Урок русского языка 4 класс по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Чудакова Ирина Николаевна

Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" по учебнику Русский язык (автор В.П.Канакина). Урок составлен с использованием технологии критического мышления (приём тонкие и толстые вопросы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_narechie.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Провела Чудакова Ирина Николаевна

Учитель начальных классов

Дмитриевогорская СОШ

Тема урока : Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных  результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

      Формы работы:

  •  фронтальная
  • самостоятельная
  • групповая

     Методы работы:

  • наглядный
  • диалог

     Приемы ТРКМ: толстый и тонкий вопросы

Оборудование: :- Учебник «Русский язык»  В.П.Канакина 4 класс, рабочая тетрадь,

         Оборудование   - мультимедийный проектор, компьютерные слайды

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И наш урок начнём.

- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками. 

- Пусть девизом нашего урока является следующее  высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Бенедикт Спиноза

(Слайд1)

- Запишем число, классная работа.

   

  1. Минутка чистописания.

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

         В слове земля безударная гласная …

                      Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается

          В слове тонна удвоенная …

        Пунктуационный знак, похожий на действие деление.

                    Буква, похожая на окружность.

          У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …

- Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь ,в следующий раз получится лучше.

( е      с   н   :   о     ь)

Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему?

- Обратите внимание , эти буквы я напишу в соединении.

- теперь я указываю на соединение, а вы  если считаете, что соединение верхнее, поднимите правую руку вверх, а если соединение нижнее, тогда опустите руку на парту.

- Запишем красиво данные соединения два раза, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.

- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).

   

1 стадия. Вызов.

  1. Актуализация знаний.

- Осень прекрасное, но в тоже время и грустное время года. Осени многие поэты посвящали стихи. Прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева

   Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

- Назовите известные нам части речи? (ученик отвечает устно)

- У всех ли слов мы смогли определить , какой частью речи они являются?

- Какое слово осталось? (уныло)

- Задайте вопрос (как ? уныло)

  1. Постановка учебной задачи.

- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на  вопрос как?

Значит, эту тайну нам предстоит открыть.

- Сегодня на уроке мы побываете в роли исследователей и попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы.  Для этого поработаем в группах.

- 2 тонких и 1 толстый. (схема  вам в этом поможет)

(Тонкие вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.)

(Записать вопросы на карточках )

Тонкие вопросы

- Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?

- Что обозначают слова этой части речи?

- Как изменяются слова данной части речи?

- Каким членом предложения является?

- Какие существуют  правила правописания слов данной части речи?

Толстые вопросы

- Что будет, если  исчезнут эти слова из нашей речи?

- Для чего используем эти слова в нашей речи?

- Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?

 - У нас получилось много вопросов,  на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но  у нас всё это получится, если будем работать сообща,  помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

2 стадия . Осмысление содержания.

  1. Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

- Для открытия нового знания выполним задание на карточках.

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами.

1группа.

Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.

2 группа.

Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями. Кругом ещё ярко светило солнце.

3 группа.

В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей. Я благополучно спустился с холма вниз.

- Проверим выполнения задания.

- Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос  к а к?

- Теперь обратимся к учебнику , откроем с 64 упр111. , в нём  даны предложения с которыми вы работали. Прочитаем, какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)

- Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

- На какие же ещё вопросы может отвечать наречие. (слайд)

- Обратимся ещё раз к предложениям с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.)  Слайд

  1. Физминутка.

Немного отдохнём, но с пользой.

 Я буду произносить речёвку  и показывать движения. Вы движения за мной повторяйте, но как только услышите наречие, движение повторять не надо.

Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).

-Продолжим работу.

- Выполним упр в учебнике  стр. 63 упр 110.

-Прочитайте задание. (один ученик у доски)

- Что надо сделать? (доказать , что выделенные слова являются наречием)

- Что для этого надо сделать? (задать вопрос)

Журчит (как?) звонко, тонко

- От какого слова задавали вопрос? (журчит)

- Какой частью речи является данное слово?

