Урок русского языка в 4 классе по теме: "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Зыкова Татьяна Сергеевна

Конспект открытого урока в 4 классе по теме "Наречие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 42. Представляем еще одну часть речи

Цель: - обобщить знания детей по теме «Наречие».

Задачи урока:

Образовательные: Закрепить знания учащихся в правописании наречий, закрепить умение распознавать наречия среди других частей речи, умение подбирать наречия по вопросам, закреплять знания о составе слова, обогащать словарный запас учащихся, прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы.

Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, познавательные способности учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу, воспитывать интерес к русскому языку и русской поэзии.

Ход урока

Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

- Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков.                   СЛАЙД 1.

А также: Сегодня мы должны обобщить наши знания о новой для нас части речи.

Будем упражняться в написании слов этой части речи.  

- С планом урока ознакомились?    Пора  работать.                                              СЛАЙД 2.

II.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

Так уж получилось, что изучение темы «Наречие» приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом «бабьего лета», она принесла  нам холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть.  Обратившись к эпиграфу урока, мы это можем подтвердить.                                                                          

                                 Дни поздней осени бранят обыкновенно,              СЛАЙД 3.

                                Но мне она мила, читатель дорогой,

                               Красою тихою, блистающей смиренно

                                                                                             А.С.Пушкин (Чтение эпиграфа)

-Как вы понимаете слова  А.С.Пушкина  «мила красою тихою, блистающей смиренно»?

- Поэт говорит о неяркой, неброской красоте поздней осени.

- Есть ещё один синоним: «кроткая». Нельзя не заметить и слова «блистающей», утверждающего настоящую, высокой пробы красоту.

 - «Дням поздней осени» посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк.  Среди них и эти, из романа в стихах «Евгений Онегин», без которых не обходится ни одна хрестоматия.

                                                                                                      СЛАЙДЫ 4, 5, 6

- А вот как об осени писали И.А.Бунин и Ф.И.Тютчев.

 - При чтении вы, наверное, заметили, что некоторые слова выделены. Вот эти слова.   

  Покорно, короче, крепко, реже, смиренно, обыкновенно, далеко, довольно.  СЛАЙД 7

 - Что скажете о них? Верно, это наречия. И тема нашего урока -                      СЛАЙД 8

Тема урока “ Представляем еще одну часть речи – НАРЕЧИЕ. ОбОБЩЕНИЕ ”

                                                                                                                                           СЛАЙД 9

Эмоциональный настрой. Ребятам предлагается собрать из слов предложение: нас, все, у, сегодня, получится.

Сегодня у нас все получится.                                                                          СЛАЙД 10.

Надеюсь, что у нас сегодня, действительно, все получится.

2. Мобилизирующий этап.

- Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с утренним прохладным ветерком она попала к нам в класс на урок. (У вас на партах лежат осенние листочки, на них вы будете ставить себе оценки за выполненные задания). На листочках фамилии, листочки разного цвета: красные – для слабых учеников, желтые – для средних, зелёные – для сильных.

- Перед работой подготовим наши пальчики, поработаем по заданию компьютера. СЛАЙД 11.

III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ                                                                   СЛАЙД 12.

- Для аккуратности в тетради и красивых записей, проведем минутку чистописания.

Мы напишем три буквы. Вы их найдете в первом слове и обозначают гласные звуки. Напишите 6 вариантов расположения этих букв, следите за соединениями.

- На второй строчке напишите всё слово. (СЕГОДНЯ)

- На третью спишите предложение. Пишем красиво, правильно соединяя все буквы.

- Поставьте себе оценку. Поменяйтесь тетрадями. Оцените работу своего соседа. Если согласны, оставьте его оценку, а если не согласны, через тире поставьте свою.

IV. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- В народе говорят «Осенние месяцы холодны, да сыты». Как вы думаете, почему?

-Верно, с наступление осенней поры мы собираем урожай. И сейчас мы с вами тоже соберём урожай, конечно, не овощей, а словарных слов. Только несколько человек сделают это самостоятельно, работая с компьютером. А  остальные ребята приготовятся записывать словарные слова по теме «Наречие».

