Рабочая программа по русскому языку 3 класс (по программе В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Л.В.Чеботковой) Пояснительная записка
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Манакова Екатерина Александровна

 

Программа для третьего года обучения предусматривает, что формирование умений и навыков, развитие устной и письменной речи учащихся с самого начала опираются на системные знания школьников в области русского языка. Сделать использование языковых средств в речи ребенка осознанным. Научить его оценивать их  соответствие природе языка и его нормам, а также с точки зрения уместности в различных ситуациях языкового общения, развивать то, что называют чувством языка и что является непременным условием языковой, а значит, и общей культуры человека, - все это возможно на основе истинных знаний о языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn._rus_yaz_3_kl_tani.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку

3 класс

(по программе В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Л.В.Чеботковой)

Пояснительная записка

    Рабочая  Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта;

- на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку Е.В.Восторговой, Л.В.Чеботковой.

- Программы по русскому языку к учебникам Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В., Чеботковой Л.В. Русский язык. 3 класс (1-4). Части 1 и 2. – Томск: Пеленг, 2007

Программно-методические материалы: Русский язык: 3 класс/ М.:Вита-Пресс, 2008.- с.8-19

- на основе новых СанПиН нормах « Санитарно – эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»( от 29.12.2010г.);

- на основе методических рекомендаций Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры;

- на основе  разработанных ОУ образовательной программы школы и  программы развития школы « Наша новая школа».

Данная программа определяет  общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения (предмет), которые определены ФГОС , Законом РФ « Об образовании» ( статьи №14, 32).

Количество учебных часов

В год – 170, 34 недели по 5 уроков (в том числе на развитие речи  - 18 часов)

В неделю – 5 часов

 Сопоставление Примерной программы с авторской показало, что все разделы представлены автором полно.  Рабочая программа разработана для обучения детей по программе развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова с учетом конкретизации содержания образовательного стандарта, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Она построена с учетом того, что традиционно определяемые дидактические цели достигаются в развивающем обучении в связи с развитием способностей младшего школьного возраста, прежде всего способности мыслить, воспитанием его интересов, становлением как личности.

 Программа для третьего года обучения предусматривает, что формирование умений и навыков, развитие устной и письменной речи учащихся с самого начала опираются на системные знания школьников в области русского языка. Сделать использование языковых средств в речи ребенка осознанным. Научить его оценивать их  соответствие природе языка и его нормам, а также с точки зрения уместности в различных ситуациях языкового общения, развивать то, что называют чувством языка и что является непременным условием языковой, а значит, и общей культуры человека, - все это возможно на основе истинных знаний о языке.

   Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием.

    Изучение русского языка в третьем классе начальной школы с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  1.  развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развития интуиции и «чувства языка»;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  4. воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

    Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  1. развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  2. формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  3. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Основное содержание программы и контроль уровня обученности.

1. Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2 классе) – 25 часов

      Постановка орфографической задачи является первой в основной, орфографической,  части начального курса русского языка. Содержание подчинено задаче воспитания учащихся орфографической зоркости, формирования умения определять по ходу письма все имеющиеся в тексте орфограммы слабых позиций и избегать ошибок, пропуская буквы на месте этих орфограмм, Это умение формируется на основе усвоения понятия о позиционном чередовании звуков, их сильных и слабых позициях.

Для реализации этого содержания  учащиеся должны:

Иметь представление:

- способы проверки разных типов орфограмм в значимых частях слова, соответствующие закону русского письма; - способы проверки разных типов орфограмм в значимых частях слова, соответствующие закону русского письма

- способы проверки разных типов орфограмм в значимых частях слова, нарушающих закон русского письма;

-  буква как знак  фонемы;

-морфема как наименьшая значимая часть слова.

