Урок по теме:" Род имён существительных 3 класс"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок по русскому языку в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_imyon_sushchestvitelnyh_3_klass.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по русскому языку в 3 классе

Род имён существительных

Цель:

1) познакомить с понятием «род» имён существительных;

2) учить определять  род имён существительных;

3) развивать  мыслительную и творческую деятельность; обогащать  словарный запас, развивать связную речь;

4) способствовать  сохранению и укреплению здоровья учащихся, приобщать детей к ЗОЖ (здоровому образу жизни).

Оборудование урока:

Карточки   к играм; муляжи овощей и фруктов; костюмы «витаминов».

Ход урока

1.Организационный  момент.

 - Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг  другу.

-А когда работа получается лучше?  (когда мы приходим в школу с хорошим настроением)

-С  каким настроением вы сегодня пришли в школу? (дети показывают цветовые сигналы).

-Я вижу, что пришли вы сегодня с хорошим настроением. Значит, работать вы будете сегодня активно, всё  у вас  получится.

2.Разминка для рук, пальцев рук:

-Руки вытянем вперёд,

А потом свои ладощки

Развернём наоборот

И похлопаем немножко.

-А теперь одну ладошку

Развернём наоборот

И похлопаем немножко-

Пусть другая отдохнёт.

-Мы приходим в огород,

Это что у нас  растёт?

Ухватив за хвостик ловко

Тянем спелую морковку.

-Ну а с яблоньки в саду

Яблоко большое рву.

3.Повторение  материала об имени существительном:

-Какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков? (имя существительное)

-А что вы уже знаете об имени существительном? (имена существительные отвечают на вопросы что? кто?; они бывают одушевлённые и неодушевлённые)

-А что такое морковка?  (Это овощ).

-Чем ценен овощ? (в нём много витаминов)

-Что такое витамины?  (полезные вещества, необходимые людям)

-Какой частью речи является  это слово?  (Это имя существительное,  отвечает на вопрос что? - неодушевлённое)

-Какие овощи вы ещё знаете? (капуста, лук, огурец, кабачок, помидор)

-А что такое яблоко? (Это фрукт)

- Какой частью речи является  это слово?  (Это имя существительное,  отвечает на вопрос что? неодушевлённое)

-Какие фрукты вы ещё знаете? (апельсин, мандарин, гранат, груша)

А теперь посмотрите не доску. На доске – текст.

Вот пришли мы в огород.

Свёкла и репа, капуста и картофель, редис и редька, лук и чеснок, укроп и петрушка, огурец и помидор – овощи.

 Вот мы в саду.

Яблоки, груши, сливы – фрукты.

        Овощи и фрукты – полезные продукты!

Прочитаем его. (Дети читают вслух).

-Докажите, что это текст. Найдите в тексте знакомые части речи.

(Дети читают имена существительные)

-Расскажите всё, что вы знаете  о них.

-Докажите, что это имена  существительные.

-Прочитайте первую группу слов. (На доске картинки). Как назвать одним словом? (овощи)

-Назовите вторую группу слов. (На доске картинки). Как назвать одним словом? (фрукты)

-Чем полезны овощи и фрукты?

4. Отгадывание загадок: отгадки запишите столбиком.

  -  Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте их и  запишите отгадки  в тетради. Записывайте слова в 2 столбика. Что полезно для человека – в один столбик, что вредно – во 2 столбик.

1)  Как надели сто рубах,

     Захрустела на зубах.

              (капуста)  

2) Пришла Таня в жёлтом сарафане,

    Стали Таню раздевать

    Давай плакать и рыдать.

                    (лук)

3) Вверху зелено.

    Внизу красно,

    В землю вросла.

                 (свёкла)

   4) Кругла, а не месяц,

       Желта, а не масло,

       Сладка, а не сахар,

      С хвостом, а не мышь.

                               (репа)

 5)Щёки розовы, нос белый,

    В темноте сижу день целый,

    А рубашка зелена,

    Вся на солнышке она.

                       (редиска)

 6)Круглое, румяное,

   Я расту на ветке,

   Любят меня взрослые

   И маленькие детки.

                       (яблоко)

7)Похожа на лампочку,

   Только не светит.

    Вкусна, словно мёд,

   От всех болезней лечит.

                       (груша)

8)Оранжевый, сладкий

   И круглый, как мячик.

   На стол новогодний,

   Душистый  прискачет.  

