Активизация интереса и познавательной деятельности
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Березина Ирина Евгеньевна

“Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли, - писал К.Д. Ушинский.

Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии самостоятельности и заинтересованности обучающихся в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Березина  И.Е., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №15 н.п.Нивский»

Активизация интереса и познавательной деятельности

на уроках русского языка.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Знание как ценность перестало быть“символическим капиталом”, оно превратилось в“средство преобразования ситуации (Б.Д.Эльконин: “Школа – не место реализации чего-либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа”), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям.

“Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли, - писал К.Д. Ушинский.

Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии самостоятельности и заинтересованности обучающихся в работе. (Слайд 3)

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Русский язык как предмет школьного цикла нередко кажется чрезмерно сложным и запутанным не только детям, но и взрослым. Количество правил и определений, которые надлежит освоить, многим представляется устрашающе огромным, а если ещё учесть исключения из правил и словарные слова, которые требуется механически запомнить списком. Неудивительно, что охота заниматься столь трудоёмким предметом пропадает при столкновении с первыми же трудностями.

Между тем именно по уровню владения русским языком обычно судят об уровне культуры человека вне зависимости от его профессиональной принадлежности.

Учащиеся начальной школы тоже не очень – то жалуют такой предмет, как русский язык. Для многих детей он оказывается не только слишком сложным, но и, как следствие, малоинтересным, если не откровенно скучным. Задача учителя состоит в том, чтобы как можно раньше, с первых шагов обучения, вызвать интерес к этому предмету.

Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

На протяжении 20-летней работы в школе меня, как и всех моих коллег, интересуют вопросы: как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету? Безусловно, многие словарные игры и занимательные задания известны, я же хочу поделиться заданиями, которые применяю на своих уроках. (Слайд 4)

1. Различные виды диктантов. (Слайд 5)

Зрительные и слуховые диктанты.

Для развития памяти и повышения грамотности в своей работе я использую слуховые диктанты как средство, позволяющее поэтапно увеличивать объём запоминаемого материала, и зрительные диктанты, направленные на развитие точности запоминания. Такие диктанты провожу 2 – 3 раза в неделю. Объём предложений увеличивается постепенно, а с ним – память и грамотность учеников. Содержание таких диктантов тесно связано с изучаемыми программными темами и словарной работой.

Зрительные диктанты развивают точность зрительного восприятия, тренируют память, активизируют мышление и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.

Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой путём соотнесения речи, звучащей и письменной.

Для тренировки памяти можно использовать различные игры, направленные на развитие определённого вида памяти.

Например, для тренировки зрительной и слуховой памяти можно рекомендовать игру типа «Трудное запомни!». Учитель показывает ученикам на 30 – 60 секунд 5 – 10 слов (по нарастающей) с трудным написанием и убирает их. Затем под диктовку дети пишут эти слова. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

Цифровой диктант. (Слайд 6)

Установка: предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если ты согласен, то ставь 1, если нет - 0.

Я утверждаю, что в предложении  Пришла снежная зима, в грамматической основе нет сказуемого. (0)

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. (1)

Существительное отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?. (0)

В корне слова ЗАРЯ пишется буква -а- .(1)

В русском алфавите 36 букв. (0)

Глагол - служебная часть речи. (0)

Железный – это глагол. (0)

Проверяем, разбираем ошибки.

Буквенный диктант. (Слайд 7)

Эту работу можно использовать при необходимости быстро вспомнить, что такое подлежащее и сказуемое.

Задание: Выпишите в порядке следования первые буквы грамматической основы.

Московские магистрали освещены всю ночь. (МО)

Лёнька быстро оглянулся и дёрнул девчонку за косичку.(ЛОД)

Лесная ежевика царапала руку. (ЕЦ)

Получилось слово МОЛОДЕЦ.

Можно подобрать такие предложения, чтобы в результате получилось: а) слово для дальнейшего разбора; б) тема урока; в) словарное слово.

2. Словесные задачи. (Слайд 8)

К словесным задачам относятся шарады, ребусы и другие задачи, основанные на каких – либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.