Знать:

-отличие словоизменения от словообразования;

-значение основы (что слово называет) и значения, которые выражаются окончанием (грамматические значения);

-образование слов с помощью приставок и суффиксов;

-проверка орфограмм в корне, в приставке, суффиксе;

Уметь:

-выделять значимые части слова:

-изменять форму слова и образовывать новые слова;

-подбирать слова с теми же приставками и с теми же суффиксами;

-проверять орфограммы слабых позиций в значимых частях основы;

Иметь опыт.

-различать в потоке речи звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения;

-писать изложения (3 -7 предложений);

-писать диктанты (40 – 50 слов);

-пользоваться  учебными словарями.

 Контроль. По данной теме предусмотрены следующие работы:

-контрольный диктант – 1час;

- проверочная работа – 2часа;

-тестовая работа -2 часа;

    2. Окончание как значимая часть слова – 30 часов

Именно орфографическое действие является тем предметным действием, в процессе разворачивания и освоения которого создаются благоприятные условия для развития важнейших учебных новообразований в младшем школьном возрасте: умения самостоятельно ставить учебную цель, умения рефлекторно относиться способам своих действий, умения адекватно оценивать свои возможности и видеть границы применения имеющихся способов решения. В чем же состоят особенности нового этапа формирования орфографического действия в 3 классе по сравнению с предыдущим..

Для реализации этого содержания учащиеся должны.

Иметь представление:

- о словоизменении, о словообразовании;

- основные значения падежей;

- род существительных, различия по полу, по формальным признакам;

- слова с одинаковым набором окончаний,

-  окончания – омонимы, окончания – синонимы;

Знать:

- отличие словоизменения от словообразования;

- набор падежей, падежные слова и падежные вопросы;

- четыре набора падежных окончаний существительных;

- алгоритм действий при проверке орфограмм в окончаниях существительных и прилагательных;

-правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных;

Уметь:

- изменять форму слова и образовывать новые слова;

- обозначение фонемы в окончании слова буквой по закону письма;

- определять работу окончаний;

- проверять окончание в словах – предметах, словах – признаках проверочным словом (стена, слон, окно, рожь, пустой).

 Иметь опыт:

-  выделять окончания в словах, обозначающих предмет и признак;

-  правописание слов с непроизносимыми согласными;

- определение морфем в слова, обозначающих предметы и признаки.

 Контроль. По данной теме предусмотрены следующие работы:

-  контрольный диктант – 1час;

-  проверочная работа – 1час;

- тестовая работа -2 часа

- проектная деятельность – 2 часа.

   3. Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям -30 часов

При проверке самых многочисленных орфограмм-орфограмм слабых позиций –учащиеся в первую очередь используют закон письма, согласно которому позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной буквой. Следуя этому закону, дети находят сильную позицию обозначаемого звука в той же части слова(корень, приставка, суффикс, окончание). Таким образом, программа 3 класса предусматривает, что учащиеся должны овладеть орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных правил, а в процессе исследования, обеспечивающего сначала выявление, а затем последовательную конкретизацию фонематического принципа русского письма в отношении всех значимых частей слова. Осуществление детьми этого учебного исследования должно способствовать развитию у них психологических механизмов учебной деятельности.            

  Для реализации этого содержания учащиеся должны.

Иметь представление:

-о словоизменении, о словообразовании;

-слова с одинаковым набором окончаний,

-окончания – омонимы, окончания – синонимы;

Знать:

-четыре набора падежных окончаний существительных;

-алгоритм действий при проверке орфограмм в окончаниях существительных и прилагательных;

-правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных;

Уметь:

-изменять форму слова и образовывать новые слова;

-обозначение фонемы в окончании слова буквой по закону письма;

-определять работу окончаний;

-проверять окончание в словах – предметах, словах – признаках проверочным словом .(стена, слон, окно, рожь, пустой).

 Иметь опыт:

-выделять окончания в словах, обозначающих предмет и признак;

- правописание слов с непроизносимыми согласными;

-определение

Контроль. По данной теме предусмотрены следующие работы:

-контрольный диктант – 1час;

- проверочная работа – 1часа;

-тестовая работа -2 часа.

