Словарные слова 2 части (презентация)
видеоурок (русский язык, 3 класс) по теме

Фахрутдинова Рушания Габдурахмановна

 Применяя на уроках картиннные  словари, я поняла, что дети видя и проговаривая про себя пишут грамотнее и решила создать презентации словарных слов. Хочу порекомендовать эти презентации своим коллегам.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Словарные слова 2 класс
Фахрутдинова Рушания Габдурахмановна,учитель начальных классов, 1 квалификационная категорияМОУ «Гимназия 126» г. Казань, РТ
ВОРОБЕЙ
ЛИСИЦА
ВДРУГ
МОСКВА
ЯГОДА
КАРАНДАШ
РАБОТА
РАБОЧИЙ
СОРОКА
ПОСУДА
ТОВАРИЩ
ДЕВОЧКА
КАПУСТА
ХОРОШИЙ
ТЕТРАДЬ
ЗАВОД
МАШИНА
ФАМИЛИЯ
ПЕТУХ
УЧЕНИК
ОДЕЖДА
ДЕЖУРНЫЙ


Предварительный просмотр:

                    Обобщение знаний о местоимении по русскому языку в 4 классе

 Фахрутдинова  Рушания   Габдурахмановна,  учитель  первой квалификационной категории гимназии № 126 г. Казани.

Задачи урока:

Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме;

Развивать наглядно-образное  мышление и внимание при работе;

Развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать аккуратность при записи в тетради и на доске, тактичность при анализе ответов одноклассников, умение принимать самостоятельное решение при выборе ответа;

Повысить интерес учащихся к ответу.

Оборудование:  компьютер,  мультимедийный  проектор, учебные материалы: Т.Г.  Рамзаева «Русский язык» 4 класс 2010 г., портрет И.А.Крылова, карточки ,музыка.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель:  Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в гости к дедушке Крылову, где поговорим о его баснях, их особенностях и обобщим знания о местоимении, как части речи. Вместе с нами отправляются персонажи его басен. Познакомимся с ними: Ворона, Лисица, Мартышка, Моська, Петух, Очки, Зеркало.

               С какой буквой напишем эти слова?

Ученик:  с большой буквы, т.к. это персонажи басен.

Учитель:  Запишем и назовём все орфограммы. Какой частью речи являются данные слова?

Ученик:  Именем существительным.

Учитель:  В каких баснях Крылова встречаются эти персонажи?

Ученик:  «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Кукушка и Петух».

Учитель: Сегодня на уроке прозвучат строки из басен великого русского баснописца И.Крылова. Что значит слово басня?

Ученик: Это стихотворное произведение, которое имеет мораль.

Актуализация знаний.

 Учитель: Сейчас вы посмотрите  инсценирование басни «Ворона и Лисица»

Какие недостатки высмеивает И.Крылов в этой басни?

Ученик:  лесть.

Учитель:  Кто такой льстец?  

Ученик:  Человек, который незаслуженно хвалит.

Учитель:  Подумайте, какой частью речи баснописец пользовался, чтобы избежать повторения имен существительных, которые стоят рядом в предложениях?

Ученик:  Местоимениями.

Учитель:  Местоимения делают нашу речь разнообразной, богатой, правильной. А почему назвали местоимениями?

Ученик:  Вместо имени, чтобы не повторялось существительное. Текст с местоимениями становится более красивым и грамотным

Работа по теме.

Учитель:  Сейчас вспомним местоимения и заполним таблицу:

а) назовите местоимение, которое является одновременно самым хвастливым и самым скромным.

б) какие три местоимения образуют слово, обозначающие чистоту?

Ученик: вымыты.

в) какое местоимение превратится в союз, если его прочитать        наоборот?

Ученик:  Он- м. 3л., ед.ч.

г) какого местоимения не хватает?

Ученик:  Они-м.3 л., мн.ч.

Учитель:  Какие это местоимения?

Ученик:  Личные.

Учитель:  Почему их назвали личными?

