Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Волосатова Елена Анатольевна

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx117.7 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

Стр.

Введение.        3

Глава 1. Теоретические    аспекты   проблемы     формирования орфографических    навыков  у   учащихся начальной

школы.        4

  1. Понятие   об   орфографии,    орфограмме.        4
  2. Природа    орфографического    навыка.        6
  3. Основы   и   принципы   русской  орфографии.        7

Глава 2. Методика   формирования  орфографических   навыков            10
на  уроках  русского  языка в  начальных  классах.

2.1.        Содержание орфографического материала в начальный
период   обучения   русскому   языку.        10

2.2.        Этапы  формирования  орфографического   навыка.        12
23. Формирование   орфографической   зоркости.        15

2.4.        Автоматизация   орфографических   действий.        21

Заключение.        26

Приложения.        28

Библиография.        76

ВВЕДЕНИЕ.

Предмет «Русский язык» в начальных классах многогранен: первоначальное обучение грамоте, становление навыков чтения, каллиграфии, грамотного письма, речи письменной и устной. Письменная форма речи занимает значительное место в жизнедеятельности человека, а решающий показатель уровня культуры письма - степень грамотности.

Важность    орфографической    грамотности    для    эффективного письменного общения людей, для обеспечения желаемого взаимопонимания всегда сознавалась обществом. Поэтому проблема обучения грамотному письму была и продолжает оставаться одной из центральных на всех этапах развития отечественной школы.

В разные годы в истории педагогической науки написано большое количество книг и статей о лингвистических, психологических и методологических основах обучения грамотному письму. Однако проблема продолжает оставаться актуальной. Об этом свидетельствует общее состояние грамотности выпускников школ.

Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний, умений и навыков, от правильности и прочности которых во многом зависит весь ход дальнейшего образования ребёнка. Именно поэтому целью нашей работы стало исследование вопросов формирования орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Для достижения поставленной цели мы изучили природу орфографических навыков; проанализировали педагогическое наследие прошлых лет в области методики орфографии, а также методические

рекомендации современных педагогов; разработали свои способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы формирования орфографических навыков у учащихся начальной школы.

1.1. Понятие об орфографии, орфограмме.

В «Словаре современного русского литературного языка» под орфографией понимается «общепринятая система правил написания слов данного языка, правописание». (21,с. 1047) Название данного термина произошло от греческих слов орфос - «правильный» и графо - «пишу». Поэтому и орфограмма в переводе означает «правильное написание, буква».

Учёные дают разные определения орфограмме. Так, по Ахмановой, орфограмма - это написание, соответствующее правилам орфографии. ( «Словарь лингвистических терминов») Ушаков понимал под орфограммой каждое отдельное осуществление на письме правил или принципов правописания. Двоякое определение этому термину давал Г.Н.Приступа: 1) это закономерное или условное воспроизведение фонемы на письме; 2) это общепринятое написание части слова. Таким образом он опирался на фонематический (1) и морфологический (2) принципы письма, рассматриваемые нами далее.

Итак, орфограмма это буква, знак в слове, написание которой определяется правилом или традицией, т.е. не устанавливается на слух.

Все   орфограммы   современного   русского     языка          можно  разделит   на    две    группы,     каждая

из которых, в свою очередь, включает в себя несколько видов орфограмм.

К первой группе относятся орфограммы, связанные с обозначением звуков (фонем) буквами:

-орфограммы слабых позиций звуков (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные и др.);

-отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях (существительные с шипящими согласными на конце, гласные после шипящих звуков и др.).

Ко второй группе относятся орфограммы, не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем:

-прописная буква (в начале предложения, в собственных именах
существительных);        

-слитно-раздельные написания слов;

-перенос слов;

-сокращения слов.

Термин «орфограмма» вошёл в школьную практику сравнительно недавно. В конце 60-х годов в учебниках по русскому языку для средних классов появились списки изучаемых орфограмм, а с 1980 года в учебник 4 класса в раздел «Повторение изученного в начальных классах» вошло определение орфограммы: «В словах бывают буквы, выбор которых определяется правилом... Такие буквы называют орфограммами». В настоящее время представление об орфограмме, как об опасном месте в слове, даётся учащимся уже на уроках обучения грамоте в 1 классе, где и формируются первоначальные орфографические навыки у школьников.

из которых, в свою очередь, включает в себя несколько видов орфограмм.

К первой группе относятся орфограммы, связанные с обозначением звуков (фонем) буквами:

-орфограммы слабых позиций звуков (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные и др.);

-отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях (существительные с шипящими согласными на конце, гласные после шипящих звуков и др.).

Ко второй группе относятся орфограммы, не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем:

-прописная буква (в начале предложения, в собственных именах
существительных);        

-слитно-раздельные написания слов;

-перенос слов;

-сокращения слов.

