Звук [л], [л’] и буква их обозначающая. Заглавная буква ,,Л “.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Урок обучения грамоте разработан  в технологии  проблемно - деятельностного метода и с использованием интерактивной доски (Программа  доски Star Board).Использование  доски активизирует познавательную деятельность, даёт возможность эмоционального воздействия на учащихся. В урок так же включены задания игрового, развивающего и познавательного характера. Данная разработка была показана на школьном семинаре по теме: "Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_l.rar730.7 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка педагогического сценария   по предмету обучение

грамоте с использованием средств мультимедийных технологий.

Тема урока: Звук [л], [л’] и буква их обозначающая. Заглавная буква ,,Л “.

Тип урока: изучение нового

Цели и задачи урока:

•      Познакомить учащихся со звуками [л], [л'] и буквами Л, л.

•       Учить их слышать эти звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости.

•      Отрабатывать у учащихся навыки звукобуквенного анализа.

•      Развивать мышление, речь.

•      Обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование:

•         интерактивная доска (Программа  доски StarBoard)

•      карточки для индивидуальной работы в парах.


п /п

Этапы урока

№  слайда

Действия учителя

Действия ученика

1.

Организационный момент.

1.Чтение стихотворения

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Чтобы многое узнать,

Постарайтесь всё понять.

Проверка готовности к уроку

2.

Актуализация знаний.

1.Игра «Эхо-загадки»

(Учитель вслух произносит слова и спрашивает у обучающихся, какой звук они слышат на конце слова)

Луна       Дядя

Утро       Бельё

Усы        Брюки

Кенгуру  Ночью

Поле      

1.Доказывают свой ответ

3.

Определение темы и целей урока.

Подводящий диалог

- О какой группе звуков говорили?

- Какие звуки знаете ещё?

- Послушайте предложение

Лисёнок и лягушонок любили  лепить лепёшечки.

- Какой звук чаще всего встречается в этом предложении?

- Знаком ли он вам?

- Так какова же тема сегодняшнего урока?

- Кто догадался из вас, чем же будем сегодня заниматься на уроке т. е. цели нашего урока?

1.Ответы на вопросы учителя, формулировка темы и определение целей и задач урока.

4.

«Открытие» детьми нового знания.






Слайд №1

(-сначала появляется кружок,

-потом цвет,

-затем «шапочка»)












Слайд №2

(-сначала появляется кружок,

-потом цвет,

-затем «шапочка»)

Отгадайте загадку.

Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.


2. Беседа с детьми.

- Произнесите это слово чётко по слогам.

- Какой первый звук в этом слове? Произнесём его.

- Дайте характеристику этому звуку.

- Этот звук гласный или согласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?


3. Отгадайте другую загадку.

Падают с ветки

Золотые монетки


- Произнесите это слово чётко по слогам.

- Какой первый звук в этом слове? Произнесём его.

- Дайте характеристику этому звуку.

- Этот звук гласный или согласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?


3. Познакомить  с буквой «Л»

- Ребята, а кто из вас знает, какой буквой обозначаются звуки [л] и [л’] ?

- Кто может показать?

(На доске «разбросаны» буквы)

 - А на что она похожа?

- Слов, в которых встречается буква «Л» очень много, попробуйте назвать некоторые из них.

4. Чтение слогов

- Наши гласные звуки хотят познакомиться с новым звуком. Они ведь не зря пришли. Ведь если есть гласные и согласный, то, что можно сделать? (прочитать слоги)

5. Подвести к пониманию того, что в русском языке есть заглавная и строчная буква.

- Почему  одни слова написаны с маленькой (строчной) буквы, а другие с большой (заглавной)?

- Какие же слова надо писать с заглавной буквы?

1. Отгадывание загадки

(лук)




2. Обучающиеся дают характеристику звуку [л].

(Во время разбора ребята выходят и работают с интерактивной доской)








3. Загадка листьях.




4. Обучающиеся дают характеристику звуку [л’]

(Во время разбора ребята выходят и работают с интерактивной доской)







5. Ученики на доске среди многих букв выбирают букву «Л».









6. Работа с учебником. Чтение слогов с буквой «Л»








7. Ответы на вопросы.

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

 

1. Раздать обучающимся карточки, на которых написаны имена людей, названия городов, сказочных персонажей, написанные без первой буквы.

 (__юдмила, ____еонид, ____ипецк, ____омоносов, ___унтик,___енивица)

(На обратной стороне доски написаны задания для самопроверки)

2. Учитель на  доске вписывает в пропуски буквы.

3. Разъяснение новых непонятных для обучающихся слов.

1. Работа в парах. (Запись первой буквы слова)

2. Проверка.

3. Обучающиеся делают вывод.

4. Нахождение и подчеркивание в учебнике слов с буквой «Лл».

5. Выяснить смысл непонятных для себя слов.

6.

Повторение и закрепление.

1. Беседа об изученном ранее.

- Мы с вами говорили на предыдущих уроках, что слоги образуют слова, слова – предложения. А как мы называем группу предложений, связанных друг с другом по смыслу? (Текст)

- Перед вами группа предложений, докажите что это текст.

- Прочтите заглавие

- Прочитайте текст про себя.

- Прочтите текст вслух.

2. Постановка вопросов по прочитанному тексту.

3. Потренируйтесь читать текст выразительно.

1. Первичное чтение текста в учебнике.

2. Ответы на вопросы по ходу и после чтения текста.

3. Тренировка в выразительном чтении текста.

7.

Рефлексия и итог урока.

1. Наводящие вопросы.

- Что нового узнали на уроке, с чем познакомились и чему научились?

- Дайте характеристику звукам

[л] и [л’]

2. Самооценка деятельности.

- Что интересного было на уроке?

- Что вызвало затруднение? Почему?

1. Ответы на вопросы.

2. Самооценка деятельности

Разработка технологического сценария   по предмету обучение грамоте

Номер слайда

Описание последовательности предъявления  информации

Требования к оформлению информации*

Программные средства**

Слайд №1
























Слайд №2

  Сначала появляется белый круг, ниже  четыре круга, ещё ниже треугольник и прямоугольник. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся, выходя к доске, опытным путём выясняют, что звук [л] твёрдый. Наложить на белый круг, круг нужного цвета (синего), если цвет неверен, то цветной круг уйдёт под белый кружок, а если верно – то он его закроет.

   Следующим этапом работы является выяснение учащимися, какой это звук (звонкий или глухой). Для этого ребята должны «одеть» на звук «шапочку» треугольник. Если «шапочка» «одета» верно, то она появляется на звуке, если нет – то уходит под звук.




На этом слайде точно такое же изображение, как и на первом, но здесь учащиеся «одевают» звук [л’]. Цвет круга должен стать зелёным, а «шапочка» - треугольник.

    Фон белый, на нём появляется белый круг. Внизу располагаются  четыре круга (красный, зелёный, синий, жёлтый), а ещё ниже жёлтый треугольник и чёрный прямоугольник.

















   


 Фон белый, на нём появляется белый круг. Внизу располагаются  четыре круга (красный, зелёный, синий, жёлтый), а ещё ниже жёлтый треугольник и чёрный прямоугольник.

Программа интерактивной доски StarBoard.

Использованные источники информации

Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В., Пронина О. В.   Букварь. Учебник по чтению. – М.:  Баласс. 2012

Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя /Сост. В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991

Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам (ДОУ – школа – педколедж). Под ред. Л.Г.Петерсон. – М.: АПКиПРО УМЦ «Школа 2000…» 2000г.

Сухин И.Г., Яценко И.Ф.  Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 336 с. – (Мастерская учителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...

Обучение грамоте (русский язык). Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки

Урок русского языка, обучение письму по теме «Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки» (программа «Школа России»). Данный урок является продолжением урока обучения грамоте, на котором изучал...

Презентация к уроку обучения грамоте (русский язык) по теме "Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки"

Презентация к уроку обучения грамоте (русский язык) по теме "Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки"...

Знакомство с буквой З. Письмо заглавной буквы З.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе...

Открытый урок на тему: гласный звук у. Буквы Уу. Письмо заглавной буквы У.

Открытый урок на тему: гласный звук у. Буквы Уу. Письмо заглавной буквы У....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)

Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т  в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...