Урок обучения грамоте Тема: "Звук [щ'], буква Щ, щ"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Хижнякова Галина Николаевна

В данном материале представлен конспект урока  презентация. В разработку включена дидактическая игра для интерактивной доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Урок обучения грамоте.

   Тема урока:    «Звук [щ’], буква Щ, щ».

         Вид урока:      урок изучения нового материала.

         Цели урока:   познакомить детей со звуком [щ’] и

                                     буквой, которая его обозначает; учить

                                     отличать звук [щ’] и букву Щ от других

                                     звуков и букв; читать слоги и слова с

                                     новой буквой; способствовать развитию

                                     фонематического слуха, логического

                                     мышления, памяти, речи; расширять

                                     кругозор, воспитывать любознатель-

                                     ность.

Оборудование:   компьютер, интерактивная доска,

                                  иллюстрации к сказке «По щучьему

                                  велению», скороговорки.

Литература:    1. «Русская азбука», учебник для 1-го класса.

                                      Авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин,  

                                      А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов. Москва,

                                      «Просвещение», 2010 год.                                                                        

                                 2. В.В.Волина «Занимательное азбуко-

                                      ведение». Москва, «Просвещение»,

                                      1991 год.

                                 3. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное

                                      развитие младших школьников на

                                      уроках обучения грамоте». Москва,

                                      «Владос», 2003 год.  

 

                                                    

                               

                                             Ход  урока:

I. Орг. момент. (Слайд 1 – заставочный, дети его не видят).

Вот и прозвенел  звонок,

Начинается  урок.

Очень  тихо  вы  садитесь

И работать  не  ленитесь.

II.Постановка темы и целей урока.

  1. Вступительная  беседа.

- Мы продолжаем путешествовать по нашей замечательной «Азбуке» и

знакомиться с новыми звуками и буквами. А помогать нам сегодня будут

герои одной русской народной сказки. Угадайте её название.

Инсценировка.

            Невестки:  - Сходи, Емеля, за водой!

            Емеля:         - Неохота…

            Невестки:  - Сходи, Емеля, а то братья с базара вернутся, гостинцев тебе не

                                      привезут.

            Емеля:         - Ну, ладно!

                      Дети называют сказку.

                      - Правильно, ребята. Эта сказка называется «По щучьему велению» (Слайд 2).

                   - Как зовут главного героя сказки?     Емеля.

                      - Откройте учебник на с.186. Посмотрите на этого сказочного героя.

                         Вспомните, чем он занимался, каким был?  Ответы детей.

                      - Куда отправился Емеля за водой?   На реку.

                      - Кого в реке поймал Емеля? Щуку.

  1. Введение в тему урока.

- Назовите первый звук в слове «щука».

- Какие ещё слова со звуком [щ’] вы знаете? Дети называют слова.

- Сформулируйте тему урока. Дети формулируют тему, а затем хором

  Читают тему и цели  урока с доски (Слайд 3).                                            

                                                   

  1. Работа над новым материалом.
  1. Знакомство с новым звуком.

               - Ребята, а какую  щуку поймал Емеля? Волшебную.

               - О чём попросила его щука? Отпустить её обратно в реку.

               - Что она пообещала Емеле взамен?  Исполнять все его желания.

               - Какие волшебные слова нужно было произносить?

                   Хором:        По щучьему веленью,

                                         По моему хотенью.

               - В каком слове услышали новый звук?   Щучьему.

               - Произнесите звук [щ’]. Что можете сказать о нём?  Звук [щ’] – согласный,

                  так как он не тянется, не поётся; во рту встречаются преграды. Он глухой –

                  при его произнесении слышится только шум; он шипящий.

                         Игра «Камень – вата»  (работа с сигнальными карточками).

               - Игра «Камень – вата» поможет вам определить, какой этот звук по твёрдости-

                 мягкости.

                      Щёки, щепка, щавель, ящик, борщ, щипцы, клещи, щенок, лещ, щупальца.

               - Что услышали?  Во всех словах звук [щ’] произносился мягко, значит, звук [щ’] -

                  всегда мягкий.

               - Дайте полную характеристику звуку [щ’].  Звук [щ’] – согласный, глухой, шипя-

                 щий, всегда мягкий.

                      2. Слого-звуковой анализ слова «щука». Индивидуальная работа.

               - Наша волшебная щука очень хочет узнать: из скольких слогов,  и каких звуков

                 состоит её название. Давайте поможем ей.

                       Дети делят слово на слоги и составляют схему на партах.

