ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку

Орфографическая грамотность всегда занимала главную и значимую позицию в русском языке. Но что же включается себя орфографический навык, как его развивают у обучающихся? В данной статье произведено исследование о том, как хорошо и качественно он усваивается обучающимися в школах. В нашей работе проведено исследование о том, как хорошо и качественно усваивается орфографический навык обучающимися в школах, ставится основная проблема формирования орфографического навыка.
В заключении статьи представлены рекомендации учителю по развитию орфографического навыка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_abolishina.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:


ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аболишина Виктория Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №455 с углубленным изучением английского языка Колпинского района города Санкт-Петербурга

Аннотация статьи.

Орфографическая грамотность всегда занимала главную и значимую позицию в русском языке. Но что же включается себя орфографический навык, как его развивают у обучающихся? В данной статье произведено исследование о том, как хорошо и качественно он усваивается обучающимися в школах. В нашей работе проведено исследование о том, как хорошо и качественно усваивается орфографический навык обучающимися в школах, ставится основная проблема формирования орфографического навыка.
В заключении статьи представлены рекомендации учителю по развитию орфографического навыка.

Ключевые слова.

Орфографическая грамотность, орфографический навык (зоркость), формирование, учитель, ученик, результат выполнения.

Текст статьи.

Орфографическая грамотность в начальной школе является немаловажной в обучении и воспитании младших школьников. Её необходимость подтверждает основная образовательная программа начального общего образования: «Выпускник на этапе начального образования сможет применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов и овладеет умением проверять написанное».

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) ставится конкретная задача научить школьников осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила … при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное. [4, п.12.1]

В последнее время значение грамотности в общей языковой культуре снижается. Основной причиной допущения ошибок является недостаточно сформированная орфографическая зоркость, т. е. способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Формирование орфографической зоркости зависит от уровня сформированности орфографического самоконтроля у учащихся. И многочисленные исследования подтверждают, что проблема формирования орфографической грамотности остается одной из главных проблем обучения школьников. Так, например, при анализе работ 2018 года ВПР по предмету «Русский язык» приняли участие 9376 обучающихся 4-х классов Курганской области. Из них 83 % выпускника начальной школы справились с проверочной работой. Не освоили большую часть планируемых результатов 17 % школьников начального уровня общего образования Курганской области.
Рассмотрим результаты выполнения школьниками Части № 1, направленной, прежде всего, на проверку базового умения обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Для сравнения в скобках представлены результаты выполнения школьниками ВПР в прошлом году. Итак, в 2018 году 57 % (62 %) школьников показали достаточный и высокий уровень сформированности орфографических умений и навыков. Соответственно, 43% выпускников не справились с заданием базового уровня. На контроль ставилась проверка у школьников умения грамотно писать, причем только в рамках изученных орфограмм.

Это обусловлено тем, что учащиеся заучивают лингвистические определения и правила, далеко не всегда и не в полной мере осознавая сущность отражаемых ими явлений; а учитель, в свою очередь, уделяет недостаточное внимание организации мыслительной деятельности учащихся. [1, с.1]

Опираясь на задачи ФГОСа возникает проблема: в каком виде и в каком объеме учитель должен дать знания, которые необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно.

И вместе с проблемой возникают противоречия между орфографической грамотности учащихся и недостаточной разработанностью научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников; потенциальными возможностями русского языка как предмета в развитии орфографической зоркости и недостаточностью специально разработанных обучающих и диагностирующих материалов для реализации этих возможностей.

В ходе исследования мы рассмотрели особенности формирование орфографических навыков. За всю историю своего существования у школ стояла перед собой цель – научить детей грамотности. И, говоря об обучении орфографии, имеют в виду формирование орфографических навыков. Навыки – автоматизированные элементы в работе, которые входят в целенаправленную активность человека как способ достижения этой работы. Когда человек пишет книгу или сообщение, он думает над содержанием того, о чем пишет, а не над орфографией каждого слова. Однако, мы начинаем сознавать орфографическую форму тогда, когда затрудняемся его написать. Возможность проконтролировать как раз и отличает сознательно сформированные операции от операций, возникших путем «прилаживания» действия к определенным образцам. [3, с.124-126]

Что касается формирования орфографических навыков на уроках русского языка, то под орфографическим навыком чаще всего предполагается формирование орфографической зоркости, т.е. основой проверки орфограмм служит умение заметить орфограмму, опознать ее, соотнести с правилом, с грамматической основой. Узнавание орфограммы и последующее взаимодействия с ней должны протекать с большой скоростью, чтобы не задерживать письма, не отвлекать школьника от того, что он пишет. Обследование уровня зоркости детей дают следующие результаты: от 20% до 60% (учитывались только изученные типы орфограмм), лишь у отдельных учащихся достигает 90%.

Для ориентировки в орфограммах, для их обнаруживания и проверки школьникам и учителям рекомендуется знать: природу данного явления, т.е. принцип, лежащий в основе; опознавательные признаки орфограмм данного типа; какие знания и у меня необходимы школьнику для проверки – решения грамматико-орфографической задачи.

