Дидактический материал по русскому языку для учащихся 1 - 4 классов, связанный с нетрадиционными заданиями для развития познавательной деятельности
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Составитель: Читахова Анжелика Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 93 г. Ростова-на-Дону.

Комплекс упражнений как средство исправления  45   речевых ошибок младших школьников.

1.Найти в предложении лишнее слово.

  1. В саду собирают яблоки, фрукты, груши.
  2. На празднике было много мальчиков, детей, девочек.
  3. На лугу растут ромашки, цветы, колокольчики.

2.Найдите повторы в данных предложениях, исправьте (предложения записаны на доске).

  1. Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну.
  2. Рядом с лагерем есть лес, а за ним есть речка.
  3. Ребята бежали за лисой, но она убежала.
  4. Был  солнечный день.  День был теплый.

3.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.

  1. У меня много делов.
  2. Ждут каникулов
  3. Ходят без польт.
  4. Засох из камня.

4. Предложите  правильный вариант.

  1. Текет крыша
  2. Красивше
  3. Туманная утра
  4. Вся семья встретились

Приложение 3

  1. Прочитайте  предложения.  Напишите  правильный вариант.
  1. Я люблю не только рисовать, а лепить из пластилина.
  2. На зеленой лужайке стоял колодец старый.
  3. День стал короче, а ночь длинной.

  1. Найдите повторы слов в предложениях. Исправьте.
  1. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала  стая волков. Лоси побежали к сторожке.

7.Предложите правильный вариант

  1. Пример решается действием отнимания.
  2. Девочки собирают ягоды и малину.
  3. Около ух пятнышки.

8.Составьте из двух предложений одно.

  1. Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края.
  2. Поймал Сережа ужа. Посадил его в клетку.

9.Предложите правильный вариант.

  1. Вкусная картофель
  2. Не ложи на парту
  3. Колодец был высох.

10.В данных предложениях вставьте слово «который» в нужной форме.

  1. Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу.
  2. Белка – зверек с пушистым хвостом, …прыгает с дерева на дерево.

11.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.

Приложение 3

  1. Шишка на лбе
  2. Урожай яблоков
  3. Пирожки с повидлой
  4. Шесть карандашов

12.Предложите правильный вариант

  1. Застрял в лужу
  2. Описывать о природе
  3. Вкусная печенья
  4. На лбе шишка

13.Выберите одно из слов, указанных в скобках.

  1. Мы до этого не (догадались, додумались)
  2. Вот до чего (доводит, приводит) невнимательность.
  3. Он (поразился, удивился) случившемуся.

14.Найдите и устраните повторы в предложениях

  1. Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

15.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.

  1. В библиотеке дети читают книги
  2. Во дворе много маленьких малышей.
  3. На улице хорошая погода.

16.Найдите повторы слов в тексте.  Предложите  правильный вариант.

  1. Волк бросился на ежа. Волк укололся. Волк упал от боли.

Приложение 3

17.Предложите правильный вариант.

  1. На берег трудно приблизиться.
  2. Притронулся до горячей плиты.

18.Найдите ошибки, предложите правильный вариант.

  1. Вкусная повидла
  2. Языки пламя
  3. На пушистых веток

19.Среди предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.

  1. В гнезде жили пернатые птицы.
  2. Мы ездили на экскурсию в музей.
  3. Ночь переночевали в лесу.

20.Найдите повторы в данных предложениях. Исправьте.

  1. Ребята положили в рюкзак вещи, ложки, вилки. Утром ребята ушли

.

21.Найдите и исправьте ошибки.

  1. Солнце слепила глаза.
  2. Детвора готовились к празднику.

22.Составьте из двух предложений одно.

  1. Вася слез с дерева на землю. Пошел домой.
  2. Еж отвернулся от молока, фыркнул. И убежал.

23.Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.

  1. Купить мыло, много стулов, взять санка, читать книгу, сидеть в угле.

Приложение 3

24.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка.

  1. Летом старшеклассники ходили в поход.
  2. Дедушка пришел на то место, был колодец.
  3. Осенью птицы улетают на юг.

25. Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.

  1. Дети бежат, взять грабли, новый полотенец, много девочков, выполнять задание.

26.Исправьте ошибки.

  1. Небо заволоклось тучами.
  2. Я с мамой ездили к бабушке.

