Тема: Развитие речи. Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Гришина Елена Адольфовна

Класс:4
УМК: «Школа России»
Продолжительность: 2 урока

Цель урока:

Продолжить обучение написанию сочинений по картине

Ход урока 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makovskiy.rar419.65 КБ

Предварительный просмотр:


Тема:
 Развитие речи.

Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Класс:4
УМК:
 «Школа России»
Продолжительность
: 2 урока

Цель урока:

Продолжить обучение написанию сочинений по картине

Ход урока 1.

I. Минуты поэзии

Дети читают наизусть стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза»

 

Федор Тютчев«Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

II. Введение в тему урока

- С чем у вас ассоциируется слово «гроза»? (ответы детей)

- Обратимся к толковому словарю Даля и узнаем, какое значение имеет слово

«гроза» («Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие»)

Очень многие композиторы, писатели, поэты и художники в своём творчестве воспевали красоту русской природы. И даже если они, казалось бы, изображали одни и те же предметы, явления, у каждого это получалось по-своему.

III. Работа над новым материалом

1.Знакомство с творчеством художника. (Слайд 4)

Маковский Константинович (20.06.1839- 17.09.1915), русский художник К.

Маковский был старшим сыном в семье известного Московского художественного деятеля и художника – любителя Егора Ивановича Маковского. Все дети в этой семье, а их было четверо, воспитаны в духе любви к искусству. В Московском училище живописи и ваяния, куда Маковский поступил в 1851году, он учился легко и успешно, получая всевозможные награды.

2. Обсуждение содержания картины  

1. В какое время года можно наблюдать такую картину?
2. Сельский или городской пейзаж изображен на картине? Опишите его.
3.Как художник изобразил приближение грозы? Какие использует краски,

почему? 

4.Кто изображен в центре картины? Куда ходили дети? Расскажите о них.

5. Что рождает тревожное чувство?

3. Обобщающее слово учителя  

- Да, действительно. На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы.

А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем

 

II. Подготовка к сочинению

1. Работа над памяткой

2. Выделение количества частей.  

- А теперь давайте определим, сколько частей будет в сочинении. (Три

части: вступительная, главная часть ,заключительная.)

- О чем вы напишете в первой части? (О художнике и его картине, о каком

событии рассказал художник.)

- О чем мы будем писать в основной части?

- Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения о

своих впечатлениях о картине, выражая свое мнение?

3. Примерный план сочинения:

1. В лес за грибами.

2. Приближение грозы.

3. Гроза.
4. Скорее домой.
5. Мое отношение к картине.

4. Лексико-орфографическая подготовка (К этому моменту в листах –

помощниках у ребят уже имеются записи опорных слов)

1-я часть: удивительное лето, ласковое, теплое солнце, пошли грибы, взяли

лукошко, отправились в дальний лес.

2-я часть: лениво пробежал ветерок, проворчал, пробормотал первый гром, тучи постепенно заволокли, затянули, закрыли, повисли над землей, темное, огромное, грозное покрывало.

3-я часть: тяжелые взрывы ухали за горизонтом, мелькали вспышки молний,

молнии яркие, ослепительные, огненные, гроза шумела, набирала силу.

4-я часть: бросили собирать, быстро бежали, посадила братца на спину, лица испуганные, тревожные, детям боязно, страшно, ребятишки, дети, брат с сестрой, они.

Слова с безударными гласными: лениво, бежали, затянуло, ослепительная,

посадила, удивительное и др.

Слова для справок: лукошко, пробормотал, проворчал, молния, собирали,

испуганные, тревожные и др.

III. Написание сочинений (Ребята записывают сочинения на черновик)

- Молодцы! Я вижу, вы уже начали пользоваться памяткой: во вступительной

части мы пишем по первому и второму пункту памятки.

- А сколько предложений вам понадобится для первой части? (Ребята

высказываются.)

- Да, мы запишем два или три предложения. (Ребята пишут первую часть.)

- А теперь подумайте, о чем будет главная часть. (О содержании картины.)

- Какие пункты памятки вам помогут передать содержание картины?

(Третий и четвертый.)

- Здесь вам понадобится не менее пяти предложений. Новую часть начинайте

с абзаца. (Ребята самостоятельно составляют описание картины.)