Ученик:  Указывают какое-то лицо.

Учитель:  Эти знания мы применим на примерах. Запишем предложения.

           Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

           Какие у неё ужимки и прыжки!

           Тебя, мой Куманёк, век слушать я готова!

Определите, из какой басни предложения, назовите местоимения и тех персонажей басен, на которых указывают местоимения.

А если бы Вы не знали содержание басен, могли бы Вы определить, о ком говорится в предложении?

Ученик:  нет, т.к. местоимение указывает на предмет.

Учитель:  Назовите местоимение с предлогом.

 Как пишутся предлоги с  местоимением?

Какие местоимения изменяются по родам?

Повторение.

Учитель:  А сейчас, мы проверим, как Вы это усвоили. Проведём проверочный диктант по вариантам. У каждого на столе есть своя карточка. Нужно узнать из какой басни отрывок, выписать местоимения и определить лицо, число, падеж.

Динамическая минутка.

Закрепление.

Учитель:  А сейчас прочитайте отрывок из басни. Из какой басни эти строки и какие местоимения пропущены?

«К несчастью, то же бывает у людей

   Как не полезна вещь, цены не зная…

   Невежда про… свой толк все к худу клонит

   И ежели невежда познатней

   То он… еще и гонит»

Ученик: «Мартышка и Очки» местоимения: ей, неё, её.

Учитель: Почему к одним местоимениям прибавили букву н, а к другим нет?

Ученик: местоимение 3 л.

Учитель: Как называется эта часть в басне?

Ученик: Нравоучение.

Учитель: Какие нравоучения знаете из других басен?

Ученик: «Да только воз и ныне там»

Учитель: Посмотрите на доску. Даны слова, составьте предложения с этими словами.

       сердце, сыр, всегда, и,

отыщет, в , была, льстец ,

с, уголок, такова, ним,

плутовка, выпал.

Ученик:  «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

                « Сыр выпал и с ним была плутовка такова»

Учитель: Назовите предложения с местоимениями.

А сейчас перейдём к проверке домашнего задания.

Что было задано?

Ученик: Написать сочинение по выражению И.Крылова из басни «Лебедь, Рак и Щука».

    «Когда в товарищах согласья нет».

Дом. задание : повторить все местоимения.

Подведение урока и выставление оценок.

Вопросы:

А) Выполнена ли цель урока?

Б) Какой этап оказался наиболее сложным?

В) Что было наиболее интересным?

Г) Почему мы взяли для урока строки из басен И.Крылова?

Ученик: Много местоимений.

Учитель: Строки из басен украсили наш урок.

Учитель: Ребята, заканчивая урок, я хочу сказать несколько слов. Спасибо! Молодцы! Прекрасно работали!

Карточки по вариантам:

1 вариант:

 «Соседка, перестань срамиться,-

    Ей Шавка говорит ,-тебе ль с Слоном возиться?»

2 вариант:

 «Спой, светик, не стыдись!

    Что ежели, сестрица,

     При красоте такой и петь ты мастерица,

     Ведь ты б у нас была царь-птица!»

3 вариант:

  «Тут воробей, случась , промолвил им:

 «Друзья!»

    Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-

    Всё ваша музыка плоха!»

« Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне набраться с силой

     И до вешних только дней

         Прокорми и обогрей.»



Предварительный просмотр:

                                     Муниципальное образовательное учреждение

                                       «Гимназия № 126» Советского района г. Казани

Внеклассное мероприятие во 2 «А» классе

Тема : Умеем ли мы заботливо относиться к людям»

                                              Учитель нач. кл. Фахрутдинова Р.Г.,

                                                                      1 квалификационная категория

                                                     Казань, 2011 уч.год

           

       « Чтоб радость людям дарить,

               Надо добрым и весёлым быть».

          «Улыбка – оружие против зла»

          «Первый шаг к добру- не делать зла»

Цели:

Познакомить детей с правилами поведения, обобщить представление детей о доброте, вежливости, вызвать стремление совершать добрые поступки, учить детей анализировать свое поведение и поступки.