                      (апельсин)

9)Маленькая печка

   С красными угольками.

                           (гранат)

10)Раздаётся хруст с утра,

    Ем картофель в пачке я.

    Вкусный запах: сыр с сметаной

    И бекон с икрою красной.

                            (чипсы)

11)Без окон, без дверей

       Полна горница людей.

                     (огурец)

12)Вкусная, душистая,

     В золотой бумажке,

    Сладкая, медовая,

    С чаем пей  вкусняшку.

                   (конфетка)

13)В огороде вырастаю,

    А когда я созреваю,

    Варят из меня томат,

    В щи кладут и так едят.

                   (помидор)

14)Ем его всегда в жару,

     В летний тёплый день.

     Тает быстро лёд во рту.

     Ты не заболей!

                  (мороженое)

 Дети записали в тетрадях:

Капуста                                                       Чипсы

Лук                                                               Конфета

Свёкла                                                         Мороженое

Репа

Редиска

Яблоко

Груша

Апельсин

Гранат

Огурец

Помидор

-Назовите, что среди них полезно для человека? (все овощи, фрукты).

- Что вредно? (чипсы, конфета, мороженое)

 5. Знакомство с новым материалом.

Сообщение темы урока. Проблемная ситуация.

-Слова  какой части речи вы написали в первый столбик? (имена существительные). Слова 2-ого  столбика рассматривать не будем, т.к. они обозначают то,  что вредно для человека.

-Как вы узнали? (отвечают на вопрос что?, обозначают предмет)

-На какие группы можно разбить записанные имена  существительные? 

Догадайтесь  и аргументируйте свой ответ.

(можно подставить слова  «он», «она», «оно»)

- Как называются эти слова? (местоимения)

- А  теперь замените эти имена существительные местоимением он, она, оно

и рядом со словом напишите эти местоимения.

Дети приписывают  в тетради  к именам существительным местоимения.

Капуста  - она

Лук - он

Свёкла - она

Репа - она

Редиска - она

Яблоко- оно

Груша - она

Апельсин  - он

Гранат - он

Огурец – он

Помидор - он

-Какие  же 3 группы имён существительных вы выделили?

Имена существительные, к которым можно подставить  местоимение ОН. ( Это лук, апельсин, огурец, гранат).

Имена существительные, к которым можно подставить  местоимение ОНА: капуста, свёкла, репа, редиска, груша,

Имена существительные, к которым можно подставить  местоимение ОНО: яблоко

-Какой  же мы можем сделать вывод? (имена  существительные делятся на 3 группы) Если дети понимают, как   разделить имёна существительные  по родам, они делают вывод. Если не знают, то учитель  делает вывод, что имена существительные изменяются по родам: мужской, женский и средний род.

Учитель  говорит, что к словам можно подставить ещё слово МОЙ:

        Род мужской, конечно МОЙ:

Мой  сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу МОЯ.

Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. 

Средний род – оно МОЁ:

Моё окно, село моё.

-Догадались, над чем же мы  будем сегодня работать? (будем учиться определять род имён существительных).

И не только  над этим. А ещё о чём будем говорить на уроке? ( О пользе овощей и фруктов в жизни человека)

2)-А теперь определите род имён существительных – отгадок.

 Капуста  - она,   ж.р.

Лук – он, м.р.

Свёкла - она,  ж.р.

Репа - она, ж.р.

Редиска – она, ж.р.

Яблоко- оно, ср.р.

Груша - она, ж.р.

Апельсин  -он, м.р.

Гранат – он, м.р.

Огурец – он, м.р.

Помидор –он, м.р.

-Проверка: назовите, какого рода слова.

6. Работа по учебнику:

1)- Чтение вывода в учебнике: стр.63.

-Упражнение 30. Замените каждое данное  существительное личным местоимение он, она, оно:  завтрак, лагерь, облако, земляника, деревня, кровать, лестница, яблоко, трамвай, метро.

Запишите существительные группами:

      Он - завтрак, лагерь, трамвай,

 Она - земляника, деревня, кровать, лестница,

 Оно- облако, яблоко, метро.

2) Найдите среди этих имён существительных слова, обозначающие фрукты, овощи, ягоды. (Фрукты – яблоко, ягоды – земляника)

-Чем полезны ягоды и фрукты ?

 7.Беседа о витаминах.