                      Проверка (Слайд 4).   Ученик у доски выполняет проверку с объяснением.                                                            

                       3. Знакомство с новой буквой.

                 - Ребята, как вы думаете, как «зовут» букву, которая обозначает звук [щ’]?

                   Ответы детей.

                 - Звук [щ’] обозначается буквой Щ (ща). (Слайд 5).                                                                       

                 - На какую букву похожа буква Щ?  Ответы детей.

                 - Назовите предметы, которые напоминают букву Щ.  Ответы детей.

                           На расчёску Щ похожа,

                           Три зубца всего? Ну, что же!

                                                     

                                                         Буква Щ поможет нам

                                                         Чистить зубы по утрам.

        4.Физ. минутка. (Слайд 6).                                             

- В проруби Емеля заметил маленьких рыбёшек. Они так весело резвятся.

  Давайте и мы отдохнём и поплаваем вместе с ними.

                                               Рыбки весело резвятся

                                               В чистой тёпленькой воде,

                                              То сожмутся, разожмутся,

                                              То зароются в песке.

     5. Чтение слогов-слияний и слов.

                  - На спинках у рыбок Емеля увидел буквы. Он попросил щуку научить его

                     читать. Давайте и мы почитаем вместе с ними.

                        Чтение слогов-слияний хором и индивидуально.

                        Чтение открытых и закрытых слогов, слов. (Слайд 7).                                                               

                 - Прочитайте открытые слоги. Почему они так называются?

                 - Прочитайте закрытые слоги. Какой слог: открытый или закрытый называется

                    слогом-слияния?  Ответы детей.

                 - Прочитайте слова. Смысл каких слов не понятен?

                 - Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. Докажите.   Ответы

                    детей.

                 - Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Докажите.   Ответы

                    детей.

                 - Что можете сказать об остальных словах? В остальных словах количество

                   букв равно количеству звуков, т.к. каждая буква обозначает только один звук.

               

                 - Обратите внимание, что буква Щ не пишется с гласными э, ю, я, ы.

                 - Ребята, Емеля не знает, кто такие лещи. Помогите ему. Ответы детей.

                 - Лещ – это плоская рыба. (На слайде появляется лещ).

                          6. Работа по учебнику, с.187.

                 - О том, где живут лещи, вы узнаете из стихотворения Г.Ладонщикова на с.187.

                   Чтение стихотворения про себя, учителем, цепочкой и хором.

                   Анализ стихотворения.

                 - Где же живут лещи?

                 - Почему их называют «важными»?

                 - В русском языке есть такое выражение «Дать леща». Как вы его понимаете?

                   Ответы детей.  (Ударить, сильно шлёпнуть).

                       

                           7. Работа со скороговорками.

                - Наш Емеля так заинтересовался рыбами, что придумал скороговорку. (Слайд 8).                                                                              

                                     Щуку я тащу, тащу,

                              Щуку я не упущу.

                   Чтение скороговорки хором (медленно). Индивидуальная работа, работа в

                   парах. Проверка.

                - Прочитайте ещё одну скороговорку.

                              Щуки и леща в роще не сыщешь.

                - Как вы понимаете смысл данной пословицы? Ответы детей.

                - А где живут рыбы? Ответы детей.

                - О жизни рыб мы подробнее узнаем из видеосюжета.

                          8. Просмотр видеосюжета о жизни рыб.

                - Ребята, а что ещё вы знаете о жизни рыб? Ответы детей.

                          9. Игра «Угадай лакомство».

                - Пока мы с Емелей смотрели фильм, щука придумала задание. (Слайд 9).                                                                 

                - В столбиках записаны названия рыб. Прочитайте.

                - Где живут эти рыбы?  В реке.

                - В наших кубанских водоёмах их можно встретить? Ответы детей.

                  - У каждой рыбы есть любимое лакомство. Наша волшебная щука просит

                  определить, чем больше всего любит лакомиться каждая из рыб.      Дети

                  определяют лакомство, опираясь на сведения, полученные на уроке и собст-

                  венный опыт.

                                лещ                         улитка

                                щука                       окунь

                                карась                    червяк

                                окунь                      рыбёшка

                - Вот такие любимые лакомства готовьте рыбкам, когда едете на рыбалку.

                - Ребята, а как нужно вести себя на водоёме?  Ответы детей.

 

                          10. Словарная работа.

               - Дети, как вы думаете, наша волшебная щука добрая? Будет она есть окуньков?

               - Прочитав стихотворение, вы узнаете, какая была щука. (Слайд 10).                                                             

                   Анализ стихотворения.