1.Шарада это особый вид загадки. Слова, зашифрованные в шарадах, разгадываются по частям (слогам), каждая из которых представляет собой отдельное слово, например, «пар-ус», «вино-град» и т. д. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. (Слайд 9)

Я синоном к слову бык
И известен всем,
Но прибавь мне букву К,
И я козляток съем.
(ВОЛ - ВОЛК)

Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом с семьею живем,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(ДАЧА - ЗАДАЧА)

Мы всех - и взрослых и детей -
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить Т,
Мы их ужасно напугаем.
(ИГРЫ - ТИГРЫ)

Начало - голос птицы,
Конец на дне пруда.
А целое в музее
Найдешь ты без труда.
(КАР-ТИНА)

2. Ребус  - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами. (Слайд 10)
В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.

3. Словесные загадки (Слайд 11)

В состав какого молочного продукта входит коровий рог? (Творог)

Внутри какого насекомого помещается бочка, а внутри какого домашнего животного помещается бак? (Бабочка и собака)

Какое животное ходит во фраке?(Рак - фрак)

В состав какого мясного продукта входит химическая колба?(Колбаса)

Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти?(Катер - скатерть)

В каком мамином приспособлении для уборки обязательно есть осветительный прибор?

(Швабра)

 Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать стол?(Убрать букву «В»: ствол - стол)

В каком цветочке разместилась целая страна?(Настурция)

 С каким цветком всегда и повсюду ходят все шпионы, чемпионы и пионеры?(С пионом - шпион, чемпион, пионер)

Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке?(Средняя часть - л-иней-ка)

Какой овощ всегда с собою носит черепаха?(Репу - черепаха)

Какой хищник всегда пасётся в клевере и левкоях?(Лев - клевер, левкои)

У чего есть тень даже тогда, когда нет солнца или освещения?(У плетня - плетень)

 Какой овощ обязательно нужен для изготовления каблуков?(Лук - каблук)

 Какое животное жить не может без уроков?(Сурок)

Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?(Рис - турист)

Для какого важного дела может послужить автомобилисту половинка горошины?(Для замены износившейся шины - горо-шина)

Какое спортивное сооружение есть в каждой квартире?(Тир - квартира)

Что общего у медведя и медузы?(Три первых буквы: медведь - медуза)

Кто всегда стоит в воротах?(Вор - ворота, а не вратарь, который стоит в воротах только во время матча)

Что шумит на ветру в каждом колесе?(Лес - колесо)

С каким знаком препинания неразлучны все ласточки?(С точкой - ласточка)

Какие насекомые всегда кружатся в хороводе?(Оводы - хоровод)

Какие конфеты, любимые многими детьми, содержат мел?(Мармелад и карамель)

С какой рыболовной снастью всегда почему-то ходит оленевод?(С неводом - оленевод)

Какого хищного зверя всегда можно увидеть в телевизоре, даже в выключенном?(Льва - телевизор)

 Где всегда прячется лев: справа или слева от вас?(Слева)

В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит?(В гимназии)

Как зовут каждую из трёх очень упрямых девочек, одна из которых никогда не выходит из комнаты, другая - из квартиры, а третья - с веранды?(Ната - комната, Ира - квартира, Вера - веранда)

Какая часть тела человека находится в воротнике одежды?(Рот, а не шея - воротник)

Какое водопроводное устройство спрятано внутри каждой подушки?(Душ - подушка)

Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека?(Вол и осы: волосы)

Из каких цветочков пчёлы вместо нектара ром попивают?(Из ромашек)

Какой музыкальный инструмент зашивают в каждое пальто?(Альт - пальто)

Как одной крошкой накормить досыта всю семью?(Добавить к ней букву О и разлить получившуюся окрошку всем по тарелкам)

Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать?(Буквы К и Р: карета - ракета)

 Бывают ли макароны с маком?(Да, всегда - макароны)

 Какая цифра всегда катается в электричке?(Цифра три - электричка)

У какого растения есть рот?(У папоротника)

У какого гриба есть ухо?(У мухомора)

У какого фрукта глаз есть?(У яблока - яблоко, у кокоса)

Какая буква-силачка может топор спиралью  закрутить?(Буква Ш - штопор)

Можно ли маленькие детские шорты перекроить в роскошные шторы? (Можно, если переставить в них буквы О, Р и Т: шорты - шторы)

Минивикторина про лягушку-квакушку.

