КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з». УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Марцениус Елена Константиновна

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з»

 

Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь характеризовать звуки [з][з`], выделять их в словах;

- уметь использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [з], [з’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;

- уметь читать слова по слогам и орфоэпически;

- уметь «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем.

Личностные:

- осознавать свои возможности в учении;

- адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

- оценивать усвоение содержания материала.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс, 1 часть, разрезная азбука.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx137.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 29.11.18                                                                                                                ФИО учителя: Богданова В.П

Школа: № 95                                                                                                                ФИ студента: Марцениус Е.

Класс:  1-1                                                                                                                        ФИО методиста: Кондратьева И. И.                                

Кабинет: 302

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з»

Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь характеризовать звуки [з][з`], выделять их в словах;

- уметь использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [з], [з’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;

- уметь читать слова по слогам и орфоэпически;

- уметь «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем.

Личностные:

- осознавать свои возможности в учении;

- адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

- оценивать усвоение содержания материала.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс, 1 часть, разрезная азбука.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке обучения грамоте. Присаживайтесь. Повернитесь к соседу по парте лицом и пожелайте ему успехов на уроке.

-Здравствуйте.

-Желаю тебе успехов на уроке.

Л: самоопределение

II. Актуализация и мотивация

Словесный-беседа

10 мин

- А сейчас послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:

«Зуб», «Зеленка» и «Зимой»...

Что слова объединяет?

Может, кто-то отгадает? (Буква «з»)

-Буква «З»

П: Осознанное и произвольное построение речи

III. Постановка учебной задачи

Словесный- фронтальный опрос)

2 мин

-Да, именно с этой буквой мы и будем знакомиться на нашем уроке.

-Тогда как будет звучать тема урока?

-Верно, молодцы.

-Предположите, какие цели мы поставим себе на урок?

-А сейчас откройте свои учебнике на странице 53. Скажите, обозначают квадратики в верхнем левом углу?

-«Звуки [з ][з`]з»

-Познакомиться с буквой З;

-Научиться на слух различать -[з] и -[з]’.

-Это звуковые модели слов. Согласный звонкий твёрдый звук и согласный звонкий мягкий звук.

Р: целеполагание.

П: Осознанное и произвольное построение речи

IV. Открытие нового знания

Словесный-беседа

Фонетический анализ

Языковой анализ и синтез

Игровой: фонетический анализ

Знакомство с буквой

10 мин

-Совершенно верно.

– А сейчас разберём первое слово, расположенное вверху нашей страницы. Кто мне скажет, что это такое?

-Верно. Произнесем это слово все вместе.

-Сколько в этом слове слогов?

-Почему?

-Назовите первый звук.

-Послушайте себя, произнесите его.

-Можем ли мы сказать, что этот звук согласный? Почему?

-А еще этот звук какой?

-Почему вы так решили?        

-Верно. Разберем следующее слово. Что это? Что ест мышь?

-Сколько в этом слове слогов и почему?

-Верно, позовем это слово вместе.

-Какой слог ударный?

-Будем ли мы ставить гласную букву ё ударение и почему?

-Хорошо. Произнесем первый звук.

-Какой это звук?

-Хорошо, а теперь сыграем в игру. У вас в всех есть разрезные карточки, которые обозначают твердый и мягкий звуки. Достаньте их.

-Сейчас я буду называть вам слово (появляется еще и на слайде), и если оно начинается с твердого звука [з], то вы показываете карточки с обозначением твердого звука, а если с мягкого звука, [з]’, то карточку с обозначением мягкого звука.

-Кому не понятны правила?

-Начинаем.

-Хорошо. А сейчас я буду показывать вам карточки с обозначением твердого и мягкого звука [з] и [з]’, а вы мне будете их произносить.

-Скажите, какой буквой обозначаются звуки [з] и [з’] на письме?

-Верно.

-А теперь прослушайте интересный стих про букву «З»:

В столбик два кружка поставим,

Слева дырочки оставим.

Да ты только посмотри:

Буква З, как цифра 3.

 -Посмотрите на слайд. Чем отличаются эти буквы и чем они

похожи?

-Скажите, для чего в русском языке нужны, и большая и маленькая буква З?

-Кто мне повторит, что мы узнали о букве З?

-Зонт.


-зОнт
-1.

-Потому что 1 гласный звук.

-[з]

-[з]

-Да. Потому что при произношении наши зубы сомкнуты.

-Звонкий и твердый.

-Потому что он произносится с голосом и шумом.

-Зёрна.

-2 слога, потому что 2 гласных звука.

--зЁрна.

-Зёр.

-Нет, потому что ё итак всегда ударная.

-[з]’

-Согласный, звонкий, мягкй.

-Зонт, зерна, зебра, зима, Зина, зверь, заморозки, земля, звездочет, звезда, зеленый, зелень.

-Размером.

-Буквой З.

