План - конспект урока " Речь и культура общения" 4 класс Пишите письма!...
план-конспект урока (4 класс) на тему

Филатова Ольга Викторовна

 Учащиеся с большим  интересом знакомятся с эпистолярным жанром - жанром письма. Эпистолярный жанр - средство общения и эмоционально-чувственного развития личности.   В литературе эпистолярный жанр занимает достойное место среди других литературных жанров.  Лучшими образцами этого жанра являются письма великих людей : А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева,  А. П. Чехова...... В наше время, когда есть Интернет, электронная почта, факс, пейджер, телефон,....письма стали писать реже, но уметь их писать надо!...Что такое SMS - сообщение? Это современный жанр письма, вместо бумаги - телефон, вместо ручки - кнопки, это - сленг, сокращение слов, высказываний, смайлики....Все это ведет к упрощению языка. Эпистолярный жанр (письмо) способствует развитию культуры письменного общения, формированию и формулированию мысли, речевых навыков и умений. Эпиграф к теме: " Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены"...( Н. Кузовлева).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rech_i_kultura_obshcheniya._4_klass_pishite_pisma.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок « Речь и культура общения»         4 класс

Пишите письма!…

Цель: познакомить с эпистолярным жанром; показать коммуникативную

          значимость жанра письма и его художественную ценность.

Задачи: изучение одного из видов письменного текста; формирование

              представления о роли и значении письма в частной жизни; развитие

             речевых навыков; воспитание активной социальной позиции ученика.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  усвоить понятия:  адрес, адресат, адресант, конверт, индекс, почтальон;  уметь правильно составлять письмо;

Метапредметные  УУД:   познавательные:  формировать  познавательную активность; развивать  творчество, самостоятельность и  высокий уровень языковой компетентности.

                                             регулятивные:  работать по плану,  формулировать проблему,  реально оценивать учебную ситуацию.

                                            коммуникативные:   развивать  этот продуктивный вид  речевой деятельности, соблюдать  этикет в составлении и передачи информации.

                                            личностные:   учить осознавать практическую  значимость учебного материала; творчески относиться к труду; проводить  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:  учебник,  проектор,  художественная литература,  оценочная карточка, конверты,  « фронтовые письма»,   карточки – символы, семейные  реликвии.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.   Речевая разминка. Фонетические упражнения. Минутки поэзии.
  2. Актуализация опорных знаний.   Эпистолярный жанр (письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений.  Письмо – древний вид  общения.  Письма люди начали писать давно, когда жили еще в пещерах. На стенах выцарапывали разные рисунки, так первобытные люди изображали события своей жизни. Это были письма из прошлого.     Существовали разные способы передачи информации: при помощи предметов (предметное), рисуночное, словесное.     Потребность в письме  возникла в связи с необходимостью входить в речевое общение при отсутствии непосредственного контакта.  В век электронной почты, мобильной связи жанр письма становится неактуальным, но получать письма любят все,…ведь в них – прошедшие события, пережитые чувства, эмоции, любовь…Чего не хватает в SMS? Нет душевности, теплоты! В современном мире жанр письма приобрел особую форму, свою композицию, структуру.   Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи графических знаков обеспечить общение людей.    Пословицы: Слово  - не воробей, вылетит – не поймаешь. Что написано пером, не вырубишь топором. Слова летают, надписи остаются.     Есть правила составления, написания, оформления письма. Текст письма должен быть содержательным и интересным, убедительным, последовательным и корректным.  Разные виды писем: письмо – благодарность, письмо – сообщение, письмо –                               поздравление, письмо – размышление…                                                                                                                    

      Знакомство с понятиями…  Анализ детских писем…

  1. Применение новых знаний.  Используя советы мудрой совы, учащиеся составляют различные письменные тексты.
  2. Творческая мастерская.  Игра « Ожившая картинка»;   расшифровка  письма, пословицы;   путешествие  в Мир детской литературы и  в страну  «Орфоэпия».

 

  1. Работа в парах.     Фронтовые письма бесценны. Они позволяют увидеть войну изнутри. Треугольники, ставшие символом фронтового письма, дожили до наших дней. Их писали в зной и стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Письма хранят горячее дыхание  боя и не подвластны  времени. Это ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами войны 1941 – 1945гг.      Семейные реликвии (  письма, монеты, драгоценности, фотографии, знаки отличия и награды, портреты, старинные вещи, документы, книги…).  В каждой семье есть замечательная традиция – хранить семейные реликвии, передавать их по наследству из поколения в поколение.  
  2. Мир фантазии.    Бог создал Человека, дав ему жизнь, человек стал творцом своей жизни. Сколько людей, столько и разных жизней, судеб. Каждый должен начать с себя. Что он сделал для людей? Какие « следы» оставил на земле? ( в душе, в сердце). Каждый человек должен трудиться, добиваться  целей, творить добро, быть терпимым к людям.  « Каждый человек должен оставить добрый след в этой жизни»…(жить честно, с достоинством).                                                                                          Лесная азбука.   Что это?   Чтобы хорошо знать и любить лес, нужно выучить лесную азбуку:  жителей леса,  повадки зверей,  их язык, голоса птиц, целебную силу растений, лесные запахи, звуки…….    Н. И.  Сладков « Азбука леса».      Следы зверей…Разгадывать  тайны жизни лесных зверей помогают следы.    Надо не только любоваться природой, но и заботиться о ней.   Н. И. Сладков « Я пишу о природе, потому что ее очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость ее и разнообразие».                                         
  3.  Рефлексия.     Как поработали на уроке?  Оцените свою работу. Кто сегодня – на вершине знаний?   Верно ли высказывание: мало уметь писать, надо уметь думать?
  4. Итог урока.   Благодарность друг другу.  Каковы чувства и эмоции?