навык письма - трудности обучения
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Фролова Татьяна Владимировна

информация о том, что считать трудностями письма и способы их преодоления у детей младщего школьно возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_pisma.odt16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Навык письма — трудности обучения.

С первых дней обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребенка. Это — новая обстановка; новые лица; новая форма поведения; новая постоянная деятельность — учеба.

Это и определенное время за партой (статическая нагрузка) и сложнейшая умственная работа (умственная нагрузка). К счастью, большая часть детей успешно справляется с возникающими трудностями; дети приспосабливаются ко всему комплексу требований.

Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. ПИСЬМО ЯВЛЯЕТСЯ БАЗОВЫМ НАВЫКОМ, БЕЗ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖНО ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОБУЧЕНИЕ.

Сложность обучения письму определяется тем, что этот процесс освоения тонкоординированного двигательного навыка (графического) идет параллельно с формированием орфографического навыка.

Выполнение письма связано с тонкой и совершенной координацией движений пальцев, кисти, предплечья, плеча; требует длительной фиксации суставов.

Письмо вызывает значительное напряжение мышц не только руки, но и туловища, так как удержание относительно неподвижной позы при письме — это очень трудная для ребенка статическая нагрузка.

У первоклассников еще

  1. слабо развиты мелкие мысли кисти, на которые падает основная нагрузка при письме
  2. еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев
  3. несовершенна нервная регуляция движений
  4. низка выносливость к статическим нагрузкам

Вот почему практически для всех детей письмо представляет некоторое затруднение, которое обычно преодолевается без особых осложнений.

Но можо отметить, что около 25% детей не преодолевают трудности , связанные с усвоение навыка письма. Наоборот, эти трудности углубляются от класса к классу и не могут быть преодолены без специальной помощи.

Какие существуют критерии плохого усвоения письма?

Из комплекса характеристик можно выделить наиболее существенные и часто встречающиеся:

  1. нестабильность графических форм (разная высота букв; разная ширина букв и наклон даже в одном слове)
  2. неусвоение написания букв; неправильное написание букв
  3. несоответствие фонематического написания букв; смешение и замена одних букв на другие
  4. пропуск бук; недописывание букв, слогов
  5. очень медленный темп письма
  6. дрожание руки при письме (проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях)

Следует отметить, что большинство этих нарушений письма встречаются, как правило, в комплексе.

По данным исследований, трудности бучения письму чаще встречаются у детей:

  1. имеющих задержку речевого развития и нарушение звукопроизношения; косноязычия в школьном возрасте;
  2. с недостаточностью фонематического и периферического слуха;
  3. если отмечаются или развиваются в течение первого года обучения функциональные нарушения со стороны нервно-психической сферы (астеническое состояние)
  4. у леворуких детей при переучивании
  5. если есть задержки психического и моторного развития

Недостатки устной речи, трудности артикуляции, нарушение звукопроизношения влияют на слуховое восприятие звуков, затрудняет звуко-буквенный анализ; замедляет этот процесс. У таких детей часто отмечается:

  1. искажение почерка;
  2. пропуски и замена букв;
  3.  неправильное написание букв;
  4. очень медленный темп;
  5. дрожание.

Если наряду с указанными трудностями отмечается замена при письме близких по артикуляции звуков (б-п, д-т...), то это может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха.

В первом и во втором случае необходима коррекционная работа логопеда.

Деятельность учителя в этом случае:

  1. держать ребенка в своей зоне повышенного внимания
  2. обратить на отклонения внимание родителей
  3. настоять на обращении к логопеду
  4. определить индивидуальный темп деятельности ребенка
  5. обратить особое внимание на звуко-буквенный анализ

У детей с астеническим состоянием (слабый тип нервной системы) и часто болеющих детей в процессе работы возникают головные боли, нарушается работоспособность, быстро наступает утомление. Эти дети плохо сосредотачиваются при выполнении заданий, отвлекаются, бывают чрезмерно раздражительными и возбужденными или, наоборот, плаксивыми, заторможенными.

Нарушения письма у таких детей могут быть не связаны с искажение почерка. Они:

  1. не дописывают слова
  2. пропускают отдельные буквы (без закономерности), слоги
  3. иногда повторяют слоги, искажая смысл слов
  4. зеркальное письмо букв
  5. сильный тремор

Родителям необходимо порекомендовать консультации у врача-психоневролога, так как подобные проявления могут быть признаками повышенной утомляемости; слабости нервной системы; необходимостью лечения ребенка. Только на основе рекомендаций врача учитель (вместе с родителями) может продумать методику своей работы с такими детьми.

У леворуких детей, которых переучивали, отмечается весь комплекс нарушений почерка и трудностей при формировании навыков письма. В динамике от 1 ко 2 классу все показатели почерка ухудшаются.

Задача учителя: определить степень леворукости; дать возможность работать левой рукой; убедить родителей в ненужности переучивания; консультация у психоневролога.

Из ж-ла «Начальная школа»1987 №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Навык письма - трудности обучения"

Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение....

Навык письма - трудности обучения

Особые трудности в процессе обучения, особенно первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важ...

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

Навык письма -трудности обучения

Данный материал поможет учителю начальных классов при обучению детей письму. Раскрываются трудности, с которыми дети сталкиваются при обучению письму, а также раскрываются причины затруднений. Учитель...

Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...

Родительское собрание "Навык письма - трудности обучения"

Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям, методистам. Родительское собрание содержит различные упражения, которые помогут обучающимся успешнее овладеть  нав...

Тема: "Навык письма — трудности обучения"

Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо явля...