27.Составьте из двух предложений одно.

  1. Я не пошел гулять. Была плохая погода.
  2. Весна – время года. Распускаются почки.

28.Устраните повторы в тексте.

  1. Мальчик с Жучкой шел из школы. Мальчик упал в глубокую яму. Жучка тала выть, звать на помощь.

29.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

  1. Особенно очень сильно кричали вороны.
  2. По дорожке бежал молодой щенок.

30.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.

  1. Журавль клювом клюнул лягушонка.

Приложение 3

  1. На перемене дети пошли в столовую.
  2. Пахнет запахом весны.

31. Устраните повторы в тексте.

  1. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.

32.Найдите и исправьте ошибки.

  1. У меня это вызывает любопытность.
  2. У него беззаботливый характер.

33.Укажите ошибки.

  1. Стукнул по голове волка Яша.
  2. Он подыскал надежного себе помощника.

34.Выберите одно из слов, указанных в скобках

  1. Этому нужно (уделить, выделить) особое внимание.
  2. Дети (огорчились, обиделись) отмене поездки.

35.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

  1. На рисунке нарисованы разные грибы.
  2. Кругом желтеют желтенькие цветы.

36. Устраните повторы в предложении.

  1. Стрижа обдало брызгами, и стриж решил, что скоро конец.

37.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите исправленное предложение.

  1. Собаки напали на след зайца.

Приложение 3

  1. Птичка вылетел из клетки.
  2. Я интересуюсь изучением Луны.

38.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

  1. Листья на деревьях осенью становятся разноцветными, пестрыми.
  2. На поляне красуется красавец клен.

39.Устраните повторы в тексте. 

  1. У меня есть котенок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика.

40.Прочитайте предложение, дайте правильный вариант.

  1. Девушка была румяной, гладко причесана.
  2. Дуров стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки.

41.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

  1. Я расскажу интересный рассказ.
  2. По ледяной дорожке гуси выплыли на берег.

42.Устраните повторы в тексте.

  1. Озорник бросил в колодец камень. Камень закрыл источник колодца. 



Предварительный просмотр:

Составитель: Читахова Анжелика Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 93 г. Ростова-на-Дону.

Так при изучении темы «Правописание слов с предлогами и приставками» мною использовались занимательные задания и упражнения с разным уровнем развития познавательной активности.

Для учащихся с высоким уровнем развития познавательной активности предлагаются задания повышенной трудности, направленные на развитие внимания, памяти, логического мышления.

  1. Вставить пропущенные предлоги, решить орфографические задачи.

Под,  от,  до,  из-под,  на,  у.

К*р*нда*  поймал, как мышку,

 И  д*вай  его  к*тать :

         _____стула        кр*ва*ь,

___        стола        табурета

(Под)толкнет - и цап-царап!

А потом (за)гнал (под)шкап.

Ждет        ковр*ке ____ шкапа,

Притаился,  ч*ть  дыша.

 К*р*тка к*шачья лапа -

          (не)достать к*р*ндаша!                                             (С Маршак)

2. Помоги Буратино отличить приставку от предлога. Обозначь их:

(Со)скочил  *гонь (с)полена,

Перед печ?кой  выжег пол,

(В)ле*  (по)скатерти  (на) стол,

(По)б*жал (по)стул?ям  (с)треском

И (по)пол*  (по)занаве*кам.

3.  Игра «Загадочное письмо».

Исправь ошибки, запиши правильно.

ЕЖИКЖИЛУНАСВУГЛУ.

ЕЛИСПАЛОННАПОЛУ.

Для учащихся со средним уровнем познавательной активности предлагаются такие задания:

1.Реши орфографические задачи и рядом запиши слова, на которых строится игра:

Три шустрые белки (на)ели ………….

Три ши*ки   *ловые ели ………………

Три мы*шки (на)них  (из-под)ели ………

Гл*дели, а шишек (не)ели.

2. Распутай путаницу и правильно запиши слова. Объясни выбор написаний.

Не может нос(о)рог

П*ч*сать свой нос(о)рог.

Стала дев*ч?ка  к*тенка

Спать укладывать...

Вот тебе (под)ушки

Белые (под)ушки.

Для учащихся с низким уровнем развития познавательной активности предлагаются следующие задания:

1 .Игра «Угадай предлог». Вставьте нужный предлог с или из.