-Отличаются размером, а похожи элементами

-С заглавной пишутся имена собственные, название городов и стран, а с маленькой все остальные слова.

-Обозначает два звука: [з][з]’. На письме может быть большой и маленькой.

П: осознанное и произвольное построение речи;

П: анализ;

П: синтез;

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем;

Р: сличение действия с результатом;

Р: коррекция

 

П: сравнение.

Динамическая пауза

1 мин

- Ребята, давайте с вами немного отдохнем.

НОЖКИ

Нарядили ножки

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,

Прямо по дорожке.

Вы шагайте-топайте,

По лужам не шлепайте,

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.

Повторяют движения.

Р: Саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Языковой анализ (фонетический и графический)

Работа с книгой

Наглядный ( работа с двухуровневыми схемами)

Частично поисковый

Работа с книгой

Практический (упражнение)

Языковой анализ (фонетический)

Звукобуквенный анализ слов, чтение слов

8 мин

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что изображено на 1 картинке?

-А что такое узор?

-Прочитайте это слово по слогам.

-Позовем это слово.

- Произнесите это слово, выделяя каждый звук.

- Охарактеризуйте звуки по схеме.

-Как мы узнали, что звук [з] твердый?

-Прочитайте слово под 2 схемой.

- Прочитайте по слогам.

- Прочитайте слитно с ударением.

- Прочитайте, выделяя все звуки в слове.

- Охарактеризуйте каждый звук слова по схеме.

-Как мы узнали, что звук [з]’ мягкий?

-Прочитайте слово под 3 схемой.

- Прочитайте по слогам.

- Прочитайте слитно с ударением.

- Прочитайте, выделяя все звуки в слове.

- Охарактеризуйте каждый звук слова по схеме.

– Что делает мальчик со 2 картинки? Составьте предложения по данной схеме, представленной на слайде.

– Сколько слов в полученном предложении?

C:\Users\admin.user\Desktop\мальчик ест изюм.png

-Назовите слова-предметы в этом предложении.

-Назовите слова-действия.

- А теперь, ребята, вы будете работать по рядам. Прочитайте столбики слогов внизу страницы и каждый для себя сравните их.

- А теперь первый ряд читает хором первый столбик слогов, второй - второй, третий-третий.

-Чем эти столбики похожи? Чем они отличаются?

- Хорошо, тогда что мы можем сказать про согласные звуки в каждом столбике?

-А сейчас обсудите в группах, какие работы выполняют гласные буквы в каждом столбике.

-Какие буквы гласных выполняют одинаковую работу? Какая это работы?

- Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы узнать, какой согласный в слоге: твердый или мягкий?

-Узор

-Узор- это рисунок, который сочетает в себе какие-то элементы.

-у-зор.

-узо́р

-

[у] -гласный, безударный.

[з] согласный, звонкий, твердый.

[о] гласный, ударный

[р] согласный, звонкий твердый

-После буквы З идет буква О, которая указывает на твердость предшествующего согласного.

- изюм.

-[и][з]’  [у́][м]

- [и][з]’[у́][м]

-[и][з]’[у́][м]

[и] – гласный, безударный

[з]’- согласный, звонкий, мягкий
[у́] – гласный, ударный

[м] – согласный, звонкий, мягкий.

- После буквы З идет буква Ю, которая указывает на мягкость предшествующего согласного

-Змей

-[з][м]’[э][й]

-[з][м]’[э][й]

-[з][м]’[э][й]

[з] согласный, звонкий, твердый

[м]’-согласный, звонкий, мягкий

[э] – гласный, ударный

[й] – согласный, звонкий, мягкий.

-Мальчик ест изюм.

-3

-мальчик, изюм.

-ест.

- Во всех слогах есть буква з, но буквы гласных разные. В первом столбике сначала стоит буква гласного, а потом буква согласного «аз».

А во втором и в третьем столбике сначала буква согласного «з», а потом буква гласного.

- В первом столике буква з обозначает твердый согласный звук [с] – [ас]

-Во втором столбике буква з обозначает твердый согласный звук [з] – [за]

- В третьем столбике буква з образует мягкий согласный звук [з]’

- А,О,У,Э,Ы. Твердость предшествующего согласного.

- Я,Е,Ю,Ё,И  Мягкость следующего согласного.

- Посмотреть на букву гласного, стоящего после буквы, обозначающей согласный звук.

ПЛ: построение логической цепочки рассуждений.

ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

ПО: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

Динамическая пауза

1 мин

- Ребята, давайте немного отдохнём, поиграем в игру.

- Вставайте со своих мест и повторяйте за мной.

Повторяют движение.

Р: саморегуляция

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический (упражнение)

Чтение слов (индивидуальное. По цепочке, с наращиванием)

Языковой анализ (фонетический)

Практический (упражнение)

7 мин

– Ребята, сейчас переворачиваем страницу. Читаем хором первую строчку слогов и слов из общего столбика. Читаем только 1 строчку.