Лягушке нравятся слова,

В которых есть три буквы - КВА.

Назовите любимые напитки лягушки Квакушки. (Квас и простокваша)

Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка? (Тыква, брюква и квашеная капуста)

А какая её любимая ягода? (Клюква)

Какая у лягушки Квакушки любимая книжка?(Букварь)

В каком ансамбле очень любит петь Квакушка?(Квартет)

Назовите её любимый город.(Москва)

Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка?(Квадрат)

Чем она любит рисовать? (Акварелью)

В каком жилище она мечтает жить?(В квартире)

4. Словесные задачи и примеры. (Слайд 11)

1. БЕЛКА или БАРСУК?
Кто из них зимой впадает в спячку? В слове-отгадке ударный слог второй.

2. ТВИСТ или ВАЛЬС?
Что танцевала девочка Пеппи Длинныйчулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца есть буква, которая не обозначает звука, а лишь указывает на мягкость согласного, стоящего впереди.

3. ЛУНА или МАРС?
Самый правдивый человек на земле – барон Мюнхгаузен рассказывал о планете, на которой он побывал. Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов. Что это за планета? В слове-отгадке нет глухих согласных звуков.

4. КРОЛИК или ПЯТАЧОК?
Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует»? В имени-отгадке три слога.

КАБАН – АН +ЛУК = ?

КОРЬ – Ь +(ИДОЛ – Л) +Р = ?

КАР +ТО + (ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР)= ?

БУРАН – Н + (ТИНА – А) + О = ?

3. Разгадывание кроссвордов. (Слайд 12)

Одним из видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Это – игра – задача, состоящая из заполнения словами пересекающихся рядов клеток. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтичной выдумки.

Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала. С помощью кроссвордов можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.

Составление кроссвордов самими учащимися даёт не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. В процессе составления кроссворда развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремлённость.

Кроссворд №1. Слова с сочетанием ЧК






1. Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает. (Очки)

2. Наша белая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печка)

3. Дядя Хлыст и тетя Нить
Простачков пошли ловить.
Одурачить простачков
Пригласили червячков. (Удочка)

4. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

5. Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)

6. Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавичка)

7. Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (Электричка)

 Ответы: 1. Очки. 2. Печка. 3. Удочка. 4. Бабочка. 5. Лампочка. 6. Рукавичка. 7. Электричка.

Кроссворд №2. Парные звонкие и глухие согласные

По горизонтали

2. Черен, да не ворон,
рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт:
Летит – воет,
Упадет – землю роет.

4. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.

7. Комовато, ноздревато,
И черно, и бело,
И всем людям мило.

8. Тысяча братьев
Одним поясом подпоясаны.

9. В уголке живет,
Пряжу прядет –
Тоньше его пряжи
Не найдешь в продаже.

10. Голова на ножке,
В голове горошки.

11. После стирки у простынки
Он разгладил все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь.

По вертикали

1. Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду –
Чужим сбуду.

3. Маленький,
горбатенький,
Все поле обскакал
И нигде не отдыхал,
Ночь пролежал
Да опять поскакал
И весь хлеб повалял.

4. Маленький черпачок,
Красненький колпачок –
Три раза в день берется
И опять на место кладется.

5. Круглый-круглый,
Сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный-красный он внутри.

6. Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
Само на землю свалилось.

4. Зашифрованное донесение. (Слайд 13)

Это логическое задание помогает разрушить стереотипное мышление. Способов шифровки существует очень много. В качестве донесения зашифрованным может быть: новая тема урока,

словарное слово, предложение для разбора, слово или словосочетание для разбора.