Термин «орфограмма» вошёл в школьную практику сравнительно недавно. В конце 60-х годов в учебниках по русскому языку для средних классов появились списки изучаемых орфограмм, а с 1980 года в учебник 4 класса в раздел «Повторение изученного в начальных классах» вошло определение орфограммы: «В словах бывают буквы, выбор которых определяется правилом... Такие буквы называют орфограммами». В настоящее время представление об орфограмме, как об опасном месте в слове, даётся учащимся уже на уроках обучения грамоте в 1 классе, где и формируются первоначальные орфографические навыки у школьников.

орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило и некоторые другие умения.

Навык - это действие, характеризующееся высокой мерой освоения; на этой ступени действие, в том числе и речевое, становится автоматизированным - сознательный контроль настолько свёрнут, что возникает иллюзия его полного отсутствия; при этом действие выполняется слитно, как единое целое, и настолько легко и быстро, что кажется, будто его выполнение идёт «само собой».

Итак, в методической и психологической литературе орфографический навык квалифицируется как автоматизированное действие, которое формируется у учащихся на основе умений, связанных с усвоением комплекса знаний и их применением на письме. При этом учащиеся овладевают частными операциями. В процессе формирования навыка частные операции превращаются в автоматизированное действие.

1.3.Основы и принципы русской орфографии.

На становление теоретического направления в методике орфографии решающее влияние оказали труд Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844г.) и составленный академиком Я. К. Гротом первый «Свод правил» (1873г.), а также воззрение на обучение правописанию К. Д. Ушинского, Л. И. Поливанова, Д. И. Тихомирова и других учёных-методистов.

Однако в конце 19 — первой половине 20 веков было установлено, что знания, правила сами по себе не ведут к грамотному письму. На этом основании теоретическое направление подверглось критике, правила были объявлены бесполезными и даже вредными для обучения правописанию (И.С.Соломоновский). В школах рекомендовалось уделять больше внимания

списыванию с верных образцов - тренировке руки, зрения, памяти. Борьба «сознательного» и «механического» начал в обучении правописанию привела к обогащению теории: произошёл синтез её лингвистических основ (опора на правила и закономерности письма, лексико-грамматические понятия) и психофизиологических (отработка сенсомоторных навыков). Таким образом, изучение правил стало сочетаться с упражнениями.

В настоящее время в методике обучения орфографии утвердилось положение о том, что формирование орфографических навыков - процесс осознанный, который базируется на определённых знаниях, теории, правилах, подлежащих усвоению и закреплению через систему упражнений.

В русской орфографии различают следующие принципы
правописания слов:        

1.Фонетический принцип письма состоит в том, что слова пишутся точно также, как слышатся. Задача пишущего сводится лишь к тому, чтобы каждый слышимый в слове звук правильно соотнести с соответствующей ему буквой и записать эти буквы в нужной последовательности. Фонетический принцип письма наиболее лёгок для усвоения, поэтому школьников и знакомят с ним в первую очередь, т.е. в 1 классе. Однако для овладения этим принципом всё же необходим ряд предпосылок:

-чёткое и безошибочное различение на слух всех звуков речи;

-правильное произношение всех звуков;

-владение звуковым анализом и синтезом слов;

-знание букв, чёткое различение их по виду.

2.Традиционный принцип написания заключается в том, что многие слова пишутся так, как писались когда-то раньше, без всякого учёта современного состояния русского языка. При написании подобных слов мы не можем воспользоваться какими-либо грамматическими правилами, позволяющими проверить правильность написания. Единственный способ избежать ошибок - это прочное запоминание, заучивание и многократное

прописывание слов, способствующее приобретению прочного навыка правильного письма. Таким образом, овладение традиционным принципом письма связано по сути дела с механическим запоминанием большого количества слов. Более всего здесь может помочь внесение хотя бы некоторой доли осмысленности, упорядочения в сам процесс заучивания: знакомство с этимологией слова, подбор родственных слов и т.д.

3 Морфологический принцип письма заключается в том, что каждая общая для родственных слов значимая часть, или морфема, независимо от особенностей её звучания всегда пишется одинаково. Для успешного овладения морфологическим принципом письма необходимы следующие предпосылки:

-владение учащимися морфологическим анализом слов;

-наличие достаточно большого и осмысленного, систематизированного словарного запаса, который необходим для подбора проверочных однокоренных слов;

-овладение ещё в дошкольном возрасте грамматическими нормами языка.

А.Фонематический принцип письма. По этому принципу независимо от знаний морфемики дети устанавливают сильную позицию звука и слабую. У гласных звуков сильная позиция - под ударением, у согласных - позиция перед гласным звуком.