- Что обозначает глагол? (действие)

- А наречие указывает на признак действия, т.е. журчать ручей может по разному.

(В старину называли наречие – приглагол. Действительно, слова, которые стоят при глаголе , обозначают признак действия)

- Поставим глагол во множественное число

Журчат (как?) звонко, тонко

- Изменим время глагола.

Журчал (как?) звонко, тонко.

Будет журчать (как?) звонко, тонко.

- Что изменилось?(у глаголов изменяется окончание)

-  А что не изменилось? (наречие, значит у наречия нет окончания, это неизменяемая часть речи)

- Продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в группах. Из слов, которые находятся в конвертах , надо составить предложения и его записать.

(осенней, солнце, редко, порой, смеётся)

Чтение получившихся предложений. (Если разные, то хорошо, т.к. разные точки зрения у всех. Будем уважать чужое мнение)

- Подчеркните главные члены предложения – основу предложения.

- Как называются остальные члены предложения? (второстепенные0

- Найдите в предложении наречие. Каким же членом предложения оно является?

- Проверим наши выводы о наречии,  прочитав сведения о языке на стр. 65.

- Сформулируйте  тему сегодняшнего урока? (наречие) слайд)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

- В качестве закрепления полученных знаний выполним упр. 112 на стр.65

- Прочитайте задание.

Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает самостоятельно.

- Для выполнения задания обсудите в группах, кто какие наречия будет выписывать . В группе 4 человека и вопросов 4. Не забывайте о правилах дружбы, можно уступить товарищу.

- Но сначала подумайте и назовите  вопрос наречия , которое указывает на время действия. (когда)

- Назовите  вопрос наречия , которое указывает на место действия. (где? Куда? Откуда?)

(двое у доски)

 Дети работают самостоятельно.

Самопроверка (слайд) Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-».

- Проверим работу ребят у доски.

  1. Домашнее задание.

- На какие вопросы мы ещё не ответили?. Это нам предстоит ответить на следующем уроке. А вот вопрос «Что будет , если исчезнут наречия» предлагаю на него подумать дома. И написать небольшое сообщение Кто желает?

-Остальным задание на выбор

2) Из книги для чтения выписать 3 предложения с наречиями.

3) рабочая тетрадь с 31 упр 64

3 стадия. Рефлексия

  1. Итог урока.

А теперь обобщим то,  что мы исследовали на уроке.

- Что  узнали о наречии?(Ответ по схеме -кластере)

12.Анализ деятельности учащихся на уроке. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся.

13. Рефлексия.

- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то поднимите улыбающееся  солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда поднимите грустное солнышко.

Приложение

осенней   солнце    

редко

порой      смеётся

Карточка 1

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами.

Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.

Карточка 2

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами.

Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями. Кругом ещё ярко светило солнце.

Карточка 1

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами.

В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей. Я благополучно спустился с холма вниз.

Тонкие вопросы

- Какой  ____________________ является слово, которое отвечает на вопрос как ?

- Что  ____________________ слова этой части речи?

- Как  __________________________ слова данной части речи?

- Каким ________________________ являются ?

- Какие правила  ________________________   есть у слов  этой части речи?

Толстые вопросы

- Что будет, если                                эти слова из нашей речи?

- Для чего                                            эти слова в нашей речи?

- Как вы думаете, на какие                                 отвечать эти слова?

Карточка 1 группа

Тонкие вопросы

- Какой  ____________________ является слово, которое отвечает на вопрос как ?

- Что  ____________________ слова этой части речи?

Толстые вопросы

- Что будет, если    _________________    эти слова из нашей речи?

Карточка 2 группа

Тонкие вопросы

- Как  __________________________ слова данной части речи?

- Каким __________________________________ являются ?

Толстые вопросы

- Для чего  ______________________  эти слова в нашей речи?

Карточка 3 группа

Тонкие вопросы

- Что  ____________________ слова этой части речи?

- Какие правила  ________________________   есть у слов  этой части речи?

Толстые вопросы

- Как вы думаете, на какие  ____________________  отвечать эти слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...


 

Комментарии