Урок русского языка в 4 классе "Учимся передавать рассказы других и говорить о себе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Воробьёва Лидия Ивановна

Урок русского языка по программе "Гармония" (Соловейчик М. С.). На этом уроке происходит развитие устной и письменной речи, ученики осваивабт новые понятия и самостоятельно работают над изложением, пользуясь памяткой. На уроке используется ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Автор учебника Соловейчик М.С.

 (Программа «Гармония»)

Тема: «Учимся передавать рассказы других

и говорить о себе»

Цель: Научить пересказу текста от другого лица.

Задачи:

-развивать устной и письменной речи учащихся;

-осваивать понятие «пересказ от 3 лица»;

- учить самостоятельно работать над изложением, пользуясь памяткой «Как писать изложение»;

-учить помогать друг другу, работать в парах;

-воспитывать любовь к родной природе;

Оборудование: учебник и задачник «К тайнам нашего языка» М. С Соловейчик, Н. С. Кузьменко;  толковый словарь русского языка

О. В. Михайлова; ноутбуки для работы в парах (интернет); вырезки и статьи из газет «Комсомольская правда»

Ход урока:

  1. Вступительная беседа:

-Какого человека называют интересным собеседником?

-Что нужно делать, чтобы стать интересным собеседником?

-Сегодня этому мастерству мы будем учиться на примере текста упражнения №70.

-Откроем задачники на стр.25.

2) Знакомство с текстом.

        У меня есть любимое место. Это одна заветная поляна в лесу с хороводом ромашек и колокольчиков.

        Особенно хороша на поляне ранняя осень. На рябину прилетают дрозды. В сухих листьях шуршат ежи. Но сюда приходят даже лоси. Я сначала не понимал, почему они здесь бывают. Но потом всё объяснилось.

         За поляной был старый забытый сад. В нём поспевали маленькие кислые яблочки. Охотников до них не было. Но однажды я услышал аппетитный хруст. Пошёл посмотреть и увидел двух лосей. Один задрал голову и мягкой губой захватывал яблоки с дерева. Другой брал их с земли. Он подогнул передние высокие ноги и стал на колени.

         Так я и запомнил эту картину. Жёлтый бурьян. Рябина с дроздами и жующие яблоки лоси.

-Прочитаем текст.

-От какого лица его пересказывают? (от 1 лица)

-Кто автор этого пересказа?

-Что вы помните о Василии Пескове?

-Найдите в интернете сведения об этом авторе? (ученики работают с ноутбуками)

-Что нового и интересного вы можете сообщить нам?

( Выслушиваем несколько сообщений детей)

-Кто такие фенологи?

Обращаю внимание детей, что Песков – постоянный корреспондент газеты «Комсомольская правда», рубрики «Окно в природу». Показываю несколько его публикаций. Вырезки из газет ученики могут взять домой, прочитать и передать другим детям.

-От какого лица мы пересказываем истории других?

-Сообщение темы урока.

3) Знакомство с сообщением, с. 32 (учебник)

      -Какие имена существительные и местоимения мы можем использовать? (На доску карточки: он, писатель, автор, Песков, Василий Михайлович)

       -Попробуйте поработать с текстом, заменяйте 1 лицо на 3 лицо, не повторяя.

         -Прочитаем, что получилось?

4) Поработаем над текстом.

        -О чём этот текст?

         -Что хотел до нас донести автор?

          -Какое настроение он передаёт читателям?

           -Это деловой текст или картинный?

           -К какому жанру вы бы его отнесли? (Этюд)

            -Если затрудняетесь, посмотрите сообщение на странице 10.

              -Подумаем над заглавием.

( «Любимое место»)

               -Запишите его в тетради.

                -Сколько частей в тексте?

                -Давайте перечитаем каждую часть, подумаем, о чём говорится в каждой части и составим план.

                -План записываем в тетрадях.

1) Заветная поляна.

2) Ранняя  осень на поляне.

3) Любители яблок.

4) Запомним эту картину.

                -Все ли слова вам понятны?

(Бурьян- чтение учителем лексического значения этого слова из толкового словаря)

                 -Перечитайте самостоятельно текст ещё раз, представьте    всё, о чём говорится.

 

                    -Работа в парах. Задание: перескажите текст друг другу от 3лица.

5) Работа с памяткой « Как писать изложение», стр. 80

                    -Поработаем над пунктом №2.

                    -Какой совет вам дают авторы учебника в пункте №4? ( Помните об «окошках» - способе письма без ошибок.)

6) Самостоятельная работа.

 Напишите изложение текста, пользуясь планом, обратите внимание на выписанные мною слова, словосочетания. Не делайте ошибок.

(На доске написаны слова и словосочетания)

         1) с хороводом;

         2) особенно, сюда приходят, сначала, почему;

          3) охотников, аппетитный;

          4) бурьян, жующие;

     -Не забудьте после того как напишете, поработать редактором и корректором.

7) Подводим итог урока.

 Прочитайте, кто хочет, полученный текст.(2-3 ученика)

         -Выполнили ли мы поставленные задачи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К уроку русского языка "Обучающее изложение" по рассказу Н. Сладкова "Осенняя ёлочка"

К уроку русского языка "Обучающее изложение" по рассказу Н. Сладкова "Осенняя ёлочка"...

Урок русского языка в 1 классе "Поздравим друг друга"

Конспект урока и презентация урока русского языка в первом классе по программе "Гармония"....

Конспект урока русского языка 3 класс, «Составление письма другу», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Составление письма другу»Цели деятельности учителя: формирование способности излагать свои мысли письменно через построение предложений. Планируемы...

к уроку русского языка на тему: Составление рассказа по репродукции картины "Золотая осень" И.Остроухова, 2 класс

Презентация  к уроку русский язык составлена в соответствии с этапами урока. К каждому этапу подобраны задания, позволяющие решать поставленные задачи....

Конспект урока русского языка «Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокПланируемые результатыПредметные:знать:    как составлять рассказ с опорой на серию ...

Конспект урока русского языка «Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокПланируемые результатыПредметные:знать:    как составлять рассказ с опорой на серию ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи. Письмо другу».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Развитие речи. Составление письма» Тип урока: развивающий контрольЦель урока: формирование способности излагать свои мысли письменно через построение предложений. Ди...