Ребятам нужно разгадать способ шифровки, а затем выполнить задание: записать тему урока, словарное слово и составить с ним словосочетание или предложение, выполнить разбор слова или предложения. Постепенно дети сами начинают составлять подобные задания.

Шифровка №1.

ПУРУАУВУОУПУИУСУАУНУИУЕУ

ПУРУЕУДУЛУОУГУОУВ.

Шифровка №2.

С

Ч

Д

Я

Е

Р

К

П

К

Е

М

И

У

А

И

И

Т

Н

Г

Ш

!

Ответ: Спички детям не игрушка! (читаем столбцами).

5. Грамматические сказки. (Слайд 14)

Сказочный бал

Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные—с согласными. Буквы А —Я, У—Ю, Ы—И, Э—Е, О— Ё танцевали вальс. Им было весело!

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели, свистели от усердия. Вот какие это были пары: Б—П, В—Ф, Г—К, Д

— Т,  Ж—Ш, З—С.

Причем буквы Б, В, Г. Д, Ж, З звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие буквы.

А вот П, Ф, К, Т, Ш, С были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это Л, М, Н, Р, Й, Х Ц, Ч, Щ, Ъ и Ь. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На празднике парные буквы танцуют в паре со своим партнером. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

Спор согласных.

        В одном королевстве жили – были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

 - В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

 - Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.

Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.

 - Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, КОЛОЗ, ОБЕД нужно писать букву, звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.

        Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.

         - Парные звонкие и глухие согласные надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук. Например: дуб – дубы, обед – обеды, мороз – морозы, - спокойно объяснил король Правило.

        Звонкие поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.

         - Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас может одолеть любой враг, - сказало в заключение всемогущее Правило.

Сила любви.

 Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: « Не верю».

        Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды  Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

        Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же  он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица  НЕ жить друг без друга не могут.  

                               По Ф. Кривину

6. Рифмованные правила. (Слайд 15)

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы.

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

«Зуб» на «зубы», «лёд» на льды —

будешь грамотным и ты.

Знаем твердо, что ЖИ - ШИ

Пишем только с гласной И,

А в словах, где ЧА и ЩА

Мы напишем только с А.

Где же встретим мы ЧУ - ЩУ,

То напишем с буквой У.

7. Дидактические игры. (Слайд 16)

Учащиеся начальных классов преимущественно мыслят образами и стремятся к действию, к игре. Вместе с тем дети младшего школьного возраста любят подумать, испытать свои силы в решении той или другой задачи.

Грамматические игры помогают преодолевать трудности обучения языку. Они отвечают возрастным возможностям детей и полезны для развития их самостоятельности. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока.

Игра – это естественно и привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а, следовательно – живой интерес к процессу познания. Известно, что, играя, дети всегда лучше запоминают материал. Урок надо строить так, чтобы большую часть материала учащиеся не просто активно запоминали, а фактически сами же и открывали: разгадывали, расшифровывали, составляли. При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь, расширяется словарный запас и т.д.

Игра "Перевёртыши".

1. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, глухая собака, стальная балка, золотые часы, колючий ёж.

Игра "Аукцион".

За время, отведённое учителем, учащиеся записывают как можно больше слов на определённую тему:

кто больше запишет слов, в которых две, три мягкие согласные;

кто больше запишет однокоренных слов с корнем –лес-;

кто больше запишет слов на тему ВЕСНА.

Эстафету удобнее начинать с последней парты дальнего от учителя ряда.

Игра "Допиши слова".

Класс делится на две команды (или по рядам, каждый ученик восстанавливает одно слово). Цель игры: отработка навыков правописания глухих и звонких перед глухими.

Установка: Этим утром я получила морскую почту, а она, как известно, приходит по воде в бутылке. Часть слов размыло, и я не могу прочитать их. Помогите мне восстановить слова.

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -----------------------------  -жка

Игра «Найди ошибки».

1.Найдите ошибки в тексте.

Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была улеса. Утром я пошел на речьку. Над водой кружылис чяйки я поймал щюку и два лещя.

