Главные вкладки

    Дидактический материал по русскому языку для учащихся в 3 классе. Урок-игра «ДОРОГА В ШКОЛУ»
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

    Шереметьева Светлана Николаевна

    Аннотация: Дидактический материал по русскому языку для учащихся в 3 классе. Урок-игра «ДОРОГА В ШКОЛУ»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakt.igra_na_rus.yaz_.docx40.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактический материал по русскому языку для учащихся в 3 классе

    Урок-игра «ДОРОГА В ШКОЛУ»

    В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная Школа дорожных наук. Учиться там очень интересно. Сегодня и мы с вами отправимся туда. Как в любой сказке, на пути нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет преодолеть. Только тогда мы достигнем цели.

    Представьте себе, что мы из школьного класса вышли на улицу. Здесь утром и вечером беспрерывным потоком движутся трамваи, троллейбусы, автомобили. Четкая работа транспорта и безопасность движения зависит и от водителей, и от пешеходов. Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто садится за руль, но и прохожие. Эти знания мы сможем получить в Школе дорожных наук.

    Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте подъедем. Вот и остановка. Вспомните, друзья, как нужно вести себя на остановке? А какие слова понадобятся, чтобы рассказать об этом?

    С л о в а р н ы й  д и к т а н т (правописание удвоенных согласных). Обратить внимание на особенности неизменяемых существительных – метро, такси, шоссе; на синонимию слов: машина, автомобиль; на написание и после ж, ш в некоторых словах этой темы: транспорт, трамвай, троллейбус, автобус, метро, такси, сзади, тротуар, пассажир, площадка, спереди, регулировщик;

    Вот и остановка.

    Подъехали автобус, троллейбус, трамвай.

    – Ребята, как вы будете заходить? Через какие двери?

    В классе три ряда. Значит, ученики первого садятся в автобус, второго – в троллейбус, а третьего – в трамвай.

    Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Школы дорожных наук. Уверена, это будут те, кто лучше знает правила движения и русского языка. Пожалуйста, занимайте места. Чтобы ехать было веселее, давайте поиграем. Отвечать будете хором.

    От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы 1-го лица единственного числа:

            переходить – перехожу

            тормозить – торможу

            бежать –  ...

    От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:

            переход – переходы

            вездеход – вездеходы

            поворот – повороты

            пешеход – пешеходы

            транспорт –  ...

    От глаголов единственного числа прошедшего времени образуйте глаголы 1-го лица единственного числа настоящего времени:

            обгонял – обгоняю

            пересекал – пересекаю

            проезжал – проезжаю

            регулировал –  ...

    От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:

            ядро – ядра

            ведро – ведра

            бедро – бедра

            метро –  ...

    Немножко поиграли и не заметили, как остановились возле белых полос, нарисованных на асфальте.  – Что это за полосы?

    – Верно, переход. Вспомнить правила перехода нам поможет игра «Допиши словечко. Перепишите четверостишие, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

            Если ты спешиш.. в пути

            Чере.. ул..цу пройти,

            Там иди, где весь наро.. ,

            Где есть надпись ... (переход).

              Чтоб тебя я повез.

            Мне не нужен овес.

            Напои меня бензином.

            На копыта дай резину.

            Поднимая всюду пыль,

            Побежит ... (автомобиль).

            На рояль я не похож,

            Но педаль имею тоже.

            Кто не трус и не трусиха,

            Прокачу того я лихо.

            У меня мотора нет.

            Я зовусь ... (велосипед).

            Кто далеко живет,

            Тот пешком не пойдет.

            Наш приятель тут как тут.

            Всех домчит он в пять минут.

            Эй, садись! Не зевай!

            Отправляется … (трамвай).

    Смело в небе пролетает,

    Обгоняя птиц полет.

    Человек им управляет.

    Что же это? (Самолет.)

    – Мы едем дальше. Вот на пути –светофор. Пока он глядит сердитым красным глазом.

            Чтоб тебе помочь

            Путь пройти опасный,

            Горим и день, и ночь –

            Зеленый, желтый, красный.