Одни учёные считают ведущим принципом русской орфографии морфологический принцип, а другие - фонематический. Однако, если мы примем первую трактовку, то объяснить наше правописание до тех пор, пока ученики не знают состав слова (в 1 классе) , невозможно. Фонематический же принцип может быть открыт на самой начальной ступени обучения, так как с фонетическими единицами учащиеся имеют дело уже в букварный период. Значит, ещё до изучения состава слова школьники могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем и понять всеобщий закон письма. А по мере того, как учащиеся будут знакомиться с морфемной структурой слова и

системой его грамматических значений, общий принцип будет конкретизироваться по отношению к морфеме: корню, окончанию, приставке, суффиксу.

Итак, мы рассмотрели ряд принципов, на которых основывается правописание русских слов. В начальной школе дети знакомятся с правописаниями, основанными на разных принципах письма. Рассмотрению методики формирования орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе мы и посвятим следующую главу.

ГЛАВА 2.Методика формирования орфографических навыков на уроках русского языка в начальных классах.

2.1.Содержание орфографического материала в начальный период обучения русскому языку.

Обучение орфографии в школе начинается в 1 классе и продолжается в течение всего курса русского языка. Ещё в период обучения грамоте создаётся теоретическая база для формирования орфографических умений и навыков: учащиеся на специально подобранном материале осознают понятие «орфограмма» и её фонологические опознавательные признаки, усваивают способы обнаружения орфограммы. В ходе обучения вводятся модели орфографических действий со словом, формируется умение устанавливать сильные и слабые позиции звуков.

В период обучения грамоте школьники учатся:

-соотносить букву и звук - сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем и в простейших случаях несовпадения

буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных, устойчивые сочетания шипящих согласных с гласными );

-раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значений;

-переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учётом некоторых ограничений;

-употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в собственных именах существительных;

Таким образом, в период обучения грамоте дети рассматривают орфограммы, опираясь, главным образом, на фонетический, традиционный и фонематический принципы письма.

Морфологический принцип русского правописания начинает вступать в свои права после изучения морфемного состава слова. Так к окончанию начальной школы учащиеся должны уметь писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст 75-80 слов со следующими изученными орфограммами:

-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-звонкие и глухие согласные в корнях слов;

-непроизносимые согласные;

-сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН;

-удвоенные согласные;

-безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова);

-безударные гласные, не проверяемые ударением (слова из словаря);

-правописание приставок и предлогов;

~ЬшЪ разделительные;

после шипящих на конце имён существительных;

после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

-НЕ с глаголами;

-безударные падежные окончания имён существительных;

-безударные падежные окончания имён прилагательных;

-правописание безударных личных окончаний глагола.

Итак, глубокое изучение учащимися перечисленных орфограмм и знание ими несоответствия между звуковой стороной слова и его буквенным изображением (графикой) позволяют воспитать у школьников внимательное отношение к слову, к его чёткому восприятию и грамотному написанию.

2.2. Этапы формирования орфографического навыка.

Начало формирования орфографического навыка - 1 этап - происходит ещё в период обучения грамоте, когда учащиеся понимают и усваивают, что речь делится на слова, слова - на слоги и звуки. Особенно важно — выделение слогов и звуков. Дети начинают понимать, что многие звуки речи имеют самостоятельное обозначение графическим способом. Сами по себе звуки не имеют никакого значения. Но, отличаясь друг от друга, они служат для обозначения слов в устной речи, если объединяются между собой и приобретают значимость в слове. На этом этапе дети постепенно привыкают к тому, что написание многих слов не расходится с произношением. Соотнося звуковую структуру слова с графической, ребёнок овладевает первым навыком правописания - фонетическим письмом, не затрудняясь уже при этом в соединениях элементов в букве, букв в слове.

На 2 этапе формирования орфографического навыка учащиеся также в 1 классе овладевают некоторыми графическими условностями русского правописания:

-обозначением мягкости согласных звуков на письме буквой И, йотированными гласными и мягким знаком;

-умением писать слова, в которых один звук обозначается двумя буквами (моль, конь);

-правописанием слов с йотированными гласными в начале слова или после гласной;

-правописанием традиционных сочетаний шипящих с гласными (жи — ши, ча — ща, чу — щу);

-правилом употребления заглавной буквы.

Начало 3 этапа формирования грамотного письма тоже в какой-то мере лежит в периоде обучения грамоте. Начинается работа над правописанием многих орфограмм: парные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные и другие, хотя названия частей слова учащиеся не знают. Они ориентируются на звуковой состав слова, определяя в нём сильные и слабые позиции звуков. Таким образом, постепенно формируется знание, что полагаться на произношение при записи слов нашего языка нельзя. Заканчивается этот этап во 2 - 3 классах, когда ученики знакомятся с составом слова и с правописанием разных частей слова.