2. Каких правил не знают Кристофер Робин и Сова? Из произведения А. Милна «Винни – Пух и все-все-все»

На двери одного из домов было написано объявление:

ПРАШУ ПАДЕРГАТЬ

ЭСЛИ НЕ АТКРЫВАЮТ

Сказка-игра. "Оловянные солдатики".

В каждом слове есть только одно ударение. Не сломай слово  ударением. Ударение помогает правильно говорить, писать и исправлять ошибки. Прочитайте сказку и расставьте ударение в выделенных словах.

Вдоль стены тянулись длинные полки. На них стояли полки оловянных солдатиков. Они замерли по стойке смирно. Но вот стрелки часов показали восемь. Лихие стрелки подняли ружья, и раздался дружный залп. Пушки выстрелили, и над полем поднялись белые пушки дымков. Наступило утро.

Запишите одинаково написанные слова, поставив их рядом, и объясните, как узнать, что они разные?

8. Проблемные ситуации. (Слайд 17)

Вот некоторые примеры проблемных ситуаций на уроках.

Тема: Правописание безударных гласных в корнях слов.

Как поссорились Женя и Саша.

Однажды Женя обнаружил дома записку от друга Саши:

«Выходи вечером гулять с мечом». Женя взял игрушечную саблю и пошёл на улицу. «Зачем ты принёс меч? Мы же будем играть в футбол!- удивился Саша. Женя обиделся и ушёл.

-Что должен был принести Женя? Почему ребята не поняли друг друга? Кто  виноват в этой ссоре? (После разбора следует запись в тетрадях: меч- с мечом, мяч- с мячом).

 

Тема: Правописание предлогов.

Отгадайте загадку: «Ел старик хлеб сухой. Откуда ж под столом рыбьи кости?» В. Даль.

Включение подобных упражнений в систему обучения правописанию младших школьников необходимо для того, чтобы ученики поняли, зачем нужно писать грамотно, почему при письме важно соблюдать определенные правила, каким образом использование этих правил способствует полноценному письменному общению.

9. Развитие чувства юмора и фантазии. (Слайд 18)
            Остановимся ещё на одном из путей формирования интереса школьников к предмету. Это обращение к юмору на уроках русского языка и стремление учителя развивать фантазию детей.

Почти каждый ребёнок остро ощущает смешное, комическое. Даже в драматической, по мнению взрослого, ситуации ученик может увидеть юмористическую деталь, вызывающую улыбку или даже смех, которая понятна только его сверстникам. Это тонко подметил К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" И. В. Драгунский в юмористических "Денискиных рассказах". Юмор прекрасный помощник в самых разных ситуациях. Рассмотрим некоторые из них:

1. Идут дни за днями, и каждый понедельник может более напряжённым, чем предыдущий. Поддерживаю детей шутливым стихотворением М. Вейцмана

Понедельник день весёлый.

Пламенеют окна школы,

Блещет вешняя вода.

Понедельник день тяжёлый?

Не поверим никогда!

Не дадим его в обиду!

Мы довольны этим днём!

Снова что-нибудь увидим,

Снова что-нибудь поймём!

Он сулит забот немало,

Но и света и тепла.

От него берут начало

Все хорошие дела.

2. Задание: прочитать шуточное стихотворение И.Мазнина и выписать все глаголы.

Если б взяли меня в лес.

Если б взяли меня в лес

Пусть всего лишь на полдня,

Я бы там на ёлку влез

И в густых ветвях исчез.

Примостился б на суку

И кричал ку-ку, ку-ку.

Всем бы, кто в лесу гулял

Двести лет накуковал.

3. Для создания комического эффекта на уровне морфологии чаще всего в современных детских стихах обыгрываются морфологические ошибки.

Смех

Хоть смеялся я тише всех,

Но от смеха под парту съехал.

Потому что бесшумный смех

Самый сильный из всех смехов.

(О. Григорьев)

Микроба

(из стихов талантливого двоечника)

Вот не моют руков мухи -

И болят у мухов брюхи,

Потому, что к ним в утробы

Забираются микробы.