а) Компот ...   яблок;

б)        вернулся ... прогулки;

в)        приедут ... города;

г)        снять ... полки;

д)        вынуть ... ящика;

2. Игра  «Приставка или предлог?»

Учитель называет слова с предлогами или приставками. Если употребляется приставка - надо присесть, если предлог - подпрыгнуть.

Въехали, находился, на берегу (моря), началась, посадка (овощей), с нами, не был, зимовье, отлети, летчик, с корнем, около растения, подрастать.



Предварительный просмотр:

Составитель: Читахова Анжелика Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 93 г. Ростова-на-Дону.

Для изучения темы: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное», 3 класс. Для учащихся мной были разработаны следующие нетрадиционные задания:

1. « Загадка».

Догадайся от имени какого предмета ведется рассказ. Определи часть речи, число, род слова, называющего этот предмет, и правильно допиши имена прилагательные.

Я было невзрач?н…,

Кисл…,  бел…,

А стало румян…,

Соч?н…,  спел…

2.        «Зимняя бахрома».

Слова какого  склонения  использовал  поэт,  создавая  свой  зимний пейзаж? Какой падеж отсутствует?

На сосне и на березе –

Бахрома:

Белой пряжей

Их запутала зима.

И оставила

Распутывать весне

Эту пряжу на березе

И сосне.

3.        Игра «Почему?»

Объяснить, почему слово ветка имеет здесь разные написания?

Я прилагаю все старанье,

Хочу понять правописанье.

Но вызывает тем не менее

 Правописанье удивление.

Летят на веткИ воробьи,

Чтоб обсудить дела свои.

Сидят на веткЕ воробьи.

Сидят на - Е, летят на - И.

 

4.        Игра - соревнование «Кто больше?»

Ведущий на доске записывает слово. Участники игры должны составить с ним как можно больше словосочетаний или коротких предложений. Для игры могут быть взяты слова: мягкий, голубой, острый, тупой, тяжелый.

Мягкий свет - приятный для глаза, неяркий;

Мягкий характер - уступчивый;

Мягкое наказание - несуровое;

Мягкий вагон - с мягкими спальными местами, и т.д.

5.        «Игра в слова».

Составь из букв слова СНЕГУРОЧКА другие слова - имена существительные в начальной форме. Подбери к ним имена прилагательные.

Для учащихся со средним уровнем развития познавательной активности нами подобраны следующие занимательные задания:

1. «Угадай-ка».

Угадай, слова какой части речи задуманы? Придумай и ниже запиши еще слова с такими окончаниями.

_______  ая,     ______ ое,    ______ ые,   _______ ие

_______            _______        _______        _______

_______            _______        _______        _______

 

2. «Игротека слов».

Дописать слова разных частей речи, которые притягивают эти слова.

Мама:   ________________.

Дом:             .

Солнце:        .

3. Игра «Склонение».

Определить в каких падежах употреблено слово ВЕСНА.

В рощах птичье пение,

А в классе - тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется весна.

Склоняем вслух: весна, весны…

А за окном ручьи слышны.

На парте не сидится мне,

А тут весна, весны, весне...

Весна, весны, весне, весну,

Весною, о весне...

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце на стене.

4. Игра «Наоборотки».

Учитель называет слово, а дети подбирают к нему антонимы. За каждое правильно подобранное слово - жетон. У кого больше жетонов, тот -победитель.

Для  группы  учащихся  с низким  уровнем  развития  познавательной активности  при  изучении данной  темы  следует  использовать  задания, направленные   на  развитие   внимания,   памяти,   мышления,  творческого воображения. Ниже мы приводим описание таких заданий.

1. Игра «Подбери слово».

Серый, хищный, жадный....

Рыжая, хитрая, ловкая ...

Косой, слабый, трусливый ... Большой, косолапый ...

2. Игра «Корректор».

Какографическое письмо. Исправить и объяснить ошибки. Отгадать загадку.

Мя…кое,

Пышное,

И душ?стое 

Он и черная,

Он и белое,

И, бывает,

Погорелый».   (Хлеб)

3.         Игра «Угадай падеж»

Название падежей и их вопросов написаны на карточках и «рассыпаны» на доске. Задание: собрать вместе названия падежей и их вопросы в порядке следования.

 4. Игра - соревнование «Скалолазы».