-«Узор» это слово-предмет или слово-действие?

-Произнесите это слово по слогам.

-Хорошо.

-Читаем хором следующую строку.

-Что значит «озёрный»?

-Добавьте к этому слову, слово-предмет.

-Какое это слово? Предмет, признак или действие?

-Произнесите его по слогам.

-Читаем следующую строчку.

-Произнесите слово «зима» по слогам.

- Какое это слово? Предмет, признак или действие?

-Добавьте к слову «зимний» слово-предмет.

-Читаем следующую строчку.

-Произнесите слова заноза по слогам.

- Какое это слово? Предмет, признак или действие?

-Что обозначает слово «занозы»?

-Читаем следующую строчку.

-Прочитайте слова-предметы в этой строке.

-Читаем следующую строчку.

-Что такое зори?

-Произнесите это слово по слогам.

-Хорошо, а сейчас из всех этих строчек, произнесите только те слова, которые имеют звук [з]’

-Посмотрите на картинку, которая находится ниже столбика. -Подумайте и скажите, с помощью каких прочитанных слов могли ее описать?

– Хорошо. А сейчас составьте схемы слов, используя фишки-звуки. Слова представлены на слайде

Зина резина

-Покажите соседу по парте схемы, которые у вас получились.

-Посмотрите на слайд, у кого неверно составлена схема?C:\Users\admin.user\Desktop\Зина.png

Зина-

C:\Users\admin.user\Desktop\30.11.18 Обучение грамоте 1-1\резина.png

резина –         

-зо-зор-узор-узо́р-узоры

-Предмет.

-у-зор.

-зё-зёр-озёра-озёра-озёрный

-Живущий в озере.

-Озерный край.

-Признак.

-о-зёр-ный

-зи-зим-зима-зима́-зимний.

-зи-ма.

-Предмет.

-Зимний лес.

-за-зано-зано́за-занозы

-за-но-за

-Предмет.

-Множественное число слова «заноза»

-зда-здание-зда́ние-зада́ние

-здание, задание

-за-зар-заря-заря́-зо́ри.

-Это заря во множественном числе.

-зо-ри.

-озёра, озёрный, зима, зимниый.

-Озёрный, заря, узор.

C:\Users\admin.user\Desktop\Зина.png

Зина –

C:\Users\admin.user\Desktop\30.11.18 Обучение грамоте 1-1\резина.png

Резина -

ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

ПЛ: выбор оснований и критериев для классификации объектов.

ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р: оценка.

VII. Включение в систему знаний

Практический – чтение предложений

Языковой анализ (фонетический)

Работа с книгой

4 мин

-1 ряд хором прочитайте предложение, которое находится под картинкой.

-Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

– Прочитайте слова, в которых буква «з» обозначает звук [з].

– Прочитайте слова, в которых буква «з» обозначает звук [з’].

– Прочитайте слова, которые состоят из двух слогов.

– Прочитайте слова, которые состоят из трех слогов.

– Прочитайте слова, которые состоят из четырех слогов.

-Прочитайте ниже предложение к схеме, которая у меня на слайде.  

-Посмотрите на слайд. У кого схема предложения составлена иначе?

-Почему здесь 2 слова написаны с большой буквы?

-Потому что это имена людей.

-Зоя, Зося, Аза, Роза, Муза, Лиза, Назар, Елизар, Лазарь

-Зина, Зинаида.

-Зоя, Зося, Зина,Аза, Роза, Муза, Назар, Лазарь.

-Елизар

-Зинаида

-Зинаида и дядя Елизар едут домой.

-Потому что это имена людей.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный (беседа, опрос)

3 мин

-Итак, ребята, скажите:

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Какие звуки образует буква З?

- Что нужно сделать, чтобы узнать, какой согласный в слоге: твердый или мягкий?

- А сейчас, поднимите зеленую карточку, если, по вашему мнению, вы хорошо работали на уроке, желтую – если поработали не очень хорошо, и красную – если поработали плохо.

- Спасибо за урок.

--Познакомиться с буквой З;

-Научиться на слух различать -[з] и -[з]’.

-[з][з]’

- Посмотреть на букву гласного, стоящего после буквы, обозначающей согласный звук

Р: оценка.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучению грамоте.Тема: «Звуки [т], [т´], буква Т».

Данный урок был проведён в 1 классе для детей с нарушением зрения...

КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С

Предметные задачи урока:1.      Добиться запоминания формы буквы с.2.      Помочь детям выделить звуки буквы С.3.      Научит...

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Звуки [м], [м\'], буквы М, м".

Цель урока: создать условия для овладения обучающимися знаниями о звуках [м], [м’], буквах М. м;- для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);Формы орга...

Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е». УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуковом значении буквы «Е» в зависимости от позиции в слове; умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при ...

Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р» 1 класс. УМК Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные: зна...

Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звуки [й’э], [’э]. Буквы "Е е" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [й’э], [’э]. с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предмет...