План урока "Наречие-часть речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Акчурина Альфия Равильевна

Цели:

-познакомить учащихся с наречием как частью речи; учиться находить наречия в  тексте; учиться задавать вопросы к наречиям и определять каким членом в предложения они являются;

-развивать мышление, формировать учебные навыки и умения;

-воспитать умению слушать друг друга         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_narechie-chast_rechi.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Муниципальное общеобразовательное учреждение

                        « Средняя общеобразовательная школа п. Новониколаевский»

                                Балаковского района  Саратовской области

                         Тема урока «Наречие- часть речи»

Цели:

-познакомить учащихся с наречием как частью речи; учиться находить наречия в                           тексте; учиться задавать вопросы к наречиям и определять каким членом в предложения они являются;

-развивать мышление, формировать учебные навыки и умения;

-воспитать умению слушать друг друга          

        Провела учитель начальных классов

        Акчурина Альфия Равильевна

                                                                             

                   

Этап

           Деятельность учителя

       Деятельность учащихся

          Анализ

Организационный

                     Руки                                    

        Ноги

        Локти

                    Спина

на месте,

на месте,

у края

прямая.

Настрой на учебную деятельность

Минута чистописания

Ребята, какую букву мы писали на прошлом уроке. Давайте повторим те буквы, которые уже писали . Сегодня будем писать следующую букву.

Какие звуки обозначает буква Р?

Напишем заглавную и строчную букву.

Пп

( повторяют алфавит)

Рр

твердый-мягкий, звонкий

( письмо букв)

Сформирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.

Формирование положительной мотивации

Формирование цели урока и постановка учебных задач

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой. Чтобы подойти к новой теме, давайте повторим пройденное.

На доске написано стих-е. Найдите известные части речи и напишите в тетрадь:

1ряд-слова, отвечающие на вопросы кто? что?

2ряд-слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

3ряд- слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие?

Назовите признаки существительного?

Назовите признаки глагола?

Назовите признаки прилагательного?

Ребята, а какой частью речи являются слова «робко», « дерзко».

Чем будем заниматься на уроке?

Для чего вам нужно это знать?

Что можете узнавать об новой для вас части речи?(На доске фиксирует высказывания учащихся)

                                        Признак действия

Не изменяются              Время действия

                                        Место действия

                                        Направление действия    

Наречие                         Обстоятельство

Нет окончании               Как? Когда?                                                                                                    

                                         Где?  Куда?

 

        

На какой вопрос о новой части речи вы можете ответить?

Было тихо, очень тихо

Тихий час теней….

Лишь будильник робко тикал,

Мышь скреблась,

Сверчок пиликал,

Козлик мекал,

Кот мяукал,

Поросенок дерзко хрюкал.

Род, падеж, склонение, подлежащее.

Лицо, спряжение, время наклонение, сказуемое.

Род, падеж, определение.

Будем узнавать новую часть речи.

Для того чтобы завершить выполнение задания.

Название части речи.

Что она обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Со словами какой части речи связано?

Каким членом предложения является?

В предложении эта часть речи является обстоятельством.

 Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися;

создается проблемную ситуацию.

Стих-е написано на интерактивной доске.

Дети подчеркивают члены предложения и подписывают части речи.

Точно указать какое предложение разбираем(2 пред-е)

побуждает к осознанию темы урока;

таблица закрыта, только после ответов детей по-очереди открывается

( использование ИКТ)

Решение учебных задач                                              

Все об этой части речи вы сможете узнать на с.52-61 учебника.

Познакомьтесь с текстом, обсудите в группах какие слова нужно исследовать .

По-разному встречают весну лесные жители.

У зайчихи скоро появятся зайчата. Повсюду можно увидеть и услышать синиц. Они взлетают вверх и возвещают приход весны.

Почему решили, что эти слова необходимо исследовать?

Попробуйте задать вопрос к вашему слову?

Проанализируйте вопросы и скажите, что могут обозначать эти слова?

С какой частью речи связаны ваши слова?

Пронаблюдайте, как изменяется ваше слово, если оно связано:

1ряд- с глаголами разного рода и числа;

2ряд- с глаголами разного лица;

3 ряд- с глаголами разного времени;

Рожков Дима- пробует изменить форму своего слова так, чтобы оно отвечало на падежные вопросы

Какой вывод можно сделать исходя из этого?

Если это неизменяемая часть речи, какова может быть особенность состава слова?

На какой самый главный вопрос мы не ответили?

Попробуйте сами дать название этой части речи, послушав мое сообщение.