Кто первый доберется до вершины?

                                            Красив…

                      Зимн…          платье               Бел…

Черн…          лес                                            береза                 Вкус…

юбка                                                                                           огурец



Предварительный просмотр:

Составитель: Читахова Анжелика Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 93 г. Ростова-на-Дону.

Виды игровых упражнений для учащихся 1-4 классов.

  1. Игра «Мышка-норушка» (1 класс)

На доске напечатан текст:

По…   соснами, по…  ёлками,

Л…ж…т   мешок с   …голками.

Учитель:   Мышка  бежала,  выгрызла  буквы.  Какие   буквы  надо подставить вместо пропусков?

  1. Игра «Зоопарк» (3 класс)

Учитель: Пришел ваш класс в зоопарк на экскурсию, и тут вдруг выясняется, что животных в клетках нет. Их на гастроли увезли, на север, северным людям показывать. Поэтому экскурсия будет такая: учитель будет рассказывать, что это животное делает, а ребята будут по глаголам угадывать, кто это животное.

Зверь 1.

Каркает, летает, ворует все блестящее.

Зверь 2.

Шипит, ползает, извивается.

Зверь 3.

Хрюкает, чавкает, валяется в грязи.

Зверь 4.

Кукарекают, квохчут, пищат.

Зверь 5.

Блеет, бодается, дает молоко.

Зверь 6.

Мяукает, вылизывается, лакает молоко.

3.        Игра «Хитрый вопрос».

Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыб нет зубов.

У рыбей нет зубов.

(Правильный ответ: у рыб есть зубы.)

4.        Игра «Звездный час».

Кто больше составит слов из букв слова СЛОВАРИК?

(на задание дается 5 минут, команды попеременно отвечают.)

              КИРА        ВАР

ИРА        СИЛА

ЛИРА        АЛИК

СОК        СОР

РИС         ЛИК

5.   Игра «Дельные» пословицы.

(И.)   Дело шуток не любит.

(Р.)   От слова до дела целая верста.

(Д.)   Не по сути дело, а по делу суть.

(В.)   Ты за дело, а дело за тебя.

(Т.)   Велик телом, да мал делом.

(П.)   И умен, и крепок, и в деле гож.



Предварительный просмотр:

Составитель: Читахова Анжелика Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 93 г. Ростова-на-Дону.

Привожу несколько вариантов кроссвордов по русскому языку для учащихся 1-4 классы.

1-2 класс. Сочетания жи, иш, ча, ща, чу, щу.

1 .Сами - крошки, боятся кошки,

Под полом живут, туда всё несут. (Мыши)

2. Мы ходим ночью, ходим днем,

но никуда мы не уйдем. (Часы)

3.Драчуны и забияки, живут в воде, когти на спине, и щука не проглотит. (Ерши)

4. Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

5. Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

6.Белые горошки на зеленых ножках. (Ландыши)

Если все заполнили правильно, то в обведенных клеточках по вертикали прочтете отгадку на загадку К.И.Чуковского «Маленькие домики по улице бегут, мальчиков и девочек по улице везут». (Машины)

М

Ы

Ш

И

Ч

А

С

Ы

Е

Р

Ш

И

Л

Ы

Ж

И

Ч

А

Й

Н

И

К

Л

А

Н

Д

Ы

Ш

И

Звонкие и глухие согласные.

По горизонтали:

1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)

2. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки.  (Дуб)

По вертикали:

З. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)

4. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.   (Лук)

5. Кто растет корнем вверх?  (Зуб)

Л

З

Ж

Е

Л

У

Д

Ь

Д

У

Б

К

3-4 класс. Безударные гласные, не проверяемые ударением.

Данная орфограмма является сквозной в курсе начальной школы. Объем трудных слов определен программой и содержанием действующих учебников. Из этих слов, принадлежащих к наиболее активному пласту общеупотребительной лексики можно составить множество кроссвордов.

м

е

с

я

ц

 

а

м

п

т

м

о

л

о

т

о

к

р

г

п

п

о

м

и

д

о

з

р

По горизонтали:

1.То он - блин, то он - клин, ночью на небе один.       (Месяц)

2. Самый бойкий я рабочий,

колочу я что есть мочи,

день-деньской в мастерской.    (Молоток)

3.Растет на грядке зеленая ветка,  

а на ней красные детки.   (Помидор)

По вертикали:

4.Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

5.Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья. Мы за обедом - под столом, а ночью - под кроватью. (Сапоги)

6.В лесу кланяется, домой придет, растянется. (Топор)

      

Мягкий знак (ь) на конце существительных.