 4. Нефонемное написание в падежных окончаниях -20 часов

Соответствие написания окончаний закону русского письма Несоответствие закону письма  написаний в окончаниях названий предметов и признаков.

В то же время следует учитывать, что в младшем школьном возрасте эти механизмы возникают и работают в совместно-распределенной деятельности учащихся. Это означает, что ученик на этом этапе может быть субъектом учебной деятельности при условии, что она выполняется как коллективная деятельность. Именно на этом этапе формирования учебной деятельности основной формой организации учебного процесса должна быть  дискуссия

 Для реализации этого содержания учащиеся должны.

Иметь представление:

-о словоизменении, о словообразовании;

-основные значения падежей;

-род существительных, различия по полу, по формальным признакам;

-слова с одинаковым набором окончаний,

-окончания – омонимы, окончания – синонимы;

Знать:

-отличие словоизменения от словообразования;

-набор падежей, падежные слова и падежные вопросы;

-четыре набора падежных окончаний существительных;

-алгоритм действий при проверке орфограмм в окончаниях существительных и прилагательных;

-правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных;

Уметь:

-изменять форму слова и образовывать новые слова;

-обозначение фонемы в окончании слова буквой по закону письма;

-определять работу окончаний;

-проверять окончание в словах – предметах, словах – признаках проверочным словом .(стена, слон, окно, рожь, пустой).

-обозначение фонемы «о» после шипящих  буквами «е», «о»;

 Иметь опыт.

-выделять окончания в словах, обозначающих предмет и признаки;

-правописание  слов с основами на «-ий», в окончаниях которых нарушается закон письма.

Контроль

 Контроль. По данной теме предусмотрены:

- проверочная работа – 2часа;

-тестовая работа -2 часа;

-проектная деятельность – 2час

5. Правописание личных окончаний – 35 часа

Общее грамматическое действия и его выражение в грамматических значениях времени, числа, лица или рода.

Построение грамматической модели слов, обозначающих действия. Введение названия глагол. Неопределённая форма глагола. Основа и окончание неопределённой формы.

Изменение глаголов по временам. Орфограммы в окончаниях прошедшего времени. Написание этих окончаний по сильной позиции. Изменение слов, называющих действие, по лицам и числам. Орфограммы сильных позиций в личных окончаний: буква «ь» на конце слов второго лица ед. числа, буква «ё» после шипящих.

Правописание личных окончаний глаголов. Два набора личных окончаний (первое и второе спряжение). Соответствие написания личных окончаний глаголов основному закону русского письма.

  Для реализации этого содержания учащиеся должны.

Иметь представление:

- о грамматической  модели слов, обозначающих действия;

- о спряжении глагола (1 и 2);

Уметь:

- определять части речи (существительное, прилагательное, глагол)

- выделять в глаголе личные окончания ;

- правописание личных окончаний глаголов,

- «не» с глаголами;

-«ь» после шипящих в окончаниях глаголов второго лица ед. числа.

Иметь опыт:

-повествование с элементами описания;

-употребление в речи предложений, разных по цели высказывания.

По данной теме предусмотрены следующие работы:

-контрольный диктант – 1час;

- проверочная работа – 3часа;

-тестовая работа -5 часа;

-проектная деятельность -1час.

  Содержание развивающего обучения русскому языку в 3 классе и особенности организации такого обучения отражены в учебнике «Русский язык» В.В.Репкина и его соавторов. Этот учебник является важнейшим средством реализации программы по русскому языку в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и в связи с этим имеет особую структуру и специфический методический аппарат. В качестве структурной единицы в учебниках выделен параграф. Компоненты внутренней структуры параграфа отражают модель процесса решения учебной задачи - главного акта учебной деятельности.    Начинается  каждый параграф с текста – постановки, который представляет собой определенный сюжет проблемной ситуации, изложенный в виде диалога между персонажами. Следующий компонент параграфа – основные задания – отражает логику решения поставленной задачи. При их выполнении разворачиваются такие учебные действия (преобразование, анализ, моделирование), в результате осуществления,  которых ученикам удается «открыть» недостающий способ действия. Так как эти задания нацелены на организацию собственной поисковой деятельности учеников, при их выполнении учебники обычно закрыты.