4 этап - морфолого-синтаксический. Здесь обучение орфографии связано с усвоением учащимися синтаксической роли того или иного слова и происходит в старших классах начальной школы. Познакомившись с составом слова, дети изучают орфограммы, основанные на морфологическом принципе русского правописания. Этот этап продолжается до окончания начальной школы и характеризуется не только усвоением новых орфограмм, но и закреплением и доведением практически до автоматизма ранее изученных правил правописания.

Орфографический навык - это автоматизировавшийся компонент речевого действия. Его формированию предшествует овладение учащимися орфографическим действием, в котором выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). А значит, уже с 1 класса у учеников нужно формировать следующие умения:

  1. ставить орфографические задачи (находить орфограммы);

  1. устанавливать тип орфограммы и относить её к определённому правилу (выбирать правило);
  2. правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи
    (определить способ проверки, сделать проверку и записать слово без ошибок);
  3. осуществлять орфографический самоконтроль.

Трудность орфографической задачи состоит в том, что школьник, в сущности, сам должен поставить перед собой задачу: в процессе письма он должен, не отвлекаясь от содержания того, что пишет, и от техники письма, найти в слове орфограмму. Всё это усугубляется тем, что орфограмм очень много: в каждой строке текста от 5 до 10, и время на их решение очень ограничено.

Чтобы обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа с учащимися, которая включает в себя три последовательных шага. Во-первых, нужно научить учеников слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, т. к. впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.

Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а всё же допускает ошибки при письме. Поэтому вторым шагом будет выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, - это научить детей самоконтролю, т. е. Ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы. Но трудность заключается в том, что работу по формированию грамотного письма надо вести не поэтапно, а одновременно. Ещё в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках,

учим детей распознавать их, обозначать определённой буквой, появляются первые орфограммы, а значит, и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.

Так как каждый из этапов формирования орфографического навыка имеет свою специфику, рассмотрим методику обучения постановке и решению орфографических задач, а также упражнений, направленных на автоматизацию орфографического действия, в следующих параграфах.

2.3.Формирование орфографической зоркости.

На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при формировании навыков грамотного письма является умение школьников замечать встречающиеся при написании трудности (Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский и др.). И учёные 20 века -лингвисты (И.С. Ильинская, М. Ф. Панов, С. М. Кузьмина и др.), психологи (Д.Н.Богоявленский, С. Ф. Жуйков, П. С. Жедек, В. В. Репкин и др.), методисты (М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский и др.) настойчиво подчёркивают зависимость результата обучения орфографии от того, насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы. Отсутствие соответствующего умения - орфографической зоркости - вышеназванные авторы считают важнейшей причиной орфографических ошибок. Как пишет М. Р. Львов, «эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограммы в процессе письма.» (7, с.39)

Орфографическая зоркость - это «способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы». (16, с.39) Это умение является основополагающим в обучении грамотному письму. Поэтому прежде всего мы хотим рассмотреть упражнения, применяемые для формирования у учащихся орфографической зоркости:

1)Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое

слово произносится так, как пишется, и поэтому в памяти движений остаются движения речевого аппарата. Чтобы не случилось отрицательного воздействия этого приёма на орфоэпическое произношение, рекомендуется сначала произносить слово орфоэпически, а затем - орфографически.

2)Обозначение орфограмм в звуковой схеме слова. Детям предлагается
«зажечь маячок», то есть под «опасными местами» в составленной ими
звуковой схеме слова положить или нарисовать красный кружок - сигнал
опасности. Например, схема слова
сосна будет выглядеть следующим
образом:        

В букварный и послебукварный периоды обучения грамоте дети уже могут графически выделять орфограммы в ходе орфографического разбора в написанном слове: сосна. Это помогает сделать зрительное восприятие более активным и целенаправленным.

3)Игра «Светофор» помогает на слух определять слова с орфограммами. Учитель произносит разные слова, а дети, как только услышат слово с «опасным местом» (т.е. в нём есть звук, которому при письме нельзя доверять), должны показать красный сигнал светофора: нужно сделать остановку, чтобы объяснить написание слова. Аналогично проводится игра «Поймай-ка», только слово с орфограммой дети должны «поймать» - хлопнуть в ладоши.

4)Нахождение орфограмм в правильно написанном слове, предложении, тексте (своём или чужом) и обозначение их графически.

5)3аучивание считалок и небольших стихов способствует усвоению отдельного написания слов в предложении. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку,  взмахом руки

ограничивая каждое слово. Особое внимание здесь уделяется предлогам и союзам.

6)Выделение слое в слитной записи также способствует усвоению знания о раздельности написания слов. Например, в записи столкроватьшкафполка дети находят и правильно записывают слова стол, кровать, шкаф, полка.