Воспитание гуманных чувств.

Воспитание чуткости ко всем людям – взрослым, своим сверстникам, к младшим.

Оборудование:

Картина «Солнышко»

Лучики со словами «вежливость, доброжелательность, скромность, воспитанность, отзывчивость, внимательность»

Поговорки написаны на формате А3:

«Улыбка – оружие против зла» «Первый шаг к добру – не делать зла»

Песня «Доброта»

Конверты с ситуациями.

Волшебный сундучок.

                                    Ход урока.

Орг. урока.

Звучит песня «Улыбка». Песня затихает, ребята успокаиваются.

Ребята, мы прослушали с вами песню про улыбку  и улыбались друг другу. Скажите пожалуйста, когда человек улыбается? ( когда ему хорошо).    

           Начиная наш «Час доброты», я уверена, что вы сегодня будете доброжелательными, вежливыми, внимательными и уступчивыми. Постарайтесь не обижать друг- друга, чтобы в классе не возникло конфликтных ситуаций.

К нам в окно сегодня заглянуло солнышко. Каждый его лучик не простой, он дарит нам скромность, внимательность, отзывчивость, доброжелательность.

Чем чаще мы видим добрые улыбки, слышим шутки, тем меньше среди нас остаётся людей злых, невежливых, невнимательных к окружающим. А такие люди к сожалению ещё встречаются.

Сегодня по дороге в школу за вами наблюдало солнышко. А свои наблюдения прислало вам на своих лучиках. Давайте посмотрим, что же это за «лучи»?

 Посмотрите, солнышко принесло на своих лучах задания для вас.

 Лучик № 1.

        По дороге в школу встретились девочка и мальчик, их действия дальше……………( диалог детей)

Каким оказался мальчик?

Проанализируйте его действия ( мальчик оказался вежливым, внимательным , добрым…..)

Что такое ВЕЖЛИВОСТЬ?

( умение вести себя так, чтобы другим не было стыдно находиться рядом с тобой, человек, соблюдающий правила приличия).

А как вы думаете, воспитанный человек, вежливый, будет дразнить другого, смеяться над недостатками других людей?

Ребята, солнышко хочет нам помочь в этой ситуации, советует нам взять лучик « доброжелательность».

Лучик № 2 «Отзывчивость»

     Ребята, сегодня утром по дороге в школу, солнышко наблюдало, как два мальчика шли по улице, а впереди них шла бабушка. Она оступилась и упала. Как вы поступите  на месте этих мальчиков? Какими  качествами должен обладать человек?( отзывчивость, порядочность).

А что такое отзывчивость?( человек легко отзывающийся на чужую боль, готовый в любой момент помочь людям)

Ребята, а какая из этих пословиц подошла бы нам?

«Первый шаг к добру- не делать зла»

Об этих добрых и отзывчивых людях есть стихотворение. Давайте послушаем его.

        « Не стой в стороне равнодушно,

           Когда у кого-то беда.

           Рвануться на выручку нужно,

           В любую минуту, всегда!

           А если кому-то, кому-то поможет

           Моя доброта, улыбка моя,

           Я  счастлив,  что день не напрасно был прожит,

           Что годы живу я не зря»

                   Физ-ка

Давай с тобой обнимемся

И над землёй поднимемся,

Тепло сердец соединим

И станем солнышком одним.

                 

       

           Лучик  № 3. «Воспитанность»

          Ребята, перед вами картина, по которой себя увидят невоспитанные. («Молодой старичок»). «Это что же за невежа, старшим не уступит место»

          Пусть себя увидят невоспитанные дети. (В автобусе мальчик сидит, а бабушка стоит рядом).

Как можно назвать мальчика?

( молодой старичок, «Это что же за невежа- не уступит старшим место», Ах, как он устал»)

А как вы поступаете в транспорте?