-Какое сейчас время года? (зима)

-Сейчас  в зимнее время года люди часто страдают от  простудных заболеваний? От каких? (гриппа, ОРЗ – остро- респираторных заболеваний).

-А что надо сделать, чтобы укрепить  свой организм? (надо заниматься спортом, кушать овощи, фрукты, ягоды)

-А зачем надо кушать овощи, фрукты, ягоды? (в них много витаминов)

-Запишите в тетради слово «Витамины». Что обозначает это слово?

-Учитель говорит: «Вита»- жизнь, «амин» - вещество.

-Какими   латинскими буквами обозначаются витамины? ( А, В, С)

Появляются витаминки (дети) в однотонных красных, белых, жёлтых костюмах с латинскими буквами  «А», «В», «С».

Ученики  говорят:

Витамины А, В,С  –так мы называемся.

В овощах и фруктах мы всегда поселяемся.

8.Здоровьесберегающая минутка.

К нам на урок пришёл  врач-массажист, мама нашей ученицы.  Она расскажет, как защитить  свой организм  от простуды и не болеть.

Врач:

А теперь я научу вас, как защитить себя зимой от  простуды. На теле человека есть определённые точки. Воздействуя на них, мы можем предупредить грипп, ОРЗ. Приготовились: начинаем точечный массаж ушей, носа, рук, лба.

Врач показывает, как выполнить массаж частей тела.

Проводите массаж  ежедневно по 5-6 раз в день, и вы не заболеете  простудными заболеваниями.

9. А теперь  поиграем. Кто хочет со мной поиграть, тогда поступаем в школу разведки.

Игра «Школа разведки».

 Вы поступили в школу  разведки. У вас на столе секретные карточки. Их никому не показывайте. У кого карточки   с буквами, обозначающими  М.р., Ж.р. , Ср.р.   будут  разведчики – генералы. Их цель – пробраться в  тыл противника и устроить как можно больше встреч с другими разведчиками. Каждому разведчику надо собрать команду.

        По сигналу учителя разведчики – генералы отправляются в путь. Встречаясь, они собирают команды. Ребята могут встать в круг, могут изобразить паровозик.

После соединения каждая группа доказывает  правильность такого распределения по командам. Д етям  были выданы карточки со словами: цветок, корова, дуб, стекло, солнце, ходить,  очки, сливки, дрожжи, слива, жёлудь, сорока, окно, зима, осень, весна, лето, калина, мак, зерно, школа, пение, рисовал  - 23 слова)  

-Кто же не оказался в команде? (ходить, очки, сливки, дрожжи, рисовал) Почему? Дети доказывают. (глаголы и слова-существительные   только во мн. числе).

10.А теперь поиграем в игру « Иду в гости».

Как приятно в холодный зимний день  зайти к кому – нибудь в гости на угощение.

Часть ребят класса – «хозяева», часть – «гости». Дети зазывают в гости и дают угощение (задания). У хозяев на столах карточки разного вида. Например:

ФИ ученика

Задания

1

Ф.И. ученика





Найди имена существительные. Подчеркни их. Определи род.

Девочка вошла в берёзовую рощу.

2

Ф.И. ученика






Дополни имена существительные:

Ж.р.                      М.р.                    Ср.р.    

стена                     конь                   поле    

   *                           *                          *      

3

Ф.И. ученика





Определи род имён существительных:

карта, сосна,  дерево, ведро, гриб, снег, снежинка.

Игра «Выдели цвет и род ».

На столе групп лежат карточки со  словами:

1группа                         2группа                     3группа                   4группа

 Стол                             воробей                       сено                        лиса

 заводы                          шкафы                        рыбы                       кольцо

 тетради                         книги                          моряки                    коты

 вишни                          деревья                       птицы                      леса

 поля                             игрушки                      зонты                      стороны

 дома                             конфеты                      пчёлы                     вечера

Около имён существительных  положите кружок определённого цвета:

-существительные Ж.р -  положите красный кружок

-М.р. – зелёный кружок

-Ср.р. – жёлтый

Посмотрите.  Какая цветовая гамма у вас получилась.

        Издавна было замечено, что цвета имеют целебные свойства. Существует даже наука цветотерапия. А как цвет влияет на человека, его настроение мы познакомимся, если прочитаем текст. Дети читают текст.

Цвет имеет большое значение в жизни и людей и даже  целебные свойства.

Красный цвет –  улучшает кровообращение, повышает иммунитет.

С его помощью лечат некоторые инфекционные заболевания: ветряную оспу, корь.