Древние римляне эту часть речи называли, если перевести на русский язык, « приглаголие».В древнерусском языке слово «речь» имело различные значения, одно из которых- « глагол». Русские грамматисты изменили приставку при- на приставку на-. Какое получилось название?

Какой же частью речи являются слова « робко», «дерзко»

Отказываются воспользоваться учебником, предпочитая « открывать» новое знание самим.

                                                

1ряд-1 пред-е ( исследует слово               по-разному)

2ряд-2 пред-е (слово скоро)

3 ряд-3 пред-е ( слово повсюду)

Рожков Дима-4 пред-е( слово вверх)

Они не отвечают на вопросы известных нам частей речи и не обозначают предмет, признак предмета, действие предмета.

Как? Когда? Где? Куда?

Признак действие, время действия, место действия, направление действия.

Зависит от глагола, вопрос задаем от глагола.

Встречал, встречала, встречало, встречали

Появлюсь, появишься, появится

Видишь, увидишь, увидел

Что? Чего? Чему? Чем? О чем?

Слова, которые исследуем, не изменяются.

Эти слова не имеют окончания.

Как называется часть речи, слова которой мы исследуем.

Наречие

наречиями

Стимулирует исследовательскую деятельность.

Учитывается индивидуальные особенности учащихся.

Целенаправленно ведется исследовательская деятельность.

        

Используются карточки-помощники

Учителю надо дать больше самостоятельности учащимся( без подсказок)

Использование дополнительного материал                     ( сообщения)

Физкультминутка « Буратино»

Ученик выходит к доске, вместе выполняют физкультминутку

Здоровьесберегающая

технология

Первичное закрепление полученных знаний

Прочитайте правило на странице учебника к этой теме?

Правильно ли мы исследовали эту тему7

Найдите упражнение 3, прочитайте задание , что как надо выполнить это задание?

Списать 1-3 предложение.

( Учитель следит за осанкой и правильностью выполнения упражнения)

Проверка упражнения.

Учащийся находят по содержанию тему урока и вслух читают правило.

Правильно

Списать, найти наречия, задать к ним вопрос.

Выполняют в тетрадях задание.

Учащийся все правильно выполнили задание.

Работа по содержанию учебника

Выборочное списывание

Зарядка для глаз « Найди фигуру».

( Учитель называет фигуры ,ребята только глазами находят соответствующую фигуру).

Учащийся выполняют.

Здоровьесберегающая технология;

межпредметная связь

Домашнее задание

Выучить правило на с.52, упражнение №1

Дети записывают в дневник

Итог урока

Какое задание вам показалось самым легким?

Самым трудным?

Как вам сегодня было на уроке скажите наречиями?

С какой частью речи мы познакомились на уроке?

Какую бы вы себе оценку поставили за урок?

Учитель выставляет оценки отличившимся учащимся

После школы, как известно.

Вы катаетесь в санях.

А потом, прошу вас, дети,

Повторяйте части речи.

Все были задания легкие.

Не было трудных заданий.

Хорошо, отлично, тепло, уютно, интересно

С наречием

Учащийся говорят, обосновывают свой ответ.

Самооценка учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебный план по развитию речи в 1 классе

Учебный план по развитию речи в 1 классе коррекционных школ (VIII вида)...

план-конспект "Части речи"

План-конспект урока "Части речи" 3 ласс с использованием ЭОР....

План - конспект урока "Речь и культура общения". 2 класс Азбука поведения.

"Азбука поведения"  - тема в 1, 2, 3, 4 классах - очень важна и актуальна.. (формы приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы ....).Ребята не только знакомятся с понятиями, но и уча...

План - конспект урока "Речь и культура общения " 1 класс. Разговор без слов.

Основные задачи курса "Речь и культура общения" - развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы личности ребенка. Только в процессе общения со взрослыми, сверстниками ...  происходит ста...

План - конспект урока "Речь и культура общения" 3 класс Грустно и смешно (драматический жанр)

Урок "Речь и культура общения" - урок говорения, общения, раскрепощения. На уроке - надо слушать и слышать друг друга. Мудрец сказал: "Лучше слушать, чем говорить". Почему?  "Бог создал один язык...

План - конспект урока " Речь и культура общения" 4 класс Пишите письма!...

Учащиеся с большим  интересом знакомятся с эпистолярным жанром - жанром письма. Эпистолярный жанр - средство общения и эмоционально-чувственного развития личности.   В литературе эпист...

Календарно - тематический план по родной речи для 3 класса якутских школ.Автор Готовцева Агафья Степановна.

Календарно-тематические планы по якутскому языку и по родной речи оказывают большую помощь учителю....