Ведь микроба тоже, детка,

Руки с мылом моет редко!

(С. Востоков).

4. Использование "весёлого" материала может быть связано с учебной задачей, к примеру, загадки - лаконичные и яркие - прекрасное дидактическое средство. Загадывание загадок не только и не столько игра, сколько положительный фон, на котором решается учебная задача.

Мы послушаем загадки,

Но запишем лишь отгадки,

А потом прочтём ответы.

Трудное заданье это:

И загадки угадать,

И без ошибок записать.

1. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (книга).

2. Стоит Егорка

В красной ермолке,

Кто не пройдёт,

Всяк поклон отдаёт. (земляника)

3. Железный конь с бензином,

Подкованный резиной. (автомобиль)

4. Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (электричка)

5. Кто всегда ходит,

А места не находит?

(часы)

6. В поле стоял,

В мешках отдыхал,

В печи сидел,

Людей накормил. (хлеб)

7. Ящик на коленях пляшет,

То поёт, то громко плачет. (гармонь)

8. Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь;

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь. (светофор)

Задание: в отгадках подчеркнуть"ошибкоопасные места", составить с ними словосочетания или предложения, или выполнить разбор.

10. Использование ИКТ. (Слайд 19)

Сегодня в образовательный процесс в начальных классах все шире внедряются информационно-коммуникационные технологии. Их применение призвано преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, поднять на более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Преимущества использования информационно коммуникативных технологий в обучении неоспоримы: это и возможность оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, и создание условий для индивидуальной работы, формирования навыка самоконтроля и самооценки.

Применение электронных ресурсов органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, позволяет оптимизировать возможности традиционных форм деятельности учащихся, что способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся.

В своей деятельности я использую следующие модели ИКТ:

выступление с опорой на мультимедиа продукт;

электронное тестирование;

использование электронных сборников-тренажёров;

использование интерактивной доски.

              Игра «Коврик из слов» (Слайд 20-21)

             

Ребята разным цветом закрашивают квадратики с буквами одного слова. Закрашивать         можно по горизонтали, вертикали. Есть в этой игре и «ловушки»: слова, не относящиеся к теме, закрашивать не надо. Игра может проводиться в паре, группе, индивидуально.  Слова можно записывать, можно на листиках соединять линией (зависит от уровня готовности ребят). Далее может проводиться  разнообразная  работа: записать слова, указать количество слогов, разделить на слоги, указать количество букв/звуков, разделить на группы и т.д.

Найти 10 названий деревьев

ж

б

е

р

ё

з

а

з

к

э

и

п

о

я

г

ш

ж

е

л

ь

з

д

у

б

р

г

н

ъ

ё

ж

н

ы

у

и

ы

р

к

я

н

а

ь

ф

а

н

т

у

ь

б

а

с

л

и

п

а

ц

ш

и

л

о

о

к

г

у

е

м

а

к

о

с

с

и

ц

в

к

ы

п

й

н

а

н

т

о

п

о

л

ь

ю

я

т

а

ж

б

е

р

ё

з

а

з

к

э

и

п

о

я

г

ш

ж

е

л

ь

з

д

у

б

р

г

н

ъ

ё

ж

н

ы

у

и

ы

р

к

я

н

а

ь

ф

а

н

т

у

ь

б

а

с

л

и

п

а

ц

ш

и

л

о

о

к

г

у

е

м

а

к

о

с

с

и

ц

в

к

ы

п

й

н

а

н

т

о

п

о

л

ь

ю

я

т

а

Заключение. (Слайд 22)

Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков - он должен быть интересным и проблемным для ребёнка, развивающим его способности.

Занимательные, творческие задания, стимулирующие у детей желание выразить себя - основа личностно-ориентированного обучения, подразумевающего индивидуальный подход, знание возрастной психологии ребёнка. Они особенно уместны в младших классах, когда дети ещё не боятся искренне говорить о самом разном, не боятся фантазировать и делиться своими маленькими открытиями и победами, учатся логически рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Использование на уроках игровых, занимательных приёмов создаёт атмосферу увлечённости, делает интересным самый скучный, на взгляд детей, материал и тем самым облегчает его запоминание и усвоение. На уроках создаётся атмосфера взаимного доверия и живого общения, позволяющего успешно осуществлять самореализацию каждого ученика в процессе учения.