Какая из пословиц может подойти нам? (« Не смейся над старыми и сам будешь старым»

             Лучик № 4 «Доброжелательность»

             Тебя дразнят, обзывают. Как ты будешь вести себя в данной ситуации?

       Сценка «Дразнилка»

                     «Усердно Саша всех дразнил. Отпора он не находил. Но вот однажды так случилось, что Саше больше не дразнилось…»

Итак, когда тебя дразнят, обзывают, как надо вести себя в этой ситуации?

(Не обращать на них  внимание, улыбнуться).

Да, улыбнуться! Прочитайте пословицу: «Улыбка – оружие против зла».

А можно просто постыдить: «Как тебе не стыдно!»

Ребята, я считала вас самыми воспитанными, умными, но на перемене вы чаще пользуетесь неприятными словами по отношению друг к другу, чем говорите что-то хорошее.

Я хочу, чтобы вы были добрыми, справедливыми, чтобы вы чаще улыбались друг другу, чтоб наш класс сиял как солнце от добрых слов.

                 Ребята, пред началом урока, вам прислали сундучок. Но он не простой. Давайте , посмотрим, что же в нём есть доброе отношение к себе. Вам солнце  прислало угощенье.

 Как вы должны поступить? Ведь у вас сидят гости.

      Дети угощают гостей, говорят им добрые слова: «Угощайтесь, пожалуйста! Спасибо, что пришли к нам в гости. Мы рады видеть вас!»

          Понравилось вам угощенье солнца?

 Оно подарило вам свое тепло, добро. Давайте и мы ответим  тем же и соберём все наши добрые слова в сундучок для солнышка.

Посмотрите, не только люди, но и вещи любят  доброе отношение к себе. Возьмите мою волшебную палочку и передавая её друг  другу, сделайте комплимент, скажите друг другу добрые слова.

А что такое комплимент?

( любезные добрые слова).

Итак, ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?

Что должны мы запомнить из всего сказанного?

      Ребята, вот и подошёл к концу наш «Час доброты». Но, ребята, мораль его запомнить стоит : « Без вежливости человек ничего не стоит» Будьте внимательными, добрыми.

                        Я желаю, чтобы с вами

                       Людям было веселей,

                       Чтобы добрыми глазами

                        Вы смотрели на людей.

                         Чтобы были справедливы

                         И в решениях мудры.

                         К людям будете добры вы, люди будут к вам добры.

Спасибо вам за ваше активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Этимология словарных слов" часть_1

Рыжова Тамара Георгиевна,учитель высшей категорииМКОУ СОШ № 5гор. ДзержинскНижегородская область Этимоло́гия (от греч. ετυμος — «настоящее значение слова» и λόγος — «наука») — раздел лингвистики ...

Презентация "Этимология словарных слов" часть_2

Рыжова Тамара Георгиевна,учитель высшей категорииМКОУ СОШ № 5гор. ДзержинскНижегородская областьЭтимоло́гия (от греч. ετυμος — «настоящее значение слова» и λόγος — «наука») — раздел лингвистики ...

Презентация "Этимология словарных слов" часть_3.

Рыжова Тамара Георгиевна,учитель высшей категорииМКОУ СОШ № 5гор. ДзержинскНижегородская областьЭтимоло́гия (от греч. ετυμος — «настоящее значение слова» и λόγος — «наука») — раздел лингвистики (конкр...

Тренажер по русскому языку "Словарные слова" часть 1

Тренажер по русскому языку "Словарные слова", 1 часть, 1 класс, УМК "Школа 21 века"...

Тренажер по русскому языку "Словарные слова" часть 1

Тренажер по русскому языку "Словарные слова" часть 1...

Словарные слова. Часть 4

Презентация подготовлена для работы с учениками 2 класса. Словарные слова - это те слова, правописание которых приходится запоминать. В работе используется технологический приём "шторка".Выполнение ра...

Интерактивный тренажёр «Словарные слова». Часть 1

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить и уч...