ЗАДАНИЕ 1.

Вставь пропущенные буквы, реши и другие орфографические задачи. В скобках напиши слово-отгадку и укажи часть речи. В загадке найди слова той же части речи, надпиши её название.

Вч.ра меня все звали завтр..,

А завтр.. наз..вут вч..ра.

Вот и вся м..я зага..ка,

Меня назвать пришла пора. (__________________)

ЗАДАНИЕ 2.

Найди ошибки в тексте, исправь их, подчеркни наречия.

Клёст седел на жёрдачьке торжественна и горда. Он помалчал, паглидел задумчива в окно и запел. Песьня начилась глуха, незаметна.

Письмо под диктовку.

Вверх, влево, вниз, вокруг, вправо, интересно, красиво, медленно, налево, направо, приветливо, скоро, хорошо, спокойно, прямо.   ПРОВЕРКА                         СЛАЙД 13, 14.

ДАВАЙТЕ ОТДОХНЁМ?                                                                       СЛАЙД 15, 16.

V. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.                                                                    

Рассказ о наречии.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).

У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них мы разгадали на предыдущих уроках.

Коллективная работа.     Упражнение 140.              СЛАЙД 17.                                                             

                             Ответили на вопросы .                                                   

Самостоятельная работа. Осенью многие птицы улетают на юг. Но однажды одна уточке пришлось остаться. Помните её? Почему она не смогла улететь?      СЛАЙД 18 УПРАЖНЕНИЕ 141.

- Найдите наречия в тексте, подчеркните их карандашом.                              

- Перечитай текст, пропуская наречия. Лучше или хуже он стал? Почему? (Не совсем понятно, текст неполный).                                                                                 

- Кто может рассказать о работе наречий? (ПРАВИЛО – стр.61).                СЛАЙД 19.

- Спиши отрывок, не пропусти знаки препинания, которые есть в предложениях. У кого листочки зеленого цвета, пишут весь отрывок, желтого – только 2-ой абзац, а ребята, у которых красные листочки, выпишут только словосочетания с наречиями.  

- Условными знаками выдели словосочетания с наречиями.  ПРОВЕРЬ.             СЛАЙД 20.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор)                                                                        СЛАЙД 21

- Откройте дневники, запишем домашнее задание.  Из оставшихся упражнений на тему «Наречие» выберите любое по желанию и выполните строго по заданию авторов.

 3. Работа в парах. Чтобы справиться со следующим заданием, понадобится дружба и согласие. Поработаем в парах. На партах у вас лежат карточки. Прочитайте задание.                                                                                                    

 – Выпишите из текста словосочетания с наречиями.

 В скобках указывайте вопрос.

– Выделите у наречий суффикс.

I вариант.

На фоне молочного неба резче проступают силуэты деревьев. Он говорил умно, горячо, дельно. Окно глядело мрачно, зловеще.

II вариант.

Заснеженные купола и пики лучились могуче и свежо. В разных местах зловеще стоят зарева. На станции длинно, тонко и чисто засвистел паровоз.

ПРОВЕРКА                                                                                       СЛАЙД 22.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (дети держат в руках осенние листики и выполняют движения)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Закружились, полетели

И за парты тихо сели.

Представление детской презентации.

Перед изучением темы вам, ребята, была поставлена задача: представить по желанию к концу изучения данной темы презентацию «Наречие». Давайте послушаем и посмотрим.                                                              ДЕТСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Работа в группах с компьютором.

- Что одному не под силу, то легко коллективу.

- А теперь, завершая  наш осенний марафон, разделимся на группы. Каждая группа получает  задания  теста. Ваша задача вместе, как можно быстрее и тише, выполнить эти задания. А выполнять мы их будем под музыку великого русского композитора П.И. Чайковского, который, как вы уже знаете, написал цикл музыкальных произведений, посвящённый каждому времени года, каждому месяцу. Мы слушаем произведение «Октябрь» (звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)

ТЕСТ «НАРЕЧИЕ».

Какой частью речи является наречие?

o служебная                                                       o самостоятельная

     2. На какие вопросы отвечает?

o Кто? Что?                                                        o Что делает?

o Какой? Какая? Какое? Какие?        o Где? Куда? Откуда?

