Главные вкладки

    Программа по русскому языку 2 класс Канакина и др. Программа "Школа России"
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме

    Каратаева Надежда Юрьевна

    Программа составлена в рамках ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_russk.yaz_.docx30.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            Программа  по  русскому языку        

    Пояснительная записка

    Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по русскому языку, программы начального общего образования к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч.– М.: «Просвещение», 2011) в соответствии с требованиями ФГОС НОО).

    Описание места предмета в учебном плане

    На изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 170 часов.

    Общая характеристика учебного предмета 

    В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

    Линии, общие с курсом литературного чтения:

    -овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

    -овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов

    -овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

    Линии, специфические для курса «Русский язык»

    -приобретение и систематизация знаний о языке;

    -овладение орфографией и пунктуацией;

    -раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

    - развитие чувства языка.

    Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку

    Описание  ценностных ориентиров  содержания предмета

    Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

    В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

    Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

    Результаты изучения курса:

    Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»являются следующие умения:

    – осознавать роль языка и речи в жизни людей;

    – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

    – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

    – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

    Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

    Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»

    является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    – проговаривать последовательность действий на уроке;

    – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

    – учиться работать по предложенному учителем плану

    Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

    Познавательные УУД:

    – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

    – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Средством формирования познавательных УУД служат тексты

    учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

    Коммуникативные УУД:

    – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

    – выразительно читать и пересказывать текст;

    – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

    – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

    Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

    – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

    – осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

    – понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

    – делить текст на части, озаглавливать части;

    – подробно и выборочно пересказывать текст;

    – правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

    – делить слова на части для переноса;

    – производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

    – правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

    – писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

    – видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

    – писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

    буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;

    буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;

    слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;

    писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию

    приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

    – находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

    – находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

    – обращать внимание на особенности употребления слов;

    – ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

    – составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

    – предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

    – составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

    Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями

    языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого

    изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее

    им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать

     Содержание изучаемого курса

    Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.)

    Наша  речь (4 ч).

    Язык и речь, их значение в жизни.  Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах  речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).  Особенности  устной, письменной и внутренней речи.

    Текст (5 ч).

    Текст.  Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение  её в плане.  Красная строка в тексте.

    Предложение (12 ч).

    Предложение как единица речи.  Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании  главных и второстепенных членов предложения.  Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

    Слова, слова, слова…(22 ч)

    Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

    Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения  слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных  слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями  учебника.

    Родственные слова. Однокоренные слова.  Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании  корня в слове, подборе однокоренных  слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

    Слово, слог, ударение.  Уточнение представлений  о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение  над разноместностью  и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

    Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

    Звуки и буквы (34 ч).

    Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи.  Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений  об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов  в словарях, справочниках, энциклопедиях.

    Основные признаки гласных звуков?  Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв  в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов  и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной  в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой  и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

    Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч)

    Основные  признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль  в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук  й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих  звуков буквами. Правописание  слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

    Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

    Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова.  Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне  однокоренных слов и форм одного  и того же слова.

    Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

    Части речи (47 ч)

    Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

    Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и  вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании.  Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их  в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

    Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их  в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

    Имя прилагательное как часть речи  (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль  имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

    Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

    Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

    Повторение изученного за год (17 ч).

    Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

    Слова с непроверяемыми написаниями:

    Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

    Чистописание

    Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д.

    Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.

    Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений

    Примерное тематическое планирование

     №

    Название раздела

    К-во  часов

    1

    Наша речь

    4

    2

    Текст

    5

    3

    Предложение

    12

    4

    Слова,слова,слова

    22

    5

    Звуки и буквы

    34

    6

    Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

    29

    7

      Части речи

    47

    8

    Повторение изученного за год

    17


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку на основе ФГОС. УМК "Школа России". 1 класс.

    Данная рабочая программа составлена с требованиями ФГОС по авторской программе Рамзаевой Т.Г. В ней содержится примерная программа к  "Чудо-прописям"  Илюхиной В.А....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

    В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

    Предмет Русский язык Класс 1 Автор УМК « Школа России» В.П. Канакина Тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков Ь».

    Предмет  Русский  языкКласс 1Автор УМК « Школа России»  В.П. Канакина Тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков Ь»....

    Рабочая программа по русскому языку 1-4 кл. УМК "Школа России"

    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Концепцией духовно-нравств...

    Рабочая программа по русскому языку для 3 кл. УМК "Школа России"

    КТП по русскому языку для 3 кл. УМК "Школа России". Авторы учебника Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др....

    Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 ФГОС НОО Школа России

    Рабочая программа по предмету «Русский язык» Школа России...

    Рабочая программа по русскому языку ФГОС 1-4 УМК "Школа России"

    Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства о...