"Навык письма - трудности обучения"
материал по русскому языку (1 класс) по теме

Мишина Елена Юрьевна

Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navyk_pisma.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Навык письма- трудности  обучения»

Учитель начальных классов Мишина Е. Ю.

        Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной щколе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

        Естественно, что дети с затруднениями в обучении письму осложняют работу учителя, замедляют общий темп работы класса и как правило, ни учитель. Ни родители, ни сам ребенок не удовлетворены результатами учебы. Кроме того, ребенок  постоянно испытывает чувство неуверенности, неудовлетворенности, его угнетает недовольство учителя и родителей. И как следствие -  у таких детей нередко развиваются различные проявление невроза, которые еще сильнее ухудшают их состояние, еще больше снижают возможность успешно освоить навык письма.

        Какие же критерии плохого усвоения письма (трудностей письма) может использовать учитель? Как проявляются трудности усвоения навыка письма у разных групп учащихся? Из комплекса характеристик письма можно выделить следующие ( наиболее существенные и часто встречающиеся):

  1. нестабильность графических форм, которая проявляется в нарушении определенной высоты, протяженности (ширины) и наклона букв. Назовем эти нарушения искажением почерка.;
  2. неусвоение написания букв, неправильное написание букв;
  3. несоответствие фонематического написания букв; смещение и замена одних букв другими (вместо б - п, д - т, г – к и т.п.);
  4. пропуск букв, недописывание букв, слогов;
  5. очень медленный темп письма;
  6. тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах (дрожательных линиях), а при сильном треморе и в «бисеринках» утолщений на линиях письма.

         Следует отметить, что большинство этих нарушений письма, свидетельствующих о трудности усвоения навыка, встречаются не отдельно, а в комплексе, например, одновременно может отмечаться искажение почерка, неправильное написание букв, тремор, очень медленный темп.

Какие же дети относятся к «контингенту риска»? Может ли сам учитель помочь ребенку преодолеть их?

        По данным НИИ физиологии детей и подростков АПНРФ, трудности в обучении письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей:

  1. детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звуко произношения типа дислалии, косноязычия в школьном возрасте;
  2. детей с недостаточностью        фонематического и переферического слуха;
  3. детей, у которых отмечаются или развиваются в течении первого года обучения функциональные нарушения со стороны нервно-психической сферы (астеническое состояние);
  4. леворуких детей при переучивании;
  5. детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.

Правильным письмом строчных букв называется такое письмо, которое соответствует следующим требованиям:

  1. все буквы строчного алфавита должны занимать по своей вышине одинаковое расстояние;
  2. расстояние между элементами должно быть одинаковым;
  3. наклон каждого из элементов должен быть абсолютно  одинаковым, соединительные линии между элементами и буквами должны быть параллельными друг другу;
  4. прямая палочка должна быть абсолютно прямой, с равной толщиной от начала и до конца;
  5. закругление палочки должно совершаться в самом углу.

Трудности обучения письму

№ п\п

Трудности, с которыми сталкиваются ученики

Причины затруднения

1

Плохая каллиграфия

  1. Нарушение гигиенических требований(положение руки, ручки, тетради).
  2. Леворукость.
  3. Плохо развиты мелкие мышцы пальцев.
  4. Нарушение пространственных представлений и чувства ритма.

Приемы и методы работы по устранению затруднений.

  1. На уроках и дома при выполнении домашних заданий следить за посадкой ( положение руки, тетради, ручки).
  2. Левшей посадить слева от окна. Для развития кисти использовать специальные упражнения для левши.
  3. Для развития моторики кисти применять на каждом уроке пальчиковую гимнастику.

Упражнение 1. 

Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2.

Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 3.

Дети зажимают ручку (или карандаш) средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4.

На столе лежат 10-15 карандашей (палочек). Одной рукой ( не помогая) надо собрать в кулак карандаши( палочки), беря их по одному, затем положить карандаши (палочки) на стол, кладя их по одному.

Упражнение 5.

Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 6.

Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находиться дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладывают ее в правую руку и т.д.

        В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой.Если поставить локти на парту. То это упражнение дает возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.

Упражнение 7.

Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, большой, средний, или маленький, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

4. Штриховка

При штриховке первоначальное внимание ребенка обращается только на то, чтобы линии ребенка не пересекали линии контура. На втором этапе урока учитель следит за плотностью штриховки, указывая на «рыхлость» штриховки и незаштрихованные места. На третьем этапе отрабатывается навык выдерживания направления штриховки: горизонтальный, вертикальный и наклонный.

5. Раскрашивание, рисование, плетение, лепка, конструирование.

