

                                   Род, число определять, окончания писать.

- А сделаем мы это на материале весенних  изменений в природе. Итак, в путь!

На дворе чудесная пора. Угадайте какая?

                                      Тает снежок, ожил лужок,

                                      День прибывает.

                                      Когда это бывает? (весной)

Правильно, весна – замечательное и прекрасное время года. Недаром поэты называют весну «утром года»

Ученик.                               Отшумела злая вьюга,

                                               Стала ночь короче дня.

                                              Тёплый ветер дует с юга,

                                              Капли падают, звеня…

                                               Улеглись в полях метели

                                               В свои белые постели,

                                               И весна идёт повсюду,

                                               Гонит зиму со двора.

Минутка чистописания.

(на доске) ф…враль, мар…, …прель

- Как можно объединить слова?

- По какому признаку их можно разделить?

- Сегодня мы работаем над гласной буквой, которая есть во всех этих словах.

Определите порядок написания соединений в цепочке : аб, ав, аг, ад, ….

Словарная работа.

- Снова посмотрите на слова. Исключите слово по его начальному звуку. Какое это слово? (апрель)

- Запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Название месяца – апрель – значит «открыватель». В этом месяце в Риме начиналась (открывалась) весна.

- Сколько в слове апрель звуков и букв?

- Почему букв больше, чем звуков?

- Назвать правильно звуки и буквы (проверка светофориками).

Актуализация знаний.

- А теперь вспомним всё, что знаем об имени прилагательном.

Игра «Карусель»

Вопросы:

Что такое имя прилагательное?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Что обозначает имя прилагательное?

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Как изменяются имена прилагательные?

На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе и какие окончания имеют?

На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода и какие окончания имеют?

На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода и какие окончания имеют?

На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода и какие окончания имеют?

Как определить род, число имени прилагательного?

6.Закрепление изученного.

Работа над предложением.(индивидуальная работа)

(на доске с/с)- вставить окончания, определить число, если можно род имён прилагательных: син… небо, весенн… день, звонк… ручьи, перелётн… птицы, чудесн… погода.

А) Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями.  Кто они?

                                            По тонкой нитке ручейка

                                            Сбежал с пригорка снег.

                                            И на пригорке вдруг цветок

                                            Раскрылся раньше всех. (подснежник)

Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, медуница, ветреница, хохлатка и другие.

Откройте учебники природоведения на с. 96, посмотрите на эти растения.

(на доске)      запестрели, от, душистых, поляны, цветов.

-  Составьте и запишите предложение

Найти и подчеркнуть грамматическую основу, установить связь в предложении между второстепенными членами, обозначить части речи, найти имя прилагательное, обозначить число.

Проверка индивидуальной работы (светофорики)

Б) (на доске) скворцы, грачи, ландыши, ветреницы, подснежники,      

                           жаворонки

- Что общего в данных словах?

На какие группы их модно разделить?

Почему люди назвали эти растения первоцветами или подснежниками?

Запись под диктовку:

Цветут синяя перелеска, белая ветреница, лиловая медуница, сиреневая хохлатка.

Подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные, определить их род.

 

В) Рассказы о цветах.( с.96 учебника Клепининой)

Мать-и- мачеха.

(с. 182, упр. 486 учебника Рамзаевой)

- Прочитайте описание этого растения.

- Какие листочки у мать-и-мачехи? Подберём к именам прилагательным антонимы и встанем парами, игра «Ручеёк»

(карточки) гладкий – шершавый

                    холодный – тёплый

                    мягкий – жёсткий

                    весенний – осенний

                    маленький – большой

Запишите любую пару в тетрадь.

 

Медуница.

Названа за сладкий, медовый на вкус сок растения. Ещё её называют пахучей.

Выписать слово пахучая и подобрать синонимы. (душистая, ароматная)

     

Хохлатка.

Растение с сиреневыми цветами. Если присмотреться, у цветков есть длинные выросты, как будто хохолок, отсюда и название.

Г) Игра «Иду в гости»

Выполнение  заданий;

Анализ.

2) Работа с текстом.

                                                                 Первые цветы.

Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускает свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.

- Какова главная мысль текста? (нужно охранять растения)

- Недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно лишь прикоснуться сердцем. Прикасаясь руками, мы губим природу»

                                                Дерево, цветок, трава и птица

                                               Не всегда умеют защититься

                                                 Если будут уничтожены они,

                                                 На планете мы останемся одни.

Резерв. – Выписать из текста словосочетания прилагательное + существительное, определить их число, род.

7.Итог урока.

- Попробуйте сами оценить свою работу. (сигнальные карточки)

Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающего человечка.

Если где-то в чём-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

                                                   Спасибо за урок!

                                                   Прозвенел звонок,

                                                   Голосистый дружок.

                                                   Перемены ждут ребята,

                                                   Поиграть, попрыгать надо.

А рассказы о раннецветущих растениях и много другого интересного вы найдёте в книге А. А. Плешакова  «Зелёные страницы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...