Зелёный цве т –  цвет сердца. Он лечит заболевания сердца, приводит в норму давление. Лечит головные боли, утомление глаз, нарушение зрения, успокаивает нервную систему, лечит простудные заболевания.

Жёлтый цвет –  цвет успокоения. Улучшает зрение, память,  умственные способности, бодрит, веселит.

 

   -Давайте вернёмся к заданию. До сих пор  мы определяли род им. существительных, которые стояли в ед. числе.

  -Как вы определили род имён существительных, которые стоят во множественном числе? (Надо поставить слова в ед.число и по начальной форме при помощи подстановки  личных  местоимений определить род)

 Вывод делают дети.

-Прочитаем вывод в учебнике на стр.  64.

 

12. РЕЗЕРВ.

Игра «Попади в круг».

        На столе лежит 3 круга: красный, зелёный, жёлтый и карточки со словами.

Из каждой группы выходят по одному ученику, берут карточку, определяют род имён существительных и кладут в  определённый по цвету круг.

 

Звезда,  ночью ,  чеснок,  гнездо,  банан,  малина, трава, мышь, лимон, день,

дупло.

Группа экспертов определяет правильность определения слов, объявляет, кто допустил ошибки, дети объясняют  правила  определения рода.

   Какие карточки  с названиями  овощей, фруктов, ягод    вы здесь назвали?

(чеснок,  банан, малина, лимон)

13. РЕЗЕРВ. Игра «Это интересно знать. Определи род».

    На карточках записаны предложения. Дети в группе определяют  род имён существительных. По сигналу учителя меняются карточками. Каждая группа  осуществляет взаимоконтроль, читает предложения,   сообщает о результатах  определения рода имён существительных.

1 группа.

Виноградный сок позволяет улучшить память.

2 группа.

Много зелени в классе – выше работоспособность учеников.

3 группа.

Болит голова – съешь два куска арбуза.

4 группа.

Сок вишни лечит сердце, возбуждает аппетит.

12.Физкульминутка: копна – горка. (  на слова учителя «копна» – дети встают, поднимают руки вверх; «горка» - опускаются вниз)

14.Конкурс «Здоровье»

-А что такое  здоровье?

-Почему нам важно здоровье, почему надо иметь хорошее здоровье?  (Если будет здоровье, то мы будем хорошо учиться и т.д.)

На каждую букву  этого слова придумать имена существительные, которые имеют отношение к ЗОЖ (здоровому образу жизни), определить их род:

Я начну, а вы продолжите.

З  - здоровье, закалка

Д  -  диета,добро

О   - отдых, очки

Р   - режим, ракетка, расчёска

О  -

В  - вода, весы, водоросли

Ь  -

Е  - еда, ель

13. Игра «Назови слово».

Дети каждой группы бросают мяч и говорят  слово – имя существительное, учащиеся другой группы  определяют его род.

14.Рефлексия. Что нового узнали? (как определить род имён существительных)

   Вывод урока. Дети  читают строчки (плакат на доске).

 Ешьте больше  витаминов –

Сочных яблок, апельсинов.

И не будете болеть,

Будете лишь здороветь!

Всем режим необходим,

Хоть детьми он не любим!

Появляются  дети с муляжами овощей и фруктов, говорят:

Чтобы быть здоровым, сильным,

Надо овощи любить,

Кушать фрукты ежедневно,

Сок фруктовый чаще пить.

 И тогда про докторов

Ты забудешь: «Будь здоров!»

                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Род имён существительных"

Данный урок я проводила на семинаре "Игра как один из способов развития познавательной активности обучающихся"...

Урок на тему:" Склонение имён существительных", 3 класс, "Школа России"

В данной работе предоставлен конспект урока и презентация к нему....

Технологическая карта урока по теме: "Род имён существительных"

Технологическая карта урока по теме: "Род имён существительных" . УМК "Школа России". Урок - исследование....

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Открытый урок по теме: "Склонение имён существительных"

Закреплять и развивать умения и навыки в определении склонения имен существительных, правописание слов с безударными гласными непроверяемых ударением....

Русский язык 3 класс " Школа России".Урок по теме " Род имён существительных"

В уроке используются современные технологии. методы и приёмы, что позволяет учителю продуктивно провести урок по ФГОС....

Урок по теме«Род имён существительных» 3 класс.

Урок по теме«Род имён существительных» 3 класс....