                - Какое новое слово встретилось в стихотворении?    Щи.

                - Кто знает, что такое «щи»?  Ответы детей.

                - «Щи» - жидкое кушанье, род супа из капусты или щавеля. (Определение из

                  «Толкового словаря»). (Слайд 11).                                                               

                - Пока щука варит щи для своих друзей, Емеля решил наловить рыбы на уху.

                - А что такое «уха»?  Ответы детей.

                - Уха – суп из рыбы.

  1. Закрепление  изученного.

              Игра «Поймай рыбку».

                 - Ребята, поможем Емеле наловить рыбы?

                 Правила игры. Играют две команды: команда мальчиков и команда девочек.

                 Слева и справа написаны слова, но в них потерялась буква. На экран будут

                 выплывать по две рыбки с буквами на спинках, а дети должны выбрать

                 нужную и нажать на неё. (Слайд 12).                                                                            

                     - Молодцы, ребята! Вы помогли Емеле. Он очень доволен, что наловил много

                   рыбы, научился читать и познакомился с вами.

                 - Как вы думаете, будет он теперь лениться и просить помощи у щуки?

                 - Конечно, теперь он будет делать всё сам, а волшебная щука будет плавать в

                   своей реке и вспоминать доброго Емелю.

                V.  Обобщение.

              - С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке?

                 - Что узнали о звуке [щ’]?

                 - Как называется буква, обозначающая звук [щ’]?

                 - Что нового узнали на уроке?

                VI.Итог урока.

              - Ребята, вам было интересно?

                 - И нашим сказочным героям тоже очень понравилось работать с вами. Они

                   благодарят вас  за урок. (Слайд 13). А добрая щука дарит вам на память своё

                   фото.

                                                                             

             

                   

       

                             

               

                             

                            

                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Автор: Хижнякова Г.Н., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5», ст. Тбилисская Тбилисский район Краснодарский край

Слайд 2

«По щучьему велению »

Слайд 3

Звук [ щ ’] , буква Щ, щ познакомиться со звуком [ щ ’] и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук [ щ ’] и букву , которая его обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквой.

Слайд 4

/

Слайд 5

Щ щ

Слайд 6

ЩА ЩУ ЩЕ ЩЁ ЩИ

Слайд 7

а щ щ а щавель роща у щ щ у щука ищу е щ щ е ещё щенок ё щ щ ё щёки щётка и щ щ и ищи лещи Щ не пишется с Э, Ю, Я, Ы .

Слайд 8

Скороговорка Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. Щуки и леща в роще не сыщешь. Видео

Слайд 9

лещ щука карась окунь червяк улитка окунь рыбёшка

Слайд 10

Щука добрая была, Дружбу с рыбами вела. Из морской капусты щей Щука наварила, Окуньков, бычков, лещей Щами угостила.

Слайд 11

Щи - жидкое кушанье, род супа из капусты или щавеля. Уха - суп из рыбы.

Слайд 12

. арф кле . и . епка ко . ка . ека . утка ро . а . енок мо . ка . апка рома . ка я . ик . ётка ми . ка Щ Ш Щ Ш старт Ш Щ Щ Ш Ш Щ Ш Щ Ш Щ Ш Щ Ш Щ Щ Ш Ш Щ Ш Щ Ш Щ Ш Щ

Слайд 13

Спасибо за урок! До встречи !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте Тема: "Звуки [д], [д’], буква Д, д".

В данном  материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включены дидактические игры для интерактивной доски....

Конспект урока обучению грамоте.Тема: «Звуки [т], [т´], буква Т».

Данный урок был проведён в 1 классе для детей с нарушением зрения...

Урок обучения грамоте. Тема Звуки [т], [т\'], буква Т т.

Учащийся познакомится со звуками [т], [т,] и отражением их на письме с помощью буквы Т,  с местом буквы Т на «ленте букв», научится характеризовать звуки [т] и [т,] по предложенной в учебнике схе...

Урок обучения грамоте. Тема: "Звуки [в], [в’], буква В,в".

Урок обучения грамоте по программе "Школа России"....

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з». УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з» Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.Планируемые ре...

Урок обучения грамоте. Тема: "Звуки [з], [з\'], буква З, з".

Задачи урока:1. Познакомить со звуками [з], [з’] и их обозначением буквой З, з, учить читать слова с буквой з; совершенствовать звукобуквенный анализ.2. Развивать умение учащихся читать слоги , ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [г], [г\']. Буквы Г г» 1 класс

Тема: «Звуки [г], [г']. Буквы Г г»Тип урока: урок рефлексия...