6. Считалки и физминутки под музыку (для развития чувства ритма).

7. Письмо на фольге, кальке элементов букв, слогов, слов: обведение букв, слогов, слов: обведение букв по карандашу, письмо мелком на дощечке.

8. Специальные упражнения на развитие пространственной ориентации и глазомера(графические диктанты «От простого к сложному»).

        Методика проведения таких диктантов очень проста. Учитель раздает детям листы в клетку, на которых предварительно поставлена точка. Детям предлагается из этой точки провести линию вправо(две клетки), затем от того места, где окончилась линия, провести линию вверх (две клетки), затем продолжить линию вправо (одна клетка), затем диагонально вправо и вниз (две клетки) и т.д. После завершения диктовки учитель спрашивает, какую фигуру или предмет дети нарисовали.

        Способность ориентировки в пространстве нужна ребенку для того, чтобы он мог правильно разместить написанное на листе бумаги, планировать дальнейшее движение руки с учетом особенностей графического пространства. Для развития этой способности можно использовать упражнения типа:

А: Размещение геометрических фигур (С.И. Волкова).

На листе бумаги нарисованы в ряд квадрат и треугольник. Учитель предлагает детям нарисовать овал слева от треугольника, но справа от квадрата.

В: На нелинованном листе бумаги 10-15 точек и звездочек. Дети должны, не отрывая карандаша от листа бумаги, соединить линией все звездочки и все точки.Усложняя задание, можно ввести дополнительное условие, чтобы каждая линия между звездочками пересекала линию между точками.

9. Не торопить такого ученика (он будет работать медленнее других)

10. Использовать книгу М.М.Безруких и С.П.Ефимова «Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму

№ п\п

Трудности, с которыми сталкиваются ученики

Причины затруднений

2.

Расстройство чтения.

Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют в слоги.

  1. Слабо развит фонематический слух и зрительная память.
  2. Нарушение зрительно- моторных координаций.

Методы и приемы работы.

1.Составить индивидуальную программу по коррекции затруднений в чтении, удлинив подготовительный период, направленный на развитие

фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

2. Работать с альбомом трафаретов букв.

3.Учить скороговорки, чистоговорки.

4.Игры в лото «Угадай букву» (письменную или печатную), «Волшебный мешочек».

5. Специальные упражнения и игры для развития зрительной памяти и пространственной ориентации.

6. Лепка из теста и пластилина букв, работа сконструктором, плетение из ниток и проволоки.

7. Чтение слогов с выделением гласных:

ма- гласная а;

ли - гласная- и;

и наоборот                и-ли;

                        а-ма.

№ п\п

Трудности, с которыми сталкиваются ученики

Причины затруднений

3.

Пропуск, замена, перестановка букв при письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию.

  1. Слабое речевое развитие.
  2. 2.Недостатки произношения и слухо-звукобуквенный анализ (фонетико-фонематическая недостаточность).
  3. Может быть травма в детстве (или родовая травма).
  4. Хроническая болезнь. Неправильная артикуляция звуков речи.

Методы и приемы работы.

1. Не торопить и не подгонять такого ученика ( он будет работать медленнее других).

2.Обратиться за консультацией к логопеду

3.Применять списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шепотом, обязательно выделять гласные

4.При нарушении артикуляции - четкое и ясное проговаривание, чистоговорки, специальные занятия в ГПД и дома по произношению.

5. Во время самостоятельной работы делить слова дужками по слогам.

6. Учить навыкам самоконтроля. Учителю ошибки не исправлять, аподчеркивать слово, а в последующем- ставить на полях черточку на той строке, где сделана ошибка, пусть ребенок найдет её сам и исправит.

7. Во время урока и индивидуальных занятий использовать метод орфографического чтения и «какографии» - ошибочного письма.

8. Особенно обратить внимание на слова со стечением согласных (слива, краски и т.д.). Написать слоги из таблицы и читать каждый день, а потом списывать проговаривая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Навык письма - трудности обучения

Особые трудности в процессе обучения, особенно первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важ...

навык письма - трудности обучения

информация о том, что считать трудностями письма и способы их преодоления у детей младщего школьно возраста...

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

Навык письма -трудности обучения

Данный материал поможет учителю начальных классов при обучению детей письму. Раскрываются трудности, с которыми дети сталкиваются при обучению письму, а также раскрываются причины затруднений. Учитель...

Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...

Родительское собрание "Навык письма - трудности обучения"

Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям, методистам. Родительское собрание содержит различные упражения, которые помогут обучающимся успешнее овладеть  нав...

Тема: "Навык письма — трудности обучения"

Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо явля...