1 Шевельнул бородкой гном - и вошел хозяин в дом. (Ключ)

  1. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

3. Зимой все ест, а летом спит. Тело теплое, а крови нет.(Печь)

4. Мала, а никому не мила. (Мышь)

5.Черная корова весь мир поборола. (Ночь)

К

Л

Ю

Ч

К

О

В

Ш

П

Е

Ч

Ь

М

Ы

Ш

Ь

Н

О

Ч

Ь



Предварительный просмотр:

Составитель: Читахова Анжелика Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 93 г. Ростова-на-Дону.

Тема: «Непроизносимые согласные»

Развивающая система Л.В. Занкова, 3 класс.

Цели:

1. Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных.

2. Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.

3.Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. Прививать интерес к предмету.

1. Орг. Момент:

2. Вступительная беседа:

- Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела прочитать вам письмо, которое пришло к нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она хотела рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Но по дороге письмо попало в руки страшному деду Буквоеду, и он похитил из некоторых слов буквы.

Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.

Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы еще не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, вы догадаетесь, как помочь словам.

Вот такая ответственная задача стоит перед вами.

2. На доске текст:

«Редко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Гру?но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Пахнет прелой листвой.

Еще видны кое - где запоздалые поз?ние цветы. Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко, и под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина осени.»

(Учащиеся вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность написания.)

-        Выпишите данные слова в столбик. Подчеркните согласные, которые не
произносятся.

  1. Обратите внимание, когда же согласный не произносится в слове?
    (Когда рядом несколько согласных).
  2. Как можно назвать согласный, который не произносится в слове?
    (непроизносимый).

-        Какие согласные могут быть непроизносимыми? (т.д.п.)

Помощь: посмотрите на соседей вставленной буквы. Какие звуки они обозначают - гласные или согласные?

Вывод: Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы «Непроизносимые согласные».

  1. А теперь прочитайте правило в учебнике:
    а) самостоятельно; б) один человек - вслух.
  2. Правильно мы сделали вывод? (Да)
  3. Молодцы, ребята!

Мы справились с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка, и за это я хочу вас познакомить с одной из народных примет.

На доске: Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна. (Дети читают).

  1. Можно сравнить с нынешней осенью и сделать вывод о будущей весне.
  2. Есть ли в этом предложении слова с непроизносимыми согласными?
    Ненастная - ненастье, дождливая - дождь.

(Дети списывают предложения, проговаривая каждое слово).

3.        Поздняя осень была любимой порой А.С. Пушкина, и он писал:

Дни поздней осени

Бранят обыкновенно,

Но мне она мила...

Мы уже знаем много стихов А.С. Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.

На доске:   Видит: весь, сияя в злате,

                              Царь Салтан сидит в палате.

                              На престоле и в венце

                               С печальной думой на лице.

                               Добрый день, князь ты мой прекрасный,

                               Что ж ты тих, как день пасмурный!

                                Опечалился чему?

-        Узнали    сказку?    Замените    выделенные    слова    синонимами    с
непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у
А.С. Пушкина.

Запись в тетрадях. Проверка на доске.

С печальной - с грустной.

Добрый день - здравствуй.

Пасмурный - ненастный.

4.  Далее учащиеся выполняют самостоятельную работу.  Закрепление
пройденного.

5. Итог урока.



Предварительный просмотр:

 Урок – КВН в 1 классе.

(В системе учебно-методического комплекса «Гармония»).

Составитель: ЧИТАХОВА АНЖЕЛИКА ГЕОРГИЕВНА - учитель начальных классов МБОУ СОШ № 93 г. Ростова-на-Дону.

 Тема: « Обобщение полученных знаний».

Цели:   развивать   орфографическую   зоркость   и   память;   обобщить   и систематизировать знания, полученные за первый год обучения; воспитывать чувство коллективизма, работая в командах.

Оборудование:  аудиозапись;  эмблемы;  карточки с названием  конкурсов; кроссворды.

Ход урока.

  1. Приветствие команд.

Все ученики:

Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

                                      В КВН будем играть.

