Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р» 1 класс. УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тимергазина Олеся Олеговна

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: характеристики звуков [р], [p’], печатные буквы P p; графическое обозначение мягкого и твердого звуков [p], [p'];

уметь: сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой анализ слов; учиться составлять слова и читать их; устно выражать  мысли в связной речи.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

 

Тип урока: «открытие»  нового знания

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 20.10.2020                                                                                                                                         ФИО учителя: Кожемякина Ольга Сергеевна

Школа: МАОУ «Академический лицей «148»                                                                                   ФИО студента: Тимергазина Олеся 46 группа            

Класс: 1 «В»                                                                                                   ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Кабинет: 212                                                                                                                                                  

Конспект урока обучения грамоте

Тема: «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р».

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: характеристики звуков [р], [p’], печатные буквы P p; графическое обозначение мягкого и твердого звуков [p], [p'];

уметь: сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой анализ слов; учиться составлять слова и читать их; устно выражать  мысли в связной речи.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие»  нового знания

Оборудование: Азбука часть 1 (В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин УМК «Школа России»), презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Олеся Олеговна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики.

-Молодцы!

РУУД: взаимодействовие со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный, аналитико-синтетический метод:   подводящий диалог

Наглядный: презентация

Формулирование обобщения

Практический: отгадывание загадок

3 мин

-Посмотрите на рисунок на странице 64. Иллюстрация к какой сказке здесь представлена?

-Кто прочитает отрывок сказки?

-Что произошло в сказке дальше?

-Почему старуха осталась у разбитого корыта?

-Что вы ей посоветуете?

-Что хотел нам сказать через эту сказку Александр Сергеевич Пушкин?

Отгадайте загадки:

-В реке большая драка: поссорились два…

-Дровосек рубит - …

-В космос летают на - …

-трамвай и троллейбус – это…

-Какой звук отчётливо слышен в каждом слове?

-Молодцы!

-«Сказка о рыбаке и рыбке»

-Читает ученик хорошо читающий.

-Рассказ детей.

-Потому что она была жадная.

-Чтобы она перестала быть жадной, ценила то, что у нее есть.

-Что нельзя жадничать, стремиться получить того, что ты не заслуживаешь, иначе останешься у «разбитого корыта»

-рака

-дрова 

-ракете

-транспорт

-звук [р]

КУУД: высказывание точки зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  1. Постановка учебной задачи

Аналитико-синтетический:

подводящий диалог

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

предметная картинка

формулирование темы

3 мин

-Какому звуку сегодня будет посвящён наш урок? --Посмотрим на верхний левый угол на странице 65.

-Какая тема урока?

-Какую цель поставим?

-Чтобы достичь поставленной цели нам нужно составить план нашей работы

Звуку [р].

-«Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р».

-Познакомиться со звуками, узнать, как они произносится и какой буквой обозначаются на письме.

План:

1.Проанализируем слово и его модель

2.Выделим характеристику звуков

3.Определим какой буквой обозначается на письме

4.Выполним физминутку

5.Выполним упражнения

6Подведем итоги работы

РУУД: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

ПУУД: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

  1. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Моделирование: анализ слого - звуковых схем

Наглядный: образец печатной буквы, веселая азбука

Практический: поэлементный анализ

10 мин

Рассмотрите рисунки в красной рамке на стр. 65

-Что изображено на первом рисунке?

-Произнесем по слогам.

-Как определим количество слогов?

-Произнесем с ударением.

-На какой слог падает ударение?

-Произнесем его, проговаривая каждый звук.

-Назовите последний звук во втором слоге

-Дайте ему характеристику.  

-Почему согласный?

-Почему он звонкий?

 Почему он твердый?

Посмотрите на вторую картинку, что изображено?

-Произнесём слово, выделяя каждый звук.

-Какое количество звуков в слове?

-Назовите последний звук.

-Дайте ему характеристику.

-Нужно сделать вывод о звуках [р] и [р’]

- Звуки [р] и [р'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр).

Рассмотрите заглавную и строчную буквы.

Сколько элементов содержит буква?

Из каких элементов состоят эти буквы?

-Посмотрите на букву Р (эр) и скажите, на что она похожа?  

Буква Р - на мачте парус,

Вдаль плывёт небес касаясь.

Ручка круглая у трости.

Трость для деда сделал Костя.

Похожа буква на топор!

Расколет вмиг полено!

-Забор

-За|бор

-По хлопкам, по количеству гласных и т.д.

-ЗабОр

-На второй

-[р]

-Согласный, звонкий, твердый

-Потому что струя воздуха встречает преграду при произношении.

-Потому что когда мы закрываем уши слышим шум.

-Потому что мы слышим его твердо.