7)Работа над записью предложения:

-выделение границ предложений в тексте. Учитель монотонно читает фразы. Сначала подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, а затем более распространённые и образующие текст. Дети должны хлопнуть в ладоши, отделяя одно предложение от другого.

-постановка точек в предложениях предъявляемых на доске или на карточках. Пример карточки:

У Вари был чиж он жил в клетке чиж не пел Варя выпустила чижа на свободу чиж: сел на ветку и весело запел.

-соединение частей разорванных предложений. Здесь можно рассказать детям историю о том, как подул сильный ветер и все точки в тексте перепутались, а заглавные буквы потерялись. Ребята помогают им найти своё место. Например,

Падает липкий., снег громко лает, щенок мяукает, на заборе кот..

-выделение слов и предложений в слитном тексте и запись их по нормам орфографии (заглавная буква в начале предложения) и пунктуации (точка в конце предложения):

Падаютлистьядуетсилъныйветерльют проливныедожди,.

-чтение всего предложения от конца к началу для правильного выделения слов.

8)Работа с изографами - словами, записанными буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. (См. Приложение 1) Детям предлагается прочитать записанное в изографе слово, найти в нём орфограмму, обвести её цветным карандашом (для более яркого зрительного восприятия) и записать слово в тетрадь.

9)Списывание предложений и текстов по специальной системе, разработанной П. С. Жедек, которая предполагает знание каждым учеником памятки «Как списывать?» и выполнение всех действий строго по ней. (См. Приложение 2)

10)Комментированное письмо - это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение ученика в процессе записи слов, предложений. Аналогичный вид упражнения - предупредительный диктант, во время которого один ученик объясняет встретившиеся орфограммы всему классу в процессе записи диктанта. Это упражнение можно активизировать с помощью игрового приёма «Всезнайка»: у ученика есть колокольчик, который звенит, если в продиктованном слове есть орфограммы (ребёнок их объясняет) , и молчит, если «опасных мест» нет.

     11)Объяснителъный диктант заключается в том, что дети сначала записывают весь диктант, а затем по очереди, начиная с первого предложения, объясняют все орфограммы.

      12)3рителъный диктант - это такое орфографическое упражнение, перед написанием которого учащиеся в воспринимаемом зрительно тексте без пропуска орфограмм находят все «опасные места», объясняют условия их написания. Только после такого орфографического разбора учитель, закрыв текст, начинает диктант.

      13)Письмо по памяти. В ходе выполнения этого упражнения учащиеся тоже делают предварительный орфографический разбор текста, но диктуют его себе сами, т.е. по памяти.

14)Выборочный диктант и выборочное списывание заключаются в том, что учащимся нужно записать только те слова, в которых есть заданные орфограммы. Эти виды упражнений организуют опознавание слов с нужной орфограммой при слуховом или зрительном восприятии текста и уплотняют возможную запись в «единицу времени».

15)Диктант «Проверяю себя», разработанный А. И. Кобызевым, направлен на развитие способности не только уметь обнаруживать орфограммы вообще, но и уметь определять свои личные затруднения. Это упражнение даёт ученику право на пропуск в слове той буквы, в написании которой он не уверен, сомневается. После записи слов, предложений ученик вставляет пропущенные буквы в процессе работы с учебником, со словарём, в ходе совместного обсуждения с соседом по парте или после обращения с вопросом к учителю.

16)Цифровое обозначение орфограмм. Выполняя это упражнение, учащиеся работают с памяткой «Орфограммы», в которой дан перечень изученных орфограмм. (См. Приложение 3) Детям нужно указать над буквами в написанном тексте порядковый номер орфограмм из вышеназванной памятки:

                            Кот живёт у нас на крыше.

А в чулане живут мыши..

А с целью предупреждения ошибок можно предложить детям графическую

схему диктуемого предложения с номерами орфограмм:

_______  _______  _______  ___   _______  _______  Боря и Андрей отдыхали в детском лагере.

17)Игровое упражнение «Учитель». В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик несколько слов на изученное правило с пропущенными буквами - орфограммами. На уроке сначала школьники, сидящие за одной партой, проверяют друг у друга правильность составления работы. А потом ученики, сидящие за соседними

партами, обмениваются заданиями и каждый работает самостоятельно, вставляя пропущенные буквы и записывая проверочное слово. После этого каждый «учитель» проверяет правильность выполнения своего задания.

18)Взаимоконтроль по процессу при работе в парах. Из предложенного упражнения первое предложение или слово читает один ученик, вполголоса называя орфограммы и объясняя их соседу. После этого оба ученика записывают предложение или слово. Затем второй ученик ведёт пояснение и так далее. Взаимоконтроль всего процесса письма почти исключает ошибки в тетради, формирует у учащихся умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.