     3. Что обозначает наречие?

            o предмет                                                       o признак предмета

             o признак действия                                       o действие предмета

4. Как изменяется наречие?

o никак не изменяется                                                o по падежам

o по числам и падежам                                              o по временам

5. Найди словосочетание с наречием

o медленная музыка                                                 o звучала медленно

o вышел на улицу                                                      o ветка яблони

6. Выбери пропущенное слово в утверждении: Наречие   ……… словами-командирами.

o согласуются со..                     o управляются                          o примыкают к …                                                          

  7. Чаще всего наречия относятся к …

o глаголам                                                               o именам существительным

o именам прилагательным                                     o местоимениям    

8. Выбери суффиксы, которые встречаются в наречии:

o - с-, -н-, -л-, -а-;                                                o –о-, -е-, -а-, -у-;

o –ск-, -ов-, -ик-, -ек-;                                        o –оньк-, -еньк-

9. Какое слово разобрано НЕверно по составу?

o  текло                                                        o домишко

o  сверху                                                       o спишу

10. В каком наречии допущена ошибка?

o налева                     o слева                 o справа                       o в

 

Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаши и сверьте работу своих соседей с правильными ответами на слайде. Если нет ни одной ошибки, поставьте карандашом отметку пять. Если же есть ошибки, значит, вашим  товарищам ещё нужно поработать по данной теме. Командиры групп поставьте оценки участникам групп.               СЛАЙД 23.

        - Встаньте, пожалуйста, те группы, которые получили отметки  «5» за тест. Молодцы! Я рада, что вы хорошо поработали по теме «Наречие». Сегодня все работали хорошо, я думаю,  что у нас все получилось. Ведь известно всем, что  ……                                         СЛАЙД 24.

А что думаете вы?                                                            

Закончите предложения.

Cегодня я на уроке  ...

- А сейчас возьмите карточки с цифрами 1, 2, 3 и оцените себя по лесенке знаний.

                                               СЛАЙД  25.

Я понял, что …

Себя  я могу похвалить за …

Эти знания мне пригодятся…

                                             СЛАЙД  26

VI .ИТОГ УРОКА (звучит музыка)                                                                 

Вот и подошёл к концу наш урок. Сдайте мне свои листочки с оценками. Получился настоящий   листопад… Неслучайно в старину октябрь называли листопадом. А ещё его называли грязником и свадебником, так как в эту пору было принято на Руси играть свадьбы. С падением листвы связана такая примета: начисто опал лист – к холодной зиме, лёг гладкой стороной – к неурожаю, шершавой – озимые не помёрзнут.                                                        СЛАЙД 27

А вам я желаю, чтобы какой  стороной не легли бы листья, ваше настроение пусть остается  хорошим, а успехи в школе радуют вас и ваших родителей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс по теме "Наречие"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" по учебнику Русский язык (автор В.П.Канакина). Урок составлен с использованием технологии критического мышления (приём тонкие и толстые ...

Конспект урока в 4-м классе по теме "Наречие. В.В.Вересаев "Легенда".

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока в 4-ом классе. Тип урока: интегрированный: русский язык + литературное чтение Тема урока: «Наречие. В.В.Вересаев «Легенда» Цель урока: завершить работу над ...

Урок. Русский язык. 4 класс. Тема: Наречие

Система Л.В. ЗанковаУчебник: А.В. ПоляковаТема: НаречиеТип урока: изучение нового материала...

Урок русского языка, 4 класс, тема "Наречие"

УМК "Начальная школа XXIвека". Урок русского языка . С. Иванов, 4 класс. Тема "Наречие". Урок открытия новых знаний....

Урок русского языка, 4 класс, тема "Наречие"

УМК "Начальная школа XXIвека".  Русский язык. С. Иванов. 4 класс  Презентация к уроку по теме "Наречие" . Урок получения новых знаний....

Конспект урока по русскому языку, 4 класс, по теме" Наречие".

Урок открытия новых знаний. Формы работы на уроке: работа в группах, в парах.Имеется занимательный материал, который можно использовать на других уроках русского языка....

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...