Методика работы над сочинением (на основе собственного опыта)
материал по русскому языку на тему

Сафарова Ирина Адамовна

Данная работа содержит презентацию по теме:"Методика работы над сочинением (на основе собственного опыта)" с пояснениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodika_raboty_nad_sochineniem.zip992.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы над сочинением

(на основе собственного опыта)

Сафарова Ирина Адамовна

учитель начальных классов  

Вступление:

Обучение искусству писать сочинения – одна из сложных  проблем. И – как всегда в школе – все дело в учителе, влюбленном или, наоборот, не влюбленном в этот вид работы, относящемся к сочинению как к тяжелому бремени.

У меня кое-что получается. Вот почему я и решила сегодня рассказать о том, как я учу ребят писать.

Слайд  2

 Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.

Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности. Описание картины – самая трудная форма сочинения.

Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:

во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, знать репродукции известных картин и т.п.;

во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта; уметь видеть передний план, понимать композицию картины

в-третьих, нужно улавливать идею картины, её пафос, настроение, а неплохо бы – и манеру художника.

Слайд   3     Этапы работы

Предварительная  работа

Подготовка материала к сочинению

Написание сочинения

Анализ сочинений и работа над ошибками

- О некоторых этапах мы сегодня поговорим поподробнее.

Слайд  4

1 этап - Предварительная  работа

непосредственные наблюдения за окружающим миром;

посещения музеев, выставок;

уроки изобразительного искусства по теме картины;

словарная, терминологическая работа на уроках русского языка;

Слайд 5  - 8

словарная, терминологическая работа на уроках русского языка;

КАРТОЧКИ

Слайд 9

II этап -  подготовка материала к написанию сочинения

рассказ о художнике и истории создания картины;

беседа по картине;

словарно-стилистическая работа по теме урока;

составление плана сочинения;

составление устного высказывания по картине

Слайд 10

беседа по картине;

Пейзаж  - это

Слайд 11 – 12

беседа по картине с музыкой иди без неё по усмотрению учителя

- Главная задача заключается в том, чтобы дети заметили не только общую часть картины, её сюжет, но и все подробности, с помощью которых создаётся художественный образ. Только после этого происходит полное восприятие картины, и дети вполне усваивают её содержание

а) Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

б) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?

в) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

г) Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.

д) Прямо ли течет река или меняет свое направление? Почему она становится светло-голубой? Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие?

Вывод учителем: Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Слайд -13

Композиция  - это

Слайд -14     Элементы композиции

 Слайд 15

Словарно-стилистическая работа по теме урока

небо

река

деревья

трава

поле

деревушка

   голубое, с белыми облаками, чистое

   неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением

   жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, красивые

    сухая, жёлтая, бурая

    широкое, раздольное, как бархатный мягкий  коврик

   маленькая, дальняя

Слайд 16

Словарно-стилистическая работа по теме урока

Подберите синонимы к словам: 

 художник  - автор, живописец, пейзажист, мастер кисти,

создает  - пишет,

картина  - полотно, репродукция

жёлтый – золотистый, лимонный,   лучистый, солнечный.

Слайд 17

Словарно-стилистическая работа по теме урока

«ФРАЗЫ - ПОМОЩНИКИ»

При написании текста сочинения могут быть использованы слова и сочетания слов со значением места:

слева от … виднеется;

прямо перед нами изображены …;

на переднем плане художник пишет…;

задний план занимает …;

вдалеке видим …

Слайд 18

Словарно-стилистическая работа по теме урока

Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может угадать, что было до или после изображённого временного отрезка. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени. Н:

… ещё не успел сорвать…

ещё не случилось, но уже …

лишь только отшумела …

будут…

вот – вот появятся…

Таким образом, урок строится по следующей схеме:

1. Краткая вступительная беседа.

2. Самостоятельное рассматривание картины.

3. «Чтение» картины вместе с учителем и словарная работа.

4. Составление плана сочинения.

5. Устный рассказ по картине.

6. Сочинение.

Написание первого варианта сочинения.

Домашнее задание: отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.

Используемые источники:

Литература:

1. Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разоаботки по русскому языку: 2 класс. М.: ВАКО, 2009 г., 352 с. (В помощь школьному учителю)

2. Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)

3.Интернет ресурсы:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/57/Levitan_Zolotaya_Osen.jpg «Золотая осень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3классе "Сочинение на основе личного опыта «Как мы сделали пасхальное яйцо» " , система РО Л.В. Занкова

Открытый урок по русскому языку в 3классе "Сочинение на основе личного опыта «Как мы сделали пасхальное яйцо» " , система РО  Л.В. Занкова...

Методика работы над сочинением в начальных классах

Методика работы над сочинением в начальных классах, и примерный конспект урока...

Методика работы над сочинениями в начальных классах

Много видов творческих работ можно провести по развитию речи учащихся. Но наибольшее внимание в своей работе по речевому развитию школьников я уделяю в работе над сочинениями. Еще в первые годы ...

Методика работы над сочинением

В этой работе помещено теоритическое обснование методики работы над сочинением начальных классах....

Методика работы над сочинением

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов. Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учител...

"Методика работы над сочинением в начальной школе"

Представлена методика работы над сочинением в 1,2,3,4 классах. Имеется краткая памятка работы над сочинением. Рассмотрены все виды сочинений в начальной школе....

"Методика работы над сочинением в начальной школе"

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир вовнутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли ...