Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, изо, окружающему миру для 3 класса "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Учебные рабочие программы по основным предметам "Школы 2100" для 3 класса разработаны на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей федеральному государственному стандарту начального общего образования 2009 года (ФГОС второго поколения). В планировании прописаны цели, задачи курса, планируемые УУД и результаты обучения для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.zip | 792.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
Рабочая программа учебного предмета « Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей федеральному государственному стандарту начального общего образования 2009 года.
Цели и задачи, реализуемой рабочей программы, совпадают с целями и задачами Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Реализация программы обеспечивается завершенной линией учебников ««Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») (авторов: авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева.) учебно-методического комплекта образовательной системы «Школа 2100»
На изучение изобразительного искусства в начальной школе выделяется 270 часов. В соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком МОУ СОШ № 13 на 2012 – 2013 учебный год рабочая программа для 3 класса рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Программа направлена на обучение и эстетическое развитие младших школьников, воспитывает интерес к искусству, развивает зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствует их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию.
В 3 классе даётся блок (информация и практическая работа), связанная с историей искусства эпоха Средневековья (3-й кл.). Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса. Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса ( 3 класс - сказ П.Бажова «Серебряное копытце»). При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.
Уроков с применением приемов работы на персональном компьютере – 3; выполняемых проектов - 2.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• выполнения декоративного панно в технике аппликации;
• выполнения декоративного панно из природных материалов;
• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
• работой гуашевыми красками;
• постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
Тематическое распределение количества часов
Изобразительное искусство, ОС «Школа 2100»
Тематическое планирование.
21
I вариант (134 ч)
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | ||
Виды художественной деятельности | ||||
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: ху дожественный образ, его услов ность, передача общего через единичное. Человек, мир приро ды в реальной жизни — образ че ловека, природы в искусстве. От ражение в произведениях пласти ческих искусств человеческих чувств и идей: выражение отно шения к природе, человеку и об ществу средствами художествен ного языка. Фотография и произ ведение изобразительного искус ства — сходство и различия. Виды художественной деятельности: ри сунок, живопись, скульптура, ар хитектура, дизайн, декоративно прикладное искусство. | Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Ху дожник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создает художествен ный образ. В художественном об разе сосредоточены реальность и воображение, идеи и чувства, от ношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором «говорит» художник. Восприятие и эмоцио нальная оценка шедевров живо писи, графики, скульптуры, архи тектуры, декоративно прикладно го искусства (обзор). | Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам рус ского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении со держания и выразительных средств художественных произведений. Понимать условность и субъ ективность художественного об раза. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении ис кусства, и объяснять разницу. Понимать общее и особенное в произведении изобразительно го искусства и в художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные мате риалы для передачи собственно го художественного замысла. |
22
Продолжение
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | ||
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? | ||||
Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выра зительности изобразительных ис кусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художест венном конструировании и ди зайне, декоративно прикладном искусстве. Элементарные приемы построения композиции на плос кости и в пространстве. Пропор ции и перспектива. Понятия: ли ния горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загоражива ния. Роль контраста в компози ции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композици онный центр (зрительный центр композиции). Главное и второ степенное в композиции. Сим метрия и асимметрия. Образы природы в живописи. | Интернациональный язык ис кусства. Композиция — основа языка всех искусств. Способы построе ния простой композиции при изображении природы, челове ка, предмета, тематического сю жета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, ху дожественное конструирование). Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия го ризонта, ближе — больше, даль ше — меньше, загораживание; контраст в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и свет лое, спокойное и динамичное и т. д.). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем «Земля — наш общий дом». | Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искус ства, художественного конструи рования. Создавать элементарные ком позиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Наблюдать природу и при родные явления, различать их характер и эмоциональные со стояния. Понимать разницу в изобра жении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Использовать элементарные правила перспективы для пере дачи пространства на плоскости в изображениях природы, город ского пейзажа, сюжетных сцен. |
23
Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живопи си и в рисунке (ритмы: спокой ный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Особая роль ритма в декоративно при кладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Переда ча движения в композиции с по мощью ритма элементов.
Наблюдение природы и природ ных явлений, различение их ха рактера и эмоциональных состо яний.
Использование различных ху дожественных материалов и средств для создания вырази тельных образов природы в ри сунке, живописи, аппликации (возможны темы: «Осень в пар ке», «Осенний лес»).
Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмо ционального состояния в компо зиции на плоскости: изображе ние птичьей стаи, стайки рыб, падающей листвы (рисунок, жи вопись, граттаж, аппликация). Передача движения в компози ции с помощью ритма. Уравно вешенные или динамичные ком позиции на заданную тему. Укра шение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование геометрических или растительных элементов.
Использовать контраст для усиления эмоционально образ ного звучания работы. Использо вать композиционный центр, отделять главное от второсте пенного.
Изображать растения, живот ных, человека, природу, сказоч ные и фантастические существа, здания, предметы.
Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное сос тояние в композиции на плос кости.
24
Продолжение
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Цвет — основа языка живописи. Живописные материалы. Кра сота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живо писи. Основные и составные, теплые и холодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответ ствии с поставленными задачами. | Изучение свойств цвета в про цессе создания композиций – основные и составные цвета (примерные темы: «Цветы для мамы», «Цветущий луг», «Воз душные шары», «Разноцветные бабочки» и т. п.), теплые и хо лодные цвета (примерные темы: «Дворец Снежной королевы», «Изумрудный город», «Город солнца», «Цветочный город»). Передача с помощью цветов теп лой или холодной гаммы харак тера человеческих взаимоотно шений, различных эмоциональ ных состояний: добра и зла, тре воги и нежности, сострадания и героики и т. д. (создание живо писными средствами образа пост ройки, сказочного персонажа). Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выра зительности образа (примерные темы: «Гроза», «Ветер», «Снежная буря», «Весенний день», «Солнеч ный день в горах», «Закат»). | Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт. Различать основные и состав ные, теплые и холодные цвета. Овладевать на практике ос новами цветоведения. Создавать средствами живо писи эмоционально выразитель ные образы природы, человека, сказочного героя. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состо яние природы, персонажа. Воспринимать и эмоциональ но оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изоб ражающие природу и человека в контрастных эмоциональных со стояниях. |
25
Образы человека в живописи.
Знакомство с художественными произведениями, изображающи ми природу и человека в контра стных эмоциональных состояниях.
Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом, — «Человек и челове ческие взаимоотношения». Об раз человека в разных культурах мира. Представления народов о красоте человека, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Композиция и порядок изоб ражения (от пятна) портрета в живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Изображение женского и мужского портретов персонажей русских народных сказок (например, Василиса Пре красная, Василиса Премудрая, Аленушка, Иван царевич, Илья Муромец и т. д.). Создание жен ских и мужских образов антич ного мира, Средневековья, стран Востока.
Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, природой)
Передавать характерные чер ты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отно шение народов к человеку.
Использовать пропорцио нальные отношения лица, фигу ры человека при создании порт рета.
Изображать портреты персо нажей народных сказок, мифов, литературных произведений, пе редавать свое отношение к пер сонажу.
Эмоционально откликаться на образы персонажей произве дений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, ра дости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т. д.
Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим ми ром.
26
Продолжение
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Линия — основа языка рисун ка. Многообразие линий (тон кие, толстые, прямые, волнис тые, плавные, острые, закруглен ные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мел ки и т. д. Приемы работы раз личными графическими матери алами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие при роды, человека, зданий, предме тов, выраженные средствами ри сунка. | в искусстве как отражение внут реннего мира человека. Изобра жение портрета современника (друга, автопортрета, мамы, сол дата Великой Отечественной вой ны и т. д.). Примерные темы композиций: «Мать и дитя», «Я и моя семья», «Мои друзья» и др.). Приемы работы различными графическими материалами. Ри сунок как самостоятельное про изведение искусства и как подго товительная работа. Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоциональ ного состояния природы, чело века, животного. Примерные задания: образы деревьев — старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное; величавое, мощное, раскидистое (образы: «Дуб богатырь», «Березка — де | Овладевать приемами рабо ты различными графическими материалами. Создавать графическими сред ствами выразительные образы природы, человека, животного. Создавать средствами компь ютерной графики выразительные образы природы, человека, жи вотного (в программе Paint). Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. |
27
Линия, штрих, пятно и худо жественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: об щие и характерные черты.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Прос тые геометрические формы. Природные формы. Трансформа ция форм. Влияние формы пред мета на представление о его ха рактере. Силуэт.
