урок обучения грамоте Тема: "Звуки [д], [д’], буква Д, д".
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Хижнякова Галина Николаевна

В данном  материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включены дидактические игры для интерактивной доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Звуки [д], [д’], буква Д, д».

Вид урока: урок изучения нового материала.

   

        Цели урока: познакомить детей со звуками [д], [д’] и буквой д;

                           учить выделять новые звуки в словах, читать слоги,

                          слова и предложения с новой буквой; способствовать  

                          развитию фонематического слуха, речи, логического  

                          мышления, памяти; расширять кругозор,  

                          воспитывать любознательность.

Учебник:    «Русская азбука», учебник для 1 класса, авторы  

                      В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько,

                      В.Д.Берестов.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, загадки,

                              картинки Деда  Мороза.

Литература: 1. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие      

                           младших школьников на уроках обучения грамоте».                                                   

                         2. В.В.Волина «Занимательное  азбуковедение».                                  

                                  Ход урока:

  1. Орг. момент. (Слайд 1 – заставочный, дети его не видят).

             Прозвенел уже звонок,

             Начинается урок.

             Детям нужно ровно встать,

             Выше головы поднять!

     

  1. Постановка темы и целей урока.

1. Вступительная беседа.

     - Ребята, какое время года сейчас?

     - А какой самый красивый, чудесный и

волшебный праздник бывает зимой? (Слайд 2).

          Чтение стихотворения хором за учителем:

             Новый год! Новый год!

             У дверей, у ворот!

             Он пришёл к тебе, ко мне

             И ко всей большой стране!

      - Отгадайте новогоднюю загадку:

             Он в колодец заглянул –

             Льдом колодец затянул.

             А на речку поглядел –

             В ледяной тулуп одел.

             Он с седою бородой,

             Шуба, посох со звездой,

             Он подарки нам принёс –

             Добрый ………. (Дедушка Мороз). (Слайд 3).

2.Введение в тему урока.

     - Какие новые звуки услышали в начале и в середине слова-отгадки?

(Звуки [д], [д’]).

     - Какие слова с этими звуками вы услышали и запомнили в самой загадке?

(Колодец, льдом, поглядел, ледяной, одел, седою, бородой, звездой, подарки, добрый.)

     - Сформулируйте тему урока. (Слайд 4).

      Тема: Звуки [д], [д’], буква Д, д.

     Цели урока: познакомиться со звуками [д], [д’] и буквой, которая их обозначает; учиться выделять новые звуки в словах; читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

  1. Работа над новым материалом.
  1. Работа со звуками [д],[д’].

     - Ребята, наш добрый Дедушка Мороз  очень хочет попасть на праздник к нам в школу. Но его волшебный замок находится очень далеко. (Слайд 5). Из своего снежного замка он прислал вам телеграмму. (Слайд 6). Прочитаем её (хоровое чтение за учителем): «Дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Я очень хочу побывать у вас на ёлке, но боюсь, что не успею. Помогите мне, пожалуйста. До встречи. Дедушка Мороз.

      - Ну что, ребята, хотите видеть Дедушку Мороза у себя на празднике? Поможете ему преодолеть трудности в таком  дальнем путешествии? Тогда вперёд!

     - Какие слова со звуками [д], [д’] вы услышали в тексте телеграммы?

     (Дорогие, девчонки, добраться, до встречи, Дедушка).

     - Дайте характеристику звуку [д].

(Звук [д] – согласный, т.к. при его произнесении во рту встречаются преграды. Он звонкий, потому что произносится с голосом и шумом).

     - Охарактеризуйте звук [д’].

     - Сделайте общий вывод: с какими звуками мы познакомились и охарактеризуйте их.

     2.Игра «Собери подарки».  (Слайд 7).

     - Ребята, Дед Мороз не может приехать к вам без подарков,  но не знает, какие подарки положить в синий мешок, а какие – в зелёный.

     - Кто уже догадался, как разложить подарки, и поможет Дедушке Морозу?

