Урок русского языка . Тема:"Работа окончаний у слов, называющих действия в прошедшем времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скачкова Татьяна Михайловна

Урок русского языка по системе развивающего обучения. Программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Дополнительный материал подобран с учётом особенностей мышления ивосприятия учеников. На уроке происходит знакомство с храмами г.Фролово, Волгоградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3klass_russkiy_yazyk.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Фроловского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Зеленовская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока .

 

Русский язык. 3 «А» класс

Тема: «Работа окончаний у слов,

называющих действия, в прошедшем времени»

                                                                         Работа учителя начальных классов

                                                                         Скачковой Т.М.

п.Пригородный

2012г.

Цель урока: создать условия для формирования понимания УУД в процессе изучения работы окончаний слов, называющих действия в прошедшем времени.

Задачи урока:

Образовательные: формировать умение находить и указывать работу окончаний слов, называющих действия, учить обосновывать свой выбор.

Воспитательные: формировать у учащихся коммуникативные умения работать в паре, в группе, расширять знания по содержательной линии «Православная художественная культура».

Развивающие: продолжить формирование умения распознавать окончания у слов, называющие действия, извлекая информацию из схем, иллюстраций, текста.

Оборудование, оформление и техническое оснащение урока:

Доска, учебники, тетради, мультимедийное оборудование, карточки, компьютерная презентация, программа Power Point, схема-модель.

Методы: словесный, наглядный, метод решения учебной задачи.

Объём: 1час.

Тип урока: решение частных учебных задач.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Ребята! Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените русский язык и вам нравится учиться — этот урок для вас. Улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем урок.

2.Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализировать знания, которые понадобятся для открытия нового знания.

  -Какую учебную задачу мы решали на прошлом уроке?

(Выясняли, какую работу выполняют окончания слов, называющих действия.)

-Так какую же работу они выполняют?

(Указывают на число слова, а в единственном числе ещё и на род.)

Слайд 3.

Вывод о работе окончаний прошедшего времени.

                                    Р. (ед.ч.)

      пр. вр.                   Ч.

3.Решение конкретно-практической задачи с выходом на постановку учебной задачи.

Цель: учить детей разграничивать область своего знания и незнания, осознавать постановку учебной задачи (УУД — регулятивные, познавательные, коммуникативные)

-Мы выяснили, какие окончания бывают в словах, называющие действия.

-А давайте разберёмся, какие орфограммы встречаются в этих окончаниях?

  ?             - Учебная задача

Слайд 4.

а) Проверка орфограмм в окончаниях прошедшего времени по закону письма.

-Запишите в столбик изменения прошедшего времени слова гулять и выделите в них окончания.

Гулял                                 цвёл

гулял а                                цвел а

гулял о                                цвел о

гулял и                               цвел и

-Выделите в них окончания. В каких из этих окончаний есть орфограммы?

(Гуляла, гуляло, гуляли).

-Проверьте, не нарушают ли эти орфограммы закон письма (для этого  рядом запишите изменение слова  цвести.)

-Как же обозначаются фонемы в окончаниях прошедшего времени?

Вывод: гласные фонемы в окончаниях прошедшего времени обозначаются по закону письма.

4.Решение учебной задачи

Цель: добиться открытия детьми нового способа действия, выделять общую учебную задачу (УУД — регулятивные, познавательные, коммуникативные ).

а)  - А сейчас проверьте орфограммы в изменениях прошедшего времени в высказываниях. Запишите:

На безоблачном небе сиял_  солнце.

На безоблачном небе сиял_  луна.

-Можно ли для проверки каждой из этих орфограмм подставить в высказывание  другое слово с тем же окончанием в сильной позиции (например, цвела или цвело)?

(Да.)

-Почему в первое высказывание вы подставили, изменение цвело, а не цвела? Какое другое слово помогло вам подставить нужное изменение?

(Оно).

-Какого рода это изменение в первом высказывании? (Среднего рода)

-А во втором?                                                                    (Женского рода)

б.) «Сворачивание» действия проверки орфограмм в окончаниях прошедшего времени.

(Общеклассное обсуждение).

Сияло     (оно)   - средний род-    солнце.

Сияла      (она)   - женский род-   луна.

-Как вы думаете, если сумели определить род слова в прошедшем времени, стоит ли заменять его «проверочным» словом?

(Нет).

-Какой вывод можете сделать?

Вывод: достаточно определить род слова, на который указывает слово, называющее действующее лицо или предмет.

-Что мы сейчас с вами сделали?

(Решили учебную задачу)

-Что выяснили из учебной задачи?

(Способ решения)

Физкультурная минутка.

5.Самостоятельная работа.

Цель:  закрепить навык правописания окончаний у слов, называющих действия.

-Ребята! Вы узнали как проверять окончания у слов, называющих действия. А хотите проверить свои знания?

-( Да.)

Слайд 5.

-Посмотрите на слайд. Прочитайте слова.

Блестит, заскрипели, лепил, катается, подморозило, метёт,

полетела, злится.