вица красавица» и т. п.). Обра зы животных: разъяренных и ласковых, например кошки, со баки и др.
Примерные темы композиций:
«Зимний лес», «Лес Снегурочки»,
«Лес Деда Мороза», «Лес Кощея Бессмертного», «Кошка на окош ке», «Кошка охотница» и т. п. Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изоб ражающими природу, человека, животных.
Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, зверя, фантастических су ществ, сказочных замков; выра жение их характера.
Анализ геометрической фор мы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанр на тюрморта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его ма териального окружения. Изобра
Изображать графическими средствами реальных и фантасти ческих птиц, насекомых, зверей, строения; выражать их характер.
Наблюдать, сравнивать, со поставлять, анализировать ге ометрические формы предметов.
Изображать предметы раз личной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисун ке и живописи.
28
Продолжение
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Использование простых форм для создания выразительных об разов. Объем – основа языка скульп туры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы пластическими скульп турными материалами для соз дания выразительного образа (пластилин, глина — раскатыва ние; набор объема; вытягивание формы). Основные темы скульп | жение простого натюрморта с на туры или по представлению. Пе редача с помощью формы и цве та образа характера предметов (например, олицетворение пред метов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи, ца ревны, Бабы яги и т. д.). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте (эскиз украшения предмета быта или одежды, например платка). Объем в пространстве и объ ем на плоскости. Способы пере дачи объема. Выразительность объемных композиций. Разнооб разие форм предметного мира и передача их в пространстве. Лепка животных, человека, сказочных персонажей. Прием трансформации объем ных форм для создания вырази тельных образов животных. Зна | Использовать декоративные элементы, простые узоры (гео метрические, растительные) для украшения реальных и фантасти ческих образов. Использовать простые формы для создания выразительных об разов человека или животного в скульптуре. Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объеме. Использовать приемы транс формации объемных форм для |
29
туры. Красота человека и живот ных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструиро вание и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирова ния. Элементарные приемы ра боты с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о воз можностях использования навы ков художественного конструи рования и моделирования в жизни человека.
комство с выразительными про изведениями скульптуры, изобра жающими человека, животных, мифологических персонажей.
Лепка фигуры спортсмена, вы разительного сказочного или ли тературного персонажа.
Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирова ния. Основная идея тематики уроков, связанных с организаци ей материальной среды — «Искус ство дарит людям красоту». Эле ментарные приемы работы с раз личными материалами (пласти лин, бумага, картон и др.) для создания выразительного образа.
Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь че репахи, домик улитки и т. д. Раз нообразие форм предметного мира, сходство и контраст, пере дача их в объеме или выполне ние эскизов на плоскости.
Искусство дизайна в совре
менном мире. Художественное
создания выразительных образов животных.
Изображать в объеме выра зительные образы человека, ли тературного персонажа.
Понимать роль изобразитель ных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архи тектурным постройкам, сопро вождающим жизнь человека.
Наблюдать постройки в при роде: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Различать разнообразие форм предметного мира.
Видеть и понимать многооб разие видов художественной де ятельности человека, связанной с моделированием и конструиро
30
Продолжение
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек (примерные задания: изображение любимой игрушки, иллюстрации к любимой книжке, проектирование мебели для кук лы или детской площадки, лепка или конструирование из бумаги, коробочек транспорта, посуды и т. д.). Коллективная работа. Худо жественное конструирование ска зочных зданий (например, ска зочного зоопарка, в котором фор ма и декор домиков для живот ных передают черты его обитате ля или улицы в Цветочном горо де). Трансформация форм. Влия ние формы предмета на предс тавление о его характере. Коллективная работа. Констру ирование детской площадки, парка, городской улицы (с транс портом) с использованием прос тых геометрических и раститель ных форм. | ванием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, теат ральные декорации, садово пар ковое искусство и т. д. Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина. Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т. д. Использовать для вырази тельности композиции сходство и контраст форм. |
31
Изготовление маски или куклы для кукольного спектакля с использованием приема транс формации формы для вырази тельности характеристики персо нажа.