     Отвечающий называет место звука в слове и характеризует его по твёрдости – мягкости.

     - Молодцы, ребята! Наконец-то Дед Мороз отправляется в долгое путешествие, а мы продолжаем помогать ему.

     

     3.Знакомство с новой буквой.

- Ребята, как вы думаете, как «зовут» букву, которая обозначает   [д], [д’]? (Слайд 8).

(Буква Д. Она бывает печатная и прописная, заглавная и строчная).

     - Назовите предметы, которые напоминают  букву Д.

     Д – это домик аккуратный

     С высокой крышею двускатной.

     Вот стоит, дымок пуская,  

     Буква Д – труба печная.

 

     4.Физминутка.

     - Дед Мороз взял не только подарки, но и прихватил своих внучек – снежинок. (Слайд 9). Им очень весело лететь за дедушкой, они играют, кружатся. Давайте и мы с ними поиграем.

     Мы снежинки, мы снежинки,

     Порезвиться мы не прочь.

     Мы снежинки - балеринки,

     Мы танцуем день и ночь.

          Мы летаем  и кружимся,

          Очень весело живём.

          А как сядем мы на землю,

          То растаем, пропадём.

     5.Чтение слогов-слияний.

     - Эти снежинки волшебные. Они умеют не только танцевать. Сегодня они будут учить вас читать.

     - С какой согласной будете читать

слоги? Чтение слогов-слияний.

     - Найдите слова, которые образовались с помощью данных букв.

(Еда, иду, еду, ода, удод).

     6.Знакомство с новыми словами.

     - А где же наш Дед Мороз? (Слайд 10). 

     - Ой, ребята, посмотрите! Огромное море преградило путь нашему гостю. Не может он перебраться через него, сидит на берегу, призадумался. Вдруг слышит: кто-то его зовёт. Оглянулся кругом – никого нет. Присмотрелся, а из воды зовёт его …. (золотая рыбка).

     Рыбка согласилась помочь Деду Морозу, но с условием. Нужно перечислить известных морских жителей, в названиях которых есть новые звуки. Давайте поможем Дедушке.

(Дельфин, медуза, морская звезда).

      Со словами «барракуда» и «морской идол» знакомит учитель.

    - А ещё, в глубине моря Дедушка Мороз встретил человека. (Слайд 11).

     - Как вы думаете, кто это?

     - Это водолаз.

     - Кто такой «водолаз»? Прочитайте определение из «Толкового словаря». Чтение определения хором с доски.

   

     7. Работа по учебнику.

     - Подробнее о людях этой профессии вы узнаете, прочитав тексты на с.109.      

     1. Чтение слов.

     2. Чтение текста 1.

     - Где ведут работы водолазы?

     - Какая у них работа?

     3. Чтение текста 2.

     - Чьи папы работают водолазами?

     - Чем занимаются водолазы на дне реки?

     Читающие дети в это время знакомятся с дополнительным текстом, затем читают его вслух.

     «Водолаз – мастер на все руки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком.

     Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод – без водолаза не обойтись. Водолаз заделает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль».

     8.Работа над многозначностью слова.

Знакомство с собакой-водолазом. (Слайд 12).

     - Ребята, кто это? (Собака).

     - Это служебная собака породы «водолаз».

     - Для чего люди разводят таких собак?

     - Прочитайте определение из «Толкового словаря». Чтение определения хором.

     - Что вы можете сказать о слове «водолаз»?  (Оно многозначное, т.к. имеет два значения).

     9. Игра «Укрась ёлку».

     - Мы помогли Дедушке Морозу,  и рыбка перенесла его через море. Скоро он доберётся до нас. А нам нужно быстро украсить ёлку. (Слайд 13).

     - Чтобы ёлка получилась нарядная, вы должны отгадать загадки и правильно собрать из слогов слова-отгадки.

          1. Запорошила дорожки,

               Разукрасила окошки.

               Наконец-то, ты, пришла,

               К нам волшебница…… (Зима).

  1. Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз.

                                                (Мороз).

  1. Пятиконечный предмет, которым

украшают макушку ёлки. (Звезда).

  1. Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. (Санки).

  1. Белая звёздочка с неба упала.

Мне на ладошку легла – и пропала.

                                   (Снежинка).

  1. Растёт она вниз головою,

Не летом  растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька).

  1. Есть,  ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?    (Коньки).

  1. Что любят получать дети и взрослые в Новый Год?  (Подарки).

     - Спасибо, ребята! Замечательная ёлочка у нас  получилась!

  1. Обобщение.

- Пока мы украшали ёлку, Дед  Мороз  наконец-то, добрался до нас. (Слайд 14).

          - Расскажите ему, пожалуйста, что нового вы узнали на уроке?

          - Чему учились на уроке?

  1. Итог урока.

      - Дед Мороз благодарит вас за помощь  и говорит: «Молодцы!»

     - А ещё, он хочет вас поздравить. А с чем, вы узнаете, если прочитаете ребус. (Слайд 15).

Дети отгадывают ребус и читают поздравление: «С Новым Годом!»

    На память дети получают картинки Деда Мороза.

 

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Автор: Хижнякова Г.Н., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5» ст. Тбилисской Тбилисского района Краснодарского края

Слайд 2

Новый год! Новый год! У дверей, у ворот! Он пришёл к тебе, ко мне И ко всей большой стране!

Слайд 4

Звуки [ д ] , [ д ’] , буква Д, д. познакомиться со звуками [ д ] , [ д ’] и буквой, которая их обозначает; учиться выделять новые звуки в словах; читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Слайд 6

ТЕЛЕГРАММА ДОРОГИЕ РЕБЯТИШКИ, ДЕВЧОНКИ И МАЛЬЧИШКИ! Я ОЧЕНЬ ХОЧУ ПОБЫВАТЬ У ВАС НА ЁЛКЕ, НО БОЮСЬ, ЧТО НЕ УСПЕЮ ДОБРАТЬС Я. ПОМОГИТЕ МНЕ,ПОЖАЛУЙСТА. ДО ВСТРЕЧИ. ДЕДУШКА МОРОЗ.

Слайд 7

?

Слайд 8

Д д

Слайд 9

Д А О И Ы Е У

Слайд 10

Д ЕЛЬФИН БАРРАКУ Д А МЕ Д УЗА МОРСКАЯ ЗВЕЗ Д А МАВРИТАНСКИЙ И Д ОЛ

Слайд 11

ВОДОЛАЗ - СПЕЦИАЛИСТ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ПОДВОДНЫМИ РАБОТАМИ В ВОДОНЕПРОНИЦАЕ-МОМ КОСТЮМЕ И СО СПЕЦИАЛЬНЫМ СНАРЯЖЕНИЕМ.

Слайд 12

ВОДОЛАЗ - СИЛЬНАЯ, ХОРОШО ПЛАВАЮЩАЯ СОБАКА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ СПАСЕНИЯ УТОПАЮЩИХ.

Слайд 13

ЗИ МА МО РОЗ ЗВЕЗ ДА САН КИ СНЕ ЖИН СО СУЛЬ КА КА ПО ДАР КИ КОНЬ КИ

Слайд 14

МОЛОДЦЫ!

Слайд 15

Ы Д ! МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...

КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С

Предметные задачи урока:1.      Добиться запоминания формы буквы с.2.      Помочь детям выделить звуки буквы С.3.      Научит...

Урок обучения грамоте. Тема. Звуки [с] и [с`]. Буквы С, с.

Конспект урока для первого класса по программе "Школа России"...

Конспект урока обучение грамоте тема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока обучение грамотеТема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с печатными буквами Тт, со звуками [т], [т’]; соверше...

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. Тема: Звуки [б], [б’] и буква «б»

Тема: Звуки [б], [б’] и   буква «б»Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [б] [б’], умения правильно характеризовать новые звуки.Планируемы р...

Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е». УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуковом значении буквы «Е» в зависимости от позиции в слове; умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при ...