-Дверь.

-4 звука.

-[р’]

-Согласный, звонкий, мягкий.

-Звуки [р] и [р’] согласные, звонкие, звук [р] – твердый и звук [р’] – мягкий.

-Ответы детей

-два элемента

-из прямой и полуовала.

РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату;

П: анализ схемы

ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

ЛУУД: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей,

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других.

  1. Первичное закрепление

Практический: многократное чтение слогов.

15 минут

Фронтальная и индивидуальная формы работы

Чтение слогов

-Давайте подружим букву Р (эр) с гласными.

-Найдите в красной рамке слоги

-Прочитаем хором

-Читают девочки хором.

-Читают мальчики хором.

-Прочитай слоги мягких слияний.

-Прочитай слоги твердых слияний.

-Прочитай слог и подбери слово, которое с него начинается.

-ра, ро, ры, ру, ри

Физминутка

Практический: игра

1 минута

Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вам слова с новыми звуками. Когда в слове будет звук [р] – вы поднимете руки вверх. А когда звук [р’] – присядете.

-Молодцы, присаживайтесь.

Выполняют физминутку.

Рак, рука, река, морковь, море, рис, рана.

П: выполнение действий по алгоритму.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: сопоставление звуков и слов

5 мин

Сейчас вы поработаете самостоятельно.

Вам даны карточки. Вам нужно соединить слово и звук, который в этом слове встречается: [р] или[р’]

Слова: 1 вариант. рыбак, старуха, море, пряжа.

            2 вариант. рыба, дверь, старик, рак.

Обменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте со слайда.

У кого все верно поставьте плюс, верните хозяину.

РУУД: помнить и удерживать инструкцию во времени; планировать, контролировать.

ПУУД: выполнять действие по заданному образцу и правилу;

VII.Включение в систему знаний

Аналитико-синтетический

Практический,

Практический: анализ текста

5 мин

-Прочитаем хором слова на странице 65.

-Что показывает сплошная вертикальная прямая?

-Прерывистая вертикальная черта?

- Прочитайте текст, который находится ниже, соблюдая интонацию.

- Что растет у Иры?

- Что сделала Ира?

- Что случилось?

- Почему рассказ называется «Кактус»?

-рана, ранка, тронул, уколол.

-Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов.

-Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным

-У Иры растут кактусы

-Ира тронула кактус

-Ира уколола

КУУД: высказывание точки зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других.

П: смысловое чтение

VIII.Рефлексия деятельности

Частично-поисковый:

самоанализ

Наглядно-демонстративный:

коллективная картина

Словесный:

обобщение учителя

2 мин

Что звуки [р] и [р’] рассказали о себе?

-Какую цель мы ставили?

-Достигли мы ее?

-Возникали ли у вас трудности?

-На слайде представлена лестница успеха, если вы считаете, что находитесь на верхней ступеньке, вам было все понятно, не было никаких затруднений – поднимите зеленый карандаш. Если вы считатете, что на второй ступеньке, у вас возникли некоторые трудности – поднимите желты карандаш. Если вы на последней ступеньке, и вы ну совсем ничего не поняли – красный.

-Спасибо за урок.

-Они согласные, звонкие, звук [р] – твердый, звук [р’] – мягкий.

ЛУУД: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Тема «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р ». Познакомиться со звуками, узнать, как они произносится и какой буквой обозначаются на письме. Цель

Слайд 4

1.Проанализируем слово и его модель 2.Выделим характеристику звуков 3.Определим какой буквой обозначается на письме 4.Выполним физминутку 5.Выполним упражнения 6.Подведем итоги работы План

Слайд 7

Рр

Слайд 8

Проверь !

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучению грамоте.Тема: «Звуки [т], [т´], буква Т».

Данный урок был проведён в 1 классе для детей с нарушением зрения...

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з». УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з» Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.Планируемые ре...

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Звуки [м], [м\'], буквы М, м".

Цель урока: создать условия для овладения обучающимися знаниями о звуках [м], [м’], буквах М. м;- для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);Формы орга...

Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е». УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуковом значении буквы «Е» в зависимости от позиции в слове; умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при ...

Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звуки [й’э], [’э]. Буквы "Е е" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [й’э], [’э]. с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предмет...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. Закрепление» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «общеметодологической направленности» Цель урока: совершенствование знаний об особенностях буквы Х. Задачи урока Дидактические: 1) закрепить знания учащихся об особенностях букв...

Технологическая карта по обучению грамоте "Согласные звуки [р], [р\']. Буква Рр." (1 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование представлений обучающихся о согласных звуках [р] и [р‘], и способе их обозначения на письме с помощью букв Рр.Задачи урокаДидактические:1 познакомить обучающихся со звук...