- Запишите слова, которые имеют следующие части:

    ¬ ͡    ˄˄       ,    ¬ ͡    ^^      ,   ¬ ͡    ^˄        ,   ͡   ^^

-Как будете работать?     - Сделаем сами.    

-Укажите работу окончаний у данных слов.    

Проводится взаимопроверка.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга. Оцените. Уважительно относитесь к мнению соседа.

6. Работа  с учебником.

Цель: закрепить способ проверки орфограмм в окончаниях прошедшего времени.

-Выполняя работу дома, вы узнали о чуде, которое сотворили безвестные талантливые мастера. Что же это за чудо?

Храм, церковь, колокольня.

-Трудно представить старинную деревню без деревянной церкви. Жизнь православных христиан на Руси была тесно связана с жизнью храма. Прочитайте, где и как строили храмы на Руси.

а) - Откройте учебник, (3класс, ч.2., стр.69)

-Договариваясь с мастерами о постройке храма, люди говорили им, какую именно церковь они должны построить?

(Нет. Сама природа подсказывала  строителям эту форму).

Слайд 5,6.

-Какие слова помогли вам понять, где и как строили храмы на Руси?

(Слова, называющие действия в прошедшем времени)

-Какое задание вы предлагаете выполнить?

(Записать слова, называющие действия прошедшего времени и указать работу окончаний.)

-Как будете работать?      

(В паре.)

-Помните о контроле, оценке действия своего партнёра.

Проверка выполненной работы.

б)- А сейчас прочитайте последний абзац  текста и задание .

(Дети читают последний абзац текста и задание .)

-Итак, заданий три. Первое и второе по изученному материалу, а вот третье посложнее.

-Как будете работать?

Групповая  дифференцированная работа.

(Дети делятся на группы.)

-Работая в группе, помните об умении слушать, принимать точку зрения партнёров, отстаивать свою.

-Какое задание выбрала первая группа?  - Выписать слова в инфинитиве.

-Какое задание выбрала вторая группа?   - Выписать слова с личными                                              

                                                                        окончаниями.

-А третья группа?                                      - Выписать слова с окончаниями

                                                                      прошедшего времени.  Выделить

                                                                        окончания.

Каждая группа защищает свою работу. (Выдвигают и обосновывают гипотезы.)

Оценка работы каждой группы.  

  -Ребята! В тексте есть словосочетание  рубить храм . Какое значение имеет в этом словосочетании слово рубить?                                               

(Рубить,  значит строить).

Слайд 7,8.

    Строительство храмов продолжается и  сейчас.  В 1983году в нашем городе был построен Храм Рождества Богородицы, а в 2001году напротив железнодорожного вокзала был построен небольшой храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона. Величина его была недостаточна, чтобы вместить всех желающих, поэтому в 2006-2008г. рядом с храмом был построен Новый Богоявленский собор с детской площадкой вокруг него. Освящён собор в 2009 году.

Слайд 9,10.

        А в 2006 году близь квартала «Заречный» Был открыт третий в мире Бронзовый монумент «Ангел Мира». Рядом построена часовня святых Петра и Февронии. Очень оригинальна архитектура — два купола в виде венчальных венцов.

-Посещая храм, помните!

Прежде, чем зайти в собор

Головной сними убор

Злые мысли отгони

Не нужны тебе они.

Там дух Божий обитает

Благодатью нас питает.

-Ребята! Представьте, что у вас в ладонях чаша, наполненная благодатью и добром. Осторожно перелейте часть своей благодати, доброты нашим гостям.

Подарите окружающим добро!

5.Итог урока.

Цель: способствовать формированию рефлексии (УДД — регулятивные, коммуникативные)

-Итак, какую учебную задачу мы сегодня решали на уроке?

-Кому было трудно? Кому легко?

-Чем будем заниматься на следующем уроке?

( Выделять окончания у слов, называющих действия и указывать их работу.)

Домашнее задание: с.72, упр.220.

-Оцените себя, как работали на уроке.

(Сигнальные карточки.      +,  ?, -.)

Спасибо за урок!

Ø

и

о

a


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами» 26.12.2013г.

"Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами"...

Конспект урока русского языка "Написание частицы НЕ со словами, называющими действия" (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять схемы образования новых слов; формирование умения подбирать родственные слова; закрепление умения пользоваться Обратным словарем.Планируемые р...

Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Изменение по родам глаголов прошедшего времени"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Изменение по родам глаголов прошедшего времени".Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся об из...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание личных окончаний в слове брить» (УМК системы Эльконина - Давыдова, 3 класс)

Цель урока: формирование представления о правописании личных окончаний в слове брить.  Задачи урока:Дидактические:Вспомнить особенности глаголов второго спряжения;Установить правило правописания ...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Работа окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени» УМК "Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова"

Цели: формирование знаний о работе окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени.Планируемые результаты:Предметные:Знать: правила работы окончаний слов глаголов в прошедшем времени;Уметь: на...