Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компьютерные, игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zvuk_i_bukva_m.zip2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [м], [м’] и буква их обозначающая. Заглавная буква М. Упражнения в чтении и письме.

Цели и задачи урока:

•      Познакомить учащихся со звуками [м], [м'] и буквами М, м.

•   Учить их слышать эти звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости.

•      Отрабатывать у учащихся навыки звуко-буквенного анализа.

•      Развивать мышление, речь.

•      Обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование:

•      презентация к уроку,

•      карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Поприветствуйте гостей.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

П. Актуализация знаний.

- Давайте, вспомним, какие гласные звуки вы знаете. (Дети называют, а учитель прикрепляет к доске карточки с написанными буквами)

- Произнесите гласные звуки и понаблюдайте за положением губ.

Игра «Гласные - неясные»

Вот пять артистов перед вами,

Вы ни секунды не теряйте

Буквы гласные раздайте.

(Приглашаются в игру

Только о, е, а, и, у)

(Слайд №1)

(Учитель показывает артиста на мониторе, а ученики говорят, какой звук произносит говорящий. Докажите)

III. Постановка темы и задач урока.

Работа над произношением.

-  Мы говорили об одной группе звуков. О гласных. А, какие звуки знаете ещё? А чем они отличаются от гласных? (Встречают преграду, «не поются») Назовите несколько из них.

- Ребята, внимательно послушайте скороговорку:

«Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила».

-  Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?

- Знаком ли он вам?

(Если «да», то откуда вы его знаете? А в классе мы говорили об этом звуке?)

-  Кто скажет, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, т. е. цели нашего урока, кто может сформулировать? (Познакомимся с буквой «М»).

-  Да, но  буква имеет звуки. Какие мы сейчас узнаем и поучимся читать слоги и слова с новой буквой.

IV. «Открытие» детьми нового знания

1. Отгадайте загадку

(Читает хорошо читающий ученик)

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза...

И что это?...

(Слайд №2)

-  Правильно, машина. Ребята, произнесите это слова четко         по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.

(Слайд №3)

- Этот звук гласный или согласный?

- Твердый или мягкий? Если твердый, то, каким цветом обозначим?

- Звонкий или глухой?

2. К нам на урок на машине приехал один сказочный герой.

Отгадайте, кто он?

(Хорошо читающий ученик читает загадку)

Косолапый он и бурый.

Если мёда нет — понурый.

С детства любит он реветь,

Потому что он...

(Слайд №4)

- Посмотрите на картинку. Это сказочный персонаж. Кто из вас знает, как его зовут? А кто читал книгу про Винни-Пуха? А кто знает, кто автор?

(Мало (все) кто читал эту книгу, но в дальнейшем изучив все буквы, вы прочтете и книгу А.Милна «Винни-Пух и все, все, все...)

- А теперь, вернемся к слову медведь.

- Четко произнесем каждый слог. Назовите первый слог   ещё раз. Назовите первый звук в слоге. Дайте характеристику звуку.

(Слайд №5)

- Какой это звук — гласный или согласный?

- Твёрдый или мягкий? Если мягкий, то, каким цветом обозначим?

- Звонкий или глухой?

- Ребята, так с какими же звуками мы сегодня познакомились?

- Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?

- Кто сможет показать?

(На доске «разбросаны» буквы. Ученик выбирает нужную букву.)

3.  Ребята, посмотрите на доску, вот так пишется печатная буква «М». (Написать строчную букву «м»)

- А на что же похожа буква «М»? (Выслушать мнение детей)

- Посмотрите, на что она похожа у меня.

(Слайд №6)

-  Слов, в которых встречается звук и буква «м» очень много. Назовите их. (Выслушать несколько вариантов)

4. А теперь немного поиграем.

(Слайд №7)

Вот картинки перед вами,

В них задания вам всем.

Поскорей найдите сами,

Где тут нет буквы «М».

- Найдите слова, в которых не встречается букв «м» (Учитель убирает на слайде ненужные картинки)

5. Чтение слогов.

- Ребята, откройте учебники на странице 80. Наши гласные звуки пришли тоже познакомиться с новым звуком «м». Давайте вспомним и запишем на схемах, какие же гласные звуки мы знаем. А если есть гласные и согласный «м», что можно сделать? (Прочитать слоги)

(Слайд №8)

(Сначала читают вместе, а потом по одному.)

- Какой гласный звук показывает мягкость согласного звука?

- А где в жизни пригодится умение читать правильно слоги? (В чтении слов и предложений)

6. Работа по учебнику.

- Прочтите первый столбик слов. (про себя)

- Прочтите самые длинные слова. (Марина, Максим)

- Сколько слогов в слове Марина?