Поэтому важно подобрать определенные упражнения разной сложности, которые помогут в формировании орфографических знаний у школьников. [2, с. 307-310]

Для выявления уровня сформированности орфографического навыка было проведено исследование. В нем приняло участие 30 студентов Некрасовского педагогического колледжа разного возраста (16-20 лет) и были предложены следующие задания с использованием возможностей гугл-сервиса, а именно гугл-теста:
1. Какую букву следует вставить слове ад.ютант?

1) Ь

2) Ъ

2. Выберете правильный ответа:

1) Он также хорошо справлялся с этим заданием

2) Он так же хорошо справлялся с этим заданием

3. Запишите слово "клеить" в настоящем времени 3-ем лице множественном числе. 

4. В каком слове(-ах) пишется буква А

1) п...рфюмерия
2) м...билизация
3) кр...потливый
4) импр...визация

5. В каком из рядов во всех словах пишется буква А?

1) прил...гательное, з...рянка (птица), выр...щивать
2) сл...гаемое, р...ставщик, к...саться
3) прик...снулся. предл..жение. р..слый
4) приг...рь, отр..сль, прил...жить

6. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

7. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
2) В Мещёрском крае можно встретить никогда (не)кошенные луга.
3) Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывёт он по зеркальной глади воды.
4) Трава, ещё (не)успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.

8. В каком слове на месте пропуска следует писать букву И?
1) н...кем заменить
2) н... в чем не нуждаюсь
3) н...сколько лет
4) н... о чем думать

 9. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, вставьте недостающую букву(-ы).
Я с…дел с матерью в деревя…ом сарае под с…л…ме(н/нн)ой крышей. В открытых, мутных от пр…л…вного дождя воротах голубыми з…гзагами полыхала молния. Тор…плив… кр…стилась мать крепко пр…жимая меня к груди. 

10. Выберите правильный вариант ответа:
1) полурока
2) пол-урока
3) пол урока

11. Запишите правильный вариант ответа: по...скользнуться

12. Выберите правильный вариант ответа
1) вряд ли
2) врядли
3) врятли
4) врят ли

13. Выберите слово, где корень содержит чередующуюся гласную А?

1) безотл…гательный

2) усл…жнять

3) предраспол…женный

14. В каком варианте условие выбора написания чередующейся гласной зависит от ударения?
1)РАСТ/РАЩ/РОС
2)МАК
/МОК
3) ГОР
/ГАР

15. В каком из слов написание чередующейся гласной зависит от суффикса А?
1) догорает
2) блистательный
3) склонение

Подводя итоги тестирования, можно назвать следующие результаты: наиболее частые ошибки были в заданиях №1 (знание правила правописания разделительного твердого и мягкого знаков).  В задании №2 (знание правила правописания частей речи с частицами). В задании № 3 (знание правила спряжения глаголов). В задании №10 (знание правила правописания слов с приставками пол-, полу-). В заданиях №14 и 15 (знание правило правописания корней с чередующимися гласными).

Самыми трудными показались следующие задания: задание №2 — 42%, задание №3 — 40%, задание №10 — 53%. (см. выше)

На основе результатов исследования можно сделать следующий вывод: даже студенты, которые закончили основное общее образование (9 классов), не имеют достаточный уровень орфографического навыка, поэтому допускают ошибки в знакомых и изученных ими орфограммами раннее. Что подтверждает предположение о том, что то или иное правило было заучено, но непонятно до конца во время изучения темы или позже.

Для формирования орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе мы предлагаем использование следующих заданий и упражнений:
1)Использовать упражнения с записью исходного текста (диктант с опорой на слуховые образы)
2) Использование разных видов списывания (с опорой на зрительные образы)
3) При работе с текстом графически выделять грамматические и орфографические явления (можно использовать условные обозначения)
4) Творческая работа или творческие упражнения (учащийся сам составляет текст)
5) Написание диктантов
6) Решение орфографических задач

Также рекомендуется использовать следующие приемы: 

1) Использование системы орфографических упражнений

2) Использовать тест с пропущенными орфограммами (учащиеся должны опознать орфограмму, вспомнить правило и выбрать верную вариант)

3) Письмо по памяти (используя текстовый или зрительный материал в виде картинки)

4) Работа со словарями (осуществляется поиск орфограмм, объяснение их)

5) Написание предупредительных, объяснительных, контрольных диктантов

6) Использование комментированного письма или орфографического комментирования (является лучшим средством выработки орфографической зоркости и предупреждения ошибок).

Кроме того, учителю необходимо помнить, что для получения результатов в формировании прочных орфографических навыков, необходима непрерывная работа.

Значимость данной исследовательской работы состоит в том, чтобы осветить проблему орфографической грамотности у младших школьников и предложить направление работы учителю по обучению грамотному письму младших школьников с помощью применения задачного подхода.  

Список литературы:

  1. Анализ и интерпретация результатов выполнения школьниками всероссийских проверочных работ в 2018 году. Русский язык
  2. Методика преподавания русского языка; М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.
  3. Русский язык в начальных классах (теория и практика обучения) под ред. М.С. Соловейчик;
    статья М.Р. Львова «Перспективы методики правописания в начальной школе (Нач.шк №8)
  4. ФГОС НОО 12.1 Филология, Русский язык


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».

Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...

Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка          ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...

Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка»

               Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингв...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - ...