Урок русского языка по теме:" Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лабзина Елена Николаевна

 

Пояснительная записка

     Урок строится в нестандартной форме – в форме  путешествия в сказку. На уроке сочетаются различные виды деятельности: фронтальный опрос, самостоятельная работа, коллективная работа. Тема урока определяется в совместной деятельности учителя с учащимися. Закрепление изученного материала строится в логической последовательности сюжета урока. Игровая форма проведения урока развивает познавательную активность учащихся, побуждает детей более активно участвовать в уроке, показывать свои знания в устном и письменном виде. На протяжении всего урока поддерживается интерес к теме урока, через вовлечение в сказку. Вся выполняемая работа корректируется, контролируется и  проверяется. Между этапами осуществляются логические переходы. Вопросы и задания требуют активной мыслительной деятельности.  Итоги урока подводятся в совместной деятельности.

Актуальность: практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной. Чтобы научиться правильно писать, ребенок должен овладеть правилами орфографии. Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.

      Таким образом, проблема развития орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка младшего школьника является актуальной.

Методические рекомендации.

Дифференцированный подход к учащимся.

Адаптация материала к уровню данного класса.

Формулировка и осмысление вопросов и заданий.

Составление разно уровневых карточек.

Значимые элементы – наглядно-изобразительные материалы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Урок строится в нестандартной форме – в форме  путешествия в сказку. На уроке сочетаются различные виды деятельности: фронтальный опрос, самостоятельная работа, коллективная работа. Тема урока определяется в совместной деятельности учителя с учащимися. Закрепление изученного материала строится в логической последовательности сюжета урока. Игровая форма проведения урока развивает познавательную активность учащихся, побуждает детей более активно участвовать в уроке, показывать свои знания в устном и письменном виде. На протяжении всего урока поддерживается интерес к теме урока, через вовлечение в сказку. Вся выполняемая работа корректируется, контролируется и  проверяется. Между этапами осуществляются логические переходы. Вопросы и задания требуют активной мыслительной деятельности.  Итоги урока подводятся в совместной деятельности.

Актуальность: практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной. Чтобы научиться правильно писать, ребенок должен овладеть правилами орфографии. Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.

      Таким образом, проблема развития орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка младшего школьника является актуальной.

Методические рекомендации.

Дифференцированный подход к учащимся.

Адаптация материала к уровню данного класса.

Формулировка и осмысление вопросов и заданий.

Составление разно уровневых карточек.

Значимые элементы – наглядно-изобразительные материалы.

Тема: Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цель: научить грамотно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи:

Образовательная: формировать орфографические знания, умения и навыки на основе развития орфографической зоркости, систематизировать  о знания учащихся о правописании гласных после шипящих, развивать умения распознавать в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, закрепить написание словарных слов;

Коррекционно-развивающая: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес, речь учащихся через обогащение словарного запаса, коррекция зрительного и слухового восприятия;

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к учебе.

Аудитория: ученики третьего класса.

Продолжительность:  45 минут.

Оборудование: касса букв, карточки со словами для индивидуальной работы, карточки с текстом, словарные слова, слова – названия признаков, схема предложения, книги  со сказками, платки, хворост, ведерко, две корзины, два полушубка, два сарафана, двое сережек, двое бус, доска картинки: земляника, ворона, зайчата, березы, яблоки, мультимедийный проектор, ноутбук, мелодия «В гостях у сказки».  

План урока

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание и мотивация
  3. Минутка чистописания
  4. Актуализация знаний учащихся

а) самостоятельная работа с дальнейшей проверкой

Физкультминутка

б) словарная работа

в) деятельность с текстом

      5. Рефлексия. Подведение итогов

Ход урока

  1. Организационный момент.

С  добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень!

Утром надо не зевать,

А писать и отвечать!

  1.  Целеполагание и мотивация.

           - Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по сказке. Я несла вам название, а оно упало и рассыпалось. Давайте вместе составим его.

АШАД И АШАМ (даша и маша)

- Правильно. Скажите все ли правильно в названии?

(Нет.  Имена людей пишутся с большой буквы)

- Давайте исправим ошибку.  (Дети меняют прописные буквы на заглавные.)

Даша и Маша

- Кто знает автора этой сказки?

(Русская народная)

-Какая шипящая согласная есть в этих словах?

(Шипящая согласная – Ш)

- А какие еще шипящие согласные вы знаете?

(Щ, Ч,  Ж – шипящие согласные)

-Какие правила вы знаете о шипящих?

(Жи-ши – пиши с гласной И, ча-ща – пиши с – А, чу-щу – пиши с – У.)

- Сегодня на уроке мы будем тренироваться в написании слов с сочетаниями: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, повторим словарные слова.

        3.  Минутка чистописания.

- Откройте тетради. Отступите одну строчку. Запишите число. Классная работа. На чистописании мы с вами запишем сочетания, но не обычно.

жИ шИ чА щА чУ щУ

4.Актуализация знаний учащихся.

- Давайте прочитаем хором название сказки.

(Дети читают хором)

(Стук в дверь.  Входят две девочки.)

- А вы кто?

(Я – Даша, я – Маша. Вы же нас сами позвали.)

- Хорошо, что пришли. Будете помогать нам путешествовать в сказке. Ребята, а кто еще был в сказке?

(Старушка.)

- За старушку буду я. (Накидываю платок на плечи).  Отправляемся в сказку. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)

Однажды Даша и Маша отправились в лес. На поляне белая березка шумит, под березкой избушка стоит, одним окошечком, как глазком на девочек глядит, а около дома старушка сидит. (Слайд 1)

- Здравствуйте, бабушка.

- Здравствуйте, девочки. (Роняю листки из рук. Машенька поднимает.)

- Спасибо тебе дитятко. Возьми подарочек.