- И наконец, посмотрите на последний пункт памятки: о чем вы напишете в

заключении? (Напишем о том, почему нам нравится картина.)

-Да, эту мысль можно выразить одним - двумя предложениями. Запишите ее.

(Ребята работают над заключительной частью сочинения.)

V. Коллективный анализ работ

- А теперь посмотрим, что у нас получилось.

(В оставшееся на уроке время учащиеся прочитывают несколько сочинений с обсуждением. Остальные работы учитель проверяет, а на следующем уроке необходимо продолжить анализ детских рассказов. Пусть ребята сами оценят творчество своих одноклассников, отметят достоинства, укажут друг другу на недостатки, дадут советы по их исправлению.

1-я часть: удивительное лето, ласковое, теплое солнце, пошли грибы, взяли

лукошко, отправились в дальний лес.

2-я часть: лениво пробежал ветерок, проворчал, пробормотал первый гром, тучи постепенно заволокли, затянули, закрыли, повисли над землей, темное, огромное, грозное покрывало.

3-я часть: тяжелые взрывы ухали за горизонтом, мелькали вспышки молний,

молнии яркие, ослепительные, огненные, гроза шумела, набирала силу.

4-я часть: бросили собирать, быстро бежали, посадила братца на спину, лица испуганные, тревожные, детям боязно, страшно, ребятишки, дети, брат с сестрой, они.

 

Слова для справок: лукошко, пробормотал, проворчал, молния, собирали,

испуганные, тревожные и др.

1-я часть: удивительное лето, ласковое, теплое солнце, пошли грибы, взяли

лукошко, отправились в дальний лес.

2-я часть: лениво пробежал ветерок, проворчал, пробормотал первый гром, тучи постепенно заволокли, затянули, закрыли, повисли над землей, темное, огромное, грозное покрывало.

3-я часть: тяжелые взрывы ухали за горизонтом, мелькали вспышки молний,

молнии яркие, ослепительные, огненные, гроза шумела, набирала силу.

4-я часть: бросили собирать, быстро бежали, посадила братца на спину, лица испуганные, тревожные, детям боязно, страшно, ребятишки, дети, брат с сестрой, они.

 

Слова для справок: лукошко, пробормотал, проворчал, молния, собирали,

испуганные, тревожные и др.

1-я часть: удивительное лето, ласковое, теплое солнце, пошли грибы, взяли

лукошко, отправились в дальний лес.

2-я часть: лениво пробежал ветерок, проворчал, пробормотал первый гром, тучи постепенно заволокли, затянули, закрыли, повисли над землей, темное, огромное, грозное покрывало.

3-я часть: тяжелые взрывы ухали за горизонтом, мелькали вспышки молний,

молнии яркие, ослепительные, огненные, гроза шумела, набирала силу.

4-я часть: бросили собирать, быстро бежали, посадила братца на спину, лица испуганные, тревожные, детям боязно, страшно, ребятишки, дети, брат с сестрой, они.

 

Слова для справок: лукошко, пробормотал, проворчал, молния, собирали,

испуганные, тревожные и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока с презентацией по картине К.Маковского "Дети, бегущие от грозы"

В конспекте урока описана поэтапная работа над сочинением по картине. Приведены примеры детских работ. В презентации рассказывается о художнике. Сочинение для 4 класса по УМК "Школа России"....

Сочинение по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Сочинение по картине К.Е.Маковского "Дети, бегущие от грозы"...

Презентация к сочинению по картине К.Е.Маковского "Дети, бегущие от грозы"

Данная презентация поможет детям легче справиться с написанием сочинения по картине известного художника К.Е.Маковского "Дети, бегущие от грозы"...

Опорный конспект для написания сочинения по картине К.Е.Маковского "Дети, бегущие от грозы" в 3 классе

Опорный конспект состоит из 3 частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть представлена вспомогательными  вопросами и вариантами ответов....

Сочинение по картине К. Маковского "Дети, бегущие от грозы"

Сочинение по картине К. Маковского "Дети, бегущие от грозы"...

Сочинение по картине К. Маковского "Дети, бегущие от грозы"

Сочинение по картине К. Маковского "Дети, бегущие от грозы"...