19)Корректировка письма. Орфографическая зоркость включает в себя умение обнаруживать допущенные опшбки (свои или чужие), для этого эффективны самопроверка и взаимоконтроль. Как игровой приём можно использовать «Письмо от Незнайки», написанное с ошибками, которые дети должны найти и исправить.

20)Коварные диктовки. В данных упражнениях встречаются слова, близкие по звучанию, но отличающиеся на письме. Задача учащегося -распознать такие слова на слух, объяснить их правописание и записать. (См. Приложение 10)

21)При проверке тетрадей учителю полезно не исправлять опшбки учеников, а только подчёркивать неправильно написанное слово, а в дальнейшем лишь ставить на полях пометки или номера орфограмм из Памятки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их.

Итак, мы рассмотрели упражнения, направленные на развитие у учащихся орфографической зоркости - одного из залогов грамотного письма.

2.4.Автоматизация орфографических действий.

Орфографические действия автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы. В исследованиях Д.Н.Богоявленского, С.Ф. Жуйкова и других психологов раскрыт процесс автоматизации сознательных действий при выработке орфографического навыка. Автоматизация сознательных действий, как отмечает Д.Н. Богоявленский, включает: «во-первых, постепенное уменьшение роли осознавания своих действий, во-вторых, свёртывание умственных операций за счёт обосновывающих, а затем и оперативных суждений, в-третьих, объединение и обобщение частных действий в более крупные по своему масштабу действия и в связи с этим расширение границ переноса, в-четвёртых, усовершенствование приёмов выполнения действий, отбор наиболее рациональных способов решения орфографических задач и, в конце концов, автоматизирование действий, при котором учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т.е. без всяких рассуждений.» (2, с. 100)

Формирование орфографических навыков требует многочисленных и разнообразных упражнений, которые в свою очередь базируются на усвоении грамматических понятий и орфографических правил. Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединённых чем-то общим.

В начальной школе орфографические правила и их значимость для грамотного письма легче усваиваются учащимися через такие игровые приёмы, как рифмованные упражнения, включающие в себя слова с определёнными орфограммами и пояснение к ним (См. Приложение 4), и грамматические сказки, образно объясняющие причины возникновения какой-либо орфографической задачи и решение её. (См. Приложение 5)

Для успешного формирования орфографических навыков у учащихся начальной школы мы предлагаем следующие группы орфографических упражнений:

1)Грамматико-орфографический разбор. Это упражнение подразумевает поиск в записанном тексте всех «опасных мест» и объяснение их. Для понимания и закрепления сути искомых орфограмм целесообразно проводить с учащимися некоторые практические действия. Например, при обучении правописанию предлогов можно позволить детям совершать действия относительно предметов и записывать полученные фразы, разбирая изученную орфограмму:

Кошка стоит у_дерева. Собака сидит за__будкой. Ребята бегут по_тропинке.

Возможно также проанализировать расположение предметов и их действия, нарисованные на предметных картинках, для соотнесения приставки и предлога. (См. Приложение 6)

2)Списывание - это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого в момент записи слова, предложения, текста. Оно чаще всего сочетается с выполнением заданий грамматического характера. Это позволяет отработать применение орфографического правила. Кроме того, комплексные упражнения позволяют в единстве с орфографией решать и задачу развития речи. Рассмотрим комплексные виды списывания:

-Списывание со вставлением пропущенных букв. Это упражнение закрепляет умение применять изученное правило;

-Списывание с подбором подходящих по смыслу слов из данных ниже; -Восстановление деформированных предложений и текста. Это упражнение способствует развитию речи учащихся.

-Выборочное   списывание.   Оно   заключается   в   списывании   слов   на определённое правило, на одну орфограмму.  

-Коллективное решение кроссвордов и списывание из них полученных ответов, в которых есть закрепляемая орфограмма. (См. Приложение 7)

-Составление из имеющихся букв или слогов слов и списывание только тех слов, к которым применимо изученное правило. Здесь можно использовать игровой момент «Помоги пчёлке набрать нектар» или др. При этом есть цветы, на которые может сесть пчёлка, и тогда образуются новые слова, которые дети и записывают в тетрадь, выделяя орфограмму. А есть такие цветы, на которые нельзя садиться - иначе получится слово с ошибкой! (См. Приложение 8)

3) Диктант - вид орфографического упражнения, сущность которого для учащегося состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста. Как писал И.С. Никурашин, «усвоение учащимися звуковой стороны слова осуществляется в 1 классе в букварный период. Чем чаще учитель проводит в этот период анализ слова, чем больше внимания уделяет правильному, громкому, отчётливому произношению, чем настойчивее он проводит письмо по слуху, тем легче дети овладеют навыком орфографии и грамотного письма.» (10, с.29) Поэтому для формирования орфографических навыков данный вид работы важно проводить уже с 1 класса. В начальной школе используют следующие виды диктантов:

-Предупредительный диктант, при записи которого учащиеся сначала объясняют услышанные орфограммы, а затем записывают.