    Наш домик – светофор,

    Мы три родные брата.

    Мы светим с давних пор

    И взрослым, и ребятам.

            Мы три чудесных цвета,

            Ты часто видишь нас,

            Но нашего совета

            Не слушаешь подчас.

            Самый строгий – красный цвет,

            Если он горит:

            Стой! Дороги дальше нет.

            Путь для всех закрыт.

            Чтоб спокойно перешел ты,

            Слушай наш совет:

            Жди! Увидишь скоро желтый

            В середине свет.

    А за ним зеленый свет

    Вспыхнет впереди,

    Скажет он:

    – Препятствий нет,

    Смело в путь иди!

            Коль выполнишь без спора

            Сигналы светофора,

            Домой и в школу попадешь,

            Конечно, очень скоро!

    – Красный свет продолжает гореть.

    Чтобы зажегся зеленый, нужно каждому составить предложение со словом светофор. Запишите свои предложения, выделите в них грамматическую основу, сделайте морфологический разбор.

    – Вперед вырвался троллейбус, у его пассажиров предложения были более интересными. А теперь посмотрим в окошки, как много людей на улицах. Все спешат по своим делам. И каждый соблюдает определенные правила. Идут только по тротуару. Только по правой стороне. Никто никому не мешает. А представьте, если бы каждый шел, где хотел, переходил улицу, где ему вздумается…

    Идет по улице один

    Довольно странный гражданин.

    Ему дают благой совет:

    – На светофоре красный свет.

    Для перехода нет пути.

    Сейчас никак нельзя идти!

            – Мне наплевать на красный свет!

            – Промолвил гражданин в ответ.

            Он через улицу идет

            Не там, где надпись «Переход»,

            Бросая грубо на ходу:

            – Где захочу, там перейду!

    Шофер глядит во все глаза:

    Разиня впереди!

    Нажми скорей на тормоза:

    Разиню пощади!

            А вдруг бы заявил шофер:

            – Мне наплевать на светофор! –

            И как попало ездить стал?

            Ушел бы постовой с поста?

            Трамвай бы ехал, где хотел?

            Ходил бы каждый, как умел?

            Да там, где улица была,

            Где ты ходить привык,

            Невероятные дела

            Произошли бы вмиг.

    – Ну вот, ребята, ваше путешествие подходит к концу. Мы добрались до Школы дорожных наук. (Рисунок на доске.)

    Но игра еще не окончена. Сейчас вы сдадите экзамен, выполнив самостоятельную работу по заданиям (на карточках). Подберите прилагательные к существительным автобус, троллейбус, трамвай. Составьте с ними предложения.

    Составьте словосочетания с глаголами переходить, запрещать, предупреждать, пересекать.

    Составьте предложения со словами тормози, скорость, колесо, мотор, двигатель, спидометр.

    – Придумайте небольшой рассказ на одну из тем:

    «Знать и выполнять правила дорожного движения должны взрослые и дети»;

    «Когда переходить улицу, следи за сигналами светофора»;

    «Выбирай самую безопасную дорогу в школу».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактический материал по русскому языку для учащихся 1 - 4 классов, связанный с нетрадиционными заданиями для развития познавательной деятельности

    В данном разделе представлены материалы для работы   с детьми с разным уровнем познавтельной активности...

    Дидактический материал по русскому языку для 2-4 классов

    Карточки с заданиями по русскому языку для 2-4 класса...

    Тесты и дидактический материал по русскому языку для учащихся 2 класса школы VIII вида

    Материал для уроков русского языка по всем темам учебника....

    Дидактический материал по русскому языку для учащихся 3 класса.

    Дидактический материал по русскому языку для учащихся 3 класса предназначен для организации самостоятельной, парной, групповой работы на уроке, домашнего задания....

    Дидактический материал по русскому языку для учащихся 4 класса.

    Дидактический материал можно использовать для самостоятельной, индивидуальной, групповой  работы учащихся 4 класса....

    Дидактический материал по русскому языку для учащихся 4 класса. Предложение.

    Дидактический материал можно использовать для самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся 4 класса по теме "Предложение"....