Включение в урок дидактических, ролевых игр значительно активизирует познавательную деятельность младшего школьника. Игры используются и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями (в конверте, в кармане, в сумке). Дети в течение урока помогают Буратино достать золотой ключик, выручают Колобка при встрече с разными героями из сказки…Обучая литературных героев, дети учатся сами.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности»  

В.А.Сухомлинский.

Список использованной литературы:
1. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.

2. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. М.: Аст-Пресс, 1996

3. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий  со второклассниками. – Ярославль, Академия развития, 2007.

4. Орт Галина Михайловна Сборник упражнений по русскому языку и математике.

               учитель начальных классов, лицей «Синтон»  г. Чайковский, 2007.

              5. Подпружная Г.П. Практический материал для работы на интерактивной доске.

              учитель начальных классов гимназии №8, г.Дубны

              6. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И Учёба, и игра: русский язык. Ярославль,1997.

              7. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. Смоленск, 2001.

              8. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. Педагогика, 1982.

              Журналы:

1. «Педагогическое творчество», №7 – 2007г.

2. «Педагогическое творчество», №2 – 2008г.

3. «Досуг в школе», №1 – 2006г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка. Березина И.Е., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №15 н.п.Нивский»

Слайд 2

Березина Ирина Евгеньевна 1. МБОУ «СОШ №15н.п. Нивский». 2. Общий педагогический стаж – 21 год. 3. Дата назначения на должность -2010 год 4. Образование – высшее профессиональное, Мурманский государственный педагогический институт, 2000 г. Квалификация: учитель. 5. Специальность по диплому - «Педагогика и методика начального образования». 6. В сентябре 2012 года прошла аттестацию с целью установления Соответствия занимаемой должности. Имею I квалификационную категорию по должности «Воспитатель».

Слайд 3

“ Школа – не место реализации чего-либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа ” Б.Д.Эльконин “Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли» К.Д . Ушинский.

Слайд 4

Как оживить урок , активизировать мыслительную деятельность учащихся , поддержать интерес к предмету ?

Слайд 5

Диктанты Зрительные и слуховые Цифровые Буквенные

Слайд 6

Цифровой диктант. Установка : предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если ты согласен, то ставь 1 , если нет 0 . Я утверждаю, что в предложении Пришла снежная зима, в грамматической основе нет сказуемого. (0) Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. (1) Существительное отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?. (0) В корне слова ЗАРЯ пишется буква -а- . (1) В русском алфавите 36 букв. (0) Глагол - служебная часть речи. (0) Железный – это глагол. (0 ) Ответ: 0101000

Слайд 7

Буквенный диктант . Эту работу можно использовать при необходимости быстро вспомнить , что такое подлежащее и сказуемое. Задание: Выпишите в порядке следования первые буквы грамматической основы. Московские м агистрали ос вещены всю ночь. (МО) Л ёнька быстро о глянулся и д ёрнул девчонку за косичку. (ЛОД) Лесная е жевика ц арапала руку. (ЕЦ ) Ответ: МОЛОДЕЦ

Слайд 8

Словесные задачи Шарады Ребусы Загадки

Слайд 9

Шарады Мы всех - и взрослых и детей - В часы досуга развлекаем, Но если нам приставить Т, Мы их ужасно напугаем. Начало - голос птицы, Конец на дне пруда. А целое в музее Найдешь ты без труда. Сперва назови ты за городом дом, В котором лишь летом с семьею живем, Две буквы к названью приставь заодно, Получится то, что решать суждено. Игры - тигры Кар - тина Дача - задача

Слайд 10

Ребусы Чиполлино Спорт Пенал Глобус Тротуар

Слайд 11

КАБАН – АН +ЛУК = ? КОРЬ – Ь +(ИДОЛ – Л) +Р = ? КАР +ТО + (ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР)= ? БУРАН – Н + (ТИНА – А) + О = ?

