Урок русского языка в 3,4 классах малокомплектной школы
методическая разработка (русский язык) по теме

Байкова Вера Андреевна

В данной папке имеется разработка урока, приложение для 3  и 4 классов (опрные схемы, таблицы, карточки)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Понятие о частях речи.

Цели: познакомить с частями речи и  с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи; формировать умения распознавать части речи; развивать речь, внимание, память; воспитывать аккуратность, прилежание.




Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Чистописание
  4. Самостоятельная работа учащихся.

Словарная работа.

Учащиеся получают перфокарты со словарными словами, вставляют в «окошко» пропущенную букву.

Задание. Составить и записать предложение с одним из словарных слов. Подчеркнуть главные члены.

IV. Работа по теме.

1. Постановка цели урока.

- Что вы написали в тетради? (Предложения).

- Из чего состоит предложение? (Из слов).

- Что вы знаете о словах? (Слова называют предмет, признаки предметов, действия предметов. Слова отвечают на вопросы кто? что? и другие.

Из слов состоят предложения.

В речи есть слова, близкие и противоположные по смыслу).

Учитель: Слов в русском языке очень много, и их разделили на группы, чтобы можно было легко ими пользоваться в речи.

- На какие группы делятся слова, как называются эти группы? (Имена сущ, имена прил., глаголы, предлоги).

-Наша задача сегодня – выявить признаки, по которым слова делятся на

Тема: Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

Цели: развивать умение распознавать

творительный и предложный падежи, формировать навыки правильного употребления и правописания падежных окончаний имен прилагательных и безударные гласные в корне слова;

развивать речь, внимание, память; воспитывать аккуратность, прилежание.

1. Организационный момент.

II. Чистописание.

III. Работа по теме.

1. На доске следующая запись:

         ------   - ым                   ------ - ом

Т.п.------- каким?   П.п.   ---  о каком?

       -------     - им                    ----   - ем

- Сформулируйте тему урока. ( Т. и П. падежи имен прилагательных мужского и среднего рода)

- Как вы определяли падеж имен прилагательных, выполняя д/з? ( 1. Находили в предложении сущ., к которому относится прилагательное; 2) Определяли падеж существительного;

3) По падежу существительного определяли падеж прилагательного.)


2. Упражнение «Раздели на две группы»

 В тяжел.. рюкзаке, с тяжел..  рюкзаком, в старин.. дворце, за старин.. дворцом, перед высок.. деревом, на высок.. дереве, с горяч.. чаем, в горяч.. чае,над син.. цветком, на син.. цветке

-На какие две группы можно разделить данные словосочетания? (1. Т.п.; 2. П.п.)

- Назовите словосочетания в Т.п.

- На какой вопрос отвечают прилагательные в Т.п.? (каким?)

- Какие окончания у прилагательных мужского и среднего рода в Т.п.?       (- ыи, -им)

эти группы.

2. Работа с правилом на стр. 3-4

Учащиеся читают правило вслух по

частям, учитель заполняет таблицу,

графы которой заранее были записаны на доске.

5. Упражнение в распознавании частей речи.

1. С комментированием выполняется упр.368.

- По каким особенностям вы разделили слова на группы? (1. Вопросы, на которые отвечают слова; 2. Что они обозначают: предмет, признак пред

мета, действие предмета)

- Пока определять части речи вам будет помогать опорная схема, но постепенно вам необходимо запомнить особенности частей речи (т.е. вопросы и что обозначают).

2. Работа по карточкам.

Задание. Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

   Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зеленый, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

1). Выделите корень в однокоренных словах.

2). Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой, глаголы – двумя чертами.

3. Определение частей речи.

- Что нужно сделать, чтобы правильно определить, какой частью речи является слово? (Ответы детей.)

1). Чтение правила на стр. 4.

2) Письменное выполнение упр. 369  (оказание индивидуальной помощи учащимся).

6. Итог урока.

- Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? (Части речи.)

- Как узнать, какой частью речи

- Прочитайте словосочетания в П.п.

- На какой вопрос отвечают прилагательные в П.п.? (о каком?)

- Какие окончания у прилагательных в П.п.? (-ом, -ем)

На доске следующие опорные схемы:

   Т.п.                             П.п.

 каким?                     о каком?

- ым, - им                  - ом, - ем

Задание: Запишите слова в два столбика. Выделите окончания.

4. Работа по учебнику.

1. Устная работа над упр. 310

- Прочитайте текст.

- Найдите имена прилагательные в П.п. (в Т.п.)

2. Письменное выполнение упр. 310

Задание: Списать, подчеркнуть орфограммы, выделить окончания имен прилагательных

Дополнительные задания:

а) Звуко – буквенный разбор слова РЕДКО (один ученик выполняет задание у доски, другой – в тетради).