-Объяснительный диктант помогает уже после записи проверить правильность написания слов с орфограммами.

-Выборочный диктант подразумевает запись только определённых слов или словосочетаний с изучаемой орфограммой.

-Свободный диктант. Этот вид упражнений допускает для учащихся некоторую свободу в выборе слов при записи диктуемого текста, изменения структуры предложения. Диктуемый текст произносится сначала целиком, затем по частям. Записывается каждая часть после повторного её прочтения.

-Самодиктант, или письмо по памяти. Учащиеся запоминают текст, воспринятый зрительно или на слух, и затем пишут его самостоятельно. Самодиктант может иметь и поисковый характер: учащиеся должны записать слова на изученную орфограмму, зашифрованные в ребусах, шарадах. (См. Приложение 9)

-Устный диктант. Учитель называет слова с изучаемой орфограммой или слова из словаря, а учащиеся показывают правильные буквы карточками из набора букв или пальчиковой азбукой, которая способствует также развитию мелкой моторики детей, что тесно связано с развитием речи учащихся.

-Проверочный диктант. Это упражнение ставит целью выяснить уровень владения учащимися только что изученным и ранее отработанными правилами.        

      4)Лексико-орфографические упражнения. Эти упражнения подразумевают работу над семантикой орфографически разбираемого слова. Например, дети понимают, что допустив ошибку на изучаемое правило, они могут изменить значение слова:

луг — лук    лиса — леса     Роза — роза рог-рок    рана— рано    Шарик — шарик

Кроме этого, к лексико-орфографическим упражнениям относится работа со словарями, где учащиеся могут не только посмотреть написание слова, но и уточнить его значение, что пополняет и активизирует словарный запас детей. С помощью этимологического словаря школьникам будет легче запомнить слова, написание которых нельзя проверить. Например, при изучении слова «вокзал» из словаря учащиеся узнают, что слово появилось в 19 веке в Англии. В окрестностях Лондона некая предприимчивая дама по имени Джеймс Вокс превратила свою усадьбу в место для гуляний. Она построила павильон и назвала его «Вокс-холл» - «Зал госпожи Вокс». Вскоре так стали называть другие заведения с садами. В конце 19 века слово вокс-холл, или воксал, стало означать уже «концертный зал на железнодорожной станции». А вскоре последняя   часть   слова   изменилась   под   воздействием   слова   «зал».

Превратившись в слово вокзал, в русском языке оно стало названием станционного здания для пассажиров любого вида транспорта. ( Ушакова О.Д. Словарные слова: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2005)

  1. Работа с перфокартами, составленными на определённую
    орфограмму, помогает активизировать внимание учащихся на одном правиле,
    даёт возможность проверить свои знания в данной области орфографии. Для
    учителя предлагаемый вид работы имеет ряд преимуществ: можно за короткий
    период времени оценить степень усвоения той или иной орфограммы, помочь в
    формировании   у   учащихся   навыка   правильного   написания наиболее распространённых слов. (См. Приложение 11)
  2. Приёмы мнемоники облегчают запоминание трудных слов и
    увеличивают объём памяти за счёт образования искусственных ассоциаций. С
    точки зрения культуры умственного труда мнемоника - один из самых удобных приёмов запоминания. Группы слов для запоминания можно составлять не только по тематическому принципу или по тождеству орфограммы, но и с учётом ритма, а на таблицах располагать слова в столбик, или группами, или лесенкой. (См. Приложение 12)
  3. Работа с дидактическими пособиями позволяет не только
    организовать более сжатое закрепление или повторение изученных орфограмм,
    но и знакомит учащихся с литературными произведениями, что способствует
    обогащению их словарного запаса и воспитанию интереса к языку. Например, в
    Сборнике   самостоятельных   работ   «Вставь   букву!»   Т.В.   Шкляровой использованы отрывки из стихотворений А. Фета, А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Гумилёва и др. Поэтому учащиеся не только вставляют пропущенные буквы и пишут   проверочные   слова,   но   и   читают   произведения   высокого художественного уровня.

8)Творческие письменные работы. К ним относятся изложения и сочинения. Они характеризуются чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся - обогащение их словарного запаса и развитие навыков связной письменной речи. Изложения и сочинения могут проводиться на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Творческие письменные работы могут носить занимательный характер. Например, детям предлагается написать письмо Деду Морозу, послать сообщение по электронной почте своему другу (при этом друг получает его и проверяет), написать статью в классную газету на определённую тему и т.д.

