Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е». УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тимергазина Олеся Олеговна

 Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуковом значении буквы «Е» в зависимости от позиции в слове; умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при чтении.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: чем отличаются гласные и согласные буквы; две позиции буквы Е для распознавания звукового значения буквы.

уметь: определять звукового значение Ее; проводить звукобуквенный анализ слов с буквой «Е»; читать её в соответствии с позицией.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие»  нового знания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 24.11.2020                                                                                                                                         ФИО учителя: Гужова Юлия Эдуардовна 

Школа: МАОУ «Академический лицей «148»                                                                                   ФИО студента: Тимергазина Олеся 46 группа            

Класс: 1 «И»                                                                                                   ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Кабинет: 113                                                                                                                                                  

Конспект урока обучения грамоте

Тема: «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е».

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуковом значении буквы «Е» в зависимости от позиции в слове; умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при чтении.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: чем отличаются гласные и согласные буквы; две позиции буквы Е для распознавания звукового значения буквы.

уметь: определять звукового значение Ее; проводить звукобуквенный анализ слов с буквой «Е»; читать её в соответствии с позицией.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие»  нового знания

Оборудование: Азбука часть 1 (В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин УМК «Школа России»), презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Олеся Олеговна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-Сейчас сядут ребята, имена которых начинаются с гласного звука, а сейчас те, у кого с согласного.

-Молодцы!

РУУД: взаимодействовие со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

II Актуализация знаний и мотивация

Словесный, аналитико-синтетический метод:   подводящий диалог

Наглядный: презентация

Формулирование обобщения

Проблемный

3 мин

- На какие две группы делятся звуки русского языка?

- Как распознать гласные звуки?

- Как распознать согласные звуки?

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова?

- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова?

- От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме?

-Посмотрите на слайд, обратите внимание, есть буква, которая повторяется в каждом слове?

Слова на слайде: лес, еда, дует

-Определите, какие звуки обозначает буква «Е» в каждом слове. Как мы с вами определим это?

-Прочитаем первое слово. Буква «Е» какие звуки здесь обозначает? (прикрепляем к опоре [э])

-Прочитаем второе слово. А здесь буква «Е» какие звуки обозначает, один звук или слияние?

-Послушаем, первый звук какой?

-Послушаем, второй звук какой?

-Буква «Е» обозначает здесь два звука, по-другому мы можем назвать это слиянием согласного [й’] и гласного

-Теперь прочитаем третье слово. Сколько звуков буква «Е» обозначает?

-Итак, ребята, почему же одна и та же буква имеет разные звуковые значения. Сможем с вами сейчас так сразу ответить на вопрос?

-Гласные и согласные.

-Гласные – воздух проходит свободно,

произносим голосом, можем звуки «петь»;

-Согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом, не можем пропеть.

-Красным цветом.

-Синим цветом.

-От того, какая гласная стоит  

после согласного.

-Буква «Е»

-Надо произнести и послушать.

Звук [э]

-Слияние

-Звук [й’]

-Звук [э]

-Два звука.

КУУД: высказывание точки зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

III Постановка учебной задачи

Аналитико-синтетический:

подводящий диалог

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

предметная картинка

формулирование темы

Частично-поисковый

3 мин

-Итак, какая же у нас тема?

-Верно.

-Какую цель поставим?

-Чтобы достичь поставленной цели нам нужно составить план нашей работы

- Звуки [й’э], [’э]. Буква Е

Цель: узнать звуковые значения буквы «Е». Уметь определять какой буквой обозначается буква «Е» в зависимости от позиции.

План:

1.Проанализируем слово и его модель

3.Определим когда буква «Е» обозначает гласный звук [’э], когда слияние.

4.Выполним упражнения

5.Подведем итоги работы

РУУД: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

ПУУД: выстраивать последовательность шагов для достижения цели

IV Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Моделирование: анализ слого - звуковых схем

Наглядный: образец печатной буквы,

Практический: поэлементный анализ

Практический:

многократное чтение слогов.

Языковой анализ

Слого-звуковой анализ

Частично-поисковый

Практический: многократное чтение слогов.

12 мин

Фронтальная форма работы

В лесу мороз крепчает, 
В полях метёт метель, 
На праздник нас встречает 
Сверкающая…

-Как определим количество слогов?

-Произнесем первый звук, проговаривая.

-Сколько звуков слышим?

-Назовите первый звук в этом слиянии

-Дадим ему характеристику.  

-Есть преграда на пути воздушной струи? Произнесем. Какой вывод можем сделать?

-Закроем уши, произнесем звук [й’]. Слышим шум? Что это значит?

-И звук [й’] еще какой?

-Произнесём все вместе второй звук в этом слиянии.

-Есть преграда на пути воздушной струи? Произнесем. Какой вывод можем сделать?

-Где в слове стоит слияние [й’э]?

- Итак, дополните вывод: «Буква Е обозначает два звука [й’э], когда стоит…»

(Заполнение опоры)

-Ребята, что делает собака? Произнесем вместе.