Слайд 12

Кроссворды

Слайд 13

Шифровки Шифровка №1 Шифровка №2 ПУРУАУВУОУПУИУСУАУНУИУЕУ ПУРУЕУДУЛУОУГУОУВ. С Ч Д Я Е Р К П К Е М И У А И И Т Н Г Ш ! Спички детям не игрушка! Правописание предлогов

Слайд 14

Грамматические сказки Сила любви . Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему : « Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: « Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь ». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам . Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности , оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица НЕ жить друг без друга не могут . По Ф. Кривину

Слайд 15

Рифмованные правила Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты ее немедленно Ставь под ударение. Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг, Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: «Зуб» на «зубы», «лёд» на льды — будешь грамотным и ты. Знаем твердо, что ЖИ - ШИ Пишем только с гласной И, А в словах, где ЧА и ЩА Мы напишем только с А . Где же встретим мы ЧУ - ЩУ , То напишем с буквой У .

Слайд 16

Дидактические игры Игра « Найди ошибки ».

Слайд 17

Проблемные ситуации Тема: Правописание безударных гласных в корнях слов . Как поссорились Женя и Саша. Однажды Женя обнаружил дома записку от друга Саши: «Выходи вечером гулять с мечом». Женя взял игрушечную саблю и пошёл на улицу. «Зачем ты принёс меч? Мы же будем играть в футбол !- удивился Саша. Женя обиделся и ушёл .

Слайд 18

Юмор Микроба (из стихов талантливого двоечника) Вот не моют руков мухи - И болят у мухов брюхи, Потому, что к ним в утробы Забираются микробы. Ведь микроба тоже, детка, Руки с мылом моет редко! ( С. Востоков).

Слайд 19

Использование ИКТ

Слайд 20

Игра «Коврик из слов» Найти 10 названий деревьев ж б е р ё з а з к э и п о я г ш ж е л ь з д у б р г н ъ ё ж н ы у и ы р к я н а ь ф а н т у ь б а с л и п а ц ш и л о о к г у е м а к о с с и ц в к ы п й н а н т о п о л ь ю я т а

Слайд 21

Игра «Коврик из слов» Найти 10 названий деревьев ж б е р ё з а з к э и п о я г ш ж е л ь з д у б р г н ъ ё ж н ы у и ы р к я н а ь ф а н т у ь б а с л и п а ц ш и л о о к г у е м а к о с с и ц в к ы п й н а н т о п о л ь ю я т а

Слайд 22

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 24

Список использованной литературы: 1 . Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995. 2. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. М.: Аст-Пресс , 1996 3. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий со второклассниками. – Ярославль, Академия развития, 2007. 4. Орт Галина Михайловна Сборник упражнений по русскому языку и математике . учитель начальных классов, лицей « Синтон » г. Чайковский, 2007 . 5. Подпружная Г.П. Практический материал для работы на интерактивной доске. учитель начальных классов гимназии №8, г.Дубны 6 . Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И Учёба, и игра: русский язык. Ярославль,1997 . 7. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. Смоленск, 2001 . 8. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. Педагогика, 1982. Журналы: 1. «Педагогическое творчество», №7 – 2007г. 2. «Педагогическое творчество», №2 – 2008г. 3. «Досуг в школе», №1 – 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра – важнейшее средство активизации умственной и познавательной деятельности на уроках математики».

В работе, раскрывая роль игры в активизации умственной и познавательной деятельности учащихся, следует отметить, что играя,  происходят «главнейшие изменения в психике ребенка... развиваются псих...

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности".

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности" является одной из конкурсных работ. Содержит описание методов ...

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов

Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности. ...

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами» 26.12.2013г.

"Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами"...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...

Сообщение на педагогическом совете «Использование проектов в начальной школе для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся».

Организация проектной деятельности является одним из условий максимально эффективного развития младших школьников. Именно в этом заключается актуальность данной темы....