в) разбор слова ДЛИННЫМИ по составу.

5. Словарно-орфографическая работа.

1. Упражнение «Буквенный диктант»

На доске записаны слова с пропущенными буквами. Учащиеся записывают в тетради пропущенные буквы. (Например: 1 а, 2е)

Р 1ссия, Эл 2 ктричество, Эл 3 ктростанция, к 4 л 5 грамм, инж 6 нер, д 7 ректор, адр 8 с, в 10 кзал.

2. Выполняется словарная работа на компьютере.

6. Итог урока.

На доске запись:

Под ----им деревом, о ------ом вечере.

- Можно ли определить падеж данных словосочетаний? (да, 1-е в Т.п., 2-е в П.п.).

- Как вам это удалось? (1. По сущ; 2. По предлогу. 3. По окончанию прил.)

является слово? (Нужно поставить к слову вопрос и определить, что она обозна-

чает.)

7.Домашнее задание: стр. 3-4, учить правила; упр.371



Предварительный просмотр:

1. Вопросы, на которые отвечают слова.

2. Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета.



Предварительный просмотр:

Желаю успеха!

Задание. Прочитай внимательно слова, найди среди них однокоренные. Выпиши каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

   Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зеленый, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

1). Выделите корень в однокоренных словах.

2). Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой, глаголы – двумя чертами.

__________________________________________________________

Желаю успеха!

Задание. Прочитай внимательно слова, найди среди них однокоренные. Выпиши каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

   Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зеленый, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

1). Выделите корень в однокоренных словах.

2). Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой, глаголы – двумя чертами.

__________________________________________________________

Желаю успеха!

Задание. Прочитай внимательно слова, найди среди них однокоренные. Выпиши каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

   Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зеленый, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

1). Выделите корень в однокоренных словах.

2). Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой, глаголы – двумя чертами.



Предварительный просмотр:

ЗАПОМНИ!

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПАДЕЖ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО?

1. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное;

2. Определить падеж существительного;

3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

__________________________________________________________

ЗАПОМНИ!

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПАДЕЖ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО?

1. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное;

2. Определить падеж существительного;

3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.



Предварительный просмотр:

ЗАПОМНИ!

Части речи

Вопросы

Что обозначают?

Примеры

Имя существительное

Кто?

Что?

предмет

школьник

дружба

Имя прилагательное

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

признак предмета

смелый

добрая

яркое

сильные

Глагол

Что делать?

Что сделать?

действие предмета

читать

прочитать

Имя

 числительное

Сколько?

Который?

количество предметов или порядок при счете

семь (страниц)

седьмая (страница)

Наречие

Как?

Где?

Куда?

Откуда?

Когда?

признак действия

громко

интересно

здесь

всегда

вчера

Предлоги

служат для связи слов в предложении

Союзы

а, и, да, но

Местоимения

(личные)

указывают на предмет, не называя его

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они



Предварительный просмотр:

Части речи

Названия предметов

Названия признаков предметов

Названия

действий предметов

Кто?

Что?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Что делать?

Что сделать?

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы



Предварительный просмотр:

Части речи

Названия предметов

Названия признаков предметов

Названия действий предметов

Кто?

Что?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Что делать?

Что сделать?

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Части речи

Названия предметов

Названия признаков предметов

Названия действий предметов

Кто?

Что?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Что делать?

Что сделать?

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Части речи

Названия предметов

Названия признаков предметов

Названия действий предметов

Кто?

Что?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Что делать?

Что сделать?

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1-ом классе национальной школы.

Это план урока развития реи .План урока составлена с учетом требований ФГОС....

Урок русского языка "Части речи" 2 класс (Программа "Школа России")

Урок «открытия» новых знаний. Задачи: Образовательные: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;Развивающие: создать условия для разви...

Бинарный урок (русский язык, литературное чтение). 4 класс. УМК «Школа 2100»

Тема урока: Закрепление знаний об однородных членах предложения через произведения А.С. Пушкина Цель: сформировать умение находить в тексте предложения с однородными членами предложен...

Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"

Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...

Технологическая карта урока русского языка и обучения грамоте в малокомплектной школе

данный урок проведён в малокомплектной школе в 1 и 3 классах. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

урок русского языка "Части речи" 3 класс УМК "Школа 2100"

Данный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при которм на каждом структурном этапе уроке русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно фор...

Открытый урок русского языка в 1, 3 классах малокомплектной школы

Тема: Слова – названия предметов,           признаков предметов.Цели: 1) Познакомиться со словами &ndash...