- Прочтите слова, состоящие из одного слога. (Марк)

- Прочтите имена, состоящие из двух слогов. (Максим, Мила)

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей)

- Значит, в русском языке есть не только маленькая - строчная, но и большая - заглавная буква «М» (Учитель пишет на доске рядом с маленькой печатной - заглавную)

- Ребята, а какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

V. Самостоятельная работа с проверкой

1) Работа в парах с карточками. (Детям раздаются карточки, на которых написаны имена людей, названия городов, сказочных персонажей, написанные без первой буквы)

-  Работая в парах, запишите первую букву слова.   Проверьте, правильно ли вы написали. А почему надо было написать заглавную букву? (Названия городов    пишется с большой буквы) Москва - столица России. В Москве находится главная площадь - Красная площадь.   Здесь  возвышается  самая  красивая  и  стройная  башня Кремля   -   Спасская.   На   этой   башне   установлены   Кремлёвские куранты.

(Слайд №9)

-   Запишите   первую   букву   во  второй  карточке.   Проверьте,

написанное. А какое полное имя у ребёнка? Какую букву записали. Почему?

(Имена людей пишутся с большой буквы)

(Слайд №9)

-   Запишите   первую   букву   в   третьей   карточке.   Проверьте, написанное. Почему надо писать заглавную букву?

(Имена сказочных героев пишутся с большой буквы) 

(Слайд №10)

-   Сделайте вывод, так, какое же правило можем вывести? Когда же пишется заглавная буква в словах?

(Названия городов, стран - Минск, Москва, Магадан, Мурманск; Марокко, Мадагаскар; Клички животных - Мурка, Мурзик; сказочные персонажи - Маленький Мук, Мурзилка)

2) Вернемся к нашему учебнику

- Найдите и подчеркните слова, в которых встречается буква «м».

- Прочтите слова, в которых «м» встречается в начале слова. (Марта, Милан, манка, макароны, миска, маска)

-  Прочтите слова, в которых буква «м» встречается в середине слова. (Сумма, гамма)

- Чем похожи эти слова? (В написании удвоенная буква «м»)

- Прочтите слова, в которых буква «м» стоит в конце слова. (Там, том, грамм)

Сумма - итог сложения

Сумка - приспособление для переноса вещей

Гамма - последовательный ряд звуков

Грамм - единица измерения массы

там - слово, которое указывает неопределенное местоположение

том - отдел какого-нибудь сочинения, издания, составляющий

отдельную книгу

Марта - имя девочки

Милан - название города манка - крупа

макароны - изделия из теста

миска - кухонная утварь

маска - накладка на лицо или верхнюю часть его, с вырезами

для глаз, надеваемая для того, чтобы не быть узнанным.

VI. Повторение и закрепление

-  Мы  с  вами  говорили  на предыдущих уроках,  что  слоги образуют слова, слова - предложения. А как же мы называем группу предложений, связанных друг с другом по смыслу? (Текст) Перед нами группа предложений. Докажите что это текст? (Название)

-  Прочтите название. Что же, такое романс? (Небольшое вокальное произведение лирического характера,  чаще всего исполняемое под гитару)

- Кто, такой гном? (Сказочный низкорослый человечек)

- Как, его зовут? (Томми)

- Рассмотрите рисунок. Как думаете, о чем будет говориться в нашем тексте?

- Прочтите текст про себя.

- Все ли слова вам понятны?

(Один из учеников читает, затем текст вслух)

- Какое настроение у этого рассказа? (Грустное)

-  Почему так решила? (Маки грустили. Астры уронили капли росы. Струны плакали.)

- Как понимаете выражение «струны плакали»?

-  Ребята, мы только что сказали, что текст грустный, значит, и мы должны при чтении передать это грустное настроение.

- Потренируйтесь в чтении текста. (Спросить двух человек)

VII. Итог урока

1) Рефлексия деятельности.  

- Что нового узнали на уроке, с чем познакомились и чему научились?

(Слайд №11)

- Дайте характеристику звукам [м], [м']

2) Самооценка деятельности на уроке

- Что интересного было на уроке?

- Что вызвало затруднение? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема: «Звук ш, буква ш».

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе Школа России....

Урок обучения грамоте. Тема "Звук [Ш], буквы Ш, ш".

Проблемный вопрос урока. Какова характеристика звука? Какими буквами обозначается звук?Как определить структуру слов?Как составить слово из недостающих букв?Каковы признаки предложения?Дидактиче...

Разработка интегрированного урока обучения грамоте Тема: «Звук [ш],буквы Ш, ш. Закрепление».

Урок обучения грамоте по теме "Закрепление. Звук и буква "ш". УМК "Школа России". На уроке использован материал для создания эмоционального настроя учащихся, учащиеся учатся работать в парах, учатся а...

Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ

Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки  обусловлена потребностями современного общества в социа...

Урок обучения грамоте Тема: "Звук [щ\'], буква Щ, щ"

В данном материале представлен конспект урока  презентация. В разработку включена дидактическая игра для интерактивной доски....

урок обучения грамоте Тема: "Звуки [д], [д’], буква Д, д".

В данном  материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включены дидактические игры для интерактивной доски....