Итак, в данной главе мы рассмотрели некоторые орфографические упражнения, которые используются нами с целью формирования грамотности учащихся, подчеркнув при этом главную задачу учителя - развитие орфографической зоркости учащихся. Проследить успешность предлагаемых методов и приёмов можно с помощью сравнительного анализа диктантов и проверочных работ, проводимых в классе. Данный анализ результативности работы по развитию орфографической грамотности класса представлен нами в виде диаграмм, в которых прослеживаются изменения орфографических навыков учащихся испытуемого (Приложением)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проанализировав природу орфографического навыка и этапы его формирования, мы сделали вывод, что учащиеся уже в 1 классе получают необходимые сведения о звуках речи, их сильных и слабых позициях. Именно в этот период закладываются основы орфографических знаний, умений и навыков, которые усложняются, совершенствуются и в конечном итоге автоматизируются на протяжении всего обучения в начальной школе да и при дальнейшем усвоении курса русского языка. От правильности и прочности усвоенных в начальный период обучения орфографических навыков зависит развитие грамотности ребёнка.

Ведущие русские психологи и методисты считают главным в
обучении правописанию орфографическое правило, его применение, т.е.
решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при
условии, что ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только
сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном
написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое
орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением,
первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма,
основы которого формируются в начальной школе. Именно поэтому мы
считаем, что большую часть орфографической работы на уроках русского
языка необходимо посвятить упражнениям, направленным на развитие
орфографической зоркости учащихся. Кроме этого, упражнения должны
помогать детям овладевать операциями, обеспечивающими применение
правила, уточнять сущности и формулировки правила, находить решение
поставленных орфографических задач.        

Чтобы сформировать у учащихся прочный навык грамотности, необходимо также осознавать взаимосвязь конкретных методических приёмов с воспитательным, образовательным и развивающим обучением. Ощутимыми результаты работы по формированию орфографических навыков будут в том случае, если наряду с уже известными и опробированными приёмами будут использоваться новые, но не менее эффективные приёмы, которые мы описали в данной работе.

Иными словами, уже в начальной школе посредством различных орфографических упражнений и заданий необходимо и вполне возможно формировать у учащихся первоначальные орфографические навыки, являющиеся основой для развития грамотности школьников.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Изографы.

1)Пенал


2)Сорока

3)Слониха      

5)Паровоз


6)Велосипед

Приложение2. Памятка ПС. Жедек «Как списывать?»

1)Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2)Повтори предложение, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3)Отметь опасные места.

4)Прочитай так, как написано.

5)Не глядя на запись, так же повтори.

6)Пиши, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места.

7)Прочитай по слогам: проверь, все ли буквы на своих местах.

8)Сверь опасные места: все ли отмечены, правильны ли буквы.

Приложение3. Памятка «Орфограммы»

1)3аглавная буква в начале предложения.

2)3аглавная буква в именах собственных.

3)Сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн.

4)Непроверяемая орфограмма (слово из словаря).

5)Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

6)Парная согласная.

7)Непроизносимая согласная.

8)Обозначение мягкости согласного буквой Ь.

9)Разделительные Ь и Ъ.

10)Правописание предлогов, союзов.

31

Приложение4.

Рифмованные упражнения

«Ударный слог»

Ударный слог, ударный слог- Он назван так не даром!

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит!

                 

              А. Шибаев

«Безударная гласная»

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

«Парные согласные звуки»

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

«Зуб» на «зубы», «лёд» на «льды» -

Будешь грамотным и ты.

 Где растёт морковь? - На грядках.

Буквы пишут где? - В тетрадках.

 Чистим что мы? - Чистим зубки.

 Надеваем в холод? - Шубки.

Любим все? - Снежки, салазки.

 А читаем часто? - Сказки.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

«Непроизносимые согласные»

Есть согласные - плутовки,

 До чего шалуньи ловки!

Их не слышишь, а пиши,

 Проверяй, да не спеши.

«Мягкий знак»

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

 «Тридцать, двадцать, десять, пять.»

 Вместо «шесть» получим «шест»,

 Вместо «есть» напишем «ест».

Станут «пенками» пеньки,

 «Уголками» - угольки,

 «Банька» в банку превратится.

 Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

«Правописание ЧНи ЧК»

Козочка, горочка,

 Тридцать три пригорочка.

Ой, ЧК! ЧК! ЧК!

 Ты ночная звёздочка.

Знаем мы наверняка,

Как писать ЧН, ЧК!

«Сочетания ЧА и ЩА»

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЧА, и ЩА!

«Сочетания ЧУ и ЩУ»

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувство и чулан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу –

Я с У пишу и ЧУ, и ЩУ!

«Сочетания ЖИ и ШИ»

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

 Машины и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Все сочетанья ЖИ и ШИ

 Ты только с буквой И пиши!

«Большая буква»

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше букв-подруг.

 Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

 Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

 Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у слова в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк,

В букве большой - уважения знак.

Е. Измайлов

«Твёрдый знак»

Было «сели», стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? - Твёрдый знак.

 Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.