Выполнение макета оформле ния сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкунчик»,
«Снегурочка», «Садко» и др.). Конструирование макета костюма сказочного персонажа.
Образы архитектуры разных эпох и народов.
Композиция на темы городс кой жизни или иллюстрации к мифам Античности и сказкам Средневековья с изображением человека в городской среде (на фоне зданий).
Коллективная работа (созда ние макета мемориального комп лекса «Защитникам Отечества»).
Понимать роль художника в театре.
Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из под ручных материалов.
Выполнять простые макеты.
Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Понимать и передавать в собственной художественной де ятельности единые черты в архи тектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких куль тур.
Осознавать героизм и нрав ственную красоту подвига защит ников Отечества.
Понимать собственную ответ ственность за свою Родину, при нимать посильное участие в сохранении памяти о ее героях.
32
Продолжение
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Декоративно прикладное ис кусство. Понимание истоков де коративно прикладного искус ства и его роли в жизни челове ка. Роль природных условий в характере традиционной культу ры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народ ной культуры (украшения жили ща, предметов быта, орудий тру да, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). | Истоки декоративно приклад ного искусства и его роль в жиз ни человека. Определяющая роль природных условий в ха рактере традиционной культуры народа. Красота пейзажей род ной природы. Создание компо зиции на тему «Гармония жилья с природой» (коллективная или индивидуальная работа). Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (на примере русского искусства). Основная идея тематики уро ков, связанных с русской культу рой и искусством, — «Родина моя — Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объеме), использование элементов декора. | Понимать важность гармонии постройки с окружающим ланд шафтом. Создавать графическими и живописными средствами ком позицию пейзажа с входящими в него постройками. |
33
Разнообразие декоративных форм в природе.
Сказочные образы народной культуры и декоративно при кладное искусство.
Ознакомление с произведени ями народных художественных промыслов России (с учетом местных условий).
Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Сказочные об разы народной культуры в деко ративно прикладном искусстве.
Наблюдение и зарисовка раз нообразных декоративных форм в природе: цветы, раскраска ба бочек, переплетение ветвей де ревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте.
Изображение в живописи, гра фике, рельефе, аппликации ска зочных образов народной культу ры (конь, петух, птица Сирин, пти ца Алконост, Древо жизни и др.).
Изготовление эскизов и моде лей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыс лов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные про мыслы и т. д.).
Изготовление эскизов украше ния прялки, эскизов вышивки на полотенце, скатерти с использо
Понимать смысл знаков образов народного искусства и знаково символический язык де коративно прикладного искус ства.
Наблюдать и передавать в собственной художественно творческой деятельности разно образие и красоту природных форм и украшений в природе.
Обобщать в рисунке природ ные формы, выявлять сущест венные признаки для создания декоративного образа.
Использовать стилизацию форм для создания орнамента.
Различать произведения ве дущих народных художествен ных промыслов России и назы вать известные центры художе ственных ремесел России.
Изготавливать эскизы и мо дели игрушек, посуды по моти вам современных народных про
34
Продолжение
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. | ванием древних образов знаков. Эскизы народных костюмов. Изображение народных празд ников, сцен быта и труда народа (коллективные или индивидуаль ные работы). Знакомство с про изведениями изобразительного искусства, изображающими сце ны праздников и труда народа. Проявления художественной культуры вокруг нас: музеи искус ства, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обоб щение пройденного материала возможно в форме выставки ра бот учащихся, викторины, экс курсии по городу, в музей и др.). | мыслов, передавать специфику стилистики произведений народ ных художественных промыслов в России (с учетом местных ус ловий). Изображать многофигурные сцены. Эмоционально откликаться на красоту народных праздни ков, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства, и выражать свое отношение к ним в собственной художествен но творческой деятельности. Осознавать, что архитектура и декоративно прикладные искус ства во все времена украшали повседневную жизнь человека. Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рас сказе, небольшом сочинении. |
35
Ведущие художественные му зеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразитель ных искусств им. А.С. Пушкина — и региональные музеи.
Знакомство с ведущими худо жественными музеями России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональ ными музеями. Их внешний вид, характер интерьеров и специфи ка коллекций.
Произведения разных видов и жанров изобразительных (плас тических) искусств в музеях: жи вопись, графика, скульптура, де коративно прикладное искусство.
Жанры изобразительного ис кусства: портрет, пейзаж, натюр морт.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобрази тельного искусства.
Воспринимать и эмоциональ но оценивать шедевры русского и мирового искусства.
Группировать произведения изобразительных искусств по ви дам и жанрам.
Группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру, эмоциональному состоянию.
Называть ведущие художест венные музеи России и художе ственные музеи своего региона.
.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | число | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | |||
1–2 | Жанры живописи. Натюрморт. В Хеда «Натюрморт с золотыми рыбками» Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Летний пейзаж по воспоминаниям. | Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают (Н). Изучить натюрморт В. Хеды и ответить на вопросы на стр. 5 учебника (Н). Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме. Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов (П). Выполнить задания на стр. 6–7 учебника (П). Выполнить задания на стр. 8–9 и 51 учебника. Написать летний пейзаж по воспоминаниям. | ||||
3–4 | Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Портрет своего друга в старинном костюме. Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Рисование животного в характерном для него движении | Иметь представление (Н) и рассказывать (П) об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Отвечать на вопросы на стр. 10–15 учебника (Н). Нарисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном для него, на стр. 22–23 рабочей тетради (П). | ||||
5–7 | Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. штриховка и цветовой тон. Приёмы штриховки цветными карандашами. Цветовой круг: дополнительные и родственные цвета. Работа цветными карандашами. В.Борисов-Мусатов «Весна», А.Явленский «Портрет» | Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н). Выполнить задания на стр. 26учебника (Н). Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета (Н). Отработать приёмы штриховки цветными карандашами (Н). Выполнить задания на стр. 28 учебника. Выполнить задания на стр. 16–17 учебника и на стр. 2–3 рабочей тетради (Н). Изучить и проанализировать рисунок С. Чехонина цветными карандашами на стр. 19 учебника (П). | ||||
8–10 | Декоративное панно. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации «Веселые попугайчики» Твоя мастерская: панно из природного материала. | Иметь представление о декоративном панно (Н). Изучить материалы на стр. 4–5 рабочей тетради (Н). Коллективное панно «Весёлые попугайчики» (П). Изучить материалы на стр. 21 учебника и на стр. 6–7 рабочей тетради и выполнить декоративное панно из природного материала, заготовленного летом (П) | ||||
11–13 | Тон, форма, светотень. Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. | Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н). Выполнить задания на стр. 22 учебника и на стр. 8–9 рабочей тетради (Н). Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел (стр. 23 учебника и стр. 10–13 рабочей тетради) (Н). Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры на стр. 12–13 рабочей тетради (П). (Геометрические тела можно изготовить из ватмана, стр. 10 рабочей тетради.) | ||||
14–16 | Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике. Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет». | Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица (Н) и уметь ими пользоваться (П). Выполнить задания на стр. 24–25 учебника и стр. 24–25 рабочей тетради (Н). Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения (стр. 26–27 учебника и стр. 26–27 тетради) (П). Выполнить задания на стр. 26–27 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради (П). Выполнить задание «Семейный портрет» на стр. 28–29 рабочей тетради (П). | ||||
17 | Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Пейзаж «Картинки нашей зимы». Компьютерное рисование в графическом редакторе «Рaint» | На примере картин А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Научиться определять особенности зимнего колорита (Н). | ||||
18 | Изготовление открыток сувениров к праздника «День защитника Отечества».Коллаж «Военный парад» | Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 38–41 рабочей тетради) (П). | ||||