- Это, ребята ваше первое задание, чтобы его выполнить, вам нужно вспомнить правила, над которыми мы работаем на уроке.

(Жи-ши, ча-ща, чу-щу)

а) Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой        

- На карточке слова с пропущенными буквами. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркните сочетания. Не забывайте применять правила. Какие вопросы?

– Приступили к работе.


Ш.шка, кувш.н, еж., рощ., щ.ка, ч.чело, волч.та, ландыш., ч.щ..

- Какие слова вам не понятны?

(Чаща -  густой, трудно  проходимый лес; заросли.

Роща -  небольшой – обычно лиственный лес.)

Проверка.

- Прочитайте слова, в которых вы написали гласную – И.

- Прочитайте слова, в которых вы вставили – А.

- Прочитайте слова с гласной – У.

Давайте посмотрим какой подарок получила Маша.

Развязала Машенька узелок, а там два сарафанчика. Примерила Маша сарафанчик, не нарадуется, а у Дашеньки губы дрожат:

-Экая ты, Машенька, счастливица.

А Машенька говорит:

-Подружка-голубушка! Да сарафанчиков-то два: один тебе, один мне – вот мы и с обновками.

5. Физкультминутка.

- Давайте, ребята, немного отдохнем.

Ши-ши-ши – ты руками помаши,

Жи-жи-жи – право-лево покажи,

Ча-ча-ча – тяни руки до плеча,

Ща-ща-ща – головою повращай,

Чу-чу-чу – ты присядь, я промолчу,

Щу-щу-щу – всех глазами поищу.

б) Словарная работа.

- Собрались девочки в лес по ягоды. Вышли на полянку. На полянке березка растет, под березкой избушка стоит. А бабушка из лесу идет, большую вязанку хвороста несет. Машенька к старушке подбежала:

 - Давай, бабушка, я тебе помогу.

- Спасибо тебе, дитятко, что пожалела меня. Возьми подарочек.

 - А это, ребята, ваше второе задание. (Из хвороста достаю карточки.)  Посмотрите на доску. Найдите на доске словарные слова. (Называют по картинкам слова, четко проговаривая.)

- А теперь посмотрите на карточки. Это слова, которые вы называли. Давайте прикрепим их на доску, по очереди, читая слова и называя букву, которую нужно вставить.

Б.резка, з.мл.ника, к.рзинка, ябл.ко, в.рона, з.йчата.

- У меня еще есть слова на карточках.

Живая, душистая, чужая, душистое, пушистые, чудесная.

- Прочитайте их, составьте словосочетания.

Чудесная березка, душистая земляника, пушистые зайчата, живая ворона, душистое яблоко, чужая корзинка.

- Запишите словосочетания в тетрадь через запятую, подчеркнув сочетания и опасные буквы.

Развязала Машенька узелок, а там два полушубка. Надела его, не нарадуется, а Даше обидно:

- Экая ты, Машенька счастливица.

- Подружка-голубушка! Да полушубков-то два: один-тебе, а другой-мне.

б) Деятельность с текстом.

Собрались девочки в лес за черникой.  На полянке по-прежнему березка шумит, под березкой избушка стоит,  одним окошечком на девочек глядит. А бабушка из-под горки идет, ведерко водицы несет. Машенька подбежала к бабушке, ведерко до дома донесла.

Старушка девочку поблагодарила и дала ей ларчик. Взяла его Машенька, спасибо сказала, и побежали девочки домой.

- В ведерке третье задание для вас. На карточке текст. Прочитайте его, найдите ошибки и исправьте их.


На даче.

Все лето мы жыли на даче. Дачя у самой речки. Дальше роща. Часто мы ходим в рощю. С нами овчарка Чюдак. Чюдак сторожыл корзинки.

- Сколько ошибок вы нашли? (6)

-Посмотрите на доску. Что это?

|________   __     _____________    __________  .

(Это схема предложения)

- Что еще о ней вы можете сказать?

(Предложение состоит и 4 слов. Есть предлог.)

- Найдите в тексте предложение, которое подходит к схеме.

(Дача у самой речки.)

- Выпишите предложение в тетрадь. Составьте схему.

Открыла Маша ларчик. В ларчике две пары подвесок в уши и двое бус. А у Даши губы дрожат:

- Экая ты, Машенька, счастливица! Какой тебе бабушка подарок сделала…

- Подружка милая, да тут и на твою долю хватит.

Даша и говорит Маше:

- Пойдем завтра к бабушке, и что бы бабушка ни делала, я во всем ей помогать буду.

Вот когда догадалась!

На другой день подружки побежали к бабушке.  Но не нашли ни избушки, ни бабушки. С чем пришли – с тем и домой пошли.  (Слайд 2)

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

 - Вот и сказки конец. Значит, мы с вами выполнили все задания.

- Понравилась вам сказка?

- А урок?

- Что было интересного?

- Какие правила, мы повторили?

- А чему учит нас эта сказка?

Оценивание работы учащихся на уроке.

- Молодцы. Вы хорошо потрудились. Вам тоже старушка подарок оставила за работу. (Развязываю узелок.) Это книги со сказками, которые вам нужно прочитать и выбрать в какую сказку мы отправимся в следующий раз. Урок окончен.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка по теме : «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема урока:  «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»...

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....

Урок русского языка по теме: «Упражнение в написании слов с удвоенными согласными»

   Закрепление правописания слов с удвоенными согласными.      Цель:  формирование умений обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами; закреплять п...

Методическая разработка: "Урок русского языка по теме «Упражнения в правильном употреблении и раздельном написании предлогов»"

Урок русского языка по теме «Упражнения в правильном употреблении и раздельном написании предлогов». Форма проведения урока - сюжетная игра на основе русской народной сказки "Кол...