1-я команда:

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

                                      Владычицей побед.

2-я команда:

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

Все   участники   поют   песню   о   КВН   (на   мелодию   песни   «Улыбка» композитора В. Шаинского):

Любит КВН наш дружный класс

И объявит заседание сейчас.

Вот болельщики, а вот жюри.

Путь к победе труден, что не говори.

Припев:

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить,

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Команды приветствуют жюри:

Вам слава, и почет!

Все мы любим точный счет!

Затем вручают судьям свои эмблемы.

Болельщики приветствуют команды:

За команду мы «болеем»

И друзьям помочь сумеем!

1. Конкурсы.

1 конкурс: «Слово - змейка»

Представители каждой команды по очереди называют словарные слова. Выигрывает тот представитель, который назовет больше слов.

2 конкурс: «кроссворд»

1-й кроссворд:

Б

Е

Р

Е

З

А

М

У

Р

А

В

Е

Й

К

А

Р

А

Н

Д

А

Ш

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Т

Е

Т

Р

А

Д

Ь

  1. Стоит Алена – платок зеленый

           Тонкий стан, белый сарафан.    (Береза)

2)        Сам мал,

            Незаметно хожу, но больше себя ношу.     (Муравей)

3)        Черный Ивашка,

            Деревянная рубашка,

            Где пройдется,

            След остается.           (Карандаш)

4)         Кто в лесу глухом живет,

            Неуклюжий, косолапый?

            Летом есть клубнику, мед,

            А зимой сосет он лапу.             (Медведь)

5)         То я в клетку, то в линейку.

             Написать на мне сумей-ка.

             Можешь и нарисовать

             Что такое я?                           (Тетрадь)

2-й кроссворд:

З

А

Я

Ц

В

О

Р

О

Б

Е

Й

Л

Я

Г

У

Ш

К

А

Ч

А

Й

Н

И

К

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.                (Заяц)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.               (Воробой)

Живет на болоте

Певица.

Не думайте –

Это не птица.                (Лягушка)

Люблю я, подбоченясь,

Забраться на поднос.

То кланяюсь учтиво,

То задираю нос.               (Чайник)

- Раскройте понятия «звук» и «буква».

3 конкурс: «Букварный»

- Буква потерялась?    Расположите слова в алфавитном порядке. Для чего необходимо знать алфавит?

1)  ка     ок,    с     ук,   аис     ,    кус      ы,  ни      ки.

2)  ка      итан,      лотник,      овар,      ила,      лот.

4 конкурс: «Шарады»

1)         Я много-много лет

        Давала людям свет,

        Теперь меня употребляют редко,

        Смените С на О – не рассержусь.         (свечка - овечка)

2)        Коль меня напишешь через букву О,

Лягу я под дверью дома твоего.

Коль меня напишешь через букву И,

На тарелку лягу в праздничные дни.   (порог – пирог)

5 Конкурс: «Можем мы диктант писать на «4» и «5».

Каждый участник команды пишет только по два слова и передает листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри.

Конкурс болельщиков.

Задание: найти слова, которые спрятались внутри данного слова. Хлев - (лев), коса - (оса), щель - (ель), зубр - (зуб), столб - (стол), укол -(кол), удочка - (дочка), точки - (очки).

3.  Подведение итогов КВН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для учащихся в 3 классе. Урок-игра «ДОРОГА В ШКОЛУ»

Аннотация: Дидактический материал по русскому языку для учащихся в 3 классе. Урок-игра «ДОРОГА В ШКОЛУ»...

Дидактический материал по русскому языку для 1 класса

Данный материал можно использовать на уроках русского языка как списывание ,так и  письмо под диктовку....

Дидактический материал по русскому языку 2-4 класс

Материал для систематической работы на уроке русского языка по словообразованию...

Тесты и дидактический материал по русскому языку для учащихся 2 класса школы VIII вида

Материал для уроков русского языка по всем темам учебника....

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 3 класса.

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 3 класса предназначен для организации самостоятельной, парной, групповой работы на уроке, домашнего задания....

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 4 класса.

Дидактический материал можно использовать для самостоятельной, индивидуальной, групповой  работы учащихся 4 класса....

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 4 класса. Предложение.

Дидактический материал можно использовать для самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся 4 класса по теме "Предложение"....