-Сколько слогов в слове? Почему?

-Произнесем с ударением.

-Произнесем второй слог проговаривая каждый звук.

-Сколько звуков?

-Есть знакомое нам слияние звуков? Какое?

-После какого звука стоит слияние [й’э]?

-Итак, дополните вывод: «Буква Е обозначает два звука [й’э], когда стоит…»

-Отлично, мы узнали в каких позициях буква «Е» обозначает два звука [й’э]

Фронтальная и индивидуальная формы работы

Чтение слогов

-Но это ещё не все, какую еще одну тайну мы не разгадали?

-Найдите в красной рамке слоги

-Прочитаем хором

-Читают девочки хором.

-Читают мальчики хором.

-Какая гласная буква есть в каждом слоге?

-Давайте послушаем какой звук обозначает буква Е в этих слогах, так же как в начале слова или другой?

-Где стоит буква Е?

-Какие согласные звуки в этих слогах: твёрдые или мягкие? Произнесем.

-Значит, какой вывод можно сделать?

-Отлично. Прочитаем правило в учебнике.

-Итак, когда буква Е обозначает 2 звука? 1 звук?

-На что указывает буква е после согласного?

-Что мы с вами делали? Что с помощью этих заданий мы узнали? Что будем делать дальше?

-Ель

-По хлопкам, по количеству гласных и т.д.

-йэээ

-Два звука.

-[й’]

-Согласный, звонкий, мягкий

-Преграда есть, значит это согласный звук.

-Что звук [й’] звонкий.

-Мягкий

-[э]

-Нет преграды, значит этот звук гласный

-В начале слова.

-Буква «Е» обозначает два звука, когда стоит в начале слова.

-Лает.

-Два слога, так как два гласных.

-лАет

-йэээт

-три звука.

-[й’э]

-После гласного звука.

-«Буква Е обозначает два звука [й’э], когда стоит после гласного»

-В каких случаях буква Е обозначает звук [’э].

-се, ре, ле, ве, не, ке, те

-буква е

-Другое, звук [’э].

-После согласных

-Мягкие

-Буква Е обозначает один звук [’э] после мягкого согласного.

-Читают хором.

-Два звука когда стоит в начале слова и после гласного, один звук когда стоит после мягкого согласного.

-На мягкость предшествующего согласного звука.

-Мы работали с моделями слов, узнали в каких позициях буква «Е» обозначает один звук и слияние. Будем отрабатывать это умение

РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату;

П: анализ схемы

ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

ЛУУД: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей,

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других.

Физминутка

Практический.

1 минута

Встанем из-за парт и немного подвигаемся.

Выполняют физминутку.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

V Первичное закрепление

Аналитико-синтетический

Практический: многократное чтение слов.

5 минут

-Вернемся к началу урока и вспомним проблему, с которой мы столкнулись.

Слова на слайде: лес, еда, дует

-Посмотрите на слова, произнесем…. Почему в этом слове буква «Е» обозначает 1 звук, 2 звука…

-А теперь найдите слова в столбиках на стр. 73.

-Давайте прочитаем по слогам.

-С ударением.

-Как говорим.

-Прочитайте где буква е в начале слова.

-Прочитайте где буква е после гласного.

-Где нет буквы е?

-Для чего мы выполняли эти упражнения?

-Потому что стоит после мягкого согласного, потому что стоит в начале слова, потому что стоит после гласной

Ели, еловые, сосны, сосновые, роет, воет, лает, кусает.

-Ели, еловые.

-Роет, воет, лает, кусает.

-Сосны.

-Для того чтобы отработать умение определять позицию буквы «Е» в слове и какие звуки она обозначает.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: анализ текста

Аналитико-синтетический

6 мин

Фронтальная работа

Парная работа

Чтение текста с.73 Прочитайте сначала про себя.

-Прочитаем хором текст

-О ком идет речь в тексте?

-Что она делает?

-Что мы с вами прочитали?

-Как мы с вами поняли что это текст?

-Ребята, нужно опираясь на опору объяснить, как определить сколько звуков обозначает буква «Е», кто хочет попробовать?

-Сейчас вы поработаете в парах.

-Первый вариант находит в первом предложении слово с буквой Е и объясняет соседу по парте какие звуки она здесь обозначает и почему.

-Второй вариант делает тоже самое, только ищет слово во втором предложении.

-Приступайте.

-Итак, какая пара хочет прокомментировать?

-Все так же объяснили? Отлично.

-Что мы с вами делали? Для чего мы выполняли это упражнение? Что тренировали?

Около леса лиса.

Она роет нору.

-О лисе

-Она роет нору

-Маленький текст

-Потому что два предложения между собой связаны

Один ребенок объясняет алгоритм

1 Вариант: Слово – леса. Буква Е обозначает два звука, так как стоит в начале слова.

2 Вариант: Слово – роет. Буква Е обозначает два звука, так как стоит после гласного.

