Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе по теме: Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Три богатыря"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Отц Валентина Дмитриевна

    В работе четко сформулированы цели и задачи, репродукция картины, репродукция портрета художника, последовательность работы над картиной, сочинение учащегося.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сочинение- описание по картине В. М.  Васнецова «Три Богатыря».

    Урок подготовила и провела учитель:  Отц  В. Д., гимназия №17 г.Королев.

    Цель урока:  учимся воспринимать содержание картины , её композицию, детали, выражать своё отношение  к изображённому на картине ; точно употреблять слова и словосочетания в тексте; развивать умение писать сочинение по картине , воспитывать любовь к своему Отечеству , гордость и уважение к её защитникам.  

                                                                                                             

     Ход урока:

    Организационный момент. Сообщение темы урока.

    «Вступительное слово  учителя.

    Творчество  художника  В. М. Васнецова стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее  в Васнецовском  зале висит картина «Богатыри». Она стала воплощением  всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Изучил былины, историю Древней Руси, В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

    « Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить  свои обязанности  перед ними так, как их понимал и чувствовал.»

    «Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад, заведу  старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря».

    _  Какие произведения устного творчества начинаются подобным образом?

    - Назовите героев былин.

    (  Русские богатыри Садко, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.)

    Своим поэтическим языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова  на создание прекрасной картины « Богатыри». Чтобы работа получилась интересной, важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине.

    Рассматривание репродукции:

    -Ваше впечатление от картины.

    -Какие чувства она у вас вызывает?

    -Кто из богатырей привлекает ваше внимание?

    -Кто из троих Илья Муромец? Почему так решили?

    -Внешний вид: доспехи, возраст, осанка, взгляд и т. д.

    ( Спокойное, мужественное лицо, на  вороном  коне, крестьянский сын, самый старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

    ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ- ПРОЧИТАТЬ.

    На заставе был богатырь Илья,

    Илья Муромец , сын Иванович

     Из – под славного города из- под Мурома,

    Из того ли села Карачарова,

    И конь под Ильёй словно лютый зверь,

    Он сам на коне как ясен сокол….

    -Добрыня Никитич. Описание.

    ( Средний богатырь на белоснежном коне, порывистый и благородный, нетерпелив и конь ему подстать, смотрит вдаль, вот- вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, видно он из знатного рода.

    ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ. ПРОЧИТАТЬ.)

    И был на заставе Добрыня Никитич – млад,

    Что Добрынюшка  Никитич – млад

    Сын богатого гостя рязанского

    И жены его Амелфы Тимофеевны.

    Что можно рассказать об Алёше Поповиче?

    ( Молод, красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнью, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он смышлён, с  усмешкою смотрит  в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

    И был там Алёша Попович- млад,

    Он Добрыне Никитичу крестовый  брат,

    Что из присна города, из Ростова,

    Сын богатого попа ростовского.

    - Как изображены богатыри?

    ( Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности, едины в своих помыслах.)

    - Что почувствовали в их взглядах и позах?

    ( Большая сила, готовность  в любую минуту сразиться с врагом. Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

    - Они как бы возвышаются над землёй. Почему?

    ( Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Степь так широка, что конца и края ей нет.)

    _ Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга?

    ( Защитнику Отечества нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.)

    - Как автор относится к своим героям? Из чего это видно?

    ( Гордится ими , любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.)

    - Как объясните смысл названия картины «Богатыри?

    (  Это защита русской земли от врагов, её сила, опора.)

    - Какие краски использовал художник показать степь, холмы?

    ( Фиолетовые, синие, тёмнозелёные, тёмнокоричневые. Чувство тревоги, беспокойство, настороженности: не затаился ли где -то поблизости враг)

    ВЫВОД: яркими и нарядными представлены богатыри, темно и страшно за ними. Контраст усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться, не проскользнуть.

    Замысел художника.

    Стихотворение  Никитина:

    Широка ты, Русь,

    По лицу земли

    В красе царственной

    Развернулась!

    У тебя ли нет

    Богатырских сил,

    Старины святой,

    Громких подвигов!

    -  Какие слова Никитина можно отнести к картине?

    ( У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершали её богатыри. Они приносили ей славу во все времена. Васнецов своей картиной утверждает, что богатыри земли русской всегда готовы

    «  Стать за честь твою против недруга,

    За тебя в нужде сложить голову.»

    (На картине- былинные герои, но мы воспринимаем их, как живых людей, все эти герои былины имели в жизни свои прототипы.

    - Какие чаяния, думы хотел выразить художник в картине?

    ( Прославляет защитников,  хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.

    - Такую картину мог создать какой человек?

    ( Который любил свой  народ, свою историю. Картина  заставляет волноваться. Переживать самое хорошее чувство- гордости за Родину.)

    « Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни бывают богатыри, но, увидев вашу картину, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли.»           ( Л. Толстой.)

    Составление плана.

    1.Вступление: ( об авторе, название картины, что видим на картине.)

    2. Основная часть:

    А) Описание богатырей, выражение лица, одежда, позы.

    Б) Природа на картине.

    В ) Мысли и чувства, которые вызывает картина.

    Г ) Что хотел сказать художник своей картиной.

    3. Заключение. Отношение художника к своим героям.

           5. Лексико- орфографическая подготовка:

    А) Значение слов:  палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан.

    Б ) Опорные слова:

    Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу,на вороном коне, щит горит и переливается драгоценными камнями, нарядная сбруя,сражается находчивостью и смекалкой.

           6.Писмо сочинения.

    Работа ученика.

               Одна из самых известных картин В. М. Васнецова – « Богатыри».Два десятилетия посвятил он ей. Она стала любимым полотном чудожника. На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович.

                 В центре на чёрном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике.С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке  _ щит и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове _ шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из – под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов- кочевников.

    Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно.Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот- вот понесёт в бой.

            Справа от Ильи Муромца –Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове.

              За спинами богатырей – Русская земля. Степь, поросшая желтеющей травой, дремучие леса, низкое небо- это величавый образ Руси.

               Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением.

               Картина «Богатыри» - это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.

    Использовала  литературу:  Л. Л. Стахова. Сочинение по картине для младших школьников.ИздательствоДом  «Литера».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

    Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

    План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

    " 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

    Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

    Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

    Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

    Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

    конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

    Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

    Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

    В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...


     

    Комментарии

    Черепова Марина Валентиновна

    Картина называется "Богатыри"