Урок обучения грамоте. Тема. Звуки [с] и [с`]. Буквы С, с.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Хамцова Наталья Николаевна

Конспект урока для первого класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_1_klass_oktyabr_2015_god.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.

Тема. Звуки [с] и [с`]. Буквы С, с.

Задачи: учить распознавать звуки [с] и [с`] и соответствующую букву, развивать логическое мышление, выразительность речи.

Формируемые УУД: распознавать звуки [с] и [с`] и соответствующую букву, читать слова с изученными буквами, наблюдать и делать выводы, работать в парах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Что значит «выразительная речь»?

-Какая речь считается выразительной? (когда человек говорит чётко, звонко, без крика, понятно. Ярко, отчётливо)

-Старайтесь и вы постоянно учиться выразительной речи.

II. Эмоционально-волевая регуляция.

-Сейчас проведём упражнение «Мы отличаемся».

-Чем вы отличаетесь друг от друга? (у нас разные родители, разные носы, разные ботинки, одеты по-разному...)

III. Развитие речевого аппарата.

1.Артикуляционная разминка.

А). Упражнение «Качели».

(Рот широко открыт, губы в улыбке, языком достаём то верхних зубов, то нижних).

-Я читаю стих.

                         На качелях я качаюсь-

                         Вверх, вниз, вверх, вниз.

                         И всё выше поднимаюсь-

                         Вверх. Вниз, вверх, вниз.

Б). Упражнение «Часики».

(Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка коснуться то левого, то правого угла рта.)

    Стих.                    

                         Тик-так, тик-так,

                         Ходят  часики  вот так!

2. Дыхательная гимнастика.

А).  Упражнение «Задуй свечу».

-Сделайте глубокий вдох и разом выдохните воздух, как будто задуваете одну большую свечу.

Б). –А теперь представьте, что у вас 3 маленькие свечи.

-Глубоко вдохните и тремя порциями задуйте каждую свечу.

3.Работа над дикцией.

- Развиваем свой артикуляционный аппарат.

Скороговорки.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Проворонила ворона воронёнка.
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы 3 недели карамель на мели ели.

IY. Актуализация  знаний.

1.–Итак, сейчас наша речь была яркой, выразительной.

-А кода мы  говорим или пишем, то какая это речь? (устная и письменная)

(выставляю  паровозики с карточками)

-Из чего состоит речь?

-А предложения?

-Слова делятся на …(слоги)

-Слоги состоят из…(звуков или букв)

-Чем отличаются звуки от букв?

-Какие бывают звуки?

-Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

2.-Прочтите на доске слова.

                        МАМА, МИМО

-Произнесите первые звуки. ([м] и [м`].

-Охарактеризуйте их.

-Составьте слоги с этими звуками.

Y. Физминутка.

Руки вверх мы понимаем, а потом их опускаем.

А потом их развернём и к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

YI. Мотивационно-волевой этап.

-Послушайте стих и догадайтесь, о каких звуках будет идти речь.

                    Спит спокойно старый слон,

                    Стоя спать умеет он.

-Давайте проговорим ещё раз этот стих и произнесём  звуки вместе.

-Мы их поём? Тянем?

-Какие же они? (твёрдые и мягкие, глухие)

-Что же мы будем изучать сегодня на уроке?

-Какие цели поставим перед собой? (узнать новые сведения об этих звуках, читать слоги и слова)

YII.Работа по теме урока.

1.Нахождение звуков по картинкам на доске. (гусь, сорока…)

2. –А теперь на интерактивной доске.

Игра «Найди в словах эти звуки».

3. Работа по «Азбуке».

А). –Что изображено на волшебном рисунке? (сыр)

-Произнесите первый звук.

-Какой он?

-Какой буквой на письме обозначается этот звук? (эс) (переворачиваю картину и показываю буквы С ,с)

-Давайте найдём эту букву в алфавите и в ленте букв.

-На что эта буква похожа?

-Зачем нужна заглавная буква С?

-Придумайте слова, которые бы писались с заглавной С.

-Посмотрите на интерактивную доску, как печатается такая буква.

Б). Печатание в своих тетрадях букв С, с.

В). Звуко-буквенный анализ слов  в учебниках:  сом и  Сима.

-Как произносится первый звук  в слове СОМ? (тв.)

-А в слове Сима? (мягко)

-Какой можно сделать вывод ?( звуки [с]и[с`] парные по твёрдости и мягкости)

-Почему слово Сима написано с заглавной буквы?

Г).Чтение с доски слогов.

СА      СО    СИ   СЫ    СУ

-В каком слоге согласный звук [с`] мягкий? Почему?

-Составьте слова с этими буквосочетаниями.

-Давайте ещё раз произнесём эти звуки.

-Какие они?

-Делаем вывод: звуки [с] и [с`]-согласные, бывают твёрдые и мягкие, глухие.

YIII. Физминутка для глаз.

IХ. Продолжение работы по теме урока.

1.Работа по «Азбуке», стр. 79.

-Разгадаем слово, зашифрованное с помощью пиктограмм. (ШКОЛА)

-В названии какого рисунка есть звук [с]?   (о[с]лик, арбу[с]).

-Рассмотрите рисунок ниже.

-Во что играет девочка? (в школу)

-Что она написала на карточках под рисунком? (слова)

-Прочтите их парами. (ум-мы…)

2.Работа в парах.

-А теперь будете работать в парах. Прочитайте внизу текст.

-Что вы прочитали? (предложения)

-Докажите.

-О чём вы прочитали? (об усах)

-У кого есть усы? (у кота, у сома)

-А ещё у кого есть усы? ( у мужчин, у кита, у моржа)

-Как вы понимаете выражение «Мы сами с усами»? (мы сами всё умеем)

-Назовите самое короткое слово.

-А теперь самое длинное.

-Разделите его на слоги.

-Назовите слог, состоящий только из одного гласного звука. (И, У)

-Назовите слог, в котором есть мягкий согласный звук. (ми)

-В каком слове поставлен знак ударения?

-Произнесите это слово с ударением.

-Какой слог ударный?

Х .Рефлексивно-оценочный этап.

-Назовите слова, в которых есть звуки [с] и [с`].

-Оцените свою работу.

-Кому нужна моя помощь?

ХI. Подведение итогов урока.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Какие умения вы приобрели?

-Расскажите, чего вам удалось сегодня добиться.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...

КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С

Предметные задачи урока:1.      Добиться запоминания формы буквы с.2.      Помочь детям выделить звуки буквы С.3.      Научит...

Конспект урока обучение грамоте тема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока обучение грамотеТема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с печатными буквами Тт, со звуками [т], [т’]; соверше...

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. Тема: Звуки [б], [б’] и буква «б»

Тема: Звуки [б], [б’] и   буква «б»Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [б] [б’], умения правильно характеризовать новые звуки.Планируемы р...

Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е». УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуковом значении буквы «Е» в зависимости от позиции в слове; умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при ...

Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звуки [й’э], [’э]. Буквы "Е е" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [й’э], [’э]. с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предмет...