-Мы самостоятельно объясняли какие звуки обозначает буква и почему. Выполняли для того, чтобы определить насколько хорошо мы поняли материал.

РУУД: помнить и удерживать инструкцию во времени; планировать, контролировать.

ПУУД: выполнять действие по заданному образцу и правилу;

VII.Включение в систему знаний

Аналитико-синтетический

Практический: анализ текста

Частично-поисковый

7 мин

Сегодня у нас была особенная буква. Буква «Е» может обозначать как гласный звук, так и слияние звуков.

-Давайте сравним ее с буквой «И» в слове «апельсин», произнесём.  Один звук слышим или слияние? Какой это звук?

Работа с картинкой к сказке «По щучьему велению»

– Как зовут героя сказки? Как она называется?

– Вы узнали на иллюстрации Емелю?

– На чем едет Емеля? Что у него в санях?

-Всем понятно слово «сани»? Посмотрите на слайд значение слова.

– Кто бросился навстречу Емеле? Как ведут себя прохожие?

Работа с пословицами (учебник, с. 72)

- Почему так говорят?

Читает учитель.

Едет Емеля, ждать его неделю

Сладкая еда не приходит лежа

Работать – мальчишка, есть – молодец

К работе «ох!», а ест за трех.

- Найдите букву Е в пословицах.

-Прочитайте эти слова.

-Один звук. Звук [и]

-Емеля, «По щучьему велению»

-На санях, дрова.

-Дед, старик. Они удивляются, потому что сани едут сами по себе.

-Тулуп, валенки, варежки, шапки.

-Так говорят о нерасторопных, ленивых людях, которые все делают медленно, нехотя.

-Просто так ничего не дается, нужно прикладывать усилия.

-Так говорят о людях, которые хотят, не прикладывая усилия что-то получить.

-Так говорят, когда человек не трудиться, он любит есть, но не любит зарабатывать деньги на еду.

КУУД: высказывание точки зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других.

П: смысловое чтение

VIII.Рефлексия деятельности

Частично-поисковый:

самоанализ

Словесный:

обобщение учителя

2 мин

Ребята, с какой темой мы сегодня работали на уроке?

-А почему Букву Е называют хитрой?

-Когда буква Е обозначат звук [‘э]? когда [йэ]?

-На слайде представлена лестница успеха, если вы считаете, что находитесь на верхней ступеньке, вам было все понятно, не было никаких затруднений – поднимите зеленый карандаш. Если вы считатете, что на второй ступеньке, у вас возникли некоторые трудности – поднимите желтый карандаш. Если вы на последней ступеньке, и вы ну совсем ничего не поняли – красный.

-Спасибо за урок.

Звуки [й’э], [’э]. Буква Е

-Потому что она может обозначать два звука.

-Когда стоит после мягкого согласного, когда стоит в начале слова или после гласного.

ЛУУД: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

лес еда дует Е [э] [ й’э ] [ й’э ]

Слайд 2

Тема «Звуки [ й’э ], [’э]. Буква Е». Узнать звуковые значения буквы «Е». Уметь определять, какой буквой обозначается буква «Е» в зависимости от позиции. Цель

Слайд 3

1.Проанализируем слово и его модель 2.Определим, когда буква «Е» обозначает гласный звук [’э], когда- слияние. 3. Выполним упражнения 4.Подведем итоги работы План

Слайд 5

Буква Е обозначает два звука [ й’э ] , когда стоит… Буква Е обозначает два звука [ й’э ] , когда стоит в начале слова

Слайд 7

Буква Е обозначает два звука [ й’э ] , когда стоит… Буква Е обозначает два звука [ й’э ] , когда стоит после гласной

Слайд 8

Буква Е обозначает один звук [э] , когда стоит… Буква Е обозначает один звука [э] , когда стоит после мягкого согласного

Слайд 9

лес еда дует [э] [ й’э ] [ й’э ]

Слайд 10

Сани — распространённый тип зимнего средства передвижения без колёс

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

в начале слова

после гласной



Предварительный просмотр:

[й’э]

[э]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С

Предметные задачи урока:1.      Добиться запоминания формы буквы с.2.      Помочь детям выделить звуки буквы С.3.      Научит...

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з». УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з» Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.Планируемые ре...

Конспект урока обучение грамоте тема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока обучение грамотеТема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с печатными буквами Тт, со звуками [т], [т’]; соверше...

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. Тема: Звуки [б], [б’] и буква «б»

Тема: Звуки [б], [б’] и   буква «б»Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [б] [б’], умения правильно характеризовать новые звуки.Планируемы р...

Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р» 1 класс. УМК Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные: зна...

Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звуки [й’э], [’э]. Буквы "Е е" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [й’э], [’э]. с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предмет...

Технологическая карта урока обучения грамоте "«Гласные звуки [й\'э], [\'э]. Буква Е, е»" (УМК "Школа России, 1 класс).

Цель урока: формирование представления о гласных звуках [й'э], ['э] и букве Е, е и алгоритме написания строчной буквы «е»; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения...