Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку для 4 класса.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Андреева Галина Николаевна

Занимательная лексика для младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова. Занимательная лексика для младших школьников». (4 класс).

Дата

Тема занятия

Цели занятия

Материалы, средства

1

2

3

4

5

1.

07.09

Лексическое значение слова

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Дать понятие о лексическом значении слов, познакомить с толковыми словарями русского языка.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Толковый словарь русского языка», В.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка». М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова. «Школьный толковый словарь русского языка».

2.

14.09

Прямое и переносное значение слова.

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Изучить особенности прямого и переносного значения слов, учить правильно употреблять слова в речи в прямом и переносном значении.
  3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Толковый словарь русского языка».

Карточки с заданием для творческих групп.

3-4

21.09

28.09

Ударение меняет значение.

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Изучить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.
  3. Способствовать развитию творчества у учащихся.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Толковый словарь русского языка». Орфоэпический словарь, орфографический словарь, карточки с заданием, таблица «Произноси правильно!»

5-6

05.10

12.10

Пестрое семейство синонимов

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Изучить особенность синонимичного ряда слов углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учиться правильно употреблять слова-синонимы в речи.
  3. Способствовать развитию творчества у

      учащихся.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Толковый словарь русского языка». З.Е.Александрова. «Словарь синонимов русского языка». Карточки для игры в лото, карточки с заданиями, чайнворд.

7-8

19.10

26.10

Великое противостояние антонимов.

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Изучить особенность антонимического ряда слов углубить и расширить знания и представления детей об антонимах, учить правильно употреблять слова-антонимы в речи.
  3. Способствовать развитию творчества и  

           обогащениюсловарного запаса  

           у учащихся.

С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», М.Р. Львов.  «Словарь антонимов  русского языка». Карточки с заданием, карточки для лото

9.

02.11

Слова-двойники. Омонимы

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Изучить особенность омонимов, углубить и расширить знания и представления детей об омонимах, учиться правильно употреблять слова-омонимы в речи.
  3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Кроссворд, карточки для работы в группах

10.

16.11

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Изучить разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы, углубить и расширить знания и представления детей о разновидности омонимах.
  3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»

11.

23.11

Похожи, но не одинаковы. Паронимы

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Изучить особенность слов-паронимов, углубить и расширить знания и представления детей о лексике русского языка.
  3. Способствовать развитию творчества у уч-ся, обогащению словарного запаса детей

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «толковый словарь русского языка»

12.

30.11

Из глубины веков. Архаизмы

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Изучить особенность устаревших слов – архаизмов, углубить и расширить знания и представления детей об архаизмах, учиться правильно употреблять и понимать архаизмы в речи.
  3.  Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у уч-ся

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Рисунок, изображающий человека, карточки со словами, картина В. Васнецова «Богатыри»

13-14

07.12

14.12

Красна речь пословицей

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Изучить особенность русских пословиц и поговорок,  углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно употреблять пословицы и поговорки в речи.
  3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками

В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием, рисунки к пословицам

15.

21.12

Устойчивые сравнения

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Изучить особенность устойчивых сравнений русского языка, углубить и расширить знания и представления детей об устойчивых сравнениях, учиться правильно употреблять сравнения в речи.
  3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными сравнениями и выражениями

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием, кроссворд

16-18

11.01

18.01

25.01

Фразеологические сравнения

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учиться правильно употреблять фразеологизмы в речи.
  3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями

С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», В.П. Жуков. «Школьный фразеологический словарь русского языка». Карточки с заданием, кроссворд

19.

01.02

Шарада

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Познакомить с особой загадкой – шарадой.
  3. Способствовать развитию творчества у уч-ся

Шарады, карточки с заданием. С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка »

20.

08.02

Поиграем в слова

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Познакомить с особыми филологическими загадками – метаграммами, логогрифами, перевертышами.
  3. Способствовать развитию творчества у обучающихся

Метаграммы, логогрифы, перевертыши, карточки с заданием

Часть II. Слово о словах

21.

15.02

Откуда ты, имя?

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Выяснить, откуда пришли названия имен, дать представление о том, какие имена носили люди в Древней Руси.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса у уч-ся

Загадки, пословицы

22.

22.02

Отчество и фамилия

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Выяснить, откуда пришли отчества и фамилии в русский язык, дать историческую справку.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса у уч-ся.

С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

23-26

29.02

07.03

14.03

21.03

Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень.

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.
  3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у уч-ся

О.Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника». Загадки, пословицы, поговорки

27.

04.04

«Крутится-вертится шар голубой…»

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Выяснить, что означают названия материков, частей света.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса у уч-ся

Карта полушарий, кроссворд, С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка»

28.

11.04

В гостях у сказки

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Выяснить, откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса у уч-ся

С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».

29.

18.04

Что нужно школьнику

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Выяснить, откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса у уч-ся.

Загадки

30.

25.04

Скатерть-самобранка

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Выяснить, откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
  3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у уч-ся.

О.Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника»

31.

02.05

Растения – почему их так называют?

  1. Развить познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса у уч-ся

Загадки, кроссворд, картинки с изображением растений или гербарий

32.

08.05

Птицы и звери – почему их так называют?

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Выяснить, откуда пришли названия животных.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса у уч-ся

Загадки, кроссворды, О.Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника» (6 – по числу групп)

33.

16.05

О том, что мы носим

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса у уч-ся

С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», О.Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника», загадки, кроссворд

34.

23.05

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай»

  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  2. Обобщить знания, полученные во время занятий.
  3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у уч-ся

Бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6, карточки с заданиями

Заместитель директора по внеклассной работе___________________/Хохрина Л.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по русскому языку (2 класс) по ФГОС

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен и разнообразен мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного освоения всех учебных предметов. Содержание...

Календарно-тематическое планированиес КЭС и КПУ по русскому языку 3 класс

КТП с КЭС и КПУ по русскому языку 3 класс Школа России....

Календарно- тематическое планирование кружка внеурочной деятельности "Интересный русский язык" 1 класс

Календарно- тематическое планирование кружка внеурочной деятельности "Интересный русский язык" 1 класс...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку, 2 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку во 2 классе...

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык (4 класс)

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности РПС ("Развитие познавательных способностей") "Юным умникам и умницам" "Занимательный русский язык" 4 кл...