19 - 20 | Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью | Знать историю и особенности хохломской росписи (Н) и уметь отличать её от других народных промыслов (П). Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров и выполнить задания на стр. 30–31 рабочей тетради (Н). Расписать тарелку или шкатулку в технике хохломской росписи. Можно использовать вместо тарелки круг или овал из ватмана, а детали шкатулки подготовить заранее или воспользоваться шаблоном на стр. 67 рабочей тетради (П). | ||||
21 | Возможности акварели. Живопись акварелью «по-мокрому» Изготовление открытки к Международному женскому дню. | Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 38–41 рабочей тетради) (П). | ||||
22 | Плетёные орнаменты. Звериный стиль. | Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля (Н). Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов (Н). Изучить материал и выполнить задания на стр. 31 учебника и на стр. 34–35 рабочей тетради (П). | ||||
23 | Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Техника отпечатка. | Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы. Изучить технику отпечатка. Использовать (Н) эту технику в своей работе акварелью (П). Выполнить задания на стр. 32–33 в учебнике и на стр. 36–37 в рабочей тетради. | ||||
24 - 26 | Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. графического панно.«Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица». | Иметь представление о творчестве И. Билибина (Н). Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника (П). Ответить на вопросы на стр. 34–35 учебника. Выполнить графическую работу «Фантастическое дерево» (стр. 42–43 рабочей тетради). Проанализировать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, выполненные И. Билибиным (Н). Выполнить задание на стр. 36–37 в учебнике и на стр. 44–45 в рабочей тетради («Древнерусский витязь и девица-красавица») (П). | ||||
27 - 28 | Из истории искусства. Проект « Древнерусская книга». Как украшали рукописные книги. Современные шрифты. Оформление печатного текста в применением приемов работы на ПК. Древнерусская книга. Что такое буквица, лицевая рукопись. Коллективная работа «Кириллица». | Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси (Н). Выполнить задания на стр. 39 учебника (Н) и на стр. 46–47 рабочей тетради. Коллективный проект «Кириллица». | ||||
29 32 | Художник и театр. Социальный проект «Спектакль для малышей» Как создаётся театральный спектакль. представление о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». Изготовление декорации. Распределение ролей, постановка отрывка. | Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников (П). Ответить на вопросы на стр. 40–41 учебника (Н). Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». Уметь составлять план работы и согласован- но действовать в коллективе (П). | ||||
33 - 34 | Учимся видеть. Русский музей. Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Виртуальная экскурсия. Урок с применением ИКТ-технологий. Музей в нашем городе. Творчество моих земляков. | Знать историю основания Русского музея в Петербурге (Н). Уметь рассказывать о картинах Русского музея (стр. 50–57 учебника). |
Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса
Для реализации цели и задач обучения по данной программе используется УМК издательства «Баласс».
На уроках используются средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
К техническим средствам обучения, которые используются на уроках, относятся:
• ноутбук, интерактивная доска, выход в Интернет;
ЦОР:
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск, упакованный в DVD-box.
- набор презентаций, разработанный учителем к урокам по разделам
- детские презентации www.vik i. rdf.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению по программе "Школа 2100"
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; осно...
Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Система Л.В.Занкова. ФГОС.
В данном материале представлены рабочие программы с развернутым КТП. Указаны возможные виды деятельности обучающихся на уроке. Планирование уроков литературного чтения по учебнику В.Ю. Свиридовой; рус...
Рабочая программа по русскому языку, математике, литературному чтению. 3 кл. Обучение на дому по программе Школа России
Календарно - тематическое планирование...
Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии 2класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии для 2класса...
Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изо, технологии для 2 класса Школа 2100
Рабочие программы для 2 класса по всем предметам составлены в соответствии с ФГОС с описанием УУД....
Рабочие программы по русскому языку, по литературному чтению, по окружающему миру, по технологии 3 класс "Школа России"
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского яз...
Рабочая программа по русскому языку, математике, литературному чтению.
Рабочие программы....