Система орфограмм и способы их проверки – 30 часов

  Упражнения учебника позволяют конкретизировать открытый способ действия, а также проконтролировать осуществленные действия и оценить их. Если задание по силам каждому ученику, лучше, чтобы они выполняли его индивидуально. Если задание может вызвать у некоторых ребят трудности или требует предварительного обсуждения. Лучше предложить детям выполнять его вместе – вдвоем, втроем, вчетвером, т.е. в группе.

  Факультативный материал « Для любознательных»

 Этот материал предусматривает углубление представлений детей о некоторых  языковых явлениях, расширения их лингвистического кругозора, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного выбора.

Систематическая работа по развитию речи учащихся начинается во втором классе и ведется на протяжении всего курса русского языка в начальной школе. В третьем классе находит свое логическое продолжение линия работы с текстом. Написание письма, составление устных и письменных приглашений, поздравлений, их оформление в соответствии с нормами этики учитель сам может определять уровень сложности.

  Предполагается рассматривать содержание каждого раздела программы с двух точек зрения:

  -как разворачивается логика основного лингвистического содержания на данном этапе;

  -каким образом это содержание методически реализовано в заданиях и упражнениях        учебника.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

 по русскому языку за курс 3 класса

К концу третьего класса обучающиеся должны знать:

- части слова: окончание, корень, приставку, суффикс;

- части речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог;

- члены предложения: главные (сказуемое, подлежащее) и второстепенные, однородные    члены предложения;

Уметь:

- производить разбор слова по составу: выделять окончание, корень, приставку и суффикс;

- распознавать части речи по их грамматическим значениям (род, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагательных;  время, число, лицо глаголов);

- устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания;

- производить элементарный синтаксический разбор предложений(определять их вид, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);

- проверять орфограммы слабых позиций в окончаниях имен существительных и прилагательных,

- определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончании;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, предусмотренные программой;

- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст(55 – 60    слов) с изученными орфограммами;

-  соблюдать культуру оформления письменных работ.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  2. работы со словарем (алфавит);
  3. соблюдения орфоэпических норм;
  4. создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  5. овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Учебно-методический комплект

1. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, Издательство «Вита – Пресс»,  Москва, 2007 г.

2. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. 3 класс

(1-4). Части 1 и 2. – Томск: Пеленг, 2007

3. Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 3 – 4 классы (1-4)-

Томск: Пеленг,2007 г.

4. Некрасова Т.В., Старагина И.П. Тексты для списывания. 3 класс. – М.: «Вита – Пресс», 2007.

5.Чеботкова Л.В. Краткий методический комментарий к учебнику русского языка. 3 класс. – Томск: Пеленг,2008; М.: Вита – Пресс, 2008

6. Е.В.Восторгова, Л.В.Чеботкова. Методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса – М.: «Вита – Пресс», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).

Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы "Гармония" для общеобразовательных учреждений. В русском языке и математике соблюдены все требования по колличеству контрольных руб...

Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).

Календарно-тематическое планирование 4 класса составлено по программе "Гармония" для общеобразовательных школ по: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

"Русский язык" индивидуальная надомная программа VIIвид 2-г класс

Рабочая программа по учебному предмету"Русский язык" индивидуальная надомная программа VIIвид +КТП по Шевченко 2-г класс ...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...

Программа по русскому языку «Юный грамотей» Программа рассчитана на детей в возрасте 6-11 лет.

Программа курса «Юный грамотей» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.      Краткое содержание и структура инновации. Данная инновация включает програ...

Рабочая программа 2 класс по программе "21век" русский язык

Содержание учебного предмета «Как